Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 37. Организация питания обучающихся

По общему правилу, установленному ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организация питания возложена на образовательную организацию.

Исходя из сложившейся практики реализация положения ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» осуществляется следующим образом:

во-первых, путем организации обеспечения горячим питанием обучающихся в самой образовательной организации;

во-вторых, путем заключения договора с организацией на поставку горячего питания в образовательную организацию;

в-третьих, путем заключения с организацией питания (например, расположенной рядом столовой) договора об организации питания для обучающихся образовательной организации.

В рамках формирования расписания занятий и правил распорядка в образовательной организации в соответствии с ч. 2 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» необходимо предусмотреть перерыв достаточной продолжительности для организации питания обучающихся. Как правило, продолжительность перемен после второго и третьего урока составляет 20 минут.

Кроме этого, образовательной организацией должны быть созданы условия для обеспечения обучающихся и работников горячим питанием, включая специальные помещения для организации питания. Данное условие предъявляется п. 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Правительством Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966[1].

В настоящее время дискуссионным остается вопрос организации питания обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования. Зачастую такие образовательные организации не располагают специальными помещениями для организации питания, обучающиеся пребывают в таких образовательных организациях непродолжительное время, а установка вендинговых автоматов не соответствует санитарным правилам.

Официальная позиция Министерства образования и науки Российской Федерации была выражена в Письме от 7 мая 2014 г. № АК-1261/06 «Об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере ДПО» (вместе с «Разъяснениями об особенностях законодательного и нормативного правового обеспечения в сфере дополнительного профессионального образования»)[2].

Как отмечается в Письме Министерства образования и науки Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных указанной статьей. В соответствии с п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган заявление, а также копии документов, подтверждающих наличие условий для питания и охраны здоровья обучающихся, а для образовательной организации – сведения о наличии помещения с соответствующими условиями для работы медицинских работников.

Исходя из изложенного, создание условий для питания и охраны здоровья обучающихся закреплено не только Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», но и Положением о лицензировании образовательной деятельности. Данное требование является обязательным для всех образовательных организаций, вне зависимости от их типа.

На основании ч. 3 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями указанных федеральных государственных образовательных организаций.

Так, в настоящее время действуют следующие нормативные правовые акты:

—   Постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2012 г. № 1094 «О некоторых вопросах деятельности высших учебных заведений, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательного состава судов рыбопромыслового флота, в части обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом, включая форменную одежду» (вместе с «Нормами обеспечения бесплатным питанием лиц, обучающихся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, по основным образовательным программам среднего и высшего профессионального образования по подготовке плавательного состава судов рыбопромыслового флота», «Нормами обеспечения бесплатным вещевым имуществом (обмундированием), включая форменную одежду, лиц, обучающихся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, по основным образовательным программам среднего и высшего профессионального образования по подготовке плавательного состава судов рыбопромыслового флота»)[3];

—   Приказ МЧС России от 26 мая 2014 г. № 260 «Об организации обеспечения питанием обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (вместе с «Порядком обеспечения питанием обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в образовательных организациях, находящихся в ведении Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий»)[4];

—   Приказ МВД России от 19 апреля 2010 года № 292 «О некоторых вопросах продовольственного обеспечения и обеспечения кормами (продуктами) штатных животных подразделений (организаций, учреждений) в органах внутренних дел Российской Федерации в мирное время» (вместе с «Порядком продовольственного обеспечения отдельных категорий сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и иных категорий лиц в мирное время»)[5];

—   Приказ Росморречфлота от 5 декабря 2013 г. № 83 «Об определении норм и порядка обеспечения питанием обучающихся федеральных государственных образовательных организаций Федерального агентства морского и речного транспорта, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области подготовки плавательных составов морских судов и судов внутреннего водного плавания»[6];

—   Приказ Росавиации от 13 сентября 2013 года № 575 «Об утверждении Порядка обеспечения питанием обучающихся по очной форме обучения в федеральных государственных бюджетных образовательных учреждениях гражданской авиации, реализующих образовательные программы высшего и среднего профессионального образования по специальностям и направлениям в области подготовки летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения»[7];

—   Приказ Минсельхоза России от 18 декабря 2012 г. № 637 «Об утверждении порядка обеспечения обучающихся бесплатными питанием и вещевым имуществом (обмундированием)»[8].

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» порядок и случаи обеспечения питания обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов определяются органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов.

Так, например, в соответствии с п. 2.1. Порядка обеспечения питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований местного бюджета муниципальных образовательных учреждений муниципального образования городского округа «Города Комсомольска-на-Амуре», утвержденного Постановлением Администрации Города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 21 июля 2014 г. № 2509-па[9] предоставление питания в дошкольных и общеобразовательных образовательных организациях осуществляется в следующих случаях.

Во-первых, на бесплатной основе за счет средств местного бюджета воспитанникам дошкольных учреждений следующих категорий:

—   дети-инвалиды;

—   дети с туберкулезной интоксикацией;

—   дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.

Во-вторых, в форме предоставления дополнительной компенсации на питание за счет средств местного бюджета и субвенции учащимся общеобразовательных организаций следующих категорий:

— дети из многодетных семей (семья, имеющая трех и более несовершеннолетних детей);

— дети из малоимущих семей (семья, имеющая среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного на территории Хабаровского края).

Кроме этого, предусматриваются и иные категории обучающихся, которым предоставляется питание за счет средств местного бюджета.

Так, в соответствии с п. 2.1. Положения об обеспечении питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета Предгорного муниципального района Ставропольского края, утвержденного Постановлением Администрации Предгорного муниципального района от 13 марта 2014 г. № 399[10] питанием за счет средств бюджета Предгорного муниципального района Ставропольского края обеспечиваются следующие категории обучающихся:

— родители которых погибли при исполнении служебных обязанностей в местах ведения боевых действий;

— из неблагополучных семей и семей, временно попавших в трудную жизненную ситуацию.

Понятие «трудная жизненная ситуация» применяется в значениях, определенных п. 4 ст. 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[11]: ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

C 1 января 2015 действует Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»[12]. Легального определения понятия «трудная жизненная ситуация» данный нормативный правовой акт не содержит.

Основанием для рассмотрения вопроса обеспечения питанием обучающегося за счет средств местного бюджета является заявление его родителей (законных представителей).

К заявлению прилагаются документы, подтверждающие право на обеспечение питанием обучающегося за счет средств местного бюджета:

— для обучающихся из малообеспеченных семей — справка или заверенная копия справки, выданная органом в сфере социальной поддержки населения;

— для обучающихся из многодетных семей — справка или заверенная копия справки, выданная органом в сфере социальной поддержки населения;

— для обучающихся из числа детей-инвалидов — копия удостоверения об инвалидности, заверенная в установленном порядке;

— для обучающихся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей — копия постановления о назначении опеки, копия свидетельства о смерти (в случае смерти родителей (законных представителей), копия решения суда (в случае лишения родителей родительских прав, в случае нахождения родителей (законных представителей) в местах лишения свободы);

— для обучающихся, родители которых погибли при исполнении служебных обязанностей в местах ведения боевых действий — справка военкомата или ее заверенная копия, подтверждающая гибель родителей (законных представителей) в местах боевых действий, копия свидетельства о смерти родителей (законных представителей);

— для обучающихся из неблагополучных семей и семей, временно попавших в трудную жизненную ситуацию - акт обследования жилищно-бытовых условий, составленный комиссией образовательной организации.

В исключительных случаях, если учащийся находится в трудной жизненной ситуации, основанием для рассмотрения вопроса обеспечения питанием обучающегося за счет средств местного бюджета может быть письменное представление классного руководителя или социального педагога образовательной организации.

Заявление об обеспечении питанием обучающегося за счет средств местного бюджета направляется родителями (законными представителями) ежегодно до начала учебного года, но не позднее 5 сентября.

Заявление и документы, подтверждающие право на обеспечение питанием обучающегося за счет средств местного бюджета, поданные до 5 сентября текущего года, рассматриваются на заседании комиссии образовательной организации не позднее 10 сентября текущего учебного года.

В случае возникновения права на обеспечение питанием обучающегося за счет средств местного бюджета в период учебного года заявление и документы, подтверждающие право на обеспечение питанием обучающегося, рассматриваются комиссией в трехдневный срок.

Комиссия образовательной организации при рассмотрении заявлений принимает одно из следующих решений:

— обеспечить питанием обучающегося за счет средств местного бюджета в соответствии с настоящим порядком;

— отказать в обеспечении питанием обучающегося за счет средств местного бюджета (с указанием соответствующего обоснования).

Комиссия принимает решение об отказе в обеспечении питанием обучающегося за счет средств местного бюджета в случае:

1) недостоверности предоставленных документов;

2) отсутствия финансовых средств на обеспечение питанием.

Решение комиссии образовательной организации об обеспечении питанием обучающегося за счет средств местного бюджета действительно в течение полугодия текущего учебного года.

Решение комиссии образовательной организации по каждому заявлению вносится в протокол заседания комиссии и оформляется выпиской из протокола, заверенной подписью председателя комиссии. В протоколе заседания и выписке из протокола заседания комиссии указывается обоснование (мотивы) решения комиссии.

Руководитель образовательной организации ежегодно до 15 сентября и 15 января текущего учебного года издает приказ об организации питания обучающихся на основании решений комиссии, которым утверждается списочный состав учащихся, имеющих право на обеспечение питанием за счет средств местного бюджета.

В случае возникновения причин досрочного прекращения права на обеспечение питанием обучающегося за счет средств местного бюджета руководитель образовательной организации издает соответствующий приказ.

Питание за счет средств местного бюджета предоставляется обучающимся в дни посещения образовательной организации[13].

Исходя из анализа положений о финансировании питания обучающихся образовательных организаций, можно сделать вывод, что Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит гарантий бесплатности питания обучающимся. Однако устанавливается следующая норма: обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов – органами местного самоуправления. Таким образом, при наличии финансовых ресурсов, как субъект Российской Федерации, так и муниципальное образование вправе профинансировать питание обучающихся.




[1] Собрание законодательства РФ. 2013. № 44. Ст. 5764.


[2] Доступ из СПС «КонсультантПлюс».


[3] Собрание законодательства РФ. 2012. № 44. Ст. 6037.


[4] Российская газета. № 223. 01.10.2014.


[5] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 24. 14.06.2010.


[6] Российская газета. № 68. 26.03.2014.


[7] Российская газета. № 242. 28.10.2013.


[8] Российская газета. № 40. 25.02.2013.


[9] Режим доступа: http://www.kmscity.ru/assets/activity/npa/2014/20140721_2509-pa.pdf — Официальный сайт Города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края (дата обращения: 08.06.2015).


[10] Режим доступа: http://predgorrono.nov.ru/DswMedia/postanovlenieobobespecheniipitaniem.doc — Официальный сайт Предгорного муниципального района Ставропольского края (дата обращения: 08.06.2015).


[11] Собрание законодательства РФ. 1995. № 50. Ст. 4872.


[12] Собрание законодательства РФ. 2013. № 52 (ч. I). Ст. 7007.


[13] См., например: Приказ Комитета по образованию и делам молодежи Солонешенского района Алтайского края от 5 сентября 2014 г. № зз-Д-А «Об утверждении Положения об обеспечении питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджета Солонешенского района» // Режим доступа: http://komitet.edu22.info/files/pologenie-po-273fz/pologenie-po-pitaniyu.docx — Официальный сайт Солонешенского района Алтайского края (дата обращения: 08.06.2015).


Янкевич Семён Васильевич,

канд. юрид. наук, младший научный сотрудник

Федерального центра образовательного законодательства

semyon.yankevich@gmail.com

+7 921 459 62 99


Комментарий по состоянию на 01.06.2016


Возврат к разделу