Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Поскольку отказ мотивирован отсутствием свободных мест во всех муниципальных дошкольных образовательных учреждениях района, что не является уважительной причиной и не имеет правового значения для правильного разрешения спора, его нельзя признать законным и обоснованным.]

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 26 апреля 2012 г. по делу № 33-3828/12


Судья: Артеменко И.С.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Мун Г.И.

судей Кравцовой Е.В., Козловской Е.В.

при секретаре М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Р.Е.

на решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 февраля 2012 года, которым постановлено: "Исковое заявление Р.Е. к Администрации, Департаменту по образованию администрации, территориальному управлению Департамента по образованию администрации о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении - оставить без удовлетворения".

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Кравцовой Е.В., выслушав Р.Е., поддержавшую доводы жалобы, Судебная коллегия


установила:


Р.Е. обратилась в суд с иском к Администрации, Департаменту по образованию администрации, территориальному управлению Департамента по образованию администрации о возложении обязанности предоставить место в дошкольном образовательном учреждении, в обоснование своих требований указав, что является матерью Р.В., 2009 года рождения. 28 апреля 2010 года она встала на учет на поступление в МОУ детский сад № района. До настоящего времени ее сыну не предоставлено возможность реализовать свое конституционное право на бесплатное дошкольное образование. территориальное управление Департамента по образованию администрации отказывает в выдаче путевки на поступление в детский сад. Просит обязать территориальное управление Департамента по образованию администрации предоставить путевку на поступление в любое МДОУ района из действующих под №, №, №, №, №, №, №, №, № Р.В., 2009 года рождения, либо иное дошкольное образовательное учреждение, находящееся на разумном отдалении от места проживания, в соответствии с п. 2.4. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.200 года № 91 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.2660-10", в срок до марта 2012 года.

Р.Е. и ее представитель в судебном заседании суда первой инстанции настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Представитель ответчика территориального управления департамента по образованию администрации М.Е. с исковыми требованиям не согласилась, представила письменные возражения, согласно которых предоставление место в детском саду в настоящее время не представляется возможным в связи с большой численностью детей, стоящих на учете в дошкольные учреждения, в том числе в МОУ д/с № района. в группу принято 17 воспитанников, из них 7 человек имеют федеральную льготу.

Представитель ответчика Администрации в судебное заседание суда первой инстанции не явился. Ранее в судебное заседание представителем были представлены возражения с изложением правовой позиции, заключающейся в том, что администрация с исковыми требованиями не согласилась, поскольку очередность предоставления мест в дошкольных учреждениях производится исходя из количества действующих учреждений и мест в дошкольных учреждениях.

Представитель ответчика Департамента по образованию Администрации в судебное заседание не явился, отзыв на исковое заявление не представил.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Р.Е. оспаривая законность и обоснованность решения суда, просит его отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, просить принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Р.Е. в заседании суда апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержала, просила решение суда отменить, постановить новое решение об удовлетворении иска.

Представители ответчиков в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав лиц, участвующих в деле, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Указанное решение суда вышеназванным требованиям закона не соответствует.

Принимая решение об отказе в удовлетворении требований истицы, суд исходил из того, что предоставление несовершеннолетнему Р.В. места в детских садах района приведет к нарушению прав других лиц на общедоступное дошкольное образование.

Данный вывод суда является ошибочным.

В соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

2) организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования;

3)создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;

4)обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

5) учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

Таким образом, организация предоставления дошкольного образования относится к вопросам местного значения муниципального образования.

На территории действует Устав города-, принятый Постановлением Совета народных депутатов от 29 июня 2005 г. №, согласно которому администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления. Администрация является юридическим лицом. Администрация состоит из отраслевых (функциональных) и территориальных структурных подразделений - органов администрации, регистрация которых в качестве юридических лиц осуществляется на основании решения городской Думы об утверждении соответствующего подразделения.

В соответствии с Решением думы от 16.02.2011 г. № в структуру администрации входит Департамент по образованию администрации как отраслевое структурное подразделение администрации.

В силу п. 3 ст. 49 Устава города- принято Постановление совета народных депутатов от 29.06.2005 г. №, в соответствии с которым учредителем муниципальных образовательных учреждений, в том числе автономных образовательных учреждений от имени города выступает структурное подразделение администрации, ведающее образованием, т.е. Департамент по образованию.

Специальным актом, регулирующим отношения по устройству детей в дошкольные учреждения является Приказ комитета по образованию администрации № от 16.02.2009 г. "Об утверждении порядка комплектования муниципальных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на территории ", а с 21.03.2011 г. Приказ комитета по образованию администрации № от 18.03.2011 г. "Об утверждении порядка комплектования муниципальных учреждений, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования на территории ".

Согласно п. 1.4 указанного порядка комплектование МОУ осуществляют комиссии по комплектованию МОУ территориальных управлений комитета по образованию администрации, комиссия по комплектованию МОУ комитета по образованию администрации и руководители МОУ.

Комплектование МОУ осуществляется ежегодно территориальными комиссиями и городской комиссией на основе электронного реестра. Предварительное комплектование (формирование предварительных списков, подтверждение потребности и наличия льгот) осуществляется в период с 15 марта по 15 апреля ежегодно.

Выдача путевок в МОУ на новый учебный год производится комиссиями по комплектованию ежегодно с 15 мая по 15 июня в соответствии с утвержденным графиком выдачи путевок. В период с 30 июня по 30 сентября при наличии свободных мест в МОУ комиссии по комплектованию выдают путевки для доукомплектования МОУ.

Решением Думы от 16 февраля 2011 года № утверждено положение о территориальном управлении Комитета по образованию администрации, в соответствии с которым задачами Территориальное управление осуществляет следующие полномочия: по решению вопросов местного значения в части организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организации предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района, а также организации отдыха детей в каникулярное время; организует предоставление гражданам дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории района.

В данном случае учредителем Муниципального общеобразовательного учреждения на территории района, является территориальное управление департамента по образованию администрации.

Как установлено судом первой инстанции и следует из единого электронного реестра будущих воспитанников МОУ, несовершеннолетний Р.В. поставлен на учет с 28.04.2010 года в МДОУ детский сад № района.

Согласно информационного письма территориального управления департамента по образованию Администрации от 10.11.2011 года за исх. № в детских садах района свободных мест не имеется, поскольку все детские сады района полностью укомплектованы детьми.

Таким образом, несовершеннолетний Р.В. не получил в 2011 году место в дошкольном образовательном учреждении.

Поскольку отказ мотивирован отсутствием свободных мест во всех муниципальных дошкольных образовательных учреждениях района, что не является уважительной причиной и не имеет правового значения для правильного разрешения спора, его нельзя признать законным и обоснованным.

Поскольку обстоятельства имеющие значение для дела, установлены на основании имеющихся материалов, с которыми ознакомлены лица, участвующие в деле, то решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия


определила:


Решение Центрального районного суда г. Волгограда от 13 февраля 2012 года отменить и постановить новое решение.

Обязать территориальное управление Департамента по образованию Администрации предоставить Р.В. 2009 года рождения место в группе полного дня в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории района.