Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законн

Комментарий к статье 81

 

Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении:

- Генеральной прокуратуры РФ;

- Следственного комитета РФ (СК России);

- Службы внешней разведки РФ (СВР России);

- Федеральной службы безопасности (ФСБ России);

- Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

- Министерства обороны РФ (Минобороны России);

- Министерства внутренних дел РФ (МВД России);

- Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России);

- Федеральной службы охраны РФ (ФСО России);

- Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

В упомянутых федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется путем реализации:

основных профессиональных образовательных программ;

дополнительных профессиональных образовательных программ;

основных программ профессионального обучения.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, разрабатываются на основе:

а) требований, предусмотренных Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (lex generalis);

б) квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации (lex specialis).

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливается соответствующим федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации. Так, Приказом Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <758> утверждены:

--------------------------------

<758> Российская газета. 30.12.2014. N 298.

 

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации;

- Порядок отчисления из федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в другую такую организацию.

Федеральный государственный орган, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, разрабатывает и утверждает примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (ч. 3 комментируемой статьи).

Спецификой рассматриваемой сферы образовательной деятельности является ее тесное соприкосновение со сферой, охраняемой законодательством о государственной тайне. В этой связи законодатель устанавливает (ч. 4 комментируемой статьи), что реализация профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ, допускается при создании условий и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-1 "О государственной тайне" <759>) и соответствующих нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

--------------------------------

<759> Российская газета. 21.09.1993. N 182.

 

Особые правила существуют и в отношении управления федеральной государственной образовательной организацией, находящейся в ведении упомянутых федеральных государственных органов. Управление этими организациями осуществляется в соответствии с федеральными законами, а также общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация.

В федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении упомянутых федеральных государственных органов, к числу обучающихся относятся:

- адъюнкты;

- аспиранты;

- слушатели;

- курсанты;

- студенты.

Адъюнкт - военнослужащий офицерского состава, готовящийся к научной или научно-педагогической деятельности в адъюнктуре при высшем военно-учебном заведении или научно-исследовательском учреждении Вооруженных Сил (МВД, ФСБ и т.д.). Адъюнктура является военным аналогом аспирантуры: она концентрирует основные усилия на защите адъюнктом диссертации на соискание ученой степени кандидата наук <760>.

--------------------------------

<760> В СССР подобное понимание адъюнктуры сформировалось с 1938 г. До этого в Российской империи адъюнктом называли помощника профессора (академика) Петербургской академии наук.

Должность адъюнкта существовала до общего университетского устава 1863 г., когда должности адъюнктов были упразднены, а вместо них введены штатные доценты.

 

Слушатели - это офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти. По решению федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация, к категории слушателей могут быть отнесены военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, а также сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава (ч. 7 комментируемой статьи).

Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава (ч. 8 комментируемой статьи).

Вышеупомянутые федеральные государственные органы могут издавать нормативные правовые акты, в которых будут установлены особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, занимающих должности федеральной государственной службы (в том числе военной службы или иной приравненной к ней службы, службы в органах внутренних дел) в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении упомянутых федеральных государственных органов. Так, Приказом СК России от 7 ноября 2013 г. N 72 <761> были установлены доплаты за ученые степени и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогическим работникам, замещающим штатные должности в федеральном государственном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования "Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации".

--------------------------------

<761> Российская газета. 17.01.2014. N 9.

 

Минобороны России, ФСБ России, МВД России и другие указанные выше федеральные государственные органы наделены в соответствии с ч. 10 комментируемой статьи значительными нормотворческими полномочиями.

Во-первых, они устанавливают порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в их ведении. Например: Приказ Министра обороны РФ от 7 апреля 2015 г. N 185 "Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации" <762>, Приказ МЧС России от 25 мая 2015 г. N 257 "Об утверждении Порядка и условий приема на обучение в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре" <763>, Приказ МВД России от 12 марта 2015 г. N 321 "Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации" <764>, Приказ ФСБ России от 20 мая 2014 г. N 277 "Об утверждении Инструкции о порядке и условиях приема граждан Российской Федерации в образовательные организации ФСБ России" <765>, Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 11 мая 2016 г. № 39 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Академия Следственного комитета Российской Федерации»[1]; Приказ ФСО России от 27 апреля 2016 г. № 178 «Об утверждении Порядка и условий приема граждан в Академию ФСО России»[2]; Приказ ФСИН России от 9 марта 2016 г. № 137 «Об утверждении Перечня дополнительных вступительных испытаний при приеме в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении ФСИН России, в 2016 году»[3]; Приказ ФСКН России от 22 января 2016 г. № 22 «О порядке отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении ФСКН России, порядке восстановления в таких организациях»[4] и т.д.

--------------------------------

<762> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 05.05.2015.

<763> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 02.07.2015.

<764> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 07.04.2015.

<765> Российская газета. 14.08.2014. N 182.

 

Особо оговаривается правомочие таких федеральных государственных органов принимать подзаконные нормативные правовые акты, в которых устанавливается перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в такие организации, осуществляющие образовательную деятельность (как правило, одним из таких вступительных испытаний становится испытание по физической подготовке) (Приказ ФСО России от 6 февраля 2013 г. N 53 "О проведении дополнительного вступительного испытания в Государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации" <766>, Приказ ФСКН России от 5 мая 2015 г. N 154 "Об установлении дополнительного вступительного испытания при приеме в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков" <767> и т.д.).

--------------------------------

<766> Российская газета. 13.03.2013. N 53.

<767> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 29.05.2015.

 

Во-вторых, вышеупомянутые федеральные государственные органы вправе через принятие соответствующих подзаконных нормативных правовых актов устанавливать порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении указанных органов, в другую такую организацию. Например: Приказ СК России от 25 марта 2015 г. N 30 "Об утверждении Порядка отчисления из федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Академия Следственного комитета Российской Федерации" обучающихся по образовательным программам высшего образования и Порядка восстановления на обучение по образовательным программам высшего образования граждан Российской Федерации в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования "Академия Следственного комитета Российской Федерации" <768>, Приказ МВД России от 7 июля 2014 г. N 568 "О порядке отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, порядке восстановления в таких организациях и порядке перевода обучающихся по основным профессиональным образовательным программам из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России, в другую такую организацию" <769> и т.д.

--------------------------------

<768> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 15.07.2015.

<769> Российская газета. 29.08.2014. N 196.

 

В-третьих, они наделяются правом определять перечень информации о деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в их ведении, для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах указанных органов в сети Интернет, а также порядок размещения этой информации. Например: Приказ ФСБ России от 30 марта 2015 г. N 193 "Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций ФСБ России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСБ России в сети "Интернет", и Порядка размещения информации о деятельности образовательных организаций ФСБ России в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСБ России в сети "Интернет" <770>, Приказ СК России от 8 декабря 2014 г. N 107 "Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций Следственного комитета Российской Федерации для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Следственного комитета Российской Федерации в сети "Интернет", и порядка размещения указанной информации" <771>, Приказ ФСИН России от 31 июля 2014 г. N 394 "Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций ФСИН России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСИН России в сети "Интернет", и Порядка размещения указанной информации" <772> и т.д.

--------------------------------

<770> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2015.

<771> Российская газета. 28.01.2015. N 15.

<772> Российская газета. 01.10.2014. N 223.

 

В-четвертых, они могут устанавливать в части, не противоречащей Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации", особенности организации и осуществления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении вышеперечисленных федеральных государственных органов. Например: Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. N 670 "О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <773>, Приказ МВД России от 1 ноября 2005 г. N 879 "Об утверждении Положения о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации платной деятельности в области образования" <774>, Приказ МВД России от 1 ноября 2005 г. N 880 "Об утверждении Инструкции по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава, расчету учебной, методической, научной нагрузки и объема учебной работы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации" <775> и т.д.

--------------------------------

<773> Российская газета. 30.12.2014. N 298.

<774> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 21.11.2005. N 47.

<775> Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 28.11.2005. N 48.




[1] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 29. 18.07.2016.


[2] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 27. 04.07.2016.


[3] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 20. 16.05.2016.


[4] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 14. 04.04.2016.



Автор - Барабанова С.В., доктор юридических наук, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета, ведущий научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Комментарий по состоянию на 01.08.2016


Возврат к разделу