ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Статья 72. Формы интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании

1. Выражение идеи интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности не является новым для образовательного законодательства. Принцип интеграции науки и образования, закрепленный в Федеральном законе от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" <665> получил свое развитие в образовательном законодательстве после внесения соответствующих изменений в Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <666>.

--------------------------------

<665> Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

<666> Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 308-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам интеграции образования и науки" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 35. Ст. 4135.

Включение норм об интеграции в образовательное законодательство продиктовано необходимостью преодоления сложностей, порождаемых раздельным функционированием научной и образовательной сфер. Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года <667> в качестве приоритета в образовании названа реструктуризация сектора высшего образования, ориентированная на развитие сектора исследований и разработок в университетах, углубление кооперации вузов с передовыми компаниями реального сектора экономики и научными организациями, создание в области фундаментальных и поисковых прикладных исследований единого комплекса, характеризующегося высокой внутренней мобильностью между научными образовательными организациями, а также более широкой практикой совмещения преподавательской и исследовательской деятельности.

--------------------------------

<667> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р "Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 1. Ст. 216.

2. Перечень форм интеграции, приведенный в комментируемой статье, определяет возможные варианты взаимодействия образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности.

В качестве одной из форм интеграции Федеральный закон называет проведение научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов. В целях усиления государственной поддержки развития науки и инноваций в высшей школе, привлечения к исследовательской работе в российских образовательных организациях высшего образования ученых с мировым именем Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 220 <668> учреждены гранты Правительства Российской Федерации, выделяемые на конкурсной основе для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных организациях высшего образования.

--------------------------------

<668> Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 220 "О мерах по привлечению ведущих ученых в российские образовательные организации высшего образования, научные учреждения, подведомственные Федеральному агентству научных организаций, и государственные научные центры Российской Федерации в рамках подпрограммы "Институциональное развитие научно-исследовательского сектора" государственной программы Российской Федерации "Развитие науки и технологий" на 2013 - 2020 годы" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 16. Ст. 1907.

Перечисление гранта Правительства Российской Федерации образовательной организации высшего образования производится Министерством образования и науки Российской Федерации поэтапно с учетом результатов осуществления научного исследования.

Необходимым условием для принятия решения о выделении гранта является привлечение организациями внебюджетных средств для проведения научных исследований в размере не менее 25 процентов размера гранта Правительства Российской Федерации.

Исполнителям договоров о выделении грантов Правительства Российской Федерации для государственной поддержки научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых, при исполнении обязательств по привлечению внебюджетных средств следует руководствоваться письмом Департамента науки и технологий Минобрнауки России от 25 июля 2014 г. N 14-912, где указано, что источником привлекаемых средств не могут являться бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. То есть при учете расходов на выполнение вузом обязательства по внебюджетному софинансированию научного исследования не может быть учтен расход, произведенный с использованием средств федерального бюджета (например, средств, полученных в рамках финансирования программ развития национальных исследовательских университетов).

Формой интеграции образовательной и научной деятельности является создание в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность. Порядок создания лабораторий установлен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 160 "Об утверждении Порядка создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность" <669>.

--------------------------------

<669> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 160 "Об утверждении Порядка создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность" // Российская газета. 02.08.2013. N 169.

Основаниями создания лаборатории являются: решение уполномоченного органа организации о создании лаборатории; решение ученого совета образовательной организации о создании лаборатории; договор о создании лаборатории, заключенный между образовательной организацией и организацией.

Лаборатория действует на основании положения о лаборатории, которое утверждается по согласованию с образовательной организацией в порядке, предусмотренном уставом организации.

Лаборатория создается при соблюдении определенных условий:

реализация образовательной организацией образовательной программы высшего образования, соответствующей направлениям научной деятельности организации;

наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности лаборатории;

использование имущества лаборатории при реализации образовательной организацией образовательной программы высшего образования;

привлечение работников организации для проведения научных исследований в образовательной организации;

создание безопасных условий обучения;

соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

В целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности организациями высшего образования, в организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, могут создаваться кафедры, осуществляющие образовательную деятельность.

Порядок создания кафедр установлен Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 159 "Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность" <670>.

--------------------------------

<670> Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 159 "Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность" // Российская газета. 25.07.2013. N 161.

Особенности создания кафедр заключаются в следующем. Кафедры создаются на основании решения ученого совета образовательной организации о создании кафедры, договора о создании кафедры, заключенного между образовательной организацией и организацией, осуществляющей научную (научно-исследовательскую) деятельность.

Положение о кафедре утверждается по согласованию с организацией, осуществляющей научную (научно-исследовательскую) деятельность, в порядке, предусмотренном уставом образовательной организации.

Создание кафедры требует соблюдения следующих условий:

соответствие реализуемой образовательной организацией образовательной программы направлениям деятельности организации;

наличие имущества, необходимого для достижения целей деятельности кафедры;

создание безопасных условий обучения;

соблюдение специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Сближению науки и образования традиционно способствует осуществление совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок. В сфере приоритетных направлений интеграционного взаимодействия образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности предусматриваются меры государственной поддержки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" <671> установлен порядок и условия предоставления из федерального бюджета в 2014 - 2020 годах субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства. В результате реализации проектов создаются новые рабочие места, в том числе для молодых специалистов, в вузах создаются и совершенствуются научные центры и лаборатории, учебно-производственные комплексы, разрабатываются новые лекционные курсы, к выполнению проектов привлекаются иностранные специалисты, а также организуется сотрудничество с зарубежными лабораториями.

--------------------------------

<671> Постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2010 г. N 218 "О мерах государственной поддержки развития кооперации российских образовательных организаций высшего образования, государственных научных учреждений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 16. Ст. 1905.

Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы) <672> дает представление о системе интеграционных институтов, сложившихся к настоящему времени в государственном секторе науки. Фундаментальные исследования в гражданской сфере проводятся учреждениями государственных академий наук, национальным исследовательским центром "Курчатовский институт", государственными научными центрами, научными учреждениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, высшими учебными заведениями, в том числе Московским государственным университетом имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургским государственным университетом, федеральными и национальными исследовательскими университетами.

--------------------------------

<672> Распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 г. N 2538-р "Об утверждении Программы фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2013 - 2020 годы)" // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 2). Ст. 8042.

Традиционно консолидирующую роль в организации интеграционного процесса играет Российская академия наук, осуществляющая свою деятельность в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.

Научные организации и образовательные организации высшего образования, осуществляющие за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, ежегодно в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах" <673> представляют в Российскую академию наук отчеты о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах.

--------------------------------

<673> Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах" // Собрание законодательства РФ. 2014. N 47. Ст. 6555.


Автор: Селиверстова О.И., кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.

По состоянию на 1 сентября 2016 г.




Возврат к разделу



Модуль блогов не установлен.