Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 87. Особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации. Особенности получения теологического и религиозного образования

Комментарий к статье 87

 

Предметом комментируемой статьи являются особенности изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, а также особенности получения теологического и религиозного образования.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями в основные образовательные программы могут быть включены учебные предметы (курсы, дисциплины, модули), направленные на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировых религий.

При этом право выбора одного из учебных предметов (курсов, дисциплин, модулей), включенных в основные общеобразовательные программы, осуществляется родителями обучающихся или их законными представителями. Так, например, Регламент выбора в образовательной организации родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" направлен в образовательные организации в качестве рекомендаций письмом Минобрнауки России от 31 марта 2015 г. N 08-461 "О направлении регламента выбора модуля курса ОРКСЭ" <825>).

--------------------------------

<825> Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".

 

Особенностью изучения основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации является установленное ч. 3 комментируемой статьи требование экспертизы примерных основных образовательных программ в части учебных предметов (курсов, дисциплин, модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировых религий. Имеется в виду экспертиза образовательной программы, проводимая в соответствии с ч. 11 ст. 12 комментируемого Закона (Приказ Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. N 594 "Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ").

Экспертиза учебных курсов проходит в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям этой организации в соответствии с ее внутренними установлениями. Понятие централизованной религиозной организации содержится в Федеральном законе от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" <826>. В ст. 8 этого Закона определено, что религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.

--------------------------------

<826> СЗ РФ. 1997. N 39. Ст. 4465.

 

На образовательные организации высшего образования, которые реализуют основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии, имеющие государственную аккредитацию, возлагается обязанность при разработке этих образовательных программ учитывать прошедшие экспертизу примерные основные образовательные программы высшего образования по направлениям подготовки в области теологии (ч. 4 комментируемой статьи).

Важной особенностью преподавания учебных предметов в области теологии является процедура рекомендации педагогических работников соответствующей централизованной религиозной организацией (ч. 5 комментируемой статьи).

Наряду с экспертизой образовательных программ, рекомендацией педагогических работников, еще одним направлением сотрудничества государственных образовательных организаций с централизованными религиозными организациями является их привлечение к учебно-методическому обеспечению учебных предметов, направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации, нравственных принципах, исторических и культурных традициях мировых религий, а также учебных предметов в области теологии (ч. 6 комментируемой статьи).

Части 7 - 12 касаются частных образовательных организаций. За ними, в частности, закрепляется право включать в ту часть основных образовательных программ, которая формируется участниками образовательного процесса, учебные предметы, обеспечивающие религиозное образование (религиозный компонент).

Используемое в комментируемой статье понятие "религиозное образование" определяется ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В ней, в частности, закреплено право каждого на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими, а также то, что воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Сами религиозные организации наделяются правом в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации.

Устанавливается норма (п. 4 ст. 5 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"), в соответствии с которой по письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы.

Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. При этом законодатель особо оговаривает, что обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью.

Особой разновидностью частных образовательных организаций являются духовные образовательные организации. Понятие "духовная образовательная организация" раскрывается в ст. 19 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В ней, в частности, закреплено, что централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности. Законодателем установлено также, что духовные образовательные организации подлежат регистрации в качестве религиозных организаций.

Духовные образовательные организации реализуют образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций. Такими программами могут быть:

- образовательные программы среднего профессионального образования;

- образовательные программы высшего образования.

Духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, выдают документы об образовании и о квалификации, форма которых самостоятельно устанавливается этими организациями. Указываемая в таких документах об образовании квалификация дает право их обладателям осуществлять функции служителей и религиозного персонала религиозных организаций, для которых внутренними установлениями религиозных организаций определены обязательные требования к содержанию образования.

Духовные образовательные организации, реализующие образовательные программы в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, вправе выдавать лицам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, документы об образовании или о квалификации образца, установленного в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Указываемая в таких документах об образовании квалификация дает право их обладателям наряду с правами, предусмотренными ч. 8 ст. 60 комментируемого Закона, осуществлять функции служителей и религиозного персонала религиозных организаций, для которых внутренними установлениями религиозных организаций определены обязательные требования к содержанию образования.

Особенностями осуществления религиозного образования являются установленные законодателем требования, в соответствии с которыми:

- примерные образовательные программы в части религиозной компоненты, а также примерные образовательные программы, направленные на подготовку служителей и религиозного персонала религиозных организаций, утверждаются соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией;

- учебно-методическое обеспечение религиозной компоненты, а также примерных образовательных программ осуществляется соответствующей религиозной организацией или централизованной религиозной организацией;

- частные образовательные организации, учредителями которых являются религиозные организации, и духовные образовательные организации вправе устанавливать дополнительные условия приема на обучение, права и обязанности обучающихся, основания для их отчисления, вытекающие из внутренних установлений соответствующей религиозной организации или централизованной религиозной организации, в ведении которых находятся эти образовательные организации;

- образовательные организации, а также педагогические работники в случае реализации ими теологического или религиозного образования могут получать общественную аккредитацию в централизованных религиозных организациях.

В части общественной аккредитации законодатель устанавливает в комментируемой статье, что, во-первых, порядок общественной аккредитации и права, предоставляемые аккредитованной образовательной организации и педагогическому работнику, устанавливаются проводящей такую аккредитацию централизованной религиозной организацией, а во-вторых, что общественная аккредитация не влечет за собой дополнительные финансовые или иные обязательства со стороны государства.



Автор - Барабанова С.В., доктор юридических наук, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета, ведущий научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Комментарий по состоянию на 01.08.2016

Возврат к разделу