Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 81. Особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законн

Комментарий к статье 81

 

Предметом комментируемой статьи являются особенности реализации профессиональных образовательных программ и деятельности образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется в федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении:

- Генеральной прокуратуры РФ;

- Следственного комитета РФ (СК России);

- Службы внешней разведки РФ (СВР России);

- Федеральной службы безопасности (ФСБ Росcии);

- Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России);

- Министерства обороны РФ (Минобороны России);

- Министерства внутренних дел РФ (МВД России);

- Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России);

- Федеральной службы охраны РФ (ФСО России);

- Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России).

В упомянутых федеральных государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, подготовка кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка осуществляется путем реализации:

основных профессиональных образовательных программ;

дополнительных профессиональных образовательных программ;

основных программ профессионального обучения.

В соответствии с ч. 2 комментируемой статьи основные профессиональные образовательные программы, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, разрабатываются на основе:

а) требований, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (lexgeneralis);

б) квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации (lexspecialis) .

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам, реализуемым в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, устанавливается соответствующим федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие образовательные организации. Так, Приказом Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"»[1] утверждены:

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам, реализуемым в интересах обороны государства в федеральных государственных военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации;

- Порядок отчисления из федеральных государственных военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования Министерства обороны Российской Федерации в другую такую организацию.

Приказом СК России от 11 мая 2016 г. № 39 утвержден Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования «Академия Следственного комитета Российской Федерации»[2].

Федеральный государственный орган, в интересах которого осуществляется профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, разрабатывает и утверждает примерные основные программы профессионального обучения, примерные дополнительные профессиональные программы в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка (ч. 3 комментируемой статьи).

Спецификой рассматриваемой сферы образовательной деятельности является ее тесное соприкосновение со сферой, охраняемой законодательством о государственной тайне. В этой связи законодатель устанавливает (ч. 4 комментируемой статьи), что реализация профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ, допускается при создании условий и соблюдении требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне (Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»[3]) и соответствующих нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся образовательные организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

Особые правила существуют и в отношении управления федеральной государственной образовательной организацией, находящейся в ведении упомянутых федеральных государственных органов. Управление этими организациями осуществляется в соответствии с федеральными законами, а также общевоинскими уставами Вооруженных Сил РФ и нормативными правовыми актами федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация.

В федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении упомянутых федеральных государственных органов, к числу обучающихся относятся:

- адъюнкты;

- аспиранты;

- слушатели;

- курсанты;

- студенты.

Адъюнкт — военнослужащий офицерского состава, готовящийся к научной или научно-педагогической деятельности в адъюнктуре при высшем военно-учебном заведении или научно-исследовательском учреждении Вооруженных сил (МВД, ФСБ и т. д.). Адъюнктура является военным аналогом аспирантуры: она концентрирует основные усилия на защите адъюнктом диссертации на соискание ученой степени кандидата наук[4].

Слушателиэто офицеры (лица среднего, старшего и высшего начальствующего состава), обучающиеся в федеральной государственной образовательной организации, находящейся в ведении указанных федеральных органов исполнительной власти. По решению федерального государственного органа, в ведении которого находится соответствующая образовательная организация, к категории слушателей могут быть отнесены военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, а также сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава (ч. 7 комментируемой статьи).

Курсантами являются военнослужащие, не имеющие воинских званий офицеров, и сотрудники из числа лиц рядового состава и младшего начальствующего состава (ч.8 комментируемой статьи).

Вышеупомянутые федеральные государственные органы могут издавать нормативные правовые акты, в которых будут установлены особенности реализации прав в сфере образования обучающихся, педагогических работников, занимающих должности федеральной государственной службы (в том числе военной службы или иной приравненной к ней службы, службы в органах внутренних дел) в федеральных государственных образовательных организациях, находящихся в ведении упомянутых федеральных государственных органов. Так, Приказом СК России от 7 ноября 2013 г. № 72[5] были установлены доплаты за ученые степени и ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск педагогическим работникам, замещающим штатные должности в федеральном государственном казенном образовательном учреждении дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации Следственного комитета Российской Федерации».

Минобороны России, ФСБ России, МВД России и другие указанные выше федеральные государственные органы наделены в соответствии с ч. 10 комментируемой статьи значительными нормотворческими полномочиями.

Во-первых, они устанавливают порядок и условия приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в их ведении. Например: Приказ Министра обороны РФ от 7 апреля 2015 г. № 185 «Об утверждении Порядка и условий приема в образовательные организации высшего образования, находящиеся в ведении Министерства обороны Российской Федерации»[6], Приказ МЧС России от 25 мая 2015 г. № 257 «Об утверждении Порядка и условий приема на обучение в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в адъюнктуре»[7], Приказ МВД России от 12 марта 2015 г. № 321 «Об утверждении Порядка и условий приема в федеральные государственные организации, осуществляющие образовательную деятельность и находящиеся в ведении Министерства внутренних дел Российской Федерации»[8], Приказ ФСБ России от 20 мая 2014 г. № 277 «Об утверждении Инструкции о порядке и условиях приема граждан Российской Федерации в образовательные организации ФСБ России»[9] и т.д.

Особо оговаривается правомочие таких федеральных государственных органов принимать подзаконные нормативные правовые акты, в которых устанавливается перечень дополнительных вступительных испытаний при приеме в такие организации, осуществляющие образовательную деятельность (как правило, одним из таких вступительных испытаний становится испытание по физической подготовке) (Приказ ФСО России от 6 февраля 2013 г. № 53 «О проведении дополнительного вступительного испытания в Государственном казенном образовательном учреждении высшего профессионального образования Академии Федеральной службы охраны Российской Федерации»[10], Приказ ФСКН России от 5 мая 2015 г. № 154 «Об установлении дополнительного вступительного испытания при приеме в федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Сибирский юридический институт Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков"»[11] и т. д.).

Во-вторых, вышеупомянутые федеральные государственные органы вправе через принятие соответствующих подзаконных нормативных правовых актов устанавливать порядок отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении указанных органов, порядок восстановления в таких организациях, порядок перевода обучающихся из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении указанных органов, в другую такую организацию. Например: Приказ СК России от 25 марта 2015 г. № 30 «Об утверждении Порядка отчисления из федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Академия Следственного комитета Российской Федерации" обучающихся по образовательным программам высшего образования и Порядка восстановления на обучение по образовательным программам высшего образования граждан Российской Федерации в федеральном государственном казенном образовательном учреждении высшего образования "Академия Следственного комитета Российской Федерации"»[12], Приказ МВД России от 7 июля 2014 г. № 568 «О порядке отчисления из федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении МВД России, порядке восстановления в таких организациях и порядке перевода обучающихся по основным профессиональным образовательным программам из одной федеральной государственной организации, осуществляющей образовательную деятельность и находящейся в ведении МВД России, в другую такую организацию»[13] и т. д.

В-третьих, они наделяются правом определять перечень информации о деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в их ведении, для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальных сайтах указанных органов в сети "Интернет", а также порядок размещения этой информации. Например: Приказ ФСБ России от 30 марта 2015 г. № 193 «Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций ФСБ России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСБ России в сети "Интернет", и Порядка размещения информации о деятельности образовательных организаций ФСБ России в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСБ России в сети "Интернет"»[14], Приказ СК России от 8 декабря 2014 г. № 107 «Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций Следственного комитета Российской Федерации для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте Следственного комитета Российской Федерации в сети "Интернет", и порядка размещения указанной информации»[15], Приказ ФСИН России от 31 июля 2014 г. № 394 «Об утверждении Перечня информации о деятельности образовательных организаций ФСИН России для размещения в открытых информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте ФСИН России в сети "Интернет", и Порядка размещения указанной информации»[16] и т. д.

В-четвертых, они могут устанавливать в части, не противоречащей Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», особенности организации и осуществления образовательной, методической и научно-исследовательской деятельности в области подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, а также деятельности федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении вышеперечисленных федеральных государственных органов. Например: Приказ Министра обороны РФ от 15 сентября 2014 г. № 670 «О мерах по реализации отдельных положений статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"»[17], Приказ МВД России от 1 ноября 2005 г. № 879 «Об утверждении Положения о порядке осуществления военным образовательным учреждением высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации платной деятельности в области образования»[18], Приказ МВД России от 1 ноября 2005 г. № 880 «Об утверждении Инструкции по планированию и учету труда профессорско-преподавательского состава, расчету учебной, методической, научной нагрузки и объема учебной работы военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»[19] и т. д.



[1] Российская газета, № 298, 30.12.2014.


[2] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 29. 18.07.2016.


[3]Российская газета, № 182, 21.09.1993.


[4] В СССР подобное понимание адъюнктуры сформировалось с 1938 г. До этого в Российской империи адъюнктом называли помощника профессора (академика) Петербургской академии наук.

Должность адъюнкта существовала до общего университетского устава 1863 г., когда должности адъюнктов были упразднены, а вместо них введены штатные доценты.


[5] Российская газета, № 9, 17.01.2014.


[6] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.05.2015.


[7] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 02.07.2015.


[8] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.04.2015.


[9] Российская газета, № 182, 14.08.2014.


[10] Российская газета, № 53, 13.03.2013.


[11] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 29.05.2015.


[12]Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.07.2015.


[13]Российская газета, № 196, 29.08.2014.


[14] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 07.05.2015.


[15] Российская газета, № 15, 28.01.2015.


[16] Российская газета, № 223, 01.10.2014.


[17] Российская газета, № 298, 30.12.2014.


[18] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 47, 21.11.2005.


[19] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 48, 28.11.2005.


Авторы:
Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук;
Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук;
Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор.

Комментарий по состоянию законодательства на 1 февраля 2017г.


Возврат к разделу