Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 35. Пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания

1. Комментируемая статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» посвящена пользованию учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания. Согласно части 1 комментируемой статьи обучающимся, осваивающим основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Определения понятий «федеральный государственный образовательный стандарт» и «образовательный стандарт» приводятся в статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»:

1) федеральный государственный образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Минобрнауки России (пункт 6). «Правила разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений» утверждены Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2013 года № 661;

2) образовательный стандарт – совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации. Перечень федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования, утверждён Указом Президента РФ от 9 сентября 2008 года № 1332.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит определений понятий «учебник» и «учебное пособие». Однако в пункте 26 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» приводится определение понятия «средства обучения и воспитания», согласно которому – это приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности. Серьезность обозначенного «пробела» Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» подтверждается примером из судебной практики. Так, в соответствии с Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 22 мая 2014 года по делу № 33-2365/2014г.[1] отмечается: «<…> Прокурор г. Сыктывкара в интересах ... ФИО1 обратился в суд с заявлением к МАОУ «СОШ N 36» о возложении обязанности по обеспечению учащегося школы следующими бесплатными учебными пособиями: <…>

- Исаева Н.А. Рабочая тетрадь по русскому языку, ... класс (к учебнику «Русский язык», ... класс, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной), ООО «Баласс» <…>

Стороны расходятся в понимании рабочей тетради. Прокурор настаивает на отнесении рабочей тетради к собственно учебным пособиям, без применения которых невозможно усвоение материала по учебнику. МАОУ «СОШ N 36» полагает, что рабочая тетрадь не является учебным пособием, и со ссылкой на СанПиН 2.4.7.1166-02, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 07.10.2002, относит их к практикумам.

Суд первой инстанции согласился с позицией прокурора.

Судебная коллегия исходит из следующего:

Согласно ГОСТу 7.60-2003 собственно учебное пособие – это учебное издание, дополняющее или заменяющее частично или полностью учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. В свою очередь, рабочая тетрадь определена как учебное пособие, имеющее особый дидактический аппарат, способствующий самостоятельной работе учащегося над освоением учебного предмета.

Согласно СанПиН 2.4.7.1166-02 в зависимости от функционального назначения в процессе обучения издания подразделяются на:

— учебник;

— учебное пособие;

— практикум.

Учебные издания нового поколения — учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. — следует относить к практикумам.

Таким образом, и ГОСТ 7.60-2003, и СанПиН 2.4.7.1166-02 выделяют рабочую тетрадь в самостоятельный раздел («рабочая тетрадь» и «практикум» соответственно), поскольку она используется только для индивидуальной самостоятельной работы.

Оснований полагать, что рабочие тетради являются составной частью учебника, дополняют или заменяют его, не имеется, поэтому к учебному пособию по смыслу вышеприведенных нормативных актов их отнести нельзя».

В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания бесплатно предоставляются в пользование обучающимся, которые осваивают основные образовательные программы за счет бюджетных ассигнований различных уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. При этом гарантия бесплатности пользования учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания установлена исключительно для обучающихся, осваивающих основные образовательные программы, реализуемые в пределах федеральных государственных образовательных стандартов.

Как указано в Письме Минобрнаки России от 18 марта 2016 г. № НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)»[2], нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона № 273-ФЗ устанавливаются соответствующими ФГОС.

В соответствии с ФГОС общего образования норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

—  не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

—  не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций указанных выше обучающихся осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Таким образом, указанные расходы должны быть включены в нормативные затраты организации, осуществляющей образовательную деятельность, на оказание образовательной услуги.

Применение указанных норм на практике приводит к спорам о том: обязана ли организация, осуществляющая образовательную деятельность, обеспечить 100 % укомплектование своего библиотечного фонда учебниками и учебными пособиями или нет. По этому вопросу складывается противоречивая судебная практика, в которой преобладает позиция о том, что неполная обеспеченность учебниками и учебными пособиями нарушает права учащихся на общедоступное и бесплатное образование, снижает качество их подготовки (Определения Судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18 марта 2014 года по делу № 33-2186[3], от 19 марта 2014 года по делу № 33-2106[4]).

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» пользование учебниками и учебными пособиями обучающимися, осваивающими учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) за пределами федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных стандартов и (или) получающими платные образовательные услуги, осуществляется в порядке, установленном организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Таким образом, действующее законодательство об образовании не устанавливает никаких требований к обозначенному порядку: не регламентирует вопросы платы за пользование учебниками и учебными пособиями. Анализ такого регулирования позволяет прийти к выводу о том, что оно может осуществляться как платно, так и бесплатно по усмотрению организации, осуществляющей образовательную деятельность.




[1] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[2] Вестник образования. № 7. 2016.


[3] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[4] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


Постыляков Сергей Петрович,

Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»

sergey.postylyakov@gmail.com

+7 926 300 29 05


Комментарий по состоянию на 01.06.2016


Возврат к разделу