Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 82. Особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования

Комментарий к статье 82

 

Предметом данной статьи являются особенности реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования.

В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что подготовка медицинских работников и фармацевтических работников осуществляется путем реализации следующих профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования:

1) образовательные программы среднего профессионального образования;

2) образовательные программы высшего образования;

3) дополнительные профессиональные программы.

В сфере медицинского и фармацевтического образования всегда строилась с учетом необходимости постоянного совершенствования знаний и навыков, поэтому для данного сегмента российского образования не является новеллой принцип, закрепленный в ч. 2 комментируемой статьи, в соответствии с которым реализация профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования обеспечивает непрерывное совершенствование профессиональных знаний и навыков в течение всей жизни, а также постоянное повышение профессионального уровня и расширение квалификации. Данный принцип позволяет выпускникам соответствующих образовательных организаций быть на уровне последних достижений медицинской науки и техники.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздрав России), разрабатывает и утверждает примерные дополнительные профессиональные программы медицинского образования и фармацевтического образования (Приказ Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 440н «Об утверждении примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей и медицинских работников со средним профессиональным образованием, работающих в составе выездных авиамедицинских бригад, со сроком освоения 72 академических часа по теме: «Санитарно-авиационная эвакуация»[1], Приказ Минздрава России от 24 июля 2015 г. № 481н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности «Остеопатия»[2],Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. № 36н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности "Гериатрия"»[3], Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. № 35н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ медицинского образования по специальности "Психиатрия-наркология"»[4], Приказ Минздрава России от 22 января 2014 г. № 37н «Об утверждении примерных дополнительных профессиональных программ фармацевтического образования»[5]).

Спецификой реализации профессиональных образовательных программ медицинского образования и фармацевтического образования является особое значение практической подготовки обучающихся в образовательном процессе. В ч. 4 комментируемой статьи закреплено, что практическая подготовка лиц, получающих среднее медицинское (фармацевтическое) образование или высшее медицинское (фармацевтическое) образование, а также дополнительное профессиональное образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности или фармацевтической деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:

1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность или фармацевтическую деятельность (клиники);

2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);

3) в организациях, осуществляющих производство лекарственных средств, организациях, осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, аптечных организациях, судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

«Порядок организации и проведения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского образования, фармацевтического образования» утвержден Приказом Минздрава России от 3 сентября 2013 г. № 620н[6].

В развитие данного подзаконного нормативного правового акта на уровне субъектов Российской Федерации могут приниматься нормативные правовые акты, уточняющие порядок прохождения практической подготовки обучающихся по профессиональным образовательным программам медицинского и фармацевтического образования (например, Приказ министерства здравоохранения Самарской области от 8 сентября 2014 г. № 24-н «Об утверждении Порядка присвоения подведомственным учреждениям здравоохранения статуса клинической медицинской организации и деятельности клинической базы»[7]).

В приведенном к качестве примера региональном нормативном правовом акте содержатся положения, в которых определяются цели, задачи и функции клинической базы.

Целью деятельности клинической базы названо обеспечение высокой степени готовности обучающихся к осуществлению профессиональной деятельности. В качестве основных задач клинической базы определено создание условий для успешного формирования, закрепления, развития у обучающихся практических навыков и компетенции в объеме, позволяющем выполнять определенные виды работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью, обеспечение их участия в осуществлении медицинской (фармацевтической) деятельности, в том числе в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности в рамках их практической подготовки в соответствии с образовательными программами.

Для достижения указанной цели и решения основных задач клиническая база осуществляет следующие функции:

- нормативное регулирование (принятие необходимых локальных актов, связанных с практической подготовкой обучающихся);

- материально-техническое обеспечение (предоставление отвечающих требованиям безопасности и гигиены помещений и имущества, необходимых для практической подготовки обучающихся);

- кадровое обеспечение (при необходимости осуществляется прием на работу по совместительству работников образовательной (научной) организации);

- контроль за участием обучающихся в оказании медицинской помощи (фармацевтической деятельности) в соответствии с локальным нормативным актом;

- обеспечение безопасных условий труда обучающихся, участвующих в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности.

Организация практической подготовки обучающихся в таких случаях осуществляется на основании договора, заключаемого между образовательной или научной организацией, с одной стороны, и с другой стороны — медицинской организацией либо организацией, производящей лекарственные средства и медицинские изделия, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья.

Типовая форма такого договора приведена в Приказе Минздрава России от 30 июня 2016 г. № 435 «Об утверждении типовой формы договора об организации практической подготовки обучающихся, заключаемого между образовательной или научной организацией и медицинской организацией либо организацией, осуществляющей производство лекарственных средств, организацией, осуществляющей производство и изготовление медицинских изделий, аптечной организацией, судебно-экспертным учреждением или иной организацией, осуществляющей деятельность в сфере охраны здоровья»[8].

В договоре должны содержаться положения, определяющие порядок и условия использования имущества сторон договора, необходимого для организации практической подготовки, участия обучающихся, работников образовательных организаций, работников научных организаций в медицинской деятельности или фармацевтической деятельности. Обозначается порядок их участия в оказании медицинской помощи гражданам, порядок участия работников медицинских организаций, организаций, производящих лекарственные средства и медицинские изделия, аптечных организаций, судебно-экспертных учреждений или иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья, в образовательной деятельности.

Практическая подготовка лиц, получающих среднее и высшее медицинское или фармацевтическое образование, дополнительное профессиональное образование, на базе государственных и муниципальных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан, организуется для государственной или муниципальной образовательной или научной организации на безвозмездной основе.

Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (Минздрав России), утверждает порядок участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности (Приказ Минздрава России от 22 августа 2013 г. № 585н «Об утверждении Порядка участия обучающихся по основным профессиональным образовательным программам и дополнительным профессиональным программам в оказании медицинской помощи гражданам и в фармацевтической деятельности»[9]).

Еще одной особенностью медицинского образования является уникальная система последипломного образования врачей. Этапами последипломного образования врачей на базе медицинских высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, институтов усовершенствования врачей являются интернатура и ординатура.

Интернатура (internus, лат. —внутренний) — первичная последипломная специализация выпускников медицинских образовательных организаций по одной из врачебных профессий, которая проводится, как правило, после сдачи государственных экзаменов, на базе лечебно-профилактических организаций под наблюдением и руководством соответствующей кафедры медицинской образовательной организации. Проходящих обучение интернатуру называют интернами. Интернатура является составной частью обязательного полного медицинского образования. Лицам, окончившим интернатуру, присваивается сертификат врача-специалиста и диплом об окончании интернатуры.

Следующим за интернатурой этапом последипломного образования является ординатура. Подготовка по программам ординатуры обеспечивает приобретение обучающимися необходимого для осуществления профессиональной деятельности уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать определенные должности медицинских работников, фармацевтических работников (ч. 9 комментируемой статьи).

Основная цель обучения в ординатуре состоит в подготовке высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и организациях здравоохранения или в порядке частной практики. Задачами обучающихся в ординатуре определены:

- углубленное изучение методологических, клинических и медико-социальных основ медицинских наук;

- формирование умений и навыков самостоятельной профессиональной деятельности.

Сопоставляя интернатуру и ординатуру как этапы последипломного медицинского образования, следует отметить, первичность интернатуры. Интернатура, как уже отмечалось, длится один год. Ординатура представляет собой обучение в течение, как правило, двух лет.

И интернатура, и ординатура позволяют на практике эффективно применять уже полученные студентом знания, причём все действия интерна или учащегося ординатуры выполняются под контролем опытных врачей. В отдельных случаях для поступления в ординатуру требуется прохождение интернатуры. Наконец, можно отметить, что врачебные специализации, обучение которым происходит в ординатуре, являются более сложными, чем те, в которых практикуются интерны.

Законодательной основой обучения в интернатуре является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»[10]. В ст. 100 этого Закона закреплено, что:

- обучение в интернатуре обеспечивает приобретение специалистом необходимого уровня знаний, умений и навыков, а также квалификации, позволяющей занимать должности медицинских работников и фармацевтических работников; продолжительность обучения в интернатуре не может превышать один год;

- лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование и обучающиеся в интернатуре, являются интернами и на них распространяются права, обязанности, меры социальной поддержки и стимулирования ординаторов, установленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а к осуществлению образовательной деятельности по программам интернатуры применяются правила, установленные для осуществления образовательной деятельности по программам ординатуры.

Обучение по программам ординатуры осуществляется в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС), утвержденными Минобразования России по согласованию с Минздрав России (например, Приказ Минобрнауки России от 25 августа 2014 г. № 1045 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.03 Токсикология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»[11], Приказ Минобрнауки России от 25 августа 2014 г. № 1051 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.09 Рентгенология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»[12] и т.д.).

В соответствии с ч. 11 комментируемо статьи ФГОС по определенным специальностям и направлениям подготовки ординатуры может предусматриваться возможность поэтапного (дискретного) обучения, в рамках которого по завершении освоения отдельных этапов (циклов) обучающийся вправе пройти итоговую аттестацию (государственную итоговую аттестацию) с присвоением ему квалификации, позволяющей занимать определенную должность медицинского работника или должность фармацевтического работника.

Порядок приема граждан на обучение по программам ординатуры устанавливает Минздрав России по согласованию с Минобрнауки России (Приказ Минздрава России от 6 сентября 2013 г. № 633н «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по программам ординатуры»[13]).

Законодательство об образовании (ч. 13 и ч. 14 комментируемо статьи) устанавливает особые правила допуска к педагогической деятельности по образовательным программам медицинского и фармацевтического образования.

К педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование, допускаются лица:

- имеющие высшее медицинское образование или высшее фармацевтическое образование;

- прошедшие обучение в ординатуре или интернатуре;

- являющиеся работниками медицинских и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств, и медицинских изделий, аптечных организаций, а также судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Порядок допуска к педагогической деятельности вышеперечисленных лиц определяет Минздрав России (Приказ Минздрава России от 10 сентября 2013 г. № 637н «Об утверждении Порядка допуска к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования либо среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование»[14]).

К педагогической деятельности по образовательным программам среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее образование, допускаются лица:

- имеющие среднее или высшее медицинское образование либо среднее или высшее фармацевтическое образование;

- прошедшие соответствующую подготовку по программам дополнительного профессионального образования либо обучение в ординатуре или интернатуре;

-являющиеся работниками медицинских организаций и научных организаций, организаций, осуществляющих производство лекарственных средств и медицинских изделий, аптечных организаций, а также судебно-экспертных учреждений и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Порядок допуска к педагогической деятельности вышеперечисленных лиц определяет Минздрав России (уже упоминавшийся Приказ Минздрава России от 10 сентября 2013 г. № 637н «Об утверждении Порядка допуска к педагогической деятельности по образовательным программам высшего медицинского образования или высшего фармацевтического образования либо среднего медицинского образования или среднего фармацевтического образования, а также дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих высшее образование либо среднее профессиональное образование»).



[1] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 20.07.2016.


[2] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 11.09.2015.


[3] Российская газета, № 179/1, 11.08.2014.


[4] Российская газета, № 110/1, 19.05.2014.


[5] Российская газета, № 110/1, 19.05.2014.


[6] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 46, 18.11.2013.


[7] Волжская коммуна, № 259(29111), 01.10.2014.


[8] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 24.08.2016.


[9] Российская газета, № 253, 11.11.2013.


[10] СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.


[11] Российская газета, № 19, 02.02.2015.


[12] Российская газета, № 21, 04.02.2015.


[13] Российская газета, № 115, 23.05.2014.


[14] Российская газета, № 54, 07.03.2014.



Авторы:
Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук;
Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук;
Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор.

Комментарий по состоянию законодательства на 1 февраля 2017г.

Возврат к разделу