Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 100. Контрольные цифры приема на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов

Комментарий к статье 100

 

Согласно пункту 1 комментируемой статьи число обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований определяется на основе контрольных цифр приема на обучение по профессиям, специальностям и направлениям подготовки.

Ранее, в советский период, ассигнования на образование также планировались, исходя из таких параметров, как: контингент учащихся, ставки заработной платы преподавательскому персоналу; нормы материального обеспечения учащихся и объем капитального строительства <968>.

--------------------------------

<968> Постановление СНК СССР от 6 августа 1930 г. "О порядке финансирования высших и средних профессионально-технических учебных заведений" // Бюджетная система Союза ССР: Сборник законодательных материалов / Составитель С.С. Глезин. М., 1947. С. 521.

 

Контингенты учащихся для высших учебных заведений (сегодня они именуются контрольными цифрами приема) устанавливались:

- в общих размерах для всего СССР и для общесоюзных ведомств в отдельности;

- для республиканских ведомств и республиканских высших учебных заведений;

- для отдельных административных единиц и техникумов.

Контрольные цифры приема - это количество мест в образовательной организации по соответствующему направлению (специальности), которые финансируются за счет бюджетных ассигнований.

В комментируемой статье, а также в пункте 5 Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014 - 2015 уч. год, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. N 3, предусмотрено, что контрольные цифры приема устанавливаются из расчета не менее чем на восемьсот студентов на каждые 10000 человек в возрасте от 17 до 30 лет, проживающих в Российской Федерации.

Контрольные цифры приема вместе с нормативами финансовых затрат используются для формирования государственного или муниципального задания в сфере образования, которое определяет объем ассигнований, заложенных в бюджете (см. ст. 99 Закона об образовании). Для расчета нормативов финансовых затрат используются образовательные стандарты, когда расчет на оказание образовательных услуг ведется из расчета на одного обучающегося (ст. ст. 2, 11, 12 Закона об образовании). По особым нормативам рассчитываются расходы на капитальное строительство (инвестиции).

Государственное (муниципальное) задание - документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ), в том числе в сфере образования (ст. 6 БК РФ). Для финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным и автономным учреждениям предоставляются субсидии.

Государственное (муниципальное) задание должно содержать:

- показатели, характеризующие качество и объем оказываемых услуг;

- порядок контроля за исполнением задания;

- требования к отчетности об исполнении задания.

Государственное (муниципальное) задание на оказание государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам также должно содержать:

- определение категорий физических или юридических лиц, являющихся потребителями услуг;

- порядок оказания услуг.

Показатели государственного (муниципального) задания используются при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением (ст. 69.2 БК РФ).

Финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий осуществляется, в зависимости от уровня бюджета, в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или местной администрацией соответственно.

Объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг с соблюдением общих требований, определенных уполномоченным федеральными органами исполнительной власти, то есть Минобрнауки России. Формирует и утверждает государственные (муниципальные) задания главный распорядитель средств соответствующего бюджета (ст. 158 БК РФ).

Постановлением Правительства РФ от 27 марта 2015 г. N 285 утверждены Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно вышеуказанным Правилам, контрольные цифры приема устанавливаются образовательным организациям в рамках определенного Минобрнауки России общего объема контрольных цифр приема.

Предложения о параметрах контрольных цифр вносятся непосредственно подразделениями Минобрнауки России, главными распорядителями средств федерального бюджета, имеющих в ведении образовательные организации; общероссийскими объединениями работодателей и иными организациями, перечень которых утверждается Минобрнауки России. Все они именуются центрами ответственности.

Общий объем контрольных цифр приема утверждается Минобрнауки России ежегодно до 31 января года, в котором проводится конкурс по их распределению. Контрольные цифры приема, распределенные в результате проведения конкурса, утверждаются приказом Минобрнауки России до 30 апреля года, в котором проводится конкурс.

Контрольные цифры приема устанавливаются образовательным организациям по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования с выделением очной, очно-заочной и заочной форм обучения на учебный год, начинающийся в очередном финансовом году.

Приказом Минобрнауки России от 01.04.2015 N 340 утвержден Порядок проведения конкурса по распределению контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Согласно данному Порядку, объявление о проведении конкурса публикуется на официальном сайте Минобрнауки России в сети Интернет и содержит следующие параметры:

а) предмет конкурса;

б) объемы распределяемых по конкурсу контрольных цифр приема;

в) минимальное количество контрольных цифр приема, которое может быть установлено по результатам конкурса образовательной организации по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

г) требования к участникам конкурса;

д) требования к содержанию и оформлению заявки;

е) дата и место начала подачи заявок;

ж) дата и время окончания приема заявок и вскрытия конвертов;

з) процедура рассмотрения заявок;

и) процедура оценки заявок;

к) дата объявления результатов конкурса.

От одной образовательной организации на участие в конкурсе может быть подана только одна заявка.

Распределение контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего образования осуществляется в зависимости от значений показателей потенциала образовательных организаций в соответствии со специальной Методикой, которая утверждена в форме приложения к данному Порядку.

Критерием отбора заявок по конкурсу являются следующие показатели деятельности образовательных организаций:

а) средний балл единого государственного экзамена студентов, принятых на обучение по очной форме обучения;

б) доля контингента обучающихся из числа иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся по образовательным программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры, в общей численности обучающихся;

в) структура контингента обучающихся по образовательным программам в аспирантуре;

г) трудоустройство выпускников образовательной организации за календарный год;

д) объем доходов образовательной организации от использования результатов интеллектуальной деятельности в расчете на 100 педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и научных работников (далее - НПР);

е) количество публикаций в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science в расчете на 100 НПР;

ж) количество цитирований статей по соответствующей области науки, опубликованных за 5 лет, предшествующих конкурсу, в рецензируемых научных журналах мира, индексируемых в реферативно-библиографической базе научного цитирования Web of Science и в библиографической базе данных научных публикаций российских ученых "Российский индекс научного цитирования", в расчете на 100 НПР;

з) среднее количество защит диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к численности выпускников аспирантуры за два года, предшествующих конкурсу;

и) доходы образовательной организации из всех источников в расчете на одного НПР;

к) доходы образовательной организации от выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в расчете на одного НПР;

л) внутренние затраты образовательной организации на научные исследования и разработки по соответствующим областям наук, в том числе фундаментальные, поисковые, прикладные исследования, экспериментальные разработки, в расчете на одного НПР;

м) отношение средней заработной платы НПР в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;

н) возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров с высшим образованием в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям и направлениям подготовки;

о) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема.

Распределение контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам среднего профессионального образования так же, как и для программ высшего образования, осуществляется в зависимости от значений показателей образовательных организаций и в соответствии с отдельной Методикой, утвержденной в качестве приложения к вышеуказанному Порядку. Критерием отбора являются следующие параметры организации среднего профессионального образования:

а) продолжительность реализации образовательных программ (количество лет);

б) количество штатных педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, а также первую и высшую квалификационные категории;

в) общая площадь учебно-лабораторных зданий (помещений) и спортивных сооружений в расчете на одного студента;

г) количество студентов, ставших победителями и призерами всероссийских олимпиад профессионального мастерства, всероссийских и международных спортивных соревнований (для профессий и специальностей физкультурно-спортивной направленности) в течение двух лет, предшествующих конкурсу;

д) количество единиц учебной и учебно-методической литературы по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям основной профессиональной образовательной программы в расчете на 100 студентов;

е) доля учебного оборудования для лабораторных работ и практических занятий не старше 10 лет в общем объеме такого оборудования;

ж) доля денежных средств, направленных на развитие материально-технической базы образовательной организации, обеспечивающей проведение всех видов лабораторных работ и практических занятий, в общем объеме денежных средств, в течение пяти лет, предшествующих конкурсу;

з) отношение средней заработной платы педагогических работников в образовательной организации к средней заработной плате по экономике соответствующего субъекта Российской Федерации;

и) наличие профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, срок действия которой истекает не ранее завершения учебного года, на который устанавливаются контрольные цифры приема;

к) возможность образовательной организации обеспечить подготовку кадров в целях безопасности страны и для предприятий оборонно-промышленного комплекса, на территории закрытых административно-территориальных образований, а также в непосредственной географической близости к центрам производства по специальностям среднего профессионального образования.

Кроме этого, в настоящее время действуют Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидий организациям, осуществляющим образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, находящимся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, на финансовое обеспечение обучения граждан Российской Федерации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2014 г. № 685.[1]

Согласно п. 5 комментируемой статьи, образовательные организации вправе осуществлять в пределах установленных им контрольных цифр приема целевой прием в соответствии со ст. 56 Закона об образовании.

Приказом Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. N 839 утвержден Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2015 - 2016 учебный год. В данном Порядке, как и в предшествующие годы, установлено, что в рамках контрольных цифр выделяется квота целевого приема на обучение.

Целевой прием проводится в пределах квоты на основе договора о целевом приеме, заключаемого организацией с федеральным государственным органом, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, государственным (муниципальным) учреждением, унитарным предприятием, государственной корпорацией, государственной компанией или хозяйственным обществом, в уставном капитале которого присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования (заказчики целевого приема).



[1] Собрание законодательства РФ. 2014. № 30 (часть II). Ст. 4322.



Авторы - Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика"; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика".

 

Комментарий по состоянию на 01.08.2016


Возврат к разделу