Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 103. Создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности

Закрепление в законодательстве об образовании комментируемой нормы обусловлено рядом тенденций, характеризующих современный этап развития национального образования, экономики и общества в целом. Переход Российской Федерации на инновационный путь развития требует решения ряда задач, основной из которых является интеграция интеллектуальной базы системы высшего образования, частного капитала и предпринимательской инициативы граждан. Включение в производственный процесс указанных составляющих позволит достичь синергетического эффекта на стыке подготовки кадров высшей квалификации и производства.

В настоящее время система высшего образования в целом и ведущие образовательные организации высшего образования обладают огромным научным и техническим потенциалом. Сложившиеся научные школы, уникальное оборудование и финансовая поддержка со стороны государства по различным приоритетным направлениям позволяют успешно проводить исследования в фундаментальных и прикладных областях знаний. Однако основной проблемой российского общества остается ориентированность ученых-инноваторов исключительно на достижение научно-технического результата, игнорирование с их стороны вопросов получение дохода от использования достигнутых результатов интеллектуальной деятельности <978>.

--------------------------------

<978> См., например: Грэхэм Л. Сможет ли Россия конкурировать? История инноваций в царской, советской и современной России. М., 2014. 516 с.

 

Коммерциализация научных разработок - это важная и непростая задача. Правовая регламентация ее решения осуществляется посредством различных нормативных правовых актов. Так, 1 октября 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 12 марта 2014 года N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", усовершенствовавший правовой механизм охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности. Отношения между субъектами научной и научно-технической деятельности, органами государственной власти и местного самоуправления, потребителями научной и научно-технической продукции регулируются Федеральным законом от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

На подзаконном уровне необходимо указать на Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 года N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения", в соответствии с которым обязательной регистрации подлежат: 1) сведения о начале научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работах гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета; 2) сведения о результатах исполняемых работ: отчеты о научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах, защищенные диссертации на соискание ученых степеней, алгоритмы и программы; 3) сведения о созданных результатах интеллектуальной деятельности, состоянии правовой их охраны и использовании. Указанная система должна стать своего рода связующим информационным звеном между государством, системой высшего образования и представителями реального сектора экономики.

Однако специфика образовательных организаций, образуемых, как правило, в форме учреждений, обусловила необходимость в комментируемой статье. Статья 103, определяя условия создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности, расширяет пределы правоспособности таких образовательных организаций, образованных в форме бюджетных и автономных учреждений, по сравнению с иными аналогичными учреждениями.

Субъектами, деятельность которых регламентируется комментируемой статьей, выступают образовательные организации высшего образования, образованные в форме бюджетных и автономных учреждений.

В соответствии со ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение). По общему правилу учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами, а в случаях, установленных законом, также иным имуществом. При недостаточности указанных денежных средств или имущества субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения в случаях, предусмотренных законом, несет собственник соответствующего имущества.

Согласно ст. 123.22 ГК РФ государственные или муниципальные учреждения могут быть казенными, бюджетными или автономными. Они не отвечают по обязательствам собственников своего имущества. Казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.

По обязательствам бюджетного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества бюджетного учреждения. Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества. По обязательствам автономного учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание, субсидиарную ответственность несет собственник имущества автономного учреждения. Автономное учреждение ежегодно обязано опубликовывать отчеты о своей деятельности и об использовании закрепленного за ним имущества. Особенности правового положения государственных и муниципальных учреждений отдельных типов определяются законом.

При раскрытии правоспособности государственных и муниципальных учреждений необходимо учитывать положения ст. 298 ГК РФ. Так, автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. Бюджетное учреждение также без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В части возникновения, осуществления и охраны интеллектуальных прав для учреждений особенностей не установлено.

Ограничивая действие комментируемой статьи только государственными и муниципальными образовательными организациями высшего образования, образованными в форме бюджетных и автономных учреждений, законодатель исходил из того, что: 1) только образовательные организации высшего образования обладают необходимым и достаточным научным и научно-техническим потенциалом, нуждающимся в коммерческом применении; 2) образовательные организации высшего образования, образованные в форме, отличной от учреждения, являются собственниками принадлежащего им имущества, в силу чего обладают достаточной правоспособностью для распоряжения им, а, следовательно, не нуждаются в преференциях, установленных комментируемой статьей. Только в отношении учреждений, то есть некоммерческих организаций, не являющихся собственниками принадлежащего им имущества, требуется дополнительная регламентация в части практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности; 3) деятельность частных образовательных учреждений высшего образования по практическому применению (внедрению) результатов интеллектуальной деятельности должна регламентироваться собственником-учредителем; 4) для государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования, образованных в форме казенных учреждений, никаких изменений в правоспособности в части практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности не предусмотрено.

В целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности в соответствии с комментируемой статьей государственным и муниципальным образовательным организациям высшего образования, образованным в форме бюджетных и автономных учреждений предоставлено право учреждать хозяйственные общества и партнерства. При применении данной нормы необходимо учитывать, что законодатель употребил термин учредитель, а не участник. Таким образом, буквальное толкование данного положения комментируемой статьи предполагает, что образовательная организация высшего образования должна выступить учредителем хозяйственного общества или хозяйственного партнерства при его создании, а не войти в состав его участников в дальнейшем. Однако судебно-арбитражная практика по этому вопросу в настоящее время еще не сложилась.

При применении данного положения также необходимо учитывать положения ст. 50 ГК РФ, которая устанавливает закрытый перечень организационно-правовых форм, в которых могут образовываться юридические лица. Так, п. 2 указанной статьи предусматривает, что коммерческие организации могут создаваться в том числе в форме хозяйственных товариществ и хозяйственных партнерств, которые согласно ст. 65.1 являются коммерческими корпоративными организациями. Следует отметить, что применительно к указанным организационно-правовым формам законодатель применил различные модели правовой регламентации. Если положения о хозяйственных обществах закреплены как в самом ГК РФ (разд. 1, 4, 6 § 2 гл. 4), так и в специальных законах (Федеральном законе от 8 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральном законе от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах"), то хозяйственные партнерства только упомянуты в ст. ст. 50 и 65.1 ГК РФ, что позволяет признать их коммерческими корпоративными организациями, их же правовая природа раскрыта только в специальном законе - Федеральном законе от 3 декабря 2011 года N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах".

Между хозяйственными обществами и хозяйственными партнерствами существует принципиальное отличие, состоящее в том, что если первые, в случаях предусмотренных законом, могут иметь только одного участника (учредителя) (п. 2 ст. 66 ГК РФ), то вторые должны быть образованы не менее чем двумя лицами (гражданами или юридическими лицами) (ст. ст. 2 и 4 Федерального закона от 3 декабря 2011 года N 380-ФЗ "О хозяйственных партнерствах"). В этой связи особое значение приобретает пункт 4 комментируемой статьи, в соответствии с которым выше упомянутые образовательные организации высшего образования вправе привлекать других лиц в качестве учредителей (участников) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства.

При создании хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств в целях практического применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности образовательные организации высшего образования в качестве вклада в уставный капитал таких обществ или складочный капитал таких товариществ вправе вносить:

1) принадлежащее им (в том числе совместно с другими лицами) право использования результатов интеллектуальной деятельности (п. п. 1, 2 комментируемой статьи);

2) денежные средства, оборудование и иное имущество, находящиеся в их оперативном управлении (п. 3 комментируемой статьи).

При этом необходимо указать на то, что внесение образовательной организацией высшего образования исключительных прав в уставный или складочный капитал является обязательным условием образования хозяйственных товариществ и хозяйственных партнерств, предусмотренных комментируемой статьей, в то время как денежные средства, оборудование и иное имущество могут вноситься дополнительно.

В соответствии с комментируемой статьей в уставный капитал хозяйственных обществ или складочный капитал хозяйственных партнерств может быть внесено право использования следующих результатов интеллектуальной деятельности:

1) программы для электронных вычислительных машин (ст. ст. 1261, 1262 ГК РФ);

2) базы данных (ст. 1262 ГК РФ);

3) изобретения (ст. 1350 ГК РФ);

4) полезные модели (ст. 1351 ГК РФ);

5) промышленные образцы (ст. 1352 ГК РФ);

6) селекционные достижения (ст. 1412 ГК РФ);

7) топологии интегральных микросхем (ст. 1448 ГК РФ);

8) секреты производства (ноу-хау) (ст. 1465 ГК РФ).

По общему правилу в соответствии со ст. 1229 ГК РФ лицо, обладающее исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, вправе использовать такой результат или такое средство по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности, если гражданским законодательством не предусмотрено иное. Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением). Другие лица не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных гражданским законодательством. Использование результата интеллектуальной деятельности, если такое использование осуществляется без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную гражданским законодательством, другими законами, за исключением случаев, когда использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации лицами иными, чем правообладатель, без его согласия допускается гражданским законодательством.

В основе исключительного права лежит право на использование результатов интеллектуальной деятельности, которое предполагает воспроизведение соответствующего результата интеллектуальной деятельности, его распространение, публичную демонстрацию, импорт в целях распространения, прокат оригинала или экземпляра, публичное исполнение, сообщение в эфир, сообщение по кабелю, ретрансляцию, перевод или другую переработку, практическую реализацию проекта, доведение до всеобщего сведения и т.д. Именно данное право и выступает вкладом в уставный капитал хозяйственного общества или складочный капитал хозяйственного партнерства и удостоверяется лицензионным договором. По такому договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата в предусмотренных договором пределах. Лицензиат может использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором. Право использования результата интеллектуальной деятельности, прямо не указанное в лицензионном договоре, не считается предоставленным лицензиату.

С одной стороны, действующие в совокупности п. 1 и п. 2 комментируемой статьи не ограничивают исключительные права образовательных организаций высшего образования, предусматривая, что они имеют право без согласия собственника их имущества быть учредителями (в том числе совместно с другими лицами) хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат указанным образовательным организациям (в том числе совместно с другими лицами), внося в качестве вклада в уставные капиталы таких хозяйственных обществ и складочные капиталы таких хозяйственных партнерств право использования результатов интеллектуальной деятельности.

С другой стороны, п. 1 комментируемой статьи предполагает уведомление федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, о создании указанных хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 года N 466, в настоящее время таким органом является Министерство образования и науки Российской Федерации. Указанные уведомления должны быть направлены образовательными организациями высшего образования в течение семи дней со дня внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о государственной регистрации хозяйственного общества или хозяйственного партнерства, осуществленной в порядке, установленном Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Следует подчеркнуть, что, определяя порядок внесения права использования результатов интеллектуальной деятельности в уставный капитал хозяйственного общества или хозяйственного партнерства, ч. 2 комментируемой статьи дублирует общее положение законодательства о хозяйственных обществах и хозяйственных партнерствах, согласно которому денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный или складочный капитал, утверждается решением единственного учредителя (общего собрания учредителей) хозяйственного общества или участников хозяйственного партнерства, принимаемым всеми учредителями хозяйственного общества или участниками хозяйственного партнерства единогласно. Вместе с тем она содержит уточнение этого правила в части общественных отношений, регулируемых комментируемой статьей. Так, если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли либо акций участника хозяйственного общества в уставном капитале хозяйственного общества или доли либо акций, оплачиваемых вкладом в складочный капитал хозяйственного партнерства, составляет более чем пятьсот тысяч рублей, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Применительно ко вкладам в уставный капитал хозяйственного общества или хозяйственного партнерства, вносимым денежными средствами, оборудованием или иным имуществом, находящимся в оперативном управлении образовательных организаций высшего образования, установлено, что они вносятся в общем порядке, установленном гражданским законодательством.

В п. 5 комментируемой статьи устанавливаются особенности распоряжения и управления долями (акциями) в уставном (складочном) капитале рассматриваемых хозяйственных обществ и хозяйственных товариществ образовательные организации высшего образования, образованными в форме бюджетных учреждений. Они вправе распоряжаться долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, владельцами которых они являются, только с предварительного согласия соответствующих собственников, а управлять ими в общем порядке, установленном гражданским законодательством. Права участников хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств от имени указанных образовательных организаций высшего образования осуществляют их руководители.

Доходы от распоряжения долями или акциями в уставных капиталах хозяйственных обществ и вкладами в складочных капиталах хозяйственных партнерств, учредителями (участниками) которых являются рассматриваемые образовательные организации высшего образования, поступают в их самостоятельное распоряжение.


Авторы - Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика"; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика".

 

Комментарий по состоянию на 01.08.2016



Возврат к разделу