ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Статья 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Комментируемая статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена защите прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, которая может быть осуществлена названными лицами как лично, так и через представителей посредством:

1) направления в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

2) обращений в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений (далее – Комиссия), в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника;

3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов.

Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся отнесена к копметенции целого ряда организаций в Российской Федерации, а также органов государственной власти. Так, например, согласно подпункту «е» пункта 9 «Примерного положения о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 года № 896[1] в соответствии со своими задачами центр обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[2] организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обучающихся или содержащихся в указанных учреждениях, а также участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 5 статьи 6 Закона г. Москвы от 13 апреля 2005 года № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав»[3] районная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав обращается в суд за защитой прав и законных интересов несовершеннолетних, направляет в суд материалы на родителей, законных представителей несовершеннолетних в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей по содержанию, воспитанию, образованию, защите прав и интересов несовершеннолетних. Согласно пункту 1 статьи 6 Закона г. Москвы от 13 апреля 2005 года № 12 «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» районная комиссия образуется руководителем управы района города Москвы по согласованию с председателем Московской городской межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – Городская комиссия) на срок полномочий руководителя управы района. Порядок согласования состава районной комиссии определяется Городской комиссией.

2. Среди целей создания Комиссии в части 2 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодатель выделил урегулирование разногласий между участниками образовательных отношений по вопросам:

1) реализации права на образование (например, при возникновении конфликта интересов педагогического работника);

2) применения локальных нормативных актов;

3) обжалования решений о применении к обучающимся дисциплинарного взыскания.

3. Численному составу Комиссии посвящена часть 3 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Так, Комиссия создается в организации, из равного числа представителей:

1) совершеннолетних обучающихся;

2) родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» решение Комиссии является обязательным для всех участников образовательных отношений в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и подлежит исполнению в сроки, предусмотренные указанным решением.

5. В соответствии с частью 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» решение Комиссии может быть обжаловано в прокуратуру и (или) суд.

6. Согласно части 6 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» порядок создания, организации работы, принятия решений Комиссии и их исполнения устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. При этом должны быть учтены мнения: советов обучающихся, советов родителей, а также представительных органов работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) обучающихся в ней (при их наличии).

Одним из примеров упорядочения деятельности образовательных учреждений по разработке локальных нормативных актов в рассматриваемой области выступает Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 9 апреля 2014 года № 1474-р «Об утверждении Примерного положения о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений»[4]. В Примерном положении приводится рекомендация, согласно которой в решении Комиссии должно быть указано: состав Комиссии; место принятия Комиссией решения; участники образовательных отношений, их пояснения; предмет обращения; доказательства, подтверждающие или опровергающие нарушения; выводы Комиссии; ссылки на нормы действующего законодательства, на основании которых Комиссия приняла решение; сроки исполнения решения Комиссии, а также срок и порядок обжалования решения Комиссии.




[1] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[2] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[3] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[4] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


Постыляков Сергей Петрович,

Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»

sergey.postylyakov@gmail.com

Комментарий по состоянию на 01.06.2016


Возврат к разделу



Модуль блогов не установлен.