Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Не противоречит федеральному законодательству нормативный правовой акт Ярославской области, предусматривающий выплату компенсации родителям ребенка, не посещающим дошкольное образовательное учреждение в связи с отсутствием свободных мест, либо отсутствием в населенном пункте образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, либо по медицинским показаниям.]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 января 2013 г. № 8-АПГ12-9


Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе

председательствующего Пирожкова В.Н.,

судей Борисовой Л.В. и Еременко Т.И.

при секретаре Голубевой Д.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Изибаева Э.В. о признании частично не действующим п. 2.2 Порядка предоставления ежемесячной выплаты на детей от трех лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, утвержденного приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 10 января 2012 г. № 01-12, по апелляционной жалобе Изибаева Э.В. на решение Ярославского областного суда от 10 октября 2012 г. об отказе в удовлетворении заявления.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Борисовой Л.В., объяснения Изибаева Э.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области Швецовой О.А., возражавшей против отмены судебного акта, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


установила:


приказом Департамента труда и социальной поддержки населения Ярославской области от 10 января 2012 г. № 01-12 утвержден Порядок предоставления ежемесячной выплаты на детей от трех лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее - Порядок), опубликованный в печатном издании "Документ-Регион", 20 января 2012 г., № 3.

Порядок, как указано в его преамбуле, разработан в целях реализации Закона Ярославской области от 28 ноября 2011 г. № 45-з "О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" и устанавливает порядок и условия предоставления ежемесячной выплаты на детей от трех лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения (далее - ежемесячная выплата).

В соответствии с абз. четырнадцатым п. 2.2 Порядка ежемесячная выплата назначается и выплачивается на основании заявления и документов, в числе которых предусмотрена справка из органов местного самоуправления муниципальных образований области, осуществляющих управление в сфере образования, о постановке ребенка на очередь для поступления в дошкольное образовательное учреждение или образовательное учреждение другого типа, реализующее основную общеобразовательную программу дошкольного образования, и об отсутствии на момент обращения за назначением ежемесячной выплаты свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях либо справки об отсутствии в населенных пунктах дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, по форме согласно приложению 1 к Порядку, либо справки врачебной комиссии учреждения здравоохранения о наличии у ребенка медицинских показаний, которые в течение трех месяцев и более препятствуют посещению им указанных учреждений, в том числе специализированных, по форме согласно приложению 2 к Порядку.

Изибаев Э.В., житель г. Ярославля, обратился в суд с заявлением о признании недействующим п. 2.2 Порядка, как не соответствующего положениям ч. 2 ст. 3 Закона Ярославской области от 28 ноября 2011 г. № 45-з "О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей".

Ярославским областным судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого и принятии нового судебного акта об удовлетворении заявления просит в апелляционной жалобе Изибаев Э.В.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд исходил из вывода о том, что нормативный правовой акт принят компетентным органом в пределах предоставленных Департаменту полномочий и не находится в противоречии с актами большей юридической силы.

Указанный вывод суда основан на законе, соответствует материалам дела, и оснований для признания его неправильным не имеется.

Согласно Конституции Российской Федерации общие вопросы воспитания и образования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. "е" ч. 1 ст. 72).

Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования отнесено принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в области образования, а также обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования посредством выделения субвенций местным бюджетам (пп. 2 и 6.1 п. 1 ст. 29). В качестве полномочий органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов названа организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пп. 2 п. 1 ст. 31).

Аналогичные положения приведены в пп. 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ), пп. 11 п. 1 ст. 15 и пп. 11 п. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Кроме того, пп. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ субъектам Российской Федерации предоставлено право на предоставление мер социальной поддержки граждан, имеющих детей.

Законом Ярославской области от 28 ноября 2011 г. № 45-з "О временных мерах социальной поддержки граждан, имеющих детей" (далее - Закон) в качестве меры социальной поддержки граждан, имеющих детей, реализуемой за счет средств областного бюджета, предусмотрена ежемесячная выплата на детей в возрасте от трех до восьми лет, не посещающих дошкольные образовательные учреждения в связи с отсутствием свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, отсутствием в населенном пункте образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного воспитания, либо по медицинским показаниям. Установление порядка назначения и выплаты денежных средств поручено уполномоченному органу исполнительной власти Ярославской области в сфере социальной защиты населения (ст. 3 и 5).

Сравнительный анализ оспариваемого регулирования с Законом и иными актами большей юридической силы подтверждает вывод суда о том, что требование о предоставлении документов, о которых возник спор, не противоречит действующему законодательству, поскольку направлено на установление факта непосещения ребенком дошкольных образовательных учреждений в связи с отсутствием в них свободных мест, либо отсутствием в населенном пункте образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, либо по медицинским показаниям. Кроме того, оспариваемые положения не содержат норм, ограничивающих возраст детей, имеющих право на ежемесячную выплату, по сравнению с тем, что установлен ст. 3 Закона.

Согласно ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и применен закон, подлежащий применению к спорному правоотношению, решение суда является законным и обоснованным.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации


определила:


решение Ярославского областного суда от 10 октября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Изибаева Э.В. - без удовлетворения.