Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 77. Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности

Комментарий к статье 77

 

Предметом комментируемой статьи являются особенности организации получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности. В ч. 1 комментируемой статьи установлено, что одним из ориентиров государственной образовательной политики в Российской Федерации являются выявление и поддержка лиц, проявивших выдающиеся способности, и оказание содействия в получении такими лицами образования. Данное направление государственной образовательной политики соответствует положениям Указа Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 "О мерах государственной поддержки талантливой молодежи" <726>.

--------------------------------

<726> СЗ РФ. 2008. N 15. Ст. 1583.

 

Дополнительные меры государственной поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, установлены Указом Президента Российской Федерации от 7 декабря 2015 г. № 607[1]

Так, в соответствии с данным Указом с 1 сентября 2015 г. были учреждены 5000 грантов Президента Российской Федерации для поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности и поступивших на обучение в образовательные организации высшего образования по очной форме обучения по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Ежегодно предоставляется не более 1200 грантов Президента Российской Федерации в размере 20 000 рублей каждый ежемесячно в течение установленного срока обучения по программам бакалавриата и программам специалитета.

 

Особое значение программам поддержки талантливых обучающихся уделено в Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. 2765-р[2].

В Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы отмечается, в результате реализации программы должны появиться новые формы организации работы с одаренными детьми и талантливой молодежью, повышением качества общего и дополнительного образования, которые будут широко применяться.

Серьезной проблемой российского образования является отсутствие комплексности в системе целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. В такой работе отсутствуют эффективные механизмы, непрерывность, недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, организаций дополнительного образования.

Для достижения этой цели предлагается решение следующих задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы:

· создание и распространение структурных и технологических инноваций в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики;

· развитие современных механизмов, содержания и технологий общего и дополнительного образования;

· реализация мер популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявление талантливой молодежи;

Меры по выявлению и поддержке талантливых обучающихся, в соответствии с анализируемой программы, предусмотрены как в рамках более общих мероприятий, так и специальных мероприятий.

Так, среди специальных мероприятий можно выделить:

1)  мероприятия по привлечению организаций высшего и профессионального образования к работе с талантливыми детьми путем конкурсной поддержки проектов сезонных и заочных школ, конкурсов и олимпиад:

· обеспечение ежегодного проведения сезонных школ для талантливых детей и молодежи вузами и организациями среднего профессионального образования;

· обеспечение ежегодного проведения всероссийских конкурсов для талантливых детей вузами и организациями среднего профессионального образования;

· обеспечение функционирования национальных заочных школ для мотивированных школьников.

2) мероприятия по популяризации среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности, выявления талантливой молодежи:

· развитие научно-технического и инновационного творчества детей и молодежи путем конкурсной поддержки центров научно-технического творчества молодежи и распространения их опыта;

· реализация механизмов вовлечения молодежи в активную социальную практику;

· совершенствование моделей и механизмов организации отдыха и оздоровления детей;

· разработка и реализация комплекса мер по формированию здорового образа жизни среди обучающихся.

 

Кроме этого, одним из основных инструментов реализации государственной политики поддержки талантливой молодежи в этом направлении являются организация и проведение олимпиад и иных интеллектуальных и творческих конкурсов, физкультурных и спортивных мероприятий. В соответствии с упоминавшимся Указом Президента РФ N 325 Правительство РФ наделялось полномочиями по определению перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий и правил присуждения премий по результатам этих конкурсных мероприятий.

Правительство РФ реализовало свои полномочия, приняв Постановление от 27 мая 2006 г. N 311 "О премиях для поддержки талантливой молодежи" <727>.

--------------------------------

<727> СЗ РФ. 2006. N 23. Ст. 2503.

 

В комментируемой статье определены принципы организации олимпиад и иных конкурсов:

- нацеленность на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной и творческой деятельности, на пропаганду научных знаний, творческих и спортивных достижений;

- участие в организации олимпиад и конкурсов государственных органов, органов местного самоуправления, а также общественных организаций;

- множественность олимпиад и конкурсов;

- участие в олимпиадах и конкурсах на добровольной основе;

- творческий характер олимпиадных заданий;

- установление специальных денежных поощрений и иных мер стимулирования для лиц, проявивших выдающиеся способности;

- запрет взимания платы за участие в олимпиадах и конкурсах, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи;

- организация общественного контроля за проведением олимпиад и иных конкурсов.

Значительными нормотворческими полномочиями в этой сфере наделено Минобрнауки России:

- Приказ Минобрнауки России от 18 ноября 2013 г. N 1252 "Об утверждении Порядка проведения всероссийской олимпиады школьников" <728>;

--------------------------------

<728> Российская газета. 29.01.2014. N 18.

 

- Приказ Минобрнауки России от 4 апреля 2014 г. N 267 "Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников" <729>;

--------------------------------

<729> Российская газета. 04.07.2014. N 148.

 

- Приказ Минобрнауки России от 5 февраля 2015 г. N 56 "Об утверждении Перечня олимпиад и иных конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии для поддержки талантливой молодежи в 2015 году" <730>;

--------------------------------

<730> Российская газета. 11.03.2015. N 49.

 

- Приказ Минобрнауки России от 20 февраля 2015 г. N 120 "Об утверждении Перечня олимпиад школьников и их уровней на 2014/15 учебный год" <731>.

--------------------------------

<731> Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru, 17.03.2015.

 

Минобрнауки определяет:

- перечень и уровни олимпиад школьников, которые проводятся в России, наряду с всероссийской олимпиадой школьников;

- порядок и сроки проведения всероссийской олимпиады школьников, а также перечень общеобразовательных предметов, по которым она проводится;

- образцы дипломов победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников;

- итоговые результаты всероссийской олимпиады школьников;

- порядок проведения, критерии определения уровней иных олимпиад школьников, образцы дипломов победителей и призеров указанных олимпиад.

Как уже отмечалось, законодатель предусмотрел возможность организации и проведения общественного контроля за проведением олимпиад и конкурсов. В целях обеспечения соблюдения порядка проведения олимпиад школьников гражданам, аккредитованным в качестве общественных наблюдателей (ч. 15 ст. 59), предоставляется право присутствовать при проведении указанных олимпиад и направлять информацию о нарушениях, выявленных при их проведении, в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (Приказ Минобрнауки России от 28 июня 2013 г. N 491 "Об утверждении Порядка аккредитации граждан в качестве общественных наблюдателей при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, всероссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников" <732>).

--------------------------------

<732> Российская газета. 09.08.2013. N 175.

 

Правительство РФ устанавливает:

- критерии и порядок отбора лиц, проявивших выдающиеся способности;

- порядок предоставления таких денежных поощрений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, в том числе для получения указанными лицами образования, включая обучение за рубежом.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица и физические лица, их объединения вправе устанавливать специальные денежные поощрения для лиц, проявивших выдающиеся способности, и иные меры стимулирования указанных лиц (Постановление Правительства Тюменской области от 16 апреля 2014 г. N 161-п "Об утверждении Положения о мерах стимулирования выпускников общеобразовательных организаций, проявивших выдающиеся способности" <733>, Постановление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 28 мая 2014 г. N 859 "Об утверждении Положения о стипендии руководителя администрации городского округа "Воркута" одаренным детям "Надежда Воркуты" <734> и т.д.).

--------------------------------

<733> Официальный портал органов государственной власти Тюменской области: http://www.admtyumen.ru. 22.04.2014.

<734> Заполярье. 06.06.2014. N 39.

 

В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, в образовательных организациях создаются специализированные структурные подразделения, а также действуют образовательные организации, имеющие право реализации основных и дополнительных образовательных программ, не относящихся к типу таких образовательных организаций (нетиповые образовательные организации) (например, Приказ Министерства образования и науки Красноярского края от 19 сентября 2014 г. N 36-04/1 "Об утверждении Положения о проведении круглогодичных школ интеллектуального роста по физико-математическому, естественнонаучному и гуманитарному направлениям для одаренных детей Красноярского края" <735>).

--------------------------------

<735> Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края: http://www.zakon.krskstate.ru, 24.09.2014.




[1] Собрание законодательства РФ. 2015. № 50. Ст. 7142.


[2] Собрание законодательства РФ. 2015. № 2. Ст. 541.



Автор - Барабанова С.В., доктор юридических наук, профессор Казанского национального исследовательского технологического университета, ведущий научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства, почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Комментарий по состоянию на 01.08.2016


Возврат к разделу