Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  
[Заявление о признании противоречащими федеральному законодательству Закона Республики Алтай от 28.06.2000 и п. 1 постановления Правительства Республики Алтай от 26.12.2000 удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые нормативные акты ущемляют и ограничивают права граждан по признакам национальной и языковой принадлежности, кроме того, оспариваемый Закон Республики принят с нарушением процедуры обнародования и вступления в силу нормативных актов субъектов РФ]

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 11 сентября 2001 года


Дело № 52-Г01-7


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:


председательствующего Нечаева В.И.,

судей Харланова А.В.,

Василевской В.П.


рассмотрела в судебном заседании от 11 сентября 2001 г. кассационную жалобу Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай на решение Верховного Суда Республики Алтай от 28 июня 2001 г. по заявлению прокурора о признании нормативных правовых актов противоречащими федеральному законодательству.

Заслушав доклад судьи Василевской В.П. и заключение прокурора Власовой Т.А. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия


установила:


прокурор Республики Алтай обратился в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики от 28.06.2000 "О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Алтай "Об образовании в Республике Алтай" в связи с неподписанием его Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики Алтай и, кроме того, внесенное им в Закон "Об образовании в Республике Алтай" дополнение о том, что "алтайский язык, имеющий государственный статус на территории Республики Алтай, является обязательным для изучения детьми - учащимися алтайской национальности в образовательных учреждениях", нарушает права граждан Республики на свободу выбора и использование языка общения независимо от их национальной принадлежности.

Одновременно по этим основаниям прокурор просил признать противоречащим федеральному законодательству и п. 1 постановления Правительства Республики № 374 от 26.12.2000 "О введении обязательного изучения родного языка детьми-алтайцами", которым с 1 сентября 2001 г. в образовательных учреждениях Республики введено обязательное изучение родного языка детьми-алтайцами.

Решением Верховного Суда Республики Алтай от 28 июня 2001 г. заявление удовлетворено.

В кассационной жалобе Государственное Собрание - Эл Курултай Республики Алтай просит об отмене решения по мотиву его незаконности.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, оснований для ее удовлетворения не находит.

Вывод суда о несоответствии федеральному законодательству Закона Республики Алтай "О внесении изменения и дополнения в Закон Республики Алтай" "Об образовании в Республике Алтай", а также п. 1 постановления Правительства Республики Алтай "О введении обязательного изучения родного языка детьми-алтайцами" является правомерным, он основан на положениях Конституции Российской Федерации (ст. ст. 68, 19, 55, 26) и Конституции Республики Алтай (ст. ст. 13, 25), правильном применении и толковании норм Закона РСФСР "О языках народов Российской Федерации", Закона РФ "Об образовании", согласно которым не допускается какое-либо ущемление и ограничение прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, создание препятствий в свободном выборе языка общения, воспитания, обучения и творчества, устанавливать ограничения или привилегии при использовании того или иного языка (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Кроме того, как обоснованно указано судом, оспариваемый Закон Республики принят с нарушением процедуры, установленной ст. 8 Закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", не подписан высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации - Главой Республики Алтай, Председателем Правительства Республики.

Изложенные в кассационной жалобе доводы о соответствии оспариваемых правовых нормативных актов федеральному законодательству судом обсуждались и правомерно признаны необоснованными.

Решение суда в обжалуемой его части является законным и оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 294, 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия


определила:


решение Верховного Суда Республики Алтай от 28 июня 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного Собрания - Эл Курултай Республики Алтай - без удовлетворения.