Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Комментарий к статье 77


Предметом комментируемой статьи являются особенности организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что одним из ориентиров государственной образовательной политики в Российской Федерации являются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности и оказание содействия в получении такими лицами образования. Данное направление государственной образовательной политики соответствует положениям Указа Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»[1].

Одним из основных инструментов реализации государственной политики поддержки талантливой молодежи в этом направлении являются организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и творческие конкурсов, физкультурных и спортивных мероприятий. В соответствии с упоминавшимся Указом Президента РФ № 325 Правительство РФ наделялось полномочиями по определению перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий и правил присуждения премий по результатам этих конкурсных мероприятий.

Правительство РФ реализовало свои полномочия, приняв Постановление от 27 мая 2006 г. № 311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи»[2].

В комментируемой статье определены принципы организации олимпиад и иных конкурсов:

- нацеленность на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной и творческой деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;

- участие в организации олимпиад и конкурс государственных органов, органов местного самоуправления, а также общественных организаций;

- множественность олимпиад и конкурсов;

- участие в олимпиадах и конкурсах на добровольной основе;

- творческий характер олимпиадных заданий;

- установление специальных денежных поощрений и иных мер стимулирования для лиц, проявивших выдающиеся способности;

- запрет взимания платы за участие в олимпиадах и конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи;

- организация общественного контроля за проведением олимпиад и иных конкурсов.

Значительными нормотворческими полномочиями в этой сфере наделено Минобрнауки России:

- Регламент организации и проведения Всероссийской олимпиады студентов образовательных организаций высшего образования (Всероссийская студенческая олимпиада), утвержденная приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 января 2016 г. № ВК-4/09вн[3];

- Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. № 1252 «Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников»[4];

- Приказ Минобрнауки России от 4 апреля 2014 г. № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников»[5];

- Приказ Минобрнауки России от 5 февраля 2015 г. № 56 «Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2015 году»[6];

- Приказ Минобрнауки России от 20 февраля 2015 г. № 120 «Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2014/15 учебный год»[7].

Минобрнауки определяет:

- перечень и уровни олимпиад школьников, которые проводятся в России, наряду с всероссийской олимпиадой школьников;

- порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, а также перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится;

- образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников;

- итоговые результаты всероссийской олимпиады школьников;

- порядок проведения, критерии определения уровней иных олимпиад школьников, образцы дипломов победителей и призеров указанных олимпиад.

Как уже отмечалось, законодатель предусмотрел возможность организации и проведения общественного контроля за проведением олимпиад и конкурсов. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения олимпиад школьников гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей (ч. 15 ст. 59), предоставляется право присутствовать при проведении указанных олимпиад и направлять информацию о нарушениях, выявленных при их проведении, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (Приказ Минобрнауки России от 28 июня 2013 г. № 491 «Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников»[8]).

Правительство РФ устанавливает:

- критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности;

- порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц (Постановление Правительства Тюменской области от 16 апреля 2014 г. № 161-п «Об утверждении Положения о мерах стимулирования выпускников общеобразовательных организаций, проявивших выдающиеся способности»[9], Постановление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 28 мая 2014 г. № 859 «Об утверждении Положения о стипендии руководителя администрации городского округа "Воркута" одаренным детям "Надежда Воркуты"»[10] и т. д.).

В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (нетиповые образовательные организации) (например, Приказ министерства образования и науки Красноярского края от 19 сентября 2014 г. № 36-04/1 «Об утверждении Положения о проведении круглогодичных школ интеллектуального роста по физико-математическому, естественно-научному и гуманитарному направлениям для одаренных детей Красноярского края»[11]).

В соответствии с частью 4 комментируемой статьи для лиц, проявивших выдающиеся способности, могут предусматриваться специальные денежные поощрения и иные меры стимулирования указанных лиц.

В настоящее время критерии и порядок отбора таких лиц, порядок предоставления денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом, определяются Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. № 1381[12] (вместе с положением о предоставлении и выплате грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов).

Сбор заявок на получение грантов от федеральных оргнов государственной власти (профильные списки) осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации. Грант выплачивается на основании договора, заключаемого получателем гранта с Министерством образования и науки Российской Федерации.

Получатели гранта вправе ежегодно подтвердить право на получение гранта в следующем учебном году при условии успешного прохождения промежуточной аттестации за период после назначения гранта и наличия достижения с научно-исследовательской, творческой и(или) спортивной деятельности, проводимой образовательной организацией.

Кроме этого, согласно части 5 комментируемой статьи в целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, а также лиц, добившихся успехов в учебной деятельности, научной (научно-исследовательской) деятельности, творческой деятельности и физкультурно-спортивной деятельности, в образовательных организациях могут быть созданы:

а) специализированные структурные подразделения образовательных организаций;

б) образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций – нетиповые образовательные организации.

Порядок комплектования нетиповых образовательных организаций определяется Правительством Российской Федерации. Так, например, в настоящее время действует Порядок комплектования обучающимися федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Международный детский центр «Артек», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2015 г. № 878[13].

Порядок формирования специализированных структурных подразделений образовательных организаций определяется локальными нормативными актами образовательной организации.



[1] СЗ РФ. 2008. № 15. Ст. 1583.


[2] СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2503.


[3] Документ опубликован не был. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».


[4] Российская газета, № 18, 29.01.2014.


[5] Российская газета, № 148, 04.07.2014.


[6] Российская газета, № 49, 11.03.2015.


[7] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 17.03.2015.


[8] Российская газета, № 175, 09.08.2013.


[9] Официальный портал органов государственной власти Тюменской области http://www.admtyumen.ru, 22.04.2014.


[10] Заполярье, № 39, 06.06.2014.


[11] Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края: http://www.zakon.krskstate.ru, 24.09.2014.


[12] Собрание законодательства РФ. 2015. № 52 (часть I). Ст. 7606.


[13] Российская газета. № 223. 05.10.2015.


Авторы:
Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук;
Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук;
Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор.

Комментарий по состоянию законодательства на 1 февраля 2017г.


Возврат к разделу