Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 66. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование

1. Начальное общее образование согласно пункту 2 части 4 статьи 10 Федерального закона является уровнем общего образования, которое как вид образования направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (пункт 11 статьи 2 Федерального закона).

В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы. Образовательные программы начального общего образования относятся к основным общеобразовательным программам (часть 2, пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона).

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785 – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»,
№ 12, 22.03.2010).

2. Основное общее образование согласно пункту 3 части 4 статьи 10 Федерального закона является уровнем общего образования, которое как вид образования направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (пункт 11 статьи 2 Федерального закона).

В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы. Образовательные программы основного общего образования относятся к основным общеобразовательным программам (часть 2, пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона).

К структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения предъявляются требования, содержащиеся в федеральных государственных образовательных стандартах. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования – начальное общее, основное общее, среднее общее образование, устанавливают сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (части 3, 4, 5 и 6 статьи 11 Федерального закона).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федерльными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона).

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г.
№ 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный
№ 19644 – «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 9, 28.02.2011).

Примерные программы размещаются в реестре, информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной (пункт 23 Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594, зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2014 г., регистрационный № 33335 – «Российская газета», № 186, 19.08.2014).

Необходимо иметь в виду, что Федеральный закон запрещает использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона).

3. Среднее общее образование согласно пункту 4 части 4 статьи 10 Федерального закона является уровнем общего образования, которое как вид образования направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования (пункт 11 статьи 2 Федерального закона).

В Российской Федерации по уровням общего образования реализуются основные образовательные программы. Образовательные программы среднего общего образования относятся к основным общеобразовательным программам (часть 2, пункт 1 части3 статьи 12 Федерального закона).

К структуре основных образовательных программ, условиям их реализации и результатам освоения предъявляются требования, содержащиеся в федеральных государственных образовательных стандартах. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования – начальное общее, основное общее, среднее общее образование, устанавливают сроки получения общего образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования (части 3, 4, 5 и 6 статьи 11 Федерального закона).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, самостоятельно разрабатывают и утверждают образовательные программы в соответствии с федерльными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ (части 5 и 7 статьи 12 Федерального закона).

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 17 мая 2012 г.
№ 413 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012г., регистрационный
№ 24480 – «Российская газета», № 139, 21.06.2012).

При этом необходимо отметить, что согласно пункту 4 части 2 статьи 108 Федерального закона основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона, тождественны в части наименований образовательным программам, предусмотренным указанным Федеральным законом образовательным программам среднего общего образования.

Примерные программы размещаются в реестре, информация, содержащаяся в реестре, является общедоступной (пункт 23 Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ, утвержденного приказом Минобрнауки России от 28 мая 2014 г. № 594, зарегистрирован Минюстом России 29 июля 2014 г,, регистрационный № 33335 – «Российская газета», № 186, 19.08.2014).

Необходимо иметь в виду, что Федеральный закон запрещает использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся (часть 9 статьи 13 Федерального закона).

4. Начальное общее, основное общее, среднее общее образование (далее – общее образование) направлено на формирование и становление личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ общего образования знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых, в том числе для осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Согласно Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 1, ст. 216), система образования на всех этапах, начиная с дошкольного в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Будет поддержано развитие инфраструктуры индивидуальных образовательных программ, углубленного и профильного обучения по программам общего и дополнительного образования, в том числе системы многопрофильных и разнопрофильных школ старшей ступени.

Одним из целевых ориентиров развития системы образования, установленных к 2020 году, является предоставление возможностей всем обучающимся старших классов осваивать индивидуальные образовательные программы, в том числе профильное обучение и профессиональную подготовку. (Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р-«Собрание законодательства Российской Федерации, 2008», № 47, ст. 5489). Кроме того, к числу основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в области модернизации образования отнесены такие приоритетные меры как завершение перехода к профильному обучению старшеклассников, позволяющему создать условия для углубленного изучения отдельных предметов, ориентированных на выбор будущей профессии, а также формирование национальной системы выявления и поддержки одаренных учащихся, создание профильных старших классов (гимназий) в структуре ведущих университетов (утверждено Председателем Правительства Российской Федерации 31 января 2013 г. –http://www.government.ru, 01.02.2013). 14 мая 2015г. Председателем Правительства Российской Федерации были утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года в новой редакции, в которых предусматривается обновление содержания и технологий общего образования, завершение перехода к профильному обучению старшеклассников.( http://government.ru).

5. В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 части 4 статьи 10 Федерального закона начальное общее, основное общее и среднее общее образование есть уровни общего образования, которые являются обязательными. Не освоение основной образовательной программы одного из указанных уровней общего образования является основанием недопущения к обучению на следующих уровнях общего образования.

Общее образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность - образовательных организациях и организациях, осуществляющих обучение, указанных в частях 3 и 4 статьи 31 Федерального закона, а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования и самообразования (пункт 2 части 1 статьи 17 Федерального закона).

О выборе семейной формы получения общего образования родители (законные представители) информируют орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территории которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Освоение основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией. Итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ, является государственной итоговой аттестацией (части 3 и 4 статьи 59 Федерального закона).

Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации, обязаны освоить образовательные программы основного общего образования, и могут продолжить обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, либо вне таких организациях, в формах, предусмотренных Федеральным законом.

Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации и желающие продолжить обучение по образовательным программам основного общего образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение.

Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации и желающие продолжить обучение по образовательным программам основного общего образования вне организации, осуществляющей образовательную деятельность, в формах, предусмотренных Федеральным законом, отчисляются из организации, осуществляющей образовательную деятельность, с выдачей справки об обучении (письмо Минобрнауки России от 24 апреля 2014 г. № НТ-443/08 «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования» - «Официальные документы в образовании», № 14 , май, 2014).

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (часть 3 статьи 17 Федерального закона).

Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. Образовательные отношения могут быть прекращены досрочно, в том числе в следующих случаях:

по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

по инициативе организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания (пункты 1 и 2 части 2 статьи 61 Федерального закона).

Основанием для прекращения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, об отчислении обучающегося из этой организации (часть 4 статьи 61 Федерального закона).

При этом, оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может по согласию родителей (законных представителей), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Комиссия) и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования (далее – Управление образованием).

Родители (законные представители) подают на имя руководителя образовательной организации заявление об отчислении обучающегося, в котором указывают причины отчисления, форму обучения и наименование образовательной организации, в которой обучающийся планирует осваивать образовательную программу основного общего образования. Заявление рассматривается на заседании органа управления образовательной организации.

Поступившие в Управление образования документы рассматриваются в присутствии обучающегося, его родителей (законных представителей), а также полномочных представителей образовательной организации. По результатам рассмотрения документов Управление образования принимает решение о согласии или несогласии на отчисление обучающегося из образовательной организации.

В случае принятия решения о согласии на отчисление обучающегося из образовательной организации Управление образования направляет документы на рассмотрение в Комиссию.

Комиссия в установленный срок рассматривает документы в присутствии обучающегося, его родителей (законных представителей) и полномочных представителей образовательной организации.

В случае согласия на отчисление обучающегося Комиссия совместно с его родителями (законными представителями) и Управлением образования в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего с его согласия и продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения.

Если Управление образования и Комиссия не дают согласия на отчисление обучающегося образовательная организация организует его дальнейшее обучение. Необходимо отметить, что Федеральный закон допускает отчисление несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как меры дисциплинарного взыскания за неоднократное совершение дисциплинарных проступков. Отчисление несовершеннолетнего обучающегося в этом случае применяется, если иные меры дисциплинарного взыскания и меры педагогического воздействия не дали результата и дальнейшее его пребывание в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает их права и права работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также нормальное функционирование этой организации.

Решение об отчислении несовершеннолетнего обучающегося, достигшего возраста пятнадцати лет и не получившего основного общего образования, как мера дисциплинарного взыскания принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия Комиссии. Решение об отчислении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимается с согласия Комиссии и органа опеки и попечительства.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, обязана незамедлительно проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания Управление образования. В свою очередь Управление образования и родители (законные представители) отчисленного несовершеннолетнего принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним общего образования (части 8, 9 и 10 статьи 43 Федерального закона).

(Положение о порядке отчисления обучающихся из общеобразовательных учреждений утверждено постановлением администрации Козульского района Красноярского края от 1 июля 2014 г. № 439 –«Авангард», № 33, 14.08.2014; Порядок принятия мер по продолжению освоения несовершеннолетним, достигшим возраста пятнадцати лет и оставившим муниципальное общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, образовательные программы основного общего образования в иной форме обучения, утвержден постановлением администрации Краснинского муниципального района Липецкой области от 21 февраля 2014 г. № 83 – «Заря Красного», № 25,01.03.2014 (официальный отдел).

7. Под присмотром и уходом за детьми понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно - бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).

При определении конкретного набора услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня учитываются санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. №189 (далее – СанПиН) (зарегистрировано Минюстом России 3 марта 2011 г., регистрационный № 19993 -«Российская газета», № 54, 16.03.2011).

В группах продленного дня помимо завтрака во время учебных занятий должно быть предусмотрено двухразовое питание детей: обед и полдник.

Хозяйственно-бытовое обслуживание детей включает в себя соблюдение требований к санитарному содержанию помещения групп продленного дня, такие как: очищение ковров и ковровых покрытий в ежедневном режиме, ежедневная влажная уборка, дезинфекция и пр.

Обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня включает:

организацию прогулок, спортивного часа (подвижных игр) и отдыха детей;

организацию дневного сна (не менее 1 часа) для первоклассников и для ослабленных детей;

организацию самоподготовки (приготовление домашних заданий);

организацию занятий по интересам (в игровой, библиотеке) и др.

Конкретные обязательства образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования по осуществлению присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня должны быть предусмотрены в договоре между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и этой организации с учетом СанПиН. (Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования – письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346, «Вестник образования»,
№ 23, декабрь, 2014 г.; Порядок организации присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных организациях Тугулымского городского округа, реализующих образовательные программы начального общего, основного и среднего общего образования, расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных учреждениях Тугулымского городского округа, утвержден постановлением администрации Тугулымского городского округа от 29 октября 2014 г. № 366).

8. Учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня и размер этой платы.

Так, согласно Порядку установления размера и расходования платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся за содержание детей в государственных образовательных организациях с наличием интерната, подведомственных министерству образования Нижегородской области, за исключением общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы, утвержденному приказом минобразования Нижегородской области от 1 октября 2013 г. № 2164 (далее – Порядок) («Нижегородская правда», № 130 (25737), 30.11.2013), размер родительской платы устанавливается ежегодно на начало учебного года учредителем образовательной организации.

В перечень расходов, учитываемых при установлении размера родительской платы за содержание детей в образовательной организации, входят следующие расходы на детей:

расходы на оплату труда с начислениями, не связанные с реализацией федерального государственного образовательного стандарта;

транспортные услуги (за исключением оплаты расходов по проезду при направлении работника в служебные командировки, связанные с учебным процессом, в том числе на курсы повышения квалификации);

увеличение стоимости основных средств (движимое имущество);

увеличение стоимости материальных запасов:

медикаменты;

продукты питания, мягкий инвентарь, обмундирование, предметы личной гигиены сверх нормативов, установленных Правительством Нижегородской области;

хозяйственный инвентарь;

хозяйственно-бытовое обслуживание и другие расходы.

Ежегодно уровень родительской платы за содержание детей в образовательной организации может быть увеличен не более чем на индекс роста потребительских цен (коэффициент инфляции).

Денежные средства, поступающие от родительской платы, расходуются на содержание детей, в том числе: на совершенствование материально-технической базы образовательной организации, используемой обучающимися, на содержание обучающихся и обеспечение их безопасности; на организацию и проведение культурно-массовых мероприятий для обучающихся (включая участие в конференциях, конкурсах); на материальное стимулирование и поощрение обучающихся.

Федеральный закон предоставил учредителям образовательной организации право снижать размер родительской платы за содержание детей в образовательных организациях с наличием интерната или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) обучающихся в определяемых ими случаях и порядке.

Согласно указанному Порядку за содержание детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в образовательной организации, родительская плата не взимается.

Размер родительской платы за содержание детей снижается на 50 процентов от установленной родительской платы за содержание детей в образовательных организациях, определенных учредителем этих организаций и категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, к которым относятся малоимущие и многодетные семьи, инвалиды I и II группы, семьи военнослужащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, имеющих двое и более детей дошкольного возраста.

Льгота по родительской плате за содержание несовершеннолетних обучающихся, проживающих в интернатах, предоставляется в размере 100% при приеме в интернат родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся из числа коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся из малоимущих семей, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного Губернатором Хабаровского края, размер льготы составляет 50% не только при приеме обучающегося в интернат, но и ежеквартально (Положение о порядке расчета, взимания родительской платы за содержание несовершеннолетних обучающихся и предоставления льготы в интернатах при муниципальных учреждениях на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края, утверждено постановлением администрации Комсомольского муниципального района от 22 ноября 2013 г. № 783 – «Сборник муниципальных правовых актов Комсомольского муниципального района», № 11 (том 2), 06.12.2013).

Под присмотром и уходом за детьми Федеральный закон понимает комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (пункт 34 статьи 2 Федерального закона).

Размер платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в образовательных организациях, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, устанавливаемый учредителем образовательной организации, зависит от образовательной организации (для одаренных детей, углубленным изучением отдельных предметов), категории детей в группах продленного дня (дети – инвалиды, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с туберкулезной интоксикацией), продолжительности пребывания и кратности питания (одноразовое, двухразовое).

Учредитель образовательной организации вправе снизить размер родительской платы для родителей (законных представителей), имеющих (воспитывающих) двух и более несовершеннолетних детей или освободить от родительской платы родителей (законных представителей), которые воспитывают детей - инвалидов, детей с туберкулёзной интоксикацией, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и в других случаях.

Полное или частичное освобождение родителей (законных представителей) от внесения родительской платы за услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня осуществляется приказом руководителя образовательной организации при предоставлении родителями (законными представителями) соответствующих документов (постановление администрации муниципального образования «Судогодский район» Владимирской области от 19 февраля 2014 г. № 363 «Об утверждении Порядка расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных общеобразовательных организациях МО «Судогодский район» - «Судогда и судогодцы», № 15, 26.02.2014; приказ Минобразования Пензенской области от 26 августа 2014 г. № 373/01-07 «Об утверждении Положения об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, за содержание детей в образовательных организациях с наличием интерната, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня, об определении случаев и порядка снижения размера указанной платы и освобождения от указанной платы отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся» - официальных сайт Министерства образования Пензенской области http://minobr-penza.ru, 26.08.2014; постановление главы администрации Старооскольского городского округа Белгородской области от 22 января 2015 г.
№ 84 «Об установлении размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в муниципальных общеобразовательных организациях Старооскольского городского округа» - «Оскольский край», № 42 - 44, 31.01.2015; постановление администрации Коломенского муниципального района Московской области от 18 ноября 2014 г. № 2388 «Об утверждении порядка организации присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных учреждениях Коломенского муниципального района, реализующих общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных учреждениях Коломенского муниципального района» - «Оптимальный выбор», № 51, 27.11.2014; постановление администрации Тугулымского городского округа от 29 октября 2014 г. № 366 «Об утверждении Порядка организации присмотра и уход за детьми в группах продленного дня в муниципальных образовательных организациях Тугулымского городского округа, реализующих образовательные программы начального общего, основного и среднего общего образования, расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и ухода за детьми в группах продленного дня в муниципальных учреждениях Тугулымского городского округа»).

9. В перечень расходов, учитываемых при установлении размера родительской платы за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, включаются расходы: на оплату труда и начисления на оплату труда, не связанные с реализацией федерального государственного образовательного стандарта; транспортные услуги; услуги связи; услуги по содержанию движимого имущества; прочие услуги и расходы; амортизация основных средств и нематериальных активов; расходование материальных запасов.

При установлении размера родительской платы за присмотр и уход учитываются расходы, связанные с оплатой труда и начисления на оплату труда воспитателей, осуществляющих присмотр и уход в группах продленного дня; платой за питание ребенка; приобретением хозяйственных материалов для обеспечения личной гигиены; оплатой услуг кредитных организаций, осуществляющих перечисление средств родительской платы, но не более одного процента от поступивших сумм (Положение о порядке расчета, взимания родительской платы за содержание несовершеннолетних обучающихся и предоставления льготы в интернатах при муниципальных образовательных учреждениях на территории Комсомольского муниципального района Хабаровского края, утвержденное постановлением Администрации Комсомольского муниципального района от 22 ноября 2013 г. № 783 - «Сборник муниципальных правовых актов Комсомольского муниципального района», № 11 (том 2), 06.12.2013; Порядок организации присмотра и ухода за детьми, расчета и взимания платы с родителей (законных представителей) в группах по присмотру и уходу за детьми в муниципальных образовательных организациях муниципального образования «Шовгеновский район», реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный постановлением администрации муниципального образования «Шовгеновский район» от 4 сентября 2014 г. № 483).

10. В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами начального общего, основного общего и среднего общего образования (часть 3 статьи 5 Федерального закона). Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (часть 11 статьи 66 Федерального закона).

Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации является: письменное заявление родителей (законных представителей) об организации обучения на дому или в медицинской организации; заключение медицинской организации.

Обучение обучающихся на дому или в медицинских организациях осуществляет образовательная организация, в которую зачислен обучающийся. При этом прием детей, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в обязательную организацию осуществляется в общем порядке, установленном законодательством Российской Федерации, для приема граждан в образовательные организации.

Отношения по организации обучения обучающихся по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях оформляются договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося (обучение на дому); договором между образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающегося и между образовательной организацией и медицинской организацией (обучение в медицинской организации).

Обучение на дому может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий. Под дистанционным образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников (часть 1 статьи 16 Федерального закона). Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержден приказом Минобрнауки России от 9 января 2014 г. № 2 (зарегистрирован Минюстом России 4 апреля 2014 г., регистрационный № 31823 - «Российская газета», № 86, 16.04.2014).

Образовательный процесс в медицинской организации организуется с учетом состояния здоровья обучающегося. При отсутствии у обучающихся медицинских противопоказаний для работы с компьютером, обучение может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий в установленном порядке.

(Порядок регламентации и оформления отношений между государственной образовательной организацией Псковской области или муниципальной образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержден приказом Государственного управления образования Псковской области от 18 августа 2014 г. № 1041- «Псковская правда», № 97, 29.08.2014; Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детьми-инвалидами и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, утвержден приказом Минобрнауки Удмуртской Республики от 29 августа 2014 г. № 688; Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержден приказом Департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июля 2014 г. № 1164 - «Красный Север», спецвыпуск № 48/6, 30.07.2014).

11. Участниками отношений при организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях (далее - образовательные программы общего образования) являются:

обучающиеся, нуждающиеся в делительном лечении, а также дети-инвалиды, которые не могут по состоянию здоровья посещать образовательные организации (далее – обучающиеся);

родители (законные представители) обучающихся;

государственные или муниципальные образовательные организации, реализующие образовательные программы общего образования (далее – образовательные организации);

медицинские организации.

Обучение на дому или в медицинской организации обучающихся организуется образовательной организацией, в которую зачислен обучающийся, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучающегося и (или) обучающегося.

Отношения между образовательной организацией, обучающимся и (или) родителями (законными представителями) обучающегося в части организации обучения по образовательным программам общего образования оформляются договором, в порядке, установленном нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Организация обучения по программам общего образования на дому производится по индивидуальному учебному плану, разрабатываемому образовательной организацией, в которую зачислен обучающийся, с которой заключен договор об организации обучения по программам общего образования. Время занятий согласовывается с обучающимся и (или) родителями (законными представителями) обучающегося.

Объем учебной нагрузки для обучающегося по образовательным программам общего образования может быть изменен с учетом особенностей психофизического развития, состояния здоровья и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Обучение на дому может осуществляться с применением дистанционных образовательных технологий в установленном порядке.

Для организации обучения по образовательным программам общего образования между образовательной организацией, родителями (законными представителями) обучающегося и (или) обучающимся, медицинской организацией заключается договор.

Обучение по образовательным программам общего образования в медицинских организациях проводится индивидуально или в форме группового обучения. Расписание занятий согласовывается с главным врачом. Образовательный процесс организуется с учетом состояния здоровья обучающегося.

Медицинская организация в целях организации обучения обучающихся, находящихся на длительном лечении в этой организации предоставляет образовательной организации на безвозмездной основе помещение, создает необходимые условия для организации образовательного процесса.

(Порядок регламентации и оформления отношений между государственной образовательной организацией Псковской области или муниципальной образовательной организацией и родителями (законными представителями) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержден приказом Главного управления образования Псковской области от 18 августа 2014 г. №1041 - «Псковская правда», № 97, 29.08.2014; Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися, нуждающимися в длительном лечении, а также детьми-инвалидами и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, утвержден приказом Минобрнауки Удмуртской Республики от 29 августа 2014 г. № 688; Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, утвержден постановлением Правительства Рязанской области от 16 октября 2013 г. № 311 - «Рязанские ведомости», № 196, 19.10.2013; Порядок регламентации и оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях, утвержден приказом департамента Ярославской области от 18 февраля 2014 г. № 08-нп - «Документ – Регион», № 16, 04.03.2014; Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, расположенных на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, утвержден приказом департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 июля 2014 г. № 1164 - «Красный Север», спецвыпуск № 48/6, 30.07.2014).

12. Девиантное (общественно опасное) поведение это поведение, отклоняющееся от общепринятых норм, выражающееся в противоправных, аморальных действиях, которые представляют общественную опасность. Обучающиеся с таким поведением нуждаются в особых условиях воспитания, обучения и требуют специального педагогического подхода.

В целях получения детьми с таким поведением начального общего, основного общего и среднего общего образования создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.

В специальные учебно-воспитательные учреждения отрытого типа принимаются дети от восьми до восемнадцати лет, требующие специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа организуют психолого-медико-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними; осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, осуществляют их медицинское обеспечение, получение ими начального общего, основного общего, среднего общего образования, среднего профессионального образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1,4 и 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики и безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 26, ст.3177) (далее – Федеральный закон о профилактике).

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, если они:

не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях зарытого типа являются:

постановление судьи – в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 15 Федерального закона о профилактике;

приговор суда – в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 15 Федерального закона о профилактике.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья: несовершеннолетние с задержкой психического развития и несовершеннолетние с легкой степенью умственной отсталости или несовершеннолетние, имеющие заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях (приказ Минобрнауки России от 20 февраля 2014 г. № 134 «О категориях несовершеннолетних, направляемых в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, реализующие адаптированные основные образовательные программы», зарегистрирован Минюстом России 28 февраля 2014 г., регистрационный № 31468 –«Российская газета», № 54, 07.03.2014).

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях (постановление Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 518 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа» - «Собрание законодательства Российской Федерации», 2002, № 28, ст. 2873; Правила медицинского освидетельствования несовершеннолетнего на наличие или отсутствие у него заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2012 г. № 259 - «Собрание законодательства Российской Федерации», 2012, № 14, ст. 1653).


Автор: Дащинская З.П., кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 августа 2016 года.



Возврат к разделу