Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает. Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.]

ВОЛГОГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 5 июля 2012 г. по делу № 33-6521/2012


Судья: Забровский Б.Д.

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего - Малышевой И.А.,

судей: Шиповской Т.А., Кузнецовой Г.М.,

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.С.А. к Краснооктябрьскому территориальному управлению департамента по образованию администрации города Волгограда о возложении обязанности

по апелляционным жалобам администрации Волгограда, Департамента по образованию администрации Волгограда на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 03 мая 2012 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Малышевой И.А., объяснения К.С.А., возражавшей против доводов жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда


установила:


К.С.А. обратилась в суд с иском к Краснооктябрьскому территориальному управлению департамента по образованию администрации города Волгограда о возложении обязанности по предоставлению ее ребенку места в детском саду.

В обоснование заявленных требований указала, что 13 января 2010 года ее дочь К.С.Н. была поставлена на учет в департамент по образованию на поступление в детский сад № Краснооктябрьского района г. Волгограда. На сегодняшний день прошло более двух лет, однако до сих пор ей не предоставлена возможность реализовать свое конституционное право на бесплатное дошкольное образование. Несмотря на неоднократные обращения в Краснооктябрьское территориальное управление комитета по образованию администрации города Волгограда ответчик отказывает в выдаче путевки на поступление в детский сад.

Просила суд обязать Краснооктябрьское территориальное управление департамента по образованию администрации Волгограда предоставить К.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения путевку на поступление в любое МДОУ Краснооктябрьского района города Волгограда под №, №, №, либо иное дошкольное образовательное учреждение, находящееся на разумном удалении от места проживания.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционных жалобах администрация Волгограда, Департамент по образованию администрации Волгограда оспаривают законность и обоснованность постановленного судом решения и просят его отменить, ссылаясь на то, что места детям в детские дошкольные образовательные учреждения Волгограда предоставляются в порядке очередности; истице предлагалась возможность предоставления услуг дошкольного образования в группе кратковременного пребывания; что истица обратилась раньше срока за защитой нарушенных прав; количество мест в дошкольных учреждениях ограничено санитарными нормативами, правилами пожарной безопасности; прием К.С.Н. нарушит равенство возможностей для реализации права на образование; возложение обязанности предоставить место К.С.Н. в течение 6 месяцев не основано на законе.

Представители ответчика, третьих лиц в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены в установленном законом порядке.

В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с законом и фактическими обстоятельствами.

Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Между тем таких нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции допущено не было.

Из положений ст. 3 Конвенции о правах ребенка усматривается, что во всех действиях в отношении детей независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание должно уделяться наилучшему обеспечению прав ребенка.

Согласно ч. 1, 2 ст. 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

По смыслу приведенной правовой нормы, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.

В соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципальных районов и городских округов относится, в том числе, организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.

Согласно ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" к образовательным учреждениям относятся, в том числе, дошкольные учреждения.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 31 Закона РФ от 10 июля 1992 № 3266-1 "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования.

В силу ст. 16 указанного закона общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

Правила приема граждан в образовательное учреждение определяются учредителем образовательного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляются в уставе образовательного учреждения.

Согласно ст. 27 Постановления Правительства РФ от 12 сентября 2008 № 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении" порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

В силу п. 3 ст. 49 Устава города-героя Волгограда принято Постановление Волгоградского городского совета народных депутатов от 29 июня 2005 г. № 20/362, в соответствии с которым учредителем муниципальных образовательных учреждений, в том числе автономных образовательных учреждений от имени города выступает структурное подразделение администрации Волгограда, ведающее образованием, т.е. департамент по образованию.

Как видно из материалов дела, К.С.А. является матерью К.С.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

13 января 2010 года К.С.А. было выдано уведомление о том, что К.С.Н. записана в Книге учета будущих воспитанников муниципальных образовательных учреждений.

В 2011 году при проведении комплектования МОУ детского сада № Краснооктябрьского района г. Волгограда она будет извещена о наличии мест в ДОУ для зачисления ребенка.

16 марта 2012 года на обращение К.С.А. о предоставлении ее дочери К.С.Н. места в дошкольном учреждении, начальником Краснооктябрьского территориального управления департамента по образованию администрации Волгограда был дан ответ, из которого следует, что К.С.Н. состоит в едином электронном реестре по МОУ детскому саду № -87 с 13 января 2010 года.

На момент комплектования порядковый номер ее учетной записи в районном списке из 1154-х сверстников - 69-й.

Вопрос о предоставлении места К.С.Н. будет рассматриваться территориальной комиссией по комплектованию детских садов Краснооктябрьского в 2013 году.

На момент рассмотрения дела в суде возраст К.С.Н. составляет 2 года 5 месяцев, с момента постановки на учет будущих воспитанников муниципальных образовательных учреждениях прошло более 2 лет.

Таким образом, основываясь на нормах действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному и обоснованному выводу о том, что орган местного самоуправления в лице Краснооктябрьского территориального управления департамента по образованию администрации города Волгограда обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, то есть в форме посещения им муниципального дошкольного учреждения.

Таких оснований для отказа в предоставлении мест в детском дошкольном общеобразовательном учреждении как полная укомплектованность групп и отсутствие свободных мест, действующее законодательство не предусматривает.

Орган местного самоуправления обязан принимать меры к увеличению числа дошкольных образовательных учреждений либо вместимости существующих образовательных учреждений.

Доводы жалобы администрации Волгограда том, что истица обратилась раньше срока за защитой нарушенных прав и прием К.С.Н. нарушит равенство возможностей для реализации права на образование, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку основаны на неверном толковании закона, прямо возлагающим на орган местного самоуправления обязанность по организации дошкольного образования.

Доводы администрации Волгограда о том, что места детям в детские дошкольные образовательные учреждения Волгограда предоставляются в порядке очередности, не могут повлечь отмену судебного акта, так как государство гарантирует своим гражданам общедоступность дошкольного образования, как одну из важнейших социальных гарантий.

Доводы апелляционных жалоб о том, что истице предлагалась возможность предоставления услуг дошкольного образования в группе кратковременного пребывания, не имеют правового значения, поскольку не исключают возможность истца выбора дошкольного образовательного учреждения, с учетом места проживания, работы или иных факторов.

Доводы Департамента по образованию администрации Волгограда о том, что возложение обязанности предоставить место К.С.Н. в течение 6 месяцев не основано на законе, не влекут отмену судебного акта, поскольку в силу ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


определила:


решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 03 мая 2012 года оставить без изменения, апелляционные жалобы администрации Волгограда, Департамента по образованию администрации Волгограда - без удовлетворения.