Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 102. Имущество образовательных организаций

Комментируемая статья посвящена установлению правового режима имущества образовательных организаций. Она включает в себя три части, каждая из которых имеет самостоятельное юридическое значение.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи образовательные организации должны иметь в собственности или на ином законном основании имущество, необходимое для осуществления образовательной деятельности, а также иной предусмотренной уставами образовательных организаций деятельности. Установленная в ней норма подлежит применению в совокупности с положениями ст. 91 комментируемого Закона, а также ст. 8 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", конкретизируя их и определяя взаимные условия применения.

Так, согласно ст. 91 комментируемого Закона образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности, которое, в свою очередь, устанавливает, что лицензионные требования определяются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. В перечень лицензионных требований среди прочего может быть включено требование о наличии у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Указанные законодательные положения находят свою конкретизацию в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 "О лицензировании образовательной деятельности". Согласно п. 4 этого Положения лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности являются: 1) наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений и территорий (включая оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объекты физической культуры и спорта), необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам; 2) наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Приведенные выше законодательные и подзаконные нормы не могут быть применены без учета ряда положений гражданского законодательства.

В гражданском законодательстве имущество относится к числу объектов гражданских прав наряду с результатами работ и оказанием услуг; охраняемыми результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации (интеллектуальной собственностью); нематериальными благами. Содержание п. 4 Положения о лицензировании образовательной деятельности требует остановиться на ст. 130 ГК РФ, согласно которой вещи (а именно они составляют основу имущества) делятся на недвижимые и движимые.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом.

Право собственности и иные вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ и иными законами. В случаях, предусмотренных законом, наряду с государственной регистрацией могут осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества.

В настоящее время, согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 года N 457 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", специальная регистрация и учет собственно недвижимых вещей, а также прав на них и сделок с ними осуществляются Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, а также подведомственными ей государственными организациями. Указанная Служба обязана по ходатайству правообладателя удостоверить произведенную регистрацию путем выдачи документа о зарегистрированном праве или сделке либо совершением надписи на документе, представленном для регистрации. Она также обязана предоставлять информацию о произведенной регистрации и зарегистрированных правах любому лицу. Информация предоставляется в любом органе, осуществляющем регистрацию недвижимости, независимо от места совершения регистрации.

Порядок государственной регистрации прав на собственно недвижимое имущество и основания отказа в регистрации таких прав установлены в соответствии с гражданским законодательством Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

Порядок государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними установлен Федеральным законом от 14 марта 2009 года N 31-ФЗ "О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними".

В отношении иных объектов гражданских прав, на которые распространен правовой режим недвижимого имущества, согласно п. 1 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав.

Следует обратить внимание на то, что, если образовательная организация образована в форме учреждения и недвижимое имущество закреплено за ней на праве оперативного управления, то государственная регистрация такого права осуществляется только после государственной регистрации права собственности. На данное обстоятельство неоднократно обращалось внимание судебными органами (см., например, Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 ноября 2014 года N Ф05-13191/2014 по делу N А40-96366/13, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 8 августа 2014 года N 09АП-20845/2014 по делу N А40-96366/13 и др.).

Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.

Положения ч. 2 комментируемой статьи применяются исключительно в отношении государственных и муниципальных образовательных организаций. Поскольку такие организации могут образовываться только в организационно-правовой форме учреждения (казенного, бюджетного или автономного), имущество учредителя за ними может закрепляться исключительно на праве оперативного управления, либо приобретаться ими за счет собственных доходов в самостоятельное распоряжение.

Государственные и муниципальные образовательные организации владеют, пользуются закрепленным за ними имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за такой организацией либо приобретенное им за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.

Государственная или муниципальная образовательная организация, образованная в форме автономного учреждения, без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Такая образовательная организация вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в ее самостоятельное распоряжение.

Государственная или муниципальная образовательная организация, образованная в форме бюджетного учреждения, без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Такая организация также вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

Государственная или муниципальная образовательная организация, образованная в форме казенного учреждения, не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Такая организация может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за государственной или муниципальной образовательной организацией, возникает у такой организации с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении, а также имущество, приобретенное по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление в порядке, установленном гражданским законодательством для приобретения права собственности. Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено гражданским законодательством, прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены таким законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

При переходе права собственности на государственную или муниципальную образовательную организацию к другому лицу такая организация сохраняет право оперативного управления в отношении принадлежащего ей имущество.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи устанавливается запрет на приватизацию объектов (здания, строения, сооружения) учебной, производственной, социальной инфраструктуры, включая жилые помещения, расположенные в зданиях учебного, производственного, социального, культурного назначения, общежития, а также клинические базы, находящиеся в оперативном управлении государственных и муниципальных образовательных организаций или принадлежащие им на ином праве.

О недопустимости приватизации объектов, обладающих специальным целевым назначением, в сфере образования сформулировал свою правовую позицию Конституционный Суд Российской Федерации: в Определении от 27 октября 2015 г. № 2466-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Салминой-Хвостовой Ольги Ивановны на нарушение ее конституционных прав статьей 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и пунктом 2 статьи 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[1] и Определении от 24 июня 2014 г. № 1464-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сизовой Антонины Александровны на нарушение ее конституционных прав статьей 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и частью 2 статьи 102 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»[2].

 

В ч. 3 комментируемой статьи определяется юридическая судьба имущества образовательной организации после ее ликвидации.

Ликвидация образовательной организации предполагает ее прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства ее прав и обязанностей к другим лицам. Образовательная организация может быть ликвидирована по решению ее учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который она была создана, с достижением цели, ради которой она была создана. Основанием ликвидации образовательной организации также может быть решение суда в следующих случаях: 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации такой организации предоставлено законом, в случае признания государственной ее регистрации недействительной, в том числе в связи с допущенными при создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; 2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации такой организации предоставлено законом, в случае осуществления ею деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; 3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации такой организации предоставлено законом, в случае осуществления ею деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; 4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации такой организации предоставлено законом, в случае систематического осуществления ею деятельности, противоречащей уставным целям; 5) по иску учредителя (участника) такой организации в случае невозможности достижения целей, ради которых она создана, в том числе в случае, если осуществление ее деятельности становится невозможным или существенно затрудняется; 6) в иных случаях, предусмотренных законом. Особенности ликвидации образовательных организаций установлены ст. 22 комментируемого Закона.

Общие последствия ликвидации юридических лиц установлены ст. 63 ГК РФ. Так, согласно ч. 8 указанной статьи, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица. При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено законом, при ликвидации некоммерческой организации имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели. Именно последнее положение нашло свою конкретизацию в ч. 3 комментируемой статьи, согласно которой при ликвидации образовательной организации ее имущество после удовлетворения требований кредиторов направляется на цели развития образования в соответствии с уставом образовательной организации.




[1] Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».


[2] Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».



Авторы - Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика"; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика".

 

Комментарий по состоянию на 01.08.2016


Возврат к разделу