Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 92. Государственная аккредитация образовательной деятельности

Комментарий к статье 92

 

Слово "аккредитация" происходят от латинского acredere - оказывать доверие. В терминологию технических специалистов международного уровня данное понятие, используемое ранее в сфере, например, дипломатических отношений, прочно вошло в 1980-е гг.

Аккредитацией считается процедура проверки соответствия установленным критериям, проводимая уполномоченным органом. Распространение различных форм оценки соответствия и, как следствие, значительное увеличение количества организаций, оказывающих подобные услуги, вызвали необходимость установления уровня их компетентности и беспристрастности с помощью определенных критериев <881>.

--------------------------------

<881> См. подробнее: Техническое регулирование: Учебник / Под ред. В.Г. Версана, Г.И. Элькина. М., 2008. С. 21 - 23.

 

Кроме аккредитации можно выделить еще такие формы оценки соответствия, как, например, контроль (надзор), испытание, приемка и ввод в эксплуатацию объекта, лицензирование, экспертиза и т.п. Как отмечает С.В. Мигин, "аккредитация традиционно выделяется из общего ряда форм оценки соответствия по той причине, что сама является процедурой определения соблюдения требований, предъявляемых к органам по оценке соответствия" <882>.

--------------------------------

<882> Мигин С.В. Аккредитация в области оценки соответствия: стратегия и тактика // Методы оценки соответствия. 2008. N 10. С. 17 - 22.

 

Эффективность функционирования системы аккредитации напрямую влияет на компетентность органов по оценке соответствия, признание достоверности их результатов; именно ее можно и следует считать универсальным инструментом формирования доверия к деятельности данных органов <883>.

--------------------------------

<883> См. подробнее: Аронов И., Рыбакова А., Теркель А. Без чего не обойдется аккредитация? // Стандарты и качество. 2009. N 2. С. 18 - 22.

 

В соответствии с международным стандартом ИСО/МЭК 17011:2004 "Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия" <884> аккредитация определена как аттестация третьей стороной, относящаяся к органу по оценке соответствия, служащая официальным доказательством его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия <885>.

--------------------------------

<884> ИСО/МЭК 17011:2004. Оценка соответствия. Общие требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия.

<885> Рассматривает аккредитацию в области оценки соответствия как процедуру законодательства следующих государств: Белоруссия, Китай, Латвия, Литва, Молдавия, Словения, Румыния, Турция и др. Но, например, в законодательстве Австрии, Израиля она определяется как официальное признание компетентности, т.е. как результат процедуры.

 

Аккредитация в Российской Федерации представлена значительным числом систем <886>, в том числе в образовательной деятельности <887>.

--------------------------------

<886> Например, аккредитация: в национальной системе аккредитации; представительств и филиалов иностранных юридических лиц; журналистов и корреспондентов; в сфере проведения клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения; общероссийских спортивных и региональных спортивных федераций; арбитражных управляющих в качестве конкурсных управляющих при банкротстве кредитных организаций; в сфере управления правами на коллективной основе; в сфере проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов; в сфере осуществления экспертизы информационной продукции и т.д.

<887> Проводится также аккредитация образовательных учреждений высшего образования, осуществляющих проведение единого квалификационного экзамена по оценочной деятельности. Данная процедура проводится в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Аккредитационным органом является Росреестр.

 

В п. 1 ст. 1 Соглашения "О сотрудничестве государств - членов Евразийского экономического "Сообщества в сфере аттестации и/или аккредитации образовательных организаций/учреждений (образовательных программ)" <888> аккредитация определена как "периодическая оценка и признание государством или общественной организацией деятельности образовательной организации/учреждения (образовательной программы), как отвечающей установленным критериям, требованиям, нормам и образовательным стандартам".

--------------------------------

<888> Решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества от 21 мая 2010 г. N 483.

 

Таким образом, аккредитация признается инструментом контроля условий и качества образования. Понятие "качество образования" в настоящее время в России находится на стадии осмысления, еще окончательно не сформулировано, не нашло отражения в нормативных документах, но общие представления существа проблемы уже сложились.

Исходя из многолетнего, в основном зарубежного, опыта достижение требуемого уровня качества и его дальнейшее совершенствование наиболее успешно осуществляются на основе внедрения систем качества в соответствии с требованиями ИСО 9000.

На сегодняшний день стандартов системы качества в сфере образования, разработанных на основе международных стандартов ИСО серии 9000, существует не так много. Международным стандартом является всего один - ISO/IWA 2 "Quality management systems. Guidelines for the application of ISO 9001:2000 in education" - Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ISO 9001:2000 в образовании. Этот международный стандарт был разработан по результатам соглашения международной конференции (IWA 2 - International Workshop Agreement), прошедшей в 2002 году в Мексике. Первая редакция стандарта (IWA 2:2003) была принята в 2003 году. Вторая редакция стандарта, действующая на сегодняшний день, принята в 2007 году (IWA 2:2007).

Стандарт ISO/IWA 2 не содержит в себе каких-либо дополнительных требований в сравнении с ISO 9001:2000. В нем представлены руководящие указания по применению требований ISO 9001:2000 в образовательных учреждениях и даны пояснения, связанные с управлением качеством образовательной услуги.

Разработка и применение IWA 2 направлено на достижение следующих результатов:

- стандартизировать процедуры профессионального образования;

- обеспечить регулярный мониторинг процесса управления и ведения документации и записей, необходимых для образовательного процесса;

- гарантировать выполнение государственных требований в сфере образования;

- гарантировать качество образовательных услуг, качество преподавательского состава и качество образовательного контента.

Целью стандарта IWA 2 является повышение эффективности системы менеджмента качества образовательного учреждения и непрерывное повышение качества образовательной услуги, предоставляемой обучающимся.

Стандарт ISO/IWA 2 не предназначен для сертификации образовательных учреждений, не предназначен для оценки соответствия требованиям этого стандарта или применения в контрактных ситуациях.

Помимо международного стандарта ISO/IWA 2 в ряде стран разработаны и приняты национальные стандарты системы менеджмента качества в образовании.

Некоторые из них представлены ниже:

ГОСТ Р 52614.2-2006 - "Системы менеджмента качества. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001:2001 в сфере образования". Это Российский стандарт, являющийся переводом международного стандарта ISO/IWA 2 первой редакции 2003 г.

HB 90.7-2000 - "Education and Training Guide to ISO 9001:2000" - Руководство по ИСО 9001:2000 для образовательных и обучающих организаций. Национальный стандарт Австралии. Содержит руководящие указания по применению ИСО 9001:2000 в образовательных учреждениях. В этом стандарте пояснения по применению ИСО 9001:2000 даются в терминах, понятных для специалистов в сфере образования. Также в стандарте приводятся наиболее типовые примеры по реализации требований.

ASQ Z1.11-2002 - "Quality assurance standards - Guidelines for the application of ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 to education and training institutions" - Стандарты обеспечения качества - Руководящие указания по применению ANSI/ISO/ASQ Q9001-2000 в образовательных и обучающих организациях. Стандарт США, заменивший собой первую редакцию стандарта (ANSI/ASQC Z1.11:1996). Стандарт содержит пояснения и рекомендации по выполнению требований Q9001-2000 (американский аналог международного стандарта ISO 9001:2000) в образовательных учреждениях.

Esquema 1 IRAM 30000 - "Guia para la interpretacion de la norma ISO 9001:2000 en la educacion" - Руководство по интерпретации стандарта ИСО 9001:2000 в образовании. Стандарт Аргентины, в котором даются пояснения по применению требований ИСО 9001 в отношении образовательных учреждений и интерпретация этих требований в терминах, применяемых в образовании.

Европейская ассоциация гарантии качества в высшем образовании (European Association for Quality Assurance in Higher Education) разработала свой стандарт для применения в образовательном процессе - "Standards and Guidelines for Quality Assurance in the European Higher Education Area" - Стандарты и рекомендации для гарантии качества высшего образования в европейском пространстве. Этот стандарт является одним из элементов развития Болонского соглашения. Стандарт как таковой является рекомендациями вузам по повышению качества образовательных услуг. Этот документ содержит стандарты и рекомендации для гарантии качества образования в вузе, стандарты и рекомендации для внешних систем гарантии качества и стандарты и рекомендации для аккредитованных агентств и организаций по гарантии качества. Требования этого стандарта напрямую не связаны с требованиями ИСО 9001, однако перекликаются с ними по своей сути. Текст этого документа можно посмотреть на сайте Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании (ENQA).

Согласно п. 1 комментируемой статьи государственная аккредитация должна проводиться в отношении образовательных учреждений всех типов и видов по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Таким образом, дошкольные образовательные учреждения освобождены от прохождения процедуры аккредитации, а определение их вида и категории теперь полностью зависит от учредителя. Если в составе образовательного учреждения имеется структурное подразделение, реализующее программу дошкольного образования, то при аккредитации учреждения такие программы не должны включаться в число аккредитуемых.

Формы сведений о реализации образовательных программ, которые заявляются для государственной аккредитации образовательной деятельности, утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 667. В данном Приказе утверждены формы сведений о реализации:

- основной общеобразовательной программы, заявленной для государственной аккредитации образовательной деятельности;

- основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования, заявленной для государственной аккредитации образовательной деятельности;

- основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы бакалавриата, заявленной для государственной аккредитации образовательной деятельности;

- основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы специалитета, заявленной для государственной аккредитации образовательной деятельности;

- основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы магистратуры, заявленной для государственной аккредитации образовательной деятельности;

- основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), заявленной для государственной аккредитации образовательной деятельности;

- основной профессиональной образовательной программы высшего образования - программы ординатуры, заявленной для государственной аккредитации образовательной деятельности.

Образовательная деятельность на территории инновационного центра "Сколково" осуществляется частными организациями, осуществляющими образовательную деятельность, без получения ими государственной аккредитации в соответствии с ч. 2 ст. 17 Федерального закона "Об инновационном центре "Сколково".

Государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, а также в отношении образовательных программ, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, утвержденными самостоятельно федеральными государственными бюджетными образовательными учреждениями высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и "Санкт-Петербургский государственный университет", образовательными организациями высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральными государственными образовательными организациями высшего образования, Перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 г. N 1332.

Государственная аккредитация осуществляется на добровольной основе и призвана обеспечить доверие потребителя образовательных услуг и государства к образовательной деятельности аккредитованного образовательного учреждения. Кроме того, с помощью государственной аккредитации образовательных учреждений государство создает единую систему оценки условий, содержания и результатов их деятельности, обязательную для государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений <889>.

--------------------------------

<889> Наличие государственной аккредитации у образовательной программы может выступать основанием для предоставления гражданам определенных льгот. Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" средства (часть средств) материнского (семейного) капитала могут быть направлены на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам. Так, например, физическое лицо обратилось в суд с иском к управлению Пенсионного фонда России о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала. Отказ управления Пенсионного фонда РФ был мотивирован тем, что средства материнского (семейного) капитала должны быть направлены на содержание в общеобразовательном учреждении, реализующем основные общеобразовательные программы, а не программы дополнительного образования. Подобное ограничение законодательством не предусмотрено, в связи с чем иск был удовлетворен (Апелляционное определение Московского областного суда от 13 мая 2015 г. по делу N 33-10812/2015).

 

Государственная аккредитация предоставляет образовательному учреждению и обучающимся в нем лицам ряд определенных привилегий, например, получением отсрочки от призыва на военную службу (п. "б" ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе"), выдачи диплома государственного образца (п. 2 Порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утв. Приказом Минобрнауки России от 13 февраля 2014 г. N 112), представления ходатайства о продлении срока временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан (ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), оплаты платных образовательных услуг из средств (части средств) материнского (семейного) капитала (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"); также является обязательным условием, например, для сдачи кандидатских экзаменов (п. 5 Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня, утв. Приказом Минобрнауки России от 28 марта 2014 г. N 247), участия в открытом публичном конкурсе по распределению контрольных цифр приема (ч. 3 ст. 100 комментируемого Закона), участия в конкурсе по отбору получателей стипендии Президента Российской Федерации (Указ Президента РФ от 10 января 2012 г. N 50 "Об утверждении Положения о назначении стипендии Президента Российской Федерации студентам и аспирантам, обучающимся по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики, в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования").

В большинстве зарубежных государств аккредитация образовательных учреждений играет значительную роль в обеспечении гарантированного уровня образования и служит средством государственного контроля за деятельностью образовательных учреждений. В США аккредитация представляет собой официальную неправительственную добровольную процедуру признания аккредитуемых организаций в качестве образовательных учреждений. Аккредитация выступает в качестве способа заверения государства и общественности в соответствии образовательного учреждения своему прямому назначению и гарантии качества диплома. Аккредитация в США носит в целом общественный характер; осуществляется общественными агентствами, ассоциациями образовательных организаций. Организационно процесс аккредитации построен таким образом, чтобы обеспечить полноценное участие и взаимодействие всех его участников. Основой аккредитации является процедура самообследования вуза.

В странах Западной Европы аккредитация образовательных учреждений носит государственный характер; осуществляется государственными органами. Последствием аккредитации является предоставление вузу права выдачи дипломов государственного образца. В ряде стран существуют одновременно государственная и общественная аккредитация <890>.

--------------------------------

<890> Северцов В.А., Чащихин Б.Д. Аккредитация учебных заведений. Опыт США. М., 1993. С. 4 - 5; Система, процедуры и стандарты аккредитации программ и центров подготовки и переподготовки управленческих кадров. Отчет о научно-исследовательской работе. М., 1996. С. 34 - 37.

 

Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице государственных органов управления образованием его государственного статуса (типа, вида, категории, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

Успешное прохождение процедуры аккредитации говорит о том, что такая организация (или лицо) достигла соответствующего уровня развития и у нее есть надежные механизмы, чтобы постоянно улучшать качество работ и услуг, которые она предоставляет. То есть главная цель аккредитации - обеспечение качества предоставляемых услуг или работ и совершенствование деятельности участников рынка, что способствует повышению доверия между всеми заинтересованными сторонами <891>.

--------------------------------

<891> Аккредитация способствует снижению риска возникновения несоответствий в работе, но не может гарантировать их отсутствие.

 

Часть 2 комментируемой статьи определила цель государственной аккредитации образовательной деятельности, как подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение, а также индивидуальными предпринимателями, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Данная цель достигается на основе соблюдения следующих основных принципов:

- осуществление полномочий по аккредитации компетентным независимым и беспристрастным уполномоченным национальным органом по аккредитации;

- открытость и доступность правил аккредитации;

- недопустимость совмещения национальным органом по аккредитации полномочий по аккредитации и полномочий по оценке соответствия и обеспечению единства измерений;

- единство правил аккредитации и обеспечение равных условий заявителям;

- обеспечение конфиденциальности сведений, полученных в процессе осуществления аккредитации и составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, и использование таких сведений только в целях, для которых они предоставлены;

- недопустимость ограничения конкуренции и создания препятствий для пользования услугами аккредитованных лиц;

- обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации, недопустимость установления пределов действия аккредитации на отдельных территориях и для определенных субъектов хозяйственной деятельности.

В соответствии с ч. 28 комментируемой статьи Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039) и согласно положениям ч. 29 определяет порядок проведения государственной аккредитации образовательной деятельности.

Государственная аккредитация образовательной деятельности - это процедура признания его государственного статуса государством в лице государственных органов управления образованием. В частях 3 - 8 комментируемой статьи содержатся нормы, определяющие институциональную составляющую рассматриваемого вопроса - аккредитационные органы, наделенные соответствующими полномочиями.

Государственную аккредитацию проводят Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, в соответствии с полномочиями, установленными ст. ст. 6 и 7 комментируемого Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации филиале организации, осуществляющей образовательную деятельность, проводится органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, к компетенции которого отнесена государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположен филиал (п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039).

Действуют Административный регламент предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 16 сентября 2014 г. N 1227, и Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования, государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2014 г. N 1398.

Применительно к ч. 7 комментируемой статьи следует отметить, что в ситуации, если для государственной аккредитации образовательной деятельности заявлены основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена, то решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по указанным образовательным программам принимается в отношении среднего профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся указанные заявленные для государственной аккредитации образовательной деятельности образовательные программы.

При отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности хотя бы по одной из заявленных к государственной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, входящих в укрупненную группу профессий, специальностей и направлений подготовки, решение об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности принимается в отношении всей укрупненной группы профессий, специальностей и направлений подготовки.

При проведении государственной аккредитации образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам организации, осуществляющие образовательную деятельность, заявляют для государственной аккредитации все основные профессиональные образовательные программы, которые реализуются ими и относятся к соответствующей укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, при наличии обучающихся, завершающих обучение по этим образовательным программам в текущем учебном году (ч. 8 комментируемой статьи) <892>.

--------------------------------

<892> См. подробнее: Методические материалы о государственной аккредитации образовательной деятельности (письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 9 сентября 2014 г. N 11-200 "О направлении методических материалов о государственной аккредитации образовательной деятельности").

 

С 2004 г. в целях государственной аккредитации вузов и их филиалов была создана на основании Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 24 июня 2004 г. N 16 Аккредитационная коллегия, Порядок ее работы регламентирован Приказом Рособрнадзора от 1 июля 2011 г. N 1575 "Об утверждении Порядка работы Аккредитационной коллегии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки".

Аккредитационная коллегия принимает решение об утверждении аттестационного заключения вуза, а также решение о государственной аккредитации (отказе в государственной аккредитации) вуза. Коллегия формируется из представителей федеральных органов исполнительной власти, в ведении которых находятся вузы, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных органов управления образованием, общественных и государственно-общественных объединений в системе высшего образования, руководителей вузов, советов ректоров федеральных округов, научно-педагогической общественности, представителей объединений работодателей. Состав коллегии утвержден Приказом Рособрнадзора от 15 января 2014 г. N 10.

Пункт 4 комментируемой статьи закрепляет нормы по осуществлению государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций, учредителями которых являются религиозные организации. Данная норма является новеллой образовательного законодательства РФ. Важность этой нормы подтверждается и тем, что ранее в связи с отсутствием у духовных школ государственного аккредитационного статуса для их выпускников был закрыт доступ к обучению в аспирантурах и докторантурах государственных образовательных учреждений, поскольку эти выпускники не имели дипломов государственного образца. По той же причине они не могли трудоустроиться, например в качестве преподавателей, в государственные учреждения.

Основанием для государственной аккредитации образовательной деятельности является заявление о государственной аккредитации (ч. 10 комментируемой статьи) и прилагаемые к нему документы, утвержденные положением о государственной аккредитации, которые представляются в аккредитационный орган одним из следующих способов: уполномоченными представителями образовательных организаций на бумажном носителе; непосредственно нарочным; заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении; в форме электронного документа, подписанного электронной подписью.

Перечень документов, которые необходимо представить для прохождения аккредитации образовательной деятельности, если ранее свидетельство о государственной аккредитации не выдавалось (при отсутствии сетевой формы реализации образовательных программ, а также реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий) включает в себя:

- заявление (Приказ Минобрнауки России от 18 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении форм заявлений о проведении государственной аккредитации образовательной деятельности, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации (временного свидетельства о государственной аккредитации)") <893>;

--------------------------------

<893> В случае если заявление подписано и.о. либо вр.и.о., необходимо представить копию приказа о назначении.

 

- доверенность на человека, который представляет документы в Рособрнадзор, на право действовать от имени организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- копия платежного документа, подтверждающего оплату госпошлины - 100 тыс. руб. за одну укрупненную группу направлений подготовки/специальностей;

- сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утвержденным приказом Минобрнауки России (представляются на бумажном и электронном носителях);

- первые страницы (I. Общие положения) Устава с изменениями к нему либо нового Устава (нотариально заверять не требуется, достаточно заверить печатью учреждения);

- письмо на бланке учреждения за подписью руководителя: (наименование учреждения) информирует об отсутствии общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;

- копия лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности (при наличии);

- опись.

В соответствии с п. 14 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 формы сведений, прилагаемых к заявлению о государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым дипломатическим представительством Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2015 г. N 3:

- сведения об учебной литературе, используемой при осуществлении образовательной деятельности дипломатическим представительством и консульским учреждением Российской Федерации, представительством Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (приложение N 1);

- сведения о реализации образовательных программ (приложение N 2);

- сведения о базовом образовании педагогов и преподаваемых ими дисциплинах (приложение N 3).

Для переоформления свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности в соответствии с пп. "д" п. 78 Постановления Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1039 "О государственной аккредитации образовательной деятельности" в дополнение к перечисленным документам необходимо представить копию ранее выданного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности и приложения (заверенную печатью учреждения).

В течение 7 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых к нему документов специалист аккредитационного органа, ответственный за прием документов, проводит анализ представленных документов и направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, уведомление о приеме документов к рассмотрению по существу.

В случае если заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы оформлены с нарушением требований и (или) представлены не в полном объеме, аккредитационный орган направляет уведомление образовательной организации с перечнем недостающих документов и (или) документов, оформление и (или) заполнение которых не соответствуют установленным требованиям. Если документы не представлены образовательной организацией в течение 2 месяцев со дня получения уведомления образовательной организацией, то в адрес организации направляется уведомление об отказе в принятии документов к рассмотрению по существу, с указанием причин отказа.

Согласно ч. 19 комментируемой статьи при принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

1) шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

2) двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 января 2014 г. N 45 "Об утверждении форм свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также технических требований к указанным документам" утверждены в том числе формы:

свидетельства о государственной аккредитации - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам;

свидетельства о государственной аккредитации - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам.

Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, заявила для государственной аккредитации образовательной деятельности основные общеобразовательные программы и основные профессиональные образовательные программы, то в случае принятия аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности в отношении такой организации по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в отношении каждого уровня общего образования, к которому относятся заявленные для государственной аккредитации основные общеобразовательные программы, и по основным профессиональным образовательным программам в отношении среднего профессионального образования по каждой укрупненной группе профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся заявленные для государственной аккредитации основные профессиональные образовательные программы, ей выдается два свидетельства о государственной аккредитации и приложения к ним:

- свидетельство о государственной аккредитации - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, срок действия которого составляет 12 лет;

- свидетельство о государственной аккредитации - для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам, срок действия которого составляет 6 лет.

Свидетельство (свидетельства) о государственной аккредитации и приложение (приложения) к нему (ним) оформляются в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 27 января 2014 г. N 45 и Порядком приобретения, учета, хранения и заполнения бланков свидетельств о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, утвержденным Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г. N 275.

Государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по результатам аккредитационной экспертизы.

Предметом аккредитационной экспертизы является определение соответствия содержания и качества подготовки обучающихся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам.

На основе представленных организацией документов и сведений:

- формируется задание для проведения аккредитационной экспертизы;

- определяется количество экспертов, необходимых для проведения аккредитационной экспертизы;

- осуществляется отбор экспертов из реестра экспертов;

- согласовываются с экспертами возможности их участия в данной экспертизе;

- готовится проект распоряжения о составе комиссии по аккредитационной экспертизе и представляется на подпись руководителю аккредитационного органа (заместителю руководителя, курирующему данную деятельность).

В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, имеющие необходимую квалификацию в области заявленных для государственной аккредитации основных образовательных программ, и (или) экспертные организации, соответствующие установленным требованиям.

Результатом аккредитационной экспертизы является экспертное заключение комиссии по аккредитационной экспертизе.

На основании заключения комиссии по аккредитационной экспертизе готовится проект приказа о государственной аккредитации образовательной деятельности организации или об отказе в государственной аккредитации.

Порядок отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 мая 2014 г. N 556.

Согласно п. 5 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы, в том числе порядка ведения реестра экспертов и экспертных организаций, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. N 556, в целях проведения аккредитации экспертов и экспертных организаций, привлекаемых аккредитационными органами для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, аккредитационный орган создает аккредитационную комиссию, утверждает положение об аккредитационной комиссии и ее состав.

Распорядительный акт аккредитационного органа об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта (полномочий юридического лица в качестве экспертной организации) издается аккредитационным органом не позднее 30 рабочих дней со дня приема заявления об установлении полномочий физического лица в качестве эксперта либо заявления об установлении полномочий юридического лица в качестве экспертной организации (п. 25 Порядка аккредитации экспертов и экспертных организаций).

Учитывая временные затраты, которые потребуются на создание аккредитационной комиссии, утверждение положения о ней и ее состава, а также на аккредитацию экспертов и экспертных организаций, привлекаемых аккредитационными органами для проведения аккредитационной экспертизы организаций, осуществляющих образовательную деятельность, аккредитационные органы до совершения указанных выше действий могут привлекать для проведения аккредитационной экспертизы ранее аттестованных экспертов.

В соответствии с п. п. 2 и 3 Порядка отбора экспертов и экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы для проведения аккредитационной экспертизы аккредитационные органы осуществляют отбор экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы из реестра экспертов и экспертных организаций, привлекаемых для проведения аккредитационной экспертизы. Отбор экспертов и (или) экспертных организаций для проведения аккредитационной экспертизы осуществляется из реестра в автоматизированном режиме с использованием метода случайного выбора.

В соответствии с п. 2 Правил оплаты услуг экспертов и экспертных организаций и возмещения расходов, понесенных ими в связи с проведением аккредитационной экспертизы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 370, оплата услуг эксперта или экспертной организации и возмещение понесенных ими расходов в связи с проведением аккредитационной экспертизы осуществляются в соответствии с заключенным между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, и экспертом или экспертной организацией гражданско-правовым договором.

Ситуации, когда аккредитационный орган отказывает в государственной аккредитации образовательной деятельности, перечислены в ч. 23 комментируемой статьи <894>.

--------------------------------

<894> Отказ в государственной аккредитации может быть обжалован в суде. Так, например, негосударственное частное образовательное учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным приказа об отказе в государственной аккредитации образовательной деятельности по заявленным образовательным программам. В удовлетворении требования заявителя было отказано, поскольку представленный к заявлению о государственной аккредитации отчет о результатах самообследования содержал недостоверную информацию (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.08.2014 N Ф05-9149/2014 по делу N А40-175853/13).

 

Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение, составленное по результатам аккредитационной экспертизы, приказ о государственной аккредитации образовательной деятельности или об отказе в государственной аккредитации размещаются Рособрнадзором на его официальном сайте в сети Интернет.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2013 г. N 438 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки создала государственную информационную систему "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам". Внесение сведений в информационную систему осуществляется в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, требования к которой определены Федеральным законом "Об электронной подписи".

Информационная система содержит сведения о государственной аккредитации образовательной деятельности образовательных организаций, организаций, осуществляющих обучение, и индивидуальных предпринимателей, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно.

Информационная система содержит следующую информацию:

- наименование аккредитационного органа, выдавшего организации, осуществляющей образовательную деятельность, свидетельство о государственной аккредитации (далее - свидетельство);

- полное и сокращенное (при наличии) наименование образовательной организации или организации, осуществляющей обучение, ее местонахождение, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица;

- наименование филиала образовательной организации или организации, осуществляющей обучение;

- код причины постановки на учет образовательной организации (филиала) или организации, осуществляющей обучение (филиала), в налоговом органе;

- фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, его место жительства в Российской Федерации, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

- идентификационный номер налогоплательщика;

- дата принятия решения о государственной аккредитации;

- серия и номер бланка свидетельства, вид свидетельства (свидетельство, временное свидетельство), дата и номер регистрации свидетельства;

- срок действия свидетельства;

- перечень основных образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, с указанием уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки;

- основание и дата переоформления свидетельства;

- основания и даты приостановления и возобновления действия государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность;

- основание и дата лишения организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации;

- основание и дата прекращения действия государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Информация, содержащаяся в информационной системе, является открытой и общедоступной для ознакомления с ней физических и юридических лиц на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или служебной тайны свободный доступ к такой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки обеспечивает хранение сведений, внесенных аккредитационными органами в информационную систему, без срока давности.

При принятии положительного решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационным органом выдается свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:

а) 6 лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;

б) 12 лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.

Рособрнадзор лишает организацию, осуществляющую образовательную деятельность, государственной аккредитации образовательной деятельности при наличии одного из следующих оснований:

а) аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных имеющих государственную аккредитацию образовательных программ;

б) повторное в течение срока действия государственной аккредитации нарушение организацией, осуществляющей образовательную деятельность, законодательства в сфере образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов об образовании и (или) о квалификации установленного образца;

в) истечение срока приостановления действия государственной аккредитации (при отсутствии оснований для возобновления действия государственной аккредитации).

Принятие аккредитационным органом решения о государственной аккредитации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществляется в срок, не превышающий 105 дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов, при условии соответствия этих заявления и документов установленным требованиям.

Принятие решения о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации, о выдаче временного свидетельства о государственной аккредитации осуществляется в срок, не превышающий 45 дней со дня регистрации соответствующего заявления.

Принятие решения о выдаче дубликата свидетельства о государственной аккредитации осуществляется в срок, не превышающий 15 дней со дня приема соответствующего заявления.

Результатом предоставления государственной услуги является:

а) выдача свидетельства о государственной аккредитации и приложений к нему;

б) переоформление свидетельства о государственной аккредитации и приложений к нему;

в) выдача временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к нему;

г) выдача дубликата свидетельства о государственной аккредитации и приложений к нему;

д) отказ в выдаче свидетельства (временного свидетельства) о государственной аккредитации или в переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и приложений к нему.

По вопросу порядка и размеров взимания государственной пошлины за предоставление государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности следует соответствовать нормам пп. 129 п. 1 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации.

Если у заявителя на момент подачи заявления о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации и (или) приложения (приложений) к нему имеются несколько оснований для переоформления свидетельства о государственной аккредитации, то государственная пошлина уплачивается как за одно совершенное в отношении заявителя юридически значимое действие. При этом размер государственной пошлины исчисляется в следующем порядке:

- в случае если Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена уплата государственной пошлины в одинаковом размере, государственная пошлина взимается в однократном размере;

- в случае если Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрена уплата государственной пошлины в различных размерах, то государственная пошлина взимается в максимально установленном размере.


Авторы - Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук, директор Института публично-правовых исследований; Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук, доцент Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика"; Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор Национального исследовательского университета "Высшая школа экономика".

 

Комментарий по состоянию на 01.08.2016


Возврат к разделу