Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 40. Транспортное обеспечение

Статья 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает правила транспортного обеспечения обучающихся.

Транспортное обеспечение включает в себя:

1) организацию бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно,

2) предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

При принятии Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» законодателем достаточно жестко были регламентированы вопросы организации перевозки обучающихся, введено требование о необходимости организации перевозки обучающихся непосредственно учредителем образовательных организаций.

Порядок организации транспортного обеспечения обучающихся определяется локальным нормативным актом учредителя образовательной организации.

Так, например, в Ленинском муниципальном районе Липецкой области действует Положение об организации перевозок учащихся в Ленинском районе Липецкой области, утвержденного постановлением Главы муниципального образования Ленинский муниципальный район Липецкой области от 25 октября 2011 г. № 1525[1], образовательные учреждения, осуществляющие подвоз учащихся к месту учебы и обратно, несут в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье учащихся, перевозимых специальным автобусом, а также за нарушение их прав и свобод.

В соответствии с указанным Положением руководитель образовательного учреждения, осуществляющего школьные перевозки от закрепленного за ним населенного пункта, утверждает список перевозимых учащихся, с указанием их анкетных данных, местожительства и наименований автобусных остановок, на которых они садятся, выдает допуск преподавателю, который проходит специальный инструктаж. Школьный автобус, на котором перевозятся дети, находится на балансе конкретной школы.

Пункт 2 ч. 5 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает, что образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя: обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Таким образом, из Положения об организации перевозок учащихся в Ленинском муниципальном районе Липецкой области и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» следует, что с момента посадки ученика в школьный автобус, ответственность за его жизнь и здоровье возлагается на персонал той школы, за которой закреплена соответствующая территория и школьный автобус.

Нередко между участниками образовательных отношений – учредителями образовательных организаций и родителями (законными представителями) обучающихся – возникают споры относительно реализации положения ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Так, заявитель, дочь которой является ученицей 6 класса МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий органов местного самоуправления. В мае 2014 г. на собрании родителей учеников школы, проживающих в деревне <...> директор образовательной организации заявила, что им необходимо перевести детей в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», а в противном случае доставку детей до школы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» родители будут осуществлять самостоятельно.

На свое обращение в адрес главы администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области 7 июля 2014 года заявитель получила ответ о том, что с 1 сентября 2014 г. подвоз учащихся, проживающих в д. <...>, будет осуществляться к МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2», поскольку приказом № от 8 мая 2014 г. территория д. <...> закреплена за этой школой. Заявитель просила суд признать действия администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области по не организации бесплатной перевозки ее дочери от деревни <...> Рыбновского муниципального района до МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» и обратно, незаконными и обязать администрацию организовать ее бесплатную перевозку по указанному маршруту в срок до 1 сентября 2014 г.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе заявитель просила решение отменить, как незаконное и необоснованнее, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив обжалуемое решение на предмет законности и обоснованности, судебная коллегия пришла к следующему.

Как установлено судом, учредителем МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» является администрация Рыбновского муниципального района Рязанской области.

Постановлением Главы Рыбновского муниципального района от 11 октября 2011 г. № 1406 органом администрации района, уполномоченным осуществлять функции и полномочия учредителя образовательных учреждений Рыбновского муниципального района определено Управление образования и молодежной политики администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области.

Приказом Управления образования и молодежной политики администрации Рыбновского муниципального района от 8 мая 2014 г. внесены изменения в приказ от 27 апреля 2012 г. «О закреплении определенной территории за образовательным учреждением» перераспределены закрепленные территории за МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» и МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» в соответствии с приложением к данному приказу, из которого следует что деревня <...> закреплена за образовательным учреждением МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2». Перераспределение территорий было вызвано переполненностью «Средняя общеобразовательная школа № 1» учениками.

Из материалов дела следует, что администрация Рыбновского муниципального района Рязанской области выполняет возложенную на нее обязанность по организации бесплатной перевозки детей из деревни <...> до образовательного учреждения, закрепленного за данной территорией в пределах границ Рыбновского района, то есть до МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2». Данное обстоятельство апеллятором не оспаривалось.

Отказывая в удовлетворении требований об обязании администрации Рыбновского муниципального района Рязанской области организовать бесплатную перевозку от деревни <...> до МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1», районный суд пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложении на орган местного самоуправления такой обязанности, поскольку, не оспаривая приказ Управления образования и молодежной политики администрации Рыбновского муниципального района от 8 мая 2014 г. о внесении изменений в приказ от 27 апреля 2012 года «О закреплении определенной территории за образовательным учреждением», заявитель не представил доказательства нарушения указанным органом прав ученика на общедоступное и бесплатное образование и действующего законодательства, регулирующего возникшие правоотношения.

Довод заявителя о том, что перевод ее дочери в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2» каким-либо образом ухудшит положение заявителя, не основан на доказательствах, поэтому подлежит отклонению[2].

В недавнем прошлом в Российской Федерации действовали различные схемы организации перевозки, в том числе схемы организации ее с регионального уровня, а также выделения средств на такую организацию образовательным учреждениям. В настоящее время существовавшая в течение долгого времени неопределенность полномочий, приводившая к разнородной практике организации транспортного обеспечения в субъектах Российской Федерации устранена, обязанность по организации транспортного обеспечения обучающихся возложена на учредителей образовательных организаций.

Тем не менее, данное положение не означает обязанности учредителя иметь в своем составе специальное подразделение, задачей которого была бы организация перевозки обучающихся.

Безусловно, учредитель образовательной организации вправе иметь собственные транспортные средства в целях выполнения обязанности, возложенной ст. 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Вместе с тем, данное полномочие может быть реализовано путем размещения государственного (муниципального) заказа в соответствии с процедурами, регламентируемыми законодательством о государственных (муниципальных) закупках.

Наличие на балансе образовательной организации транспортных средств, в том числе, автобусов законодательством Российской Федерации не запрещается.




[1] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[2] См. подробнее: Апелляционное определение Рязанского обласного суда от 26 ноября 2014 г. по делу № 33-2270 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс».



Янкевич Семён Васильевич,

канд. юрид. наук, младший научный сотрудник

Федерального центра образовательного законодательства

semyon.yankevich@gmail.com

+7 921 459 62 99


Комментарий по состоянию на 01.06.2016


Возврат к разделу