Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 94. Педагогическая экспертиза

Комментарий к статье 94

 

Педагогическая экспертиза является одной из новелл Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Основная цель такой экспертизы состоит в выявлении и предотвращении установления нормативных положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и направленности и условия их освоения обучающимися (ч. 1 комментируемой статьи).

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. N 120 "О порядке проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания" <908>).

--------------------------------

<908> СЗ РФ. 2014. N 8. Ст. 816.

 

В этом нормативном правовом акте раскрыто понятие "негативное воздействие на качество обучения", которое означает:

- введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания;

- установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности.

Объектом педагогической экспертизы являются как сами нормативные правовые акты, касающиеся вопросов обучения и воспитания, так и проекты таких актов.

В зависимости от объекта экспертизы (нормативный правовой акт или его проект) и конкретного вида нормативного правового акта различается период проведения педагогической экспертизы.

В Правилах проведения педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, утвержденных упомянутым Постановлением Правительства РФ, определено, что педагогическая экспертиза проводится в отношении:

а) проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, - до проведения их правовой экспертизы Министерством юстиции Российской Федерации;

б) проектов нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти - до их государственной регистрации Министерством юстиции Российской Федерации;

в) нормативных правовых актов, изданных федеральными органами исполнительной власти, - при мониторинге их применения.

Проведение педагогической экспертизы организуется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 2 комментируемой статьи). Таким органом, согласно п. 4 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2014 г. N 120, является Министерство образования и науки РФ.

Законодатель устанавливает, что к проведению педагогической экспертизы привлекаются физические и юридические лица, которые имеют необходимую квалификацию и которые осуществляют такую экспертизу на общественных началах. В Постановлении Правительства РФ уточняется, что, во-первых, к проведению педагогической экспертизы привлекаются физические и юридические лица, включенные в перечень экспертов Министерством образования и науки РФ по предложениям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, учебно-методических объединений, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Во-вторых, уточняется понятие "лицо, имеющее необходимую квалификацию". К таким лицам относятся:

а) физические лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической или научно-педагогической работы не менее пяти лет;

б) юридические лица, имеющие в своем штате не менее трех работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы.

Правительством РФ установлено, что перечень экспертов, порядок включения в него, основания и порядок исключения из него утверждаются Министерством образования и науки РФ. Соответствующие полномочия Минобрнауки России были реализованы через издание Приказа Минобрнауки России от 26 марта 2014 г. N 234 "Об утверждении Порядка включения в перечень экспертов, привлекаемых к проведению педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, физических и юридических лиц, оснований и порядка исключения из него указанных лиц" <909>.

--------------------------------

<909> Российская газета. 06.08.2014. N 175.

 

По результатам проведения педагогической экспертизы эксперт составляет заключение по форме, установленной Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 25 апреля 2014 г. N 410 "Об утверждении формы заключения по результатам проведения педагогической экспертизы" <910>).

--------------------------------

<910> Российская газета. 30.05.2014. N 121.

 

К проекту нормативного правового акта, направляемому федеральным органом исполнительной власти в Минобрнауки России на педагогическую экспертизу, прилагается пояснительная записка, в которой указываются типы и категории организаций, осуществляющих образовательную деятельность, уровни образования, образовательные программы, категории обучающихся, дается характеристика образовательных отношений, на которые распространяется действие проекта нормативного правового акта.

Проект нормативного правового акта, поступивший на педагогическую экспертизу, и пояснительная записка к нему размещаются Минобрнауки России на своем официальном сайте в сети Интернет в течение одного рабочего дня, следующего за днем поступления проекта нормативного правового акта на педагогическую экспертизу. Такое же правило действует и в отношении проектов нормативных правовых актов, разработанных самим Минобрнауки России; в этом случае один рабочий день будет отсчитываться от дня окончания разработки проекта нормативного правового акта.

Срок проведения педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта составляет 15 дней со дня размещения документа Министерством образования и науки РФ на своем сайте.

Процедура педагогической экспертизы на отдельных этапах различается для проектов нормативных правовых актов и для нормативных правовых актов, принятых и уже вступивших в силу.

Процедура педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта.

В заключении, составленном по результатам педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта, указываются сведения:

- о проекте нормативного правового акта;

- о федеральном органе исполнительной власти, разработавшем его;

- о наличии либо об отсутствии положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения;

- о наличии либо об отсутствии достаточного обоснования решения проблемы предложенным способом регулирования.

В тексте заключения приводятся обоснование сделанных выводов, а также предложения по устранению положений, которые могут привести к негативному воздействию на качество обучения.

Заключение представляется в Минобрнауки России в электронной или письменной форме не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы.

Те заключения, которые поступили в Минобрнауки России не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы, подлежат в течение трех рабочих дней со дня их поступления размещению на официальном сайте Минобрнауки России и направлению в федеральный орган исполнительной власти, представивший проект нормативного правового акта на педагогическую экспертизу.

Заключения, поступившие после окончания срока проведения педагогической экспертизы, не подлежат размещению на указанном официальном сайте. Такие заключения направляются для сведения в федеральный орган исполнительной власти, представивший проект нормативного правового акта на педагогическую экспертизу, в течение трех рабочих дней со дня их поступления.

Если в срок, установленный для приема заключений, не поступило ни одного заключения, Минобрнауки России должно в течение трех рабочих дней со дня окончания приема заключений уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти, проект нормативного правового акта которого являлся объектом педагогической экспертизы.

На федеральный орган исполнительной власти, разработавший проект нормативного правового акта, ставший объектом педагогической экспертизы, возлагается обязанность рассмотреть все поступившие из Минобрнауки России заключения на экспертируемый проект. Для этого органу, разработавшему проект нормативного правового акта, отводится 30 дней

Результаты рассмотрения с обоснованием причин, по которым не приняты указанные в заключениях предложения, должны быть размещены на официальном сайте этого федерального органа исполнительной власти.

Процедура педагогической экспертизы проекта нормативного правового акта.

Педагогическая экспертиза нормативных правовых актов организуется Министерством образования и науки РФ по результатам мониторинга Министерством применения этих актов.

В целях проведения педагогической экспертизы Минобрнауки России вправе запросить у федерального органа исполнительной власти, принявшего нормативный правовой акт, материалы, содержащие сведения, на которых основывается необходимость государственного регулирования образовательных отношений (различные расчеты, обоснования и т.д.).

В случае проведения педагогической экспертизы в отношении нормативного правового акта, который принят службой или агентством, необходимые материалы могут быть запрошены Минобрнауки России у федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (в ведении которого находятся служба или агентство).

Запрашиваемые материалы должны быть представлены в Минобрнауки России в течение 10 дней с момента поступления соответствующего запроса.

Нормативный правовой акт, в отношении которого организуется педагогическая экспертиза, и материалы, необходимые для проведения педагогической экспертизы, представленные соответствующим федеральным органом исполнительной власти, размещаются Минобрнауки России на своем официальном сайте в течение одного рабочего дня со дня окончания срока, установленного Министерством для представления материалов, необходимых для проведения педагогической экспертизы указанного нормативного правового акта.

В случае если для проведения педагогической экспертизы нормативного правового акта не требуется представления дополнительных материалов, Минобрнауки России размещает этот акт на своем официальном сайте в течение одного рабочего дня, следующего за днем выявления по результатам мониторинга применения этого акта признаков негативного воздействия на качество обучения.

Заключение по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта представляется в Минобрнауки России в электронной или письменной форме не позднее окончания срока проведения педагогической экспертизы.

Заключения по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, поступившие в Минобрнауки России не позднее окончания срока ее проведения, должны быть в течение трех рабочих дней со дня их поступления размещены на официальном сайте Минобрнауки России и направлены в федеральный орган исполнительной власти, принявший соответствующий нормативный правовой акт, а также в Министерство юстиции Российской Федерации.

Заключения по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, поступившие в Минобрнауки России после окончания срока ее проведения, не подлежат размещению на официальном сайте Минобрнауки России. Такие заключения направляются для сведения в федеральный орган исполнительной власти, принявший соответствующий нормативный правовой акт, в течение трех рабочих дней со дня их поступления.

Данные заключения также подлежат направлению в указанный срок в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в случае проведения педагогической экспертизы в отношении нормативного правового акта, который принят подведомственными ему службой или агентством.

В случае если в срок, установленный для приема заключений по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, не поступило ни одного заключения, Минобрнауки России в течение трех рабочих дней со дня окончания приема заключений уведомляет об этом федеральный орган исполнительной власти, который принял нормативный правовой акт, ставший объектом педагогической экспертизы. Указанное уведомление также направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в случае проведения педагогической экспертизы в отношении нормативного правового акта, который принят подведомственными ему службой или агентством.

Заключения по результатам педагогической экспертизы нормативного правового акта, поступившие в Минобрнауки России не позднее окончания срока ее проведения, подлежат обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, принявшим этот нормативный правовой акт, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, в течение 30 дней со дня их поступления из Минобрнауки России.

Результаты рассмотрения с обоснованием причин, по которым не приняты указанные в заключениях предложения, размещаются на официальном сайте соответствующего федерального органа исполнительной власти.


Авторы - Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика"; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика".

 

Комментарий по состоянию на 01.08.2016


Возврат к разделу