Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 107. Признание образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве


Комментируемая Статья устанавливает регламентацию деятельности по «признанию в Российской Федерации документов об образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве». Предметом признания являются «образование» (документы об образовании) и (или) «квалификация», полученные в результате обучения в образовательных организациях иностранных государств, официально рассматриваемых в этих государствах в качестве составной части их национальной системы образования. Наличие в скобках предлога «или» означает, что законодатель специально имеет в виду ситуации, когда получение образования не обязательно сопровождается получением квалификации, в частности, по окончании средней общеобразовательной школы. Необходимо отметить, что Закон № 273 определил новые подходы к признанию иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации, исключив из формулировки понятие «документ», что более соответствует международным нормам в области признания и делает процедуру более гибкой.

При осуществлении признания иностранных образовательных документов всегда выносится официальное суждение (дается официальная оценка) о возможности признания иностранного диплома, и тем самым, так или иначе, затрагиваются интересы страны, в которой получен рассматриваемый документ. Вследствие этого проблема признания квалификаций, независимо от способов и механизмов ее решения, всегда имеет международный характер. Соответственно, различают международные (внешние) и национальные (внутренние) нормативно-правовые механизмы признания.

1. В части 1 комментируемой Статьи законодатель устанавливает международный и национальный уровни правового регулирования процедур признания образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве:

- международные договоры Российской Федерации, регулирующие вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - международные договоры о взаимном признании),

- законодательство Российской Федерации.

На сегодняшний день насчитывается около 100 международных договоров о взаимном признании, полноправным участником которых является Российская Федерация, что однозначно свидетельствует о значимости проблемы признания для всего комплекса вопросов международного образовательного сотрудничества. Международные договоры о взаимном признании, в свою очередь, подразделяются на две основные группы, существенно различающиеся по своему содержанию и назначению.

Первую группу составляют двусторонние договоры (соглашения, протоколы) о взаимном признании документов об образовании, заключаемые странами, между которыми происходит интенсивный обмен студентами. Двусторонние межправительственные соглашения, как правило, устанавливают согласованные соответствия между определенными уровнями образования и квалификациями и дают обладателям документов об образовании возможности для продолжения образования или профессиональной деятельности. Основу этих соглашений составляют статьи, в которых перечисляются конкретные взаимно признаваемые дипломы, свидетельства, ученые степени или звания двух стран. Ключевое место в этих соглашениях всегда занимает статья о взаимном признании документов о среднем общем образовании, дающих доступ к высшему образованию. Наличие двустороннего соглашения о признании облегчает осуществление признания, а в ряде случаев сводит его к относительно простой процедуре.

Иногда подобные межправительственные соглашения о признании заключаются не между двумя, а между несколькими странами, обычно между странами со схожими системами образования, и тогда эти соглашения становятся многосторонними. При этом их назначение (сопоставление конкретных уровней образования и квалификаций) остается таким же, как и в случае двусторонних соглашений.

Существует значительное число стран, в том числе многие развитые страны, которые по тем или иным причинам относительно редко заключают соглашения о признании квалификаций с другими странами или не заключают их вовсе. Это объясняется, во-первых, трудностями, возникающими при разработке данных соглашений в случаях, когда каждая из сторон по-разному оценивает уровни сопоставляемых квалификаций, и вследствие расхождения позиций заключение соглашения становится невозможным. Во-вторых, в силу сложившихся традиций ряд стран вообще не заключают подобных соглашений, т.к. осуществление признания в них относится к компетенции высших учебных заведений, обладающих в этом вопросе полной автономией. Так обстоит дело, например, в США, Великобритании, Канаде.

В ситуации, когда между заинтересованными странами отсутствуют двусторонние (или многосторонние) правительственные соглашения о взаимном признании, используются международные конвенции о признании квалификаций, которые объединяют, как правило, страны отдельных регионов.

В отличие от двусторонних (или многосторонних) соглашений, имеющих конкретно-прикладную направленность, общим признаком конвенций является их рамочно-концептуальный характер. В конвенциях о признании обычно формулируются общие принципы и правила осуществления признания, а также определения ключевых терминов, относящихся к процедуре признания. Конвенции не включают в себя сопоставления уровней конкретных образовательных квалификаций, и в этом смысле они не являются, в отличие от двусторонних соглашений, нормативными правовыми актами прямого действия. На основе международных конвенций формируется правовая база национальных механизмов признания, разрабатываются в отдельных странах нормы и процедуры осуществления признания документов об образовании, полученных за рубежом.

Российская Федерация как правопреемница СССР унаследовала международные договоры и соглашения, заключенные до 1991г., включая те, которые затрагивают сферу признания. В их числе: Европейская и Азиатско-Тихоокеанская региональные конвенции ЮНЕСКО и 54 двусторонних межгосударственных соглашений о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании. Почти все двусторонние соглашения были заключены с развивающимися и бывшими социалистическими странами, из которых в СССР традиционно направлялись крупные контингенты студентов. Практически все эти правовые акты нуждались в пересмотре в связи с изменением за прошедшие годы структуры уровней образования и квалификаций, как в России, так и в странах-партнерах. Некоторые из них не могут применяться вследствие причин геополитического характера. За период 1992–2014 гг. Россия заключила несколько десятков пересмотренных и новых двусторонних соглашений и стала участницей более десяти международных конвенций и многосторонних соглашений по вопросам признания.

До недавнего времени практически не существовала нормативная база для решения вопросов признания с развитыми странами, так как только с двумя из них – с Испанией и с Финляндией – в конце 1980-х годов были подписаны соглашения о взаимном признании дипломов, причем они существенно ограничены по охвату сопоставимых уровней обучения. В последующем Российская Федерация подписала ещё несколько двусторонних договоров, в частности, ограниченное соглашение с Грецией.

Определенное продвижение в решении проблемы признания российских квалификаций за рубежом, в частности, в развитых странах, произошло 12 мая 2003г., когда от имени правительств РФ и Франции было подписано двустороннее соглашение о признании диплома российского кандидата наук и диплома французского доктора в качестве документов, подтверждающих «наличие компетенций одного уровня». Данный факт, тем не менее, касался только послевузовского образования, признание квалификаций которого осуществлялось относительно проще по сравнению с дипломами других уровней.

В настоящее время можно ожидать существенного сдвига в ситуации с решением вопроса взаимного признания российских и иностранных образовательных квалификаций. Этому будет способствовать состоявшееся 29 июня 2015 г. подписание полномасштабного Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней. В документе обе стороны сформулировали согласованные позиции о сопоставимости всех основных уровней образования и соответствующих квалификаций, включая уровни российской степени кандидата наук и французской степени доктора.

        В Письме МИД России от 19 июня 2012 г. № 9333/дп «О международных договорах о признании документов об образовании» представлены перечни двусторонних и многосторонних договоров с участием Российской Федерации, которые считаются действующими на период составления указанного Письма. В нем перечислены 80 двусторонних договоров о признании иностранных документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, включая, например, подписанные в 2010 г. и вступившие в силу двусторонние соглашения с Венесуэлой, Вьетнамом, Кубой.

В числе многосторонних действующих договоров по вопросам признания в Письме МИД указаны раздельными группами многосторонние договоры, изначально заключенные в рамках ЮНЕСКО и (или) Совета Европы, и многосторонние договоры между странами-участниками СНГ и ЕАЭС.

К первой группе многосторонних договоров о признании относятся:

- Конвенция о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонская), от 11 апреля 1997 года (вступила в силу для России 01.07.2000);

- Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского обучения от 6 ноября 1990 года (вступила в силу для России 01.01.1997);

- Региональная конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана от 16 декабря 1983 года (вступила в силу для России 16.12.1990);

- Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы от 21 декабря 1979 года (вступила в силу для России 26.02.1982);

- Международная конвенция о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты от 7 июля 1978 года (вступила в силу для России 28.04.1984);

- Конвенция о взаимном признании эквивалентности документов об окончании средних, средних специальных и высших учебных заведений, а также документов о присвоении учебных степеней и званий от 7 июня 1972 года (вступила в силу для России 30.01.1975);

- Протокол к Европейской конвенции об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты от 3 июня 1964 года (вступил в силу для России 18 октября 1999 года);

- Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций от 14 декабря 1959 года (вступила в силу для России 18.10.1999);

- Европейская конвенция об эквивалентности сроков обучения в университетах от 15 декабря 1956 года (вступила в силу для России 17.09.1999);

- Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты от 11 декабря 1953 года (вступила в силу для России 17 сентября 1999 года).

Группа многосторонних договоров между странами-участниками СНГ и ЕАЭС включает в себя:

- Соглашение о сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического сообщества в области образования от 11 декабря 2009 года (вступило в силу для России 14.04.2011; участники: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан);

- Соглашение о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях в государствах - членах Евразийского экономического сообщества от 27 сентября 2005 года (вступило в силу для России 27.09.2005; участники: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Таджикистан);

- Соглашение о взаимном признании эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании от 15 сентября 2004 года (вступило в силу для России 27.09.2005; участники: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан);

- Протокол о внесении изменений и дополнений в Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях от 24 ноября 1998 года, подписанный в Москве 26 февраля 2002 года (вступил в силу для России 27.04.2003; участники: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан);

- Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Российской Федерации о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, подписанное в Москве 24 ноября 1998 года (вступило в силу для России 01.10.1999; участники: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан (присоединилась к Соглашению 27.04.2003);

- Соглашение о предоставлении равных прав гражданам государств -участников Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях от 29 марта 1996 года на поступление в учебные заведения от 24 ноября 1998 года (вступило в силу для России 15.09.1999; участники: Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан);

- Соглашение о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров от 6 марта 1998 года (вступило в силу для России 06.03.1998; участники: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Российская Федерация, Республика Таджикистан);

- Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства Содружества Независимых Государств от 17 января 1997 года (вступило в силу для России 19.06.2001; участники: Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан);

- Соглашение о принципах признания и нострификации документов об ученых степенях, сопоставимости ученых степеней от 17 мая 1993 года (вступило в силу 17.05.1993; участники: Азербайджанская Республика, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина);

- Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 года (вступило в силу 15.05.1992; участники: Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина).

Наряду с указанными выше многосторонними и двусторонними международными договорами имеется также более 10 рекомендаций по вопросам признания, принятых авторитетными международными организациями, членом которых является Россия. Не будучи юридически обязательными, как конвенции и двусторонние соглашения, рекомендации, принятые на основе консенсуса государств-участников, являются международными правовыми актами, выполнение которых обычно предусматривается в целях образовательной политики отдельных стран. В их числе: рекомендации по вопросам признания, представленные ЮНЕСКО, Советом Европы, Межправительственным комитетом Лиссабонской конвенции о признании, а также рекомендации, принятые на конференциях национальных информационных центров по академической мобильности и признанию (сеть ENIC/NARIC).

Национальный уровень правового регулирования деятельности, связанной с признанием образования и (или) квалификации, полученных в образовательной организации иностранного государства, представлен основными положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и непосредственно положениями комментируемой Статьи. Также в нормативно-правовую основу признания образования включены акты, принимаемые на уровне Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки.

2. В части 2 комментируемой статьи сформулировано развернутое определение понятия «признание в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации». В данном определении установлено понимание основных содержательно-целевых установок деятельности по осуществлению признания.

Сущность (назначение) этой деятельности должна пониматься как «официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации». В практическом плане это предусматривает, наряду с подтверждением подлинности и действенности представленных иностранных документов, установление соответствия (или несоответствия) уровня образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, относительно структуры уровней образования и квалификаций, принятой в Российской Федерации.

Непосредственными целями осуществления признания является «обеспечение доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации».

Осуществление признания предполагает также «предоставление… академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав». При этом «обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании».

Следует отметить, что установленное в части 2 комментируемой Статьи определение признания однозначно соответствует определению соответствующего понятия, приведенному в Лиссабонской конвенции, являющейся на сегодняшний день общепринятой в мировом масштабе исходной правовой основой для регулирования не только проблем признания, но и международного образовательного сотрудничества в целом.

3. В части 3 статьи 107 устанавливаются две категории иностранного образования и (или) иностранных квалификаций, для которых в Российской Федерации предусмотрен относительно упрощенный порядок признания. К ним относятся:

- «иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании». Имеются ввиду двусторонние и многосторонние договоры и соглашения о признании с участием Российской Федерации, в которых договаривающиеся страны согласованно установили соответствие конкретных уровней образования и конкретных квалификаций. Список действующих в отношении РФ соглашений о признании с указанием реквизитов для воспроизводства их текстов приводится в Письме МИД России от 19 июня 2012 г. № 9333/дп «О международных договорах о признании документов об образовании», а также на информационных сайтах МИД России, Минобрнауки России, Национального информационного центра по вопросам признания образования и (или) квалификаций, ученых степеней и званий, полученных в иностранном государстве;

- «иностранное образование и (или) иностранная квалификация,…полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации». Критерии включения иностранных образовательных организаций в данный перечень установлены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 660 «О порядке включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации» (вместе с Правилами включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации).

Указанным Постановлением утверждены следующие критерии включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации:

1) иностранная образовательная организация входила и (или) входит в одну из первых 300 позиций академического рейтинга университетов мира (Academic Ranking of World Universities), всемирного рейтинга университетов (QS World University Rankings) и рейтинга университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings) одновременно;

2) иностранная образовательная организация не располагается на территориях государств, с которыми заключены международные договоры РФ, регулирующие вопросы признания и (или) установления эквивалентности образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве и подтвержденных соответствующими документами, и обеспечивающие доступ обладателей таких документов к получению образования и осуществлению профессиональной деятельности в РФ.

Минобрнауки РФ осуществляет сбор информации о вхождении иностранных образовательных организаций в академический рейтинг университетов мира (Academic Ranking of World Universities), всемирный рейтинг университетов (QS World University Rankings) и рейтинг университетов мира Таймс (The Times Higher Education World University Rankings) на официальных сайтах рейтингов в сети Интернет.

Минобрнауки РФ формирует проект перечня в соответствии с критериями включения иностранных образовательных организаций в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в РФ, который утверждается распоряжением Правительства РФ (см. утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.09.2013 г. №1694-р Перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации, признаваемые на территории Российской Федерации).

4. В части 4 статьи 107 законодатель установил, что признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации, которые не соответствуют критериям для применения упрощенного порядка признания, предусмотренным частью 3 комментируемой статьи, «осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, на основе экспертизы». Данное положение фиксирует, таким образом, следующие ключевые моменты осуществления признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации:

- централизованный характер осуществления признания;

- исполнительный орган (Рособрнадзор), ответственный за осуществление признания;

- проведение экспертизы в качестве основания для осуществления признания.

Далее сформулированы требования к экспертизе, в рамках которой должны быть проведены:

- оценка уровня образования и (или) квалификации,

- определение равноценности академических и (или) профессиональных прав, предоставляемых их обладателю в иностранном государстве, в котором получены образование и (или) квалификация, и прав, предоставленных обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, которые получены в Российской Федерации.

Специальный Административный регламент, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2013 № 1391, устанавливает практические процедуры осуществления признания, включая порядок проведения экспертизы. В настоящее время ФГБУ "Главэкспертцентр" обеспечивает полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по признанию документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации и в рамках реализации статьи 4 возможна подача заявления на признание иностранного образования как лично в «Главэкспертцентре», так и через личный кабинет на сайте nic.gov.ru и   через портал государственных услуг.

5. Как установлено в части 5 комментируемой статьи, по результатам экспертизы федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, принимается решение о признании или решение об отказе в признании. При этом предусматривается также признание иностранного образования в качестве периода обучения по образовательной программе определенного уровня, с правом на продолжение обучения по данной образовательной программе в Российской Федерации. Рособрнадзор отказывает заявителю в предоставлении государственной услуги по признанию по следующим основаниям:

представлены документы, подтверждающие иностранное образование и (или) иностранную квалификацию, которые не признаются в государстве, на территории которого получены образование и (или) квалификация;

заявителем представлены документы, содержащие недостоверную и (или) искаженную информацию;

иностранная образовательная программа, указанная в документе об образовании, не соответствует образовательным программам, реализуемым в Российской Федерации, либо образование получено в форме, не предусмотренной в Российской Федерации для освоения образовательных программ такого уровня и направленности;

отсутствие ответа на повторный запрос в образовательную организацию, в которой получено иностранное образование и (или) иностранная квалификация, и (или) в орган управления в сфере образования, в ведении которого находится указанная образовательная организация.

6. В случае положительного решения выдается свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

Форма свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и Технические требования к нему утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 22 августа 2013 г. N 975 "Об утверждении формы свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и технических требований к нему". Свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации является защищенной от подделок полиграфической продукцией уровня защищенности "A" и изготавливается по единому образцу в установленном законодательством РФ порядке.

Свидетельство представляет собой бланк форматом 210 x 297 мм. Цветовой фон лицевой и оборотной стороны свидетельства - сине-голубой, выполненный с применением ирисовых раскатов вертикального расположения, переходящих из голубого в розовый и обратно в голубой.

В центре лицевой стороны оригинальная композиция, включающая одноцветное изображение Государственного герба Российской Федерации без геральдического щита, выполненное с переменными свойствами заполнения и раскопировкой линий.

7. Установлено, что уплата государственной пошлины за выдачу свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и дубликата указанного свидетельства производится в размере и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ с 1 января 2015 г. размер взимаемой государственной пошлины за выдачу Свидетельства о признании документа иностранного государства об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации (за одно Свидетельство) составляет 6500 рублей, а выдачу дубликата – 300 рублей.  (Федеральный закон № 221-ФЗ от 21 июля 2014 «О внесении изменений в главу 25.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»).

8. Определен порядок представления документа об уплате пошлины за выдачу свидетельства о признании в случае подачи заявления о признании в форме электронного документа.

Начиная с 2016 года, на портале ФГБУ «Главэкспертцентр» реализован механизм on-line оплаты государственной пошлины.   

9. В случае подачи заявления о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации в форме электронного документа через Портал государственных услуг или on-line подачу на сайте, то оригиналы документа об образовании, а также нотариально удостоверенные переводы этих документов предоставляются при получении Свидетельства.

10. Установлено, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, которым в настоящее время является Министерство образования и науки Российской Федерации, определяет:

- перечень документов, прилагаемых к заявлению о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации,

- порядок и сроки проведения экспертизы иностранного образования и (или) иностранной квалификации,

- форму свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и технические требования к нему.

Основанием для предоставления государственной услуги является направление заявителем в Рособрнадзор (ФГБУ «Главэкспертцентр») заявления о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - заявление) с приложением необходимых документов.

К заявлению прилагаются следующие документы:

а) оригинал документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему (если последнее предусмотрено законодательством государства, в котором выдан такой документ);

б) копия документа, удостоверяющего личность заявителя, и заверенный в установленном порядке перевод на русский язык (если документ составлен на иностранном языке) документа, удостоверяющего личность заявителя;

в) копия документа, удостоверяющего личность обладателя иностранного образования и (или) иностранной квалификации, и заверенный в установленном порядке перевод на русский язык (если документ составлен на иностранном языке) документа, удостоверяющего личность обладателя иностранного образования и (или) иностранной квалификации (в случае, если обладатель иностранного образования и (или) иностранной квалификации не является заявителем);

г) заверенный в установленном порядке перевод (или заверенная в установленном порядке копия в случае, если документ полностью дублируется на русском языке) документа об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему, включая перевод печатей, имеющихся на документе об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации и приложения к нему;

д) доверенность, выданная в установленном порядке (в случае, если заявителем является лицо, уполномоченное обладателем иностранного образования и (или) иностранной квалификации или его законным представителем), и заверенный в установленном порядке перевод доверенности на русский язык (если документ составлен на иностранном языке).

Заявитель может представить дополнительные доказательства своего иностранного образования и (или) иностранной квалификации, в том числе документы, подтверждающие обучение и получение иностранного образования и (или) иностранной квалификации, наличие лицензии и (или) аккредитации (аттестации) образовательной программы и (или) организации, выдавшей документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, других форм официального признания иностранной организации, выдавшей документ об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, в том числе и о профессиональных навыках. Срок предоставления государственной услуги не превышает 45 календарных дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги и прилагаемых к этому заявлению документов к рассмотрению по существу. Срок предоставления государственной услуги может быть продлен не более чем на 45 календарных дней в случае направления запроса в образовательную организацию, в которой получено иностранное образование и (или) иностранная квалификация, и (или) в орган управления в сфере образования, в ведении которого находится указанная образовательная организация. Таким образом, общий срок предоставления государственной услуги по признанию не должен превышать 90 дней.

11. Определены образовательные организации высшего образования, которым в соответствии с законом предоставляется право самостоятельно осуществлять в установленном ими порядке признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации в случае их   несоответствия условиям упрощенного порядка признания, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. К этим образовательным организациям относятся:

-   Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова;

-   Санкт-Петербургский государственный университет;

-   образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория «федеральный университет» (10 вузов – в 2015 году прибавился Крымский федеральный университет) или «национальный исследовательский университет» (29 вузов);

- федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации и которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.

Самостоятельное осуществление признания указанными вузами допускается только в целях организации приема на обучение в эти организации, а также доступа к осуществлению в них профессиональной деятельности лиц, которые имеют иностранное образование и (или) иностранную квалификацию, подлежащие признанию на основе экспертизы.

Следует отметить, что Законом перечисленным категориям образовательных организаций предоставлено право, а не обязанность, самостоятельного   признания иностранного образования. Поэтому сегодня ряд перечисленных ВУЗов не воспользовались этим правом, другие реализовали его только в части академического признания, большинство утвердили собственные порядки признания иностранного образования.

Указанные образовательные организации высшего образования обязаны представить в Национальный информационный центр информацию об установленном ими порядке признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации. С этой информацией можно познакомиься на портале Национального информационного центра – nic.gov.ru

12. В ч. 12 комментируемой статьи подчеркивается, что признание иностранного образования и (или) иностранной квалификации в Российской Федерации не освобождает их обладателей от соблюдения установленных законодательством Российской Федерации общих требований к приему в образовательные организации или на работу.

Это положение, закрепленное в Лиссабонской конвенции, имеет целью исключение необоснованных преимуществ для обладателей иностранного образования и (или) квалификации по сравнению с лицами, имеющими российское образование и (или) квалификацию.

Иностранные граждане, прибывающие в Российскую Федерацию для обучения или осуществления профессиональной и трудовой деятельности, прежде всего, должны соблюдать миграционные правила: иметь при себе документы, которые подтверждают право на законное пребывание на территории Российской Федерации. Правоотношения, которые возникают в связи с нахождением иностранного гражданина в Российской Федерации и осуществлением им трудовой, профессиональной, предпринимательской или иной деятельности на территории Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

Следует обратить внимание на то, что российским законодательством предусмотрены дополнительные условия доступа к некоторым профессиям. Так для осуществления профессиональной деятельности по ряду специальностей необходимо выполнение определенных требований или получения соответствующей квалификации (так называемые в международном праве регулируемые профессии). К таким профессиям относятся медицинские, педагогические, частично юридические (судьи, работники прокуратуры, нотариусы и т.д.), транспортные (летный персонал, железнодорожный транспорт, судоходство и т.п.) специальности и другие.

Обладателям таких специальностей для трудоустройства на территории Российской Федерации необходимо помимо процедуры признания иностранного образования пройти дополнительную процедуру допуска к профессиональной деятельности, которая осуществляется профильными ведомствами (Росздравнадзор, Росавиация, Нотариальная палата и др.) на основании соответствующих нормативных правовых актов и может включать как дополнительное обучение и сдачу экзамена, так и установление соответствующих категории, уровня квалификации, специализации и т.д.

Также необходимо отметить, что законодательством в сфере образования установлены определенные требования к порядку и правилам приема на обучение в образовательные организации (чч. 8, 9 ст. 55 комментируемого закона). Эти требования обязательны для выполнения всеми поступающими на обучение, не зависимо от того, на основании какого предыдущего образования они поступают – российского или иностранного. В этом смысле признание иностранного образования для его обладателей выступает дополнительным условием реализации права на продолжение обучения наряду с выполнением всех общих требований, а не подменяя их.

13. Документы об иностранном образовании и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Имеется ввиду необходимость наличия официального подтверждения документов (в форме консульской легализации или апостиля) в случае, если страна происхождения представленных документов об образовании и (или) квалификации не является участником международного (с участием России) договора, согласно которому его участники совместно отказываются от требования легализации (см.комментарий к ст.106).

14. Функции информационного обеспечения признания в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации возлагаются на Национальный информационный центр, создание которого   предусмотрено Лиссабонской конвенцией во всех странах-участниках (Раздел IX. Статья IX-2). В частности, в Конвенции сказано «Признавая необходимость в соответствующей, точной и обновленной информации, каждая Сторона создает национальный информационный центр или поддерживает уже существующий и уведомляет о его создании и о любых касающихся его изменениях одного из депозитариев»

Согласно Распоряжению Правительства Российской Федерации от 27.02. 2014 г. №272-р в качестве уполномоченной организации, осуществляющей функции национального информационного центра по информационному обеспечению в Российской Федерации признания образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий определено федеральное государственное научное учреждение «Главный государственный экспертный центр оценки образования».

С внесением изменений в 2013 году в Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» функции Национального информационного центра расширены – добавлено информационное обеспечение по вопросам признания ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве (распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2014 г. № 272-р).

Лиссабонской конвенцией определены следующие функции национального информационного центра в каждой стране:

представительство страны-участницы Лиссабонской конвенции в Европейской сети национальных информационных центров, занимающихся вопросами академической мобильности и признания (сеть ЕНИК);

облегчение доступа к достоверной и точной информации относительно системы высшего образования и квалификаций страны-участницы;

облегчение доступа к информации относительно систем высшего образования и квалификаций высшего образования других стран, являющихся Сторонами Конвенции;

обеспечение консультирования и информирования по вопросам признания и оценке квалификаций в соответствии с национальными законами и регламентацией.

15. Установлены три основные задачи деятельности Национального информационного центра (подробно прописаны в ч.15 комментируемой Статьи):

1) обеспечение бесплатного консультирования граждан и организаций по вопросам признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации;

2) размещение на своем сайте в сети "Интернет" всеобъемлющей информации о видах и уровнях образования в Российской Федерации, о профессионально-квалификационной структуре, описаний документов об образовании и (или) квалификации, сведений о международных договорах о взаимном признании с участием России и о порядке осуществления признания иностранного образования и (или) квалификации

3) информационное обеспечение признания в рамках обязательств, обусловленных участием Российской Федерации в Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, от 11 апреля 1997 г. (Лиссабонская конвенция, Раздел IX).

Бесплатное консультирование граждан и организаций осуществляется Национальным информационным центром в форме устных консультаций, информационных писем, он-лайн консультирования, горячей линии. В 2015 году оказано более 55 тысяч консультаций. В целях реализации положений Лиссабонской конвенции, а также ч.15 комментируемой статьи был разработан общедоступный информационный портал Национального информационного центра – nic.gov.ru, обеспечивающий информационное и методологическое сопровождение процедуры признания иностранного образования и (или) иностранной квалификации, ученых степеней и (или) ученых званий в Российской Федерации. Данный портал является официальным источником Российской Федерации по вопросам признания иностранного образования и содержит сведения о порядке осуществления процедуры признания, в том числе организациями высшего образования, указанными в части 10 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Дополнительно на сайте представлены перечни иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в Российской Федерации (утвержден Распоряжением Правительства от 19 сентября 2013 года №1694-р) и иностранных научных организаций и образовательных организаций, которые выдают документы об ученых степенях и ученых званиях, признаваемых в Российской Федерации (утвержден Распоряжением Правительства РФ от 11 августа 2014 г. № 1503-р) с образцами выдаваемых ими документов, а также сведения о международных договорах Российской Федерации о взаимном признании.

Портал позволят всем заинтересованным пользователям, в том числе представителям иностранных образовательных организаций и ведомств, профессиональных сообществ и работодателей и другим получить оперативный доступ к информации о российской образовательной системе и выдаваемых документах об образовании, а также способствует большей открытости и прозрачности современной системы образования Российской Федерации. Кроме того, для реализации своих функций Национальный информационный центр регулярно проводит семинары по вопросам признания для образовательных организаций, ежегодную международную тематическую конференцию с приглашением представителей национальных информационных центров, активно участвует в мероприятиях европейской сети информационных центров ЕНИК-НАРИК.



Авторы - Ткач Г.Ф., старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства, доцент кафедры сравнительной образовательной политики Российского университета дружбы народов, Скоробогатова В.И., кандидат юридических наук, директор ФГБНУ "Главэкспертцентр".
По состоянию законодательства на 1 января 2016 года



Возврат к разделу