ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Статья 63. Общее образование

1. Перечисленные в части 1 образовательные программы относятся к основным общеобразовательным программам (пункт 1 части 3 статьи 12 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» - Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598 (далее - Федеральный закон) и соответствуют установленным в Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 10 Федерального закона следующим уровням общего образования: дошкольное образование; начальное общее образование; основное общее образование; среднее общее образование.

Образовательные программы определяют содержание образования, которое должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями (часть 1 статьи 12 Федерального закона).

Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона образовательные программы разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно.

2. В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Это право гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (часть 2 статьи 5 Федерального закона).

При этом необходимо отметить, что Федеральный закон гарантирует само право на образование, в отличие от Закона Российской Федерации «Об образовании», который гарантировал «возможность получения образования» (пункт 1 статьи 5).

Дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование, которые относятся к уровням общего образования (часть 4 статьи 10 Федерального закона) могу быть получены в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также в форме семейного образования. Из всех указанных выше уровней общего образования только среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.

Федеральный закон допускает сочетание различных форм получения образования (часть 4 статьи 17). При этом лицам, осваивающим основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшимся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, предоставлено право пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию соответствующей образовательной программе. Лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию соответствующей образовательной программе, бесплатно.

При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе (часть 3 статьи 34 Федерального закона).

Согласно пункту 20 статьи 2 Федерального закона организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которых можно получить образование, в том числе общее образование, является обобщенным понятием. К таким организациям Федеральный закон относит образовательные организации, у которых образовательная деятельность является основным видом деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана (пункт 18 статьи 2 Федерального закона), и организации, осуществляющие обучение, у которых наряду с основной деятельностью, образовательная деятельность является дополнительным видом деятельности (пункт 19 статьи 2 Федерального закона).

К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

Для осуществления образовательной деятельности в структуре организации, осуществляющей обучение, создается специализированное структурное образовательное подразделение, положение о котором разрабатывается и утверждается организацией, осуществляющей обучение (части 1 и 6 статьи 31 Федерального закона).

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, образование и обучение предусмотрено в семейной форме и в форме самообразования. В целях получения образования и обучения допускается сочетание различных форм получения образования и обучения (статья 17 Федерального закона). Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной основной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона).

Учитывая, что статьей 43 Конституции Российской Федерации гарантированы общедоступность и бесплатность основного общего образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, родители (законные представители), выбирая получение образования в семейной форме, отказываются от получения образования в образовательных организациях и принимают на себя, в том числе, обязательства, возникающие при семейной форме получения образования (вне образовательных организаций).

В частности, при выборе семейной формы образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по обеспечению обучения в семейной форме образования - целенаправленной организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Вместе с тем в соответствии с частью 4 статьи 17 и пунктом 2 части 3 статьи 44 Федерального закона ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и обучения.

Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, а также форм получения образования и обучения, определенных родителями (законными представителями) детей. При выборе родителями (законными представителями) детей получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают (часть 5 статьи 63 Федерального закона).

Необходимо отметить, что в отличие от случая, когда обучающийся зачислен в образовательную организацию, и она в соответствии со статьей 28 Федерального закона несет ответственность за качество образования при получении общего образования в форме семейного образования, организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность только за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающегося.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона). Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования, для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32, зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31800 («Российская газета», № 83, 11.04.2014).

Академической задолженностью признаются неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин.

Родители (законные представители) несовершеннолетнего обучающегося и образовательные организации, обеспечивающие получение обучающимся обучения в форме семейного образования, обязаны создать условия обучающемуся для ликвидации академической задолженности и обеспечить контроль за своевременностью ее ликвидации (часть 4 статьи 58 Федерального закона).

3. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, или организации, осуществляющие социальное обслуживание обеспечивают получение лицами, находящимися в этих организациях начального общего, основного общего, среднего общего образования в указанных организациях, если получение ими данного образования не может быть организовано в общеобразовательных организациях.

4. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка (часть 4 статьи 63 Федерального закона). При выборе семейной формы получения образования у родителей (законных представителей) возникают обязательства по организации деятельности обучающегося по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающегося мотивации получения образования в течение всей жизни.

Ребенок, получающий образование в семейной форме, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить его в любой иной форме, предусмотренной Федеральным законом, либо использовать право на сочетание форм получения образования и форм обучения (часть 4 статьи 17, пункт 2 части 3 статьи 44 Федерального закона).

Обучающиеся в форме семейного образования имеют право пройти промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию соответствующей образовательной программе. При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность, несет ответственность за организацию и проведение промежуточной и итоговой аттестации, а также за обеспечение соответствующих академических прав обучающихся.

Обучающиеся по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в форме семейного образования, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, продолжают получать образование в образовательной организации (часть 10 статьи 58 Федерального закона).

Зачисление в образовательную организацию лица, находящегося на семейной форме образования, для продолжения обучения в образовательной организации осуществляется в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 (зарегистрирован Минюстом России 2 апреля 2014 г., регистрационный № 31800) («Российская газета», № 83, 11 апреля 2014 г.).

В соответствии со статьей 35 Федерального закона обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований бюджетов различных уровней в пределах федеральных государственных образовательных стандартов на время получения образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания. Обучающиеся по образовательным программам в форме семейного образования также должны быть обеспечены учебниками и учебными пособиями.

При этом Минобрнауки России разъясняет, что обеспечение указанных обучающихся учебниками и учебными пособиями возможно производить не только из фондов библиотеки организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой обучающийся проходит промежуточные и (или) государственную итоговую аттестации, но и посредством создания специализированного библиотечного фонда субъекта Российской Федерации (муниципального образования).

Кроме того, обучающимся по образовательным программам в форме семейного образования, испытывающим трудности в освоении общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации организуется предоставление психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

Указанная помощь, в том числе помощь обучающимся в составлении индивидуального учебного плана, в случае необходимости может быть оказана психологами, педагогами - психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети проходят аттестацию, либо в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» - «Официальные документы в образовании», № 36, декабрь, 2013 г.).

5. Учет детей, получающих общее образование в семейной форме, ведется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов (в городах федерального значения – органами, определенными законами этих субъектов Российской Федерации).

В связи с этим для организации прохождения детьми соответствующей аттестации родители (законные представители) при информировании органа местного самоуправления (иного уполномоченного органа) по месту жительства о выбранной форме семейного образования одновременно должны обеспечить обучение в семейной форме и получить сведения об образовательной (ых) организации (ях), в которой (ых) предусмотрена возможность прохождения детьми соответствующей аттестации. Минобрнауки России рекомендует образовательной организации определять порядок прохождения аттестации с учетом мнения родителей (законных представителей), в том числе исходя из темпа и последовательности изучения учебного материала.

По желанию родителей (законных представителей) такая образовательная организация может быть определена на весь период получения общего образования, на период прохождения конкретной аттестации или на период одного учебного года в зависимости от объективных обстоятельств и наиболее эффективной реализации прав и свобод ребенка.

В качестве образовательной организации для прохождения промежуточной или итоговой аттестации могут быть определены не только общеобразовательные организации, но и образовательные организации других типов, например, образовательные организации высшего образования, которым Федеральным законом предоставлено право осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам. Это будет способствовать повышению объективности оценки получения образования и обучения в семейной форме.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (пункт 3 части 5 статьи 5 Федерального закона).

Таким образом, учитывая, что Российская Федерация поддерживает различные формы получения образования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий согласно статьи 26.3-1 Федерального закона от
6 октября 1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 42, ст. 5005) вправе оказывать поддержку нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. (письмо Минобрнауки России от 15 ноября 2013 г. № НТ-1139/08 «Об организации получения образования в семейной форме» - «Официальные документы в образовании», № 36, декабрь, 2013 г.).


Автор: Дащинская З.П., кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ, заместитель директора Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 августа 2016 года.

Возврат к разделу



Модуль блогов не установлен.