Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 85. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодор

Комментарий к статье 85

 

Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой.

Все перечисленные профессии объединяют такие факторы, как наличие опасности для жизни и здоровья граждан, повышенные риски при осуществлении профессиональной деятельности, а также организация работы в соответствии с международными стандартами.

В указанных областях реализуются:

- основные программы профессионального обучения;

- образовательные программы среднего профессионального образования и образовательные программы высшего образования;

- дополнительные профессиональные программы.

Реализация образовательных программ среднего профессионального образования и образовательных программ высшего образования осуществляется в соответствии с ФГОС, утвержденными Минобрнауки России по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (Минтрансом России).

Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы утверждаются Минтрансом РФ:

- Приказ Минтранса России от 27 февраля 2014 г. N 55 "Об утверждении типовой основной программы профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями по профессии "Вахтенный матрос" <803>;

--------------------------------

<803> Российская газета. 09.07.2014. N 151.

 

- Приказ Минтранса России от 17 июля 2014 г. N 188 "Об утверждении типовых основных программ профессионального обучения в области подготовки членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями" <804>;

--------------------------------

<804> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 08.12.2014. N 49.

 

- Приказ Минтранса России от 3 июня 2015 г. N 181 "Об утверждении типовой дополнительной профессиональной программы повышения квалификации "Начальная подготовка рядового состава для работы на нефтяных танкерах и танкерах-химовозах" <805>;

--------------------------------

<805> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 09.07.2015.

 

В соответствии с ч. 4 комментируемой статьи реализация образовательных программ в указанных областях включает в себя теоретическую, тренажерную и практическую подготовку по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными Минтрансом России.

При организации и осуществлении образовательной деятельности в указанных областях необходимо учитывать следующее:

- реализация образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями должна обеспечить выполнение норм налета часов и стажа работы на судне в объеме не менее чем объем, требуемый международными договорами Российской Федерации;

- организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в указанных областях, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе транспортные средства и тренажеры, требования к которым предусмотрены соответствующими ФГОС, типовыми основными программами профессионального обучения или типовыми дополнительными профессиональными программами;

- особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки по эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в указанных областях могут устанавливаться Минтрансом России в части, не противоречащей Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации".

 

Статья 85.1. Особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности

 

Комментарий к статье 85.1

 

Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности.

Понятия "транспортная безопасность" и "силы обеспечения транспортной безопасности" определены законодателем в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <806> (п. п. 7.2 и 10 ст. 1):

--------------------------------

<806> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

 

транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства;

силы обеспечения транспортной безопасности - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры, на объекте транспортной инфраструктуры, транспортном средстве, включая персонал субъекта транспортной инфраструктуры или подразделения транспортной безопасности, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры <807> или транспортных средств.

--------------------------------

<807> Объекты транспортной инфраструктуры представляют собой технологический комплекс, включающий в себя: а) железнодорожные, автомобильные вокзалы и станции; б) метрополитены; в) тоннели, эстакады, мосты; г) морские терминалы, акватории морских портов; д) порты, которые расположены на внутренних водных путях; е) расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации искусственные острова, установки, сооружения; ж) аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств; з) участки автомобильных дорог, железнодорожных и внутренних водных путей, вертодромы, посадочные площадки, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование.

 

Комментируемая статья была введена Федеральным законом от 3 февраля 2014 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности" <808>.

--------------------------------

<808> СЗ РФ. 2014. N 6. Ст. 566.

 

В процессе применения положений данной статьи в качестве lex specialis могут использоваться положения Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" <809>.

--------------------------------

<809> СЗ РФ. 2007. N 7. Ст. 837.

 

В области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности реализуются следующие образовательные программы:

- основные программы профессионального обучения;

- дополнительные профессиональные программы.

Типовые основные программы профессионального обучения и типовые дополнительные профессиональные программы в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности утверждаются Минтрансом России. Так, Приказом Минтранса России от 8 сентября 2014 г. N 243 "Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" <810> утверждены:

--------------------------------

<810> Российская газета. 21.01.2015. N 9/1.

 

- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;

- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, назначенных в качестве лиц, ответственных за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и (или) транспортном средстве;

- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящих выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства;

- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, включенных в состав группы быстрого реагирования;

- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, осуществляющих досмотр, дополнительный досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;

- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, осуществляющих наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности;

- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации работников, управляющих техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;

- Типовая дополнительная профессиональная программа повышения квалификации иных работников субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющих работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) транспортного средства.

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи реализация образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности включает в себя:

- теоретическую, тренажерную и практическую подготовку, обеспечивающую приобретение обучающимися знаний, умений и навыков, требования к которым устанавливаются законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности;

- преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки работников различных уровней ответственности в соответствии с программами, утвержденными Минтрансом России.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности, должны иметь учебно-тренажерную базу, в том числе тренажеры, отвечающие следующим требованиям:

- обеспечение наглядности и доступности в обучении, эффективное использование учебного времени, обеспечение интереса и повышение активности обучаемых лиц в процессе обучения;

- создание в процессе занятий различных условий для действий обучаемых, требующих от них самостоятельности и практического применения ранее полученных знаний, умений и навыков;

- осуществление объективного контроля за действиями обучаемых и усвоением изучаемого ими материала, выявление ошибок, допускаемых обучаемыми, и недостаточно усвоенных вопросов;

- простота устройства, надежность в работе;

- обеспечение полной безопасности обучаемых в ходе занятий.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в зависимости от требований, установленных типовыми основными программами профессионального обучения и типовыми дополнительными профессиональными программами, оснащается одним или несколькими тренажерами.

Тренажеры обеспечивают работу в двух режимах:

1) режим обучения;

2) режим проверки знаний.

Преподаватель (инструктор) контролирует работу каждого обучающегося.

Тренажеры, разработанные на базе аппаратно-программных комплексов тестирования и развития знаний, умений, навыков сил обеспечения транспортной безопасности, гарантируют оценку и повышают уровень знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения силами обеспечения транспортной безопасности работы, непосредственно связанной с обеспечением транспортной безопасности, а также формируют навыки саморегуляции психоэмоционального состояния.

Применяемая в тренажерах автоматизированная обучающая система обеспечивает:

- достижение обучаемыми заданного качества усвоения программы обучения;

- рост эффективности процесса обучения.

Минтранс России в соответствии с ч. 5 комментируемой статьи имеет право устанавливать в части, не противоречащей Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", особенности организации и осуществления теоретической, тренажерной и практической подготовки сил обеспечения транспортной безопасности по видам транспорта, методической деятельности по реализации образовательных программ в области подготовки сил обеспечения транспортной безопасности (Приказ Минтранса России от 31 июля 2014 г. N 212 "Об утверждении Порядка подготовки сил обеспечения транспортной безопасности" <811>).

--------------------------------

<811> Российская газета. 01.10.2014. N 223.


Автор - Барабанова С.В., доктор юридических наук, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета, ведущий научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства, почетный работник высшего профессионального образования РФ.


Комментарий по состоянию на 01.08.2016


Возврат к разделу