Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 105. Формы и направления международного сотрудничества в сфере образования


В комментируемой статье законодатель определяет цели международного сотрудничества в сфере образования, его основные направления и формы, в которых такое международное сотрудничество может реализоваться.

Цели международного сотрудничества определены в части 1 комментируемой статьи:

1) расширение возможностей граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства для получения доступа к образованию;

2) координация взаимодействия Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями по развитию образования;

3) совершенствование международных и внутригосударственных механизмов развития образования.

Оценивая международный вектор государственной образовательной политики, следует отметить, что, во-первых, Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области образования, а во-вторых, нормативно-правовое регулирование отношений в сфере образования в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой (имеются в виду прежде всего нормы, составляющие понятие международного образовательного права).

В последние годы со всей очевидностью обозначилась тенденция институционализации международного сотрудничества в области образования (участие Российской Федерации в деятельности универсальных и специализированных международных организаций (в первую очередь это касается Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), присоединение России к Болонскому процессу и т. д.).

Российская Федерация последовательно держит курс на участие в интеграционных процессах, которые предусматривают осуществление как совместной образовательной политики, так и совместного нормативно-правового регулирования отношений в области образования.

Темпы интеграционных процессов и их политические последствия дифференцируются в зависимости от типа интеграционного объединения.

Следует указать как минимум, два направления интеграции: 1) Болонский процесс и вхождение в единое европейское пространство высшего образования; 2) ЕАЭС и интеграционные процессы в образовании на постсоветском пространстве.

Проблематика международного сотрудничества в сфере образования присутствует также:

- в «Концепции “Русская школа за рубежом”», утвержденной Президентом РФ[1];

- в «Концепции продвижения российского образования на базе представительств Россотрудничества за рубежом», утвержденной МИД России 27 марта 2014 г.[2]

В части 2 комментируемой статьи обозначены основные направления международного сотрудничества в сфере образования через установление обязанности Российской Федерации содействовать развитию сотрудничества по этим направлением:

- сотрудничество российских и иностранных образовательных организаций;

- международная академическая мобильность обучающихся, педагогических, научных и иных работников системы образования;

- привлечение иностранных граждан к обучению в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

- обеспечение взаимного признания образования и (или) квалификации;

- участие в соответствии с международными договорами Российской Федерации в деятельности различных международных организаций в сфере образования.

Правовую основу международного сотрудничества в сфере образования составляют:

Конституция РФ (ст. 15 и др.);

международные договоры Российской Федерации;

акты законодательства Российской Федерации.

Блок международных договоров представлен, прежде всего, многочисленными двусторонними договорами и соглашениями о сотрудничестве в сфере образования (Соглашение между Правительством РФ и Правительством Йеменской Республики о сотрудничестве в области культуры, науки, образования, спорта и туризма (Москва, 17 декабря 2002 г.)[3], Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Москва, 10 апреля 2013 г.)[4] и т. д.), а также рядом многосторонних договоров (например: Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых (Москва, 17 января 1997 г.)[5], Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем / высшем профессиональном образовании (Минск, 31 мая 2013 г.)[6] и т. д.).

Систему нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих различные аспекты международного сотрудничества, образуют федеральные законы (Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[7], Федеральный закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации»[8], Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»[9], Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»[10] и т. д.) и ряд подзаконные актов (Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[11], Распоряжение Правительства РФ от 27 февраля 2014 г. № 272-р «Об уполномоченной организации, осуществляющей функции национального информационного центра по информационному обеспечению признания в Российской Федерации образования и (или) квалификации, ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве»[12], Приказ Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. № 844 «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[13] и т. д.).

Федеральные органы исполнительной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют взаимодействие в сфере образования с международными организациями, иностранными государственными органами, а также иностранными неправительственными организациями в пределах своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный закон «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» и др.). Координацию такого сотрудничества осуществляют Министерство иностранных дел РФ и Россотрудничество.




[1] Официальный сайт Президента Российской Федерации: http://www.kremlin.ru/acts/news/50643


[2] Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».


[3] Бюллетень международных договоров. 2004. № 6.


[4] Бюллетень международных договоров. 2015. № 10.


[5] Бюллетень международных договоров. 2010. № 5.


[6] Бюллетень международных договоров. 2014. № 10.


[7] СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.


[8] СЗ РФ. 1999. № 2. Ст. 231.


[9] СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.


[10] СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670.


[11] СЗ РФ. 2013. № 41. Ст. 5204.


[12] СЗ РФ. 2014. № 10. Ст. 1069.


[13] Российская газета, № 287, 17.12.2014.


Автор - Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований.
По состоянию законодательства на 1 января 2016 года


Возврат к разделу