Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 34. Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования

Обучающийся, как и любой гражданин, имеет юридически закрепленное положение личности в обществе, то есть обладает правовым статусом. В этом контексте комментируемая статья Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» регламентирует правовой статус обучающегося, то есть лиц, перечисленных в пунктах 1–9 части 1 статьи 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», с позиции законодательства об образовании.

В соответствии с комментируемой статьей Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» нормы о правовом статусе обучающегося можно подразделить на следующие группы, регламентирующие:

1) академические права обучающихся – права и обязанности обучающихся, сопутствующие процессам воспитания и обучения;

2) меры социальной поддержки обучающихся – комплекс мероприятий, направленный на обеспечение материальной и имущественной поддержки отдельных категорий обучающихся со стороны образовательной организации;

3) меры стимулирования обучающихся – комплекс мероприятий, направленный на побуждение обучающихся к достижению качественного результата обучения, а также поощрение за наличие названного результата.

1. В соответствии с частью 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся обладают академическими правами на:

1) выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, формы получения образования и формы обучения после получения основного общего образования или после достижения восемнадцати лет. Право обучающегося (его законных представителей) на выбор организации, осуществляющей образовательную деятельность, не является безусловным ввиду налагаемых системой образования ограничений. Так, например, существует территориальный принцип приема в общеобразовательную организацию, согласно которому Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в такие организации граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3 статьи 67 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Это означает, что реализация права на выбор образовательной организации для тех обучающихся, которые не проживают на территории, за которой закреплена выбранная ими образовательная организация, возможно только при наличии в ней свободных мест.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено:

а) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

б) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

В соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися и с учетом потребностей, возможностей личности осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме;

2) предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья;

3) обучение по индивидуальному учебному плану. Определение понятия «индивидуальный учебный план» приводится в пункте 23 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которому это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Согласно пункту 3 части 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» порядок обучения по индивидуальному учебному плану устанавливается локальными нормативными актами. Важно отметить, что индивидуальный учебный план применяется не только в случае неликвидации академической задолженности, но и в случае ускоренного обучения. По-особенному применяется индивидуальный учебный план при обучении иностранных граждан. В соответствии с Письмом Минобрнауки России от 2 июля 2014 года № АК-1802/05 «О переводе иностранных граждан»[1] прием на обучение иностранных граждан, обучающихся в зарубежных образовательных организациях, осуществляется только на первый курс с последующим переводом иностранного гражданина на обучение по индивидуальному плану с перезачетом ранее изученных дисциплин;

4) участие в формировании содержания своего профессионального образования. При реализации указанного права обучающегося должны быть соблюдены федеральные государственные образовательные стандарты, а также установлен порядок такого участия в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность. Законодатель допустил ограничение указанного права обучающегося на основании условий договора о целевом обучении;

5) выбор после получения основного общего образования факультативных и элективных учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

6) освоение вместе с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность (иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ. Порядок осуществления такого освоения устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность;

7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Порядок осуществления такого зачета устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность. Примером применения указанной нормы может служить следующая ситуация: обучающиеся, не прошедшие государственную итоговую аттестацию (далее – ГИА) и желающие продолжить обучение по образовательным программам основного общего образования в форме семейного образования (вне организации, осуществляющей образовательную деятельность), отчисляются из организации, осуществляющей образовательную деятельность, с выдачей справки об обучении и вправе пройти экстерном ГИА не ранее чем через год (пункт 10 «Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», утвержденного Приказом Минобрнауки России от 25 декабря 2013 года № 1394[2]). При этом в качестве результатов промежуточной аттестации им могут быть зачтены отметки, полученные в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой они проходили обучение, и указанные в справке об обучении (Письмо Минобрнауки России от 24 апреля 2014 года № НТ-443/08 «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»[3]);

8) отсрочку от призыва на военную службу, предоставляемую в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[4];

9) уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья;

10) свободу совести, информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;

11) каникулы – плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством об образовании и календарным учебным графиком;

12) академический отпуск в порядке и по основаниям, утвержденными Приказом Минобрнауки России от 13 июня 2013 года № 455 «Об утверждении Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся»[5], а также отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет в порядке, установленными статьями 255 и 256 Трудового кодекса РФ[6]. Новеллами Порядка и оснований предоставления академического отпуска обучающимся являются увеличение продолжительности такого отпуска до двух лет и возможность его предоставления неограниченное количество раз. Также в соответствии с действующим законодательством теперь не требуется отчислять студентов-призывников, а потом восстанавливать, так как к иным основаниям для предоставления академического отпуска в настоящее время относится призыв на военную службу. Таким обучающимся можно предоставить академический отпуск;

13) перевод для получения образования по другой профессии, специальности и (или) направлению подготовки, по другой форме обучения в порядке, установленном законодательством об образовании. Из Письма Минобрнауки России от 4 июня 2015 года № 06-656 «Законодательное и нормативно-правовое обеспечение среднего профессионального образования в части приема, перевода и отчисления обучающихся (ответы на вопросы)» следует, что на практике часто возникает вопрос (вопрос № 8): можно ли зачислить в порядке перевода на первый курс профессиональной образовательной организации для обучения по программе подготовки специалистов среднего звена студента первого курса вуза по программе бакалавриата? Как указывается в письме, законодательство об образовании не предусматривает перевода студентов с образовательной программы одного уровня на образовательную программу другого уровня образования, так как в соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» среднее профессиональное образование и высшее образование – бакалавриат являются разными уровнями профессионального образования. Таким образом, перевод студента первого курса образовательной организации высшего образования по программе бакалавриата на первый курс профессиональной образовательной организации по образовательной программе среднего профессионального образования невозможен. Поступление для обучения по образовательной программе среднего профессионального образования лиц, ранее обучавшихся по программам высшего образования, но не завершивших обучение, осуществляется в общем порядке, с учетом результатов освоения образовательной программы среднего общего образования, если численность поступающих превышает количество контрольных цифр приема за счет средств бюджетных ассигнований;

14) переход с платного обучения на бесплатное обучение предусмотрен в Приказе Минобрнауки России от 6 июня 2013 года № 443 «Об утверждении Порядка и случаев перехода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, с платного обучения на бесплатное»[7];

15) перевод в другую образовательную организацию, реализующую образовательную программу соответствующего уровня предусмотрен в «Порядке и условиях осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности», утвержденных Приказом Минобрнауки России от 12 марта 2014 года № 177[8]. В соответствии с Письмом Минобрнауки России от 2 июля 2014 года № АК-1802/05 «О переводе иностранных граждан»[9] правовых оснований для перевода студентов из образовательных организаций высшего образования иностранного государства в образовательные организации Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», не имеется;

16) восстановление для получения образования в образовательной организации, реализующей основные профессиональные образовательные программы, в порядке, установленном законодательством об образовании;

17) участие в управлении образовательной организацией в порядке, установленном ее уставом. Управлению образовательной организацией посвящена статья 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

18) ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, с уставом, с лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации. Подробной регламентации информационной открытости образовательной организации посвящена статья 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

19) обжалование актов образовательной организации в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

20) бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой образовательной организации. Данное право справедливо связывают с условиями обучения;

21) пользование лечебно-оздоровительной инфраструктурой, объектами культуры и объектами спорта образовательной организации. Порядок такого пользования устанавливается локальными нормативными актами образовательной организации;

22) развитие своих творческих способностей и интересов, включая участие в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах, физкультурных мероприятиях, спортивных мероприятиях, в том числе в официальных спортивных соревнованиях, и других массовых мероприятиях;

23) участие в соответствии с законодательством Российской Федерации в научно-исследовательской, научно-технической, экспериментальной и инновационной деятельности, осуществляемой образовательной организацией, под руководством научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования и (или) научных работников научных организаций;

24) направление для обучения и проведения научных исследований по избранным темам, прохождения стажировок, в том числе в рамках академического обмена, в другие образовательные организации и научные организации, включая образовательные организации высшего образования и научные организации иностранных государств;

25) опубликование своих работ в изданиях образовательной организации на бесплатной основе;

26) поощрение за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;

27) совмещение получения образования с работой без ущерба для освоения образовательной программы, выполнения индивидуального учебного плана. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования регламентированы Главой 26 Трудового кодекса РФ;

28) получение информации от образовательной организации о положении в сфере занятости населения Российской Федерации по осваиваемым ими профессиям, специальностям и направлениям подготовки;

29) иные академические права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными нормативными актами.

Такая юридическая техника части 1 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» свидетельствует о том, что перечень академических прав обучающихся является открытым. Обозначенную позицию подтверждает также Проект Федерального закона № 819348-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части повышения уровня патриотизма среди обучающихся»[10], согласно которому комментируемый пункт предлагается дополнить подпунктом 30 следующего содержания: «участие в предусмотренных законодательством Российской Федерации мероприятиях (экскурсионных поездках), направленных на патриотическое воспитание обучающегося, устанавливаемых федеральными государственными программами и программами субъектов Российской Федерации, осуществляемых уполномоченными Правительством Российской Федерации органами государственной власти».

2. В соответствии с частью 2 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Одним из примеров обозначенного регулирования на региональном уровне может служить Закон Ленинградской области от 29 ноября 2013 года № 87-оз «О полном государственном обеспечении одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем отдельных категорий обучающихся государственных образовательных организаций Ленинградской области»[11];

2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;

3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;

В соответствии с частью 2 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающимся предоставляются следующие меры стимулирования:

1) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством об образовании. ;

2) предоставление в установленном в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита.

Как и в случае с перечнем академических прав обучающихся, законодатель оставил перечни мер социальной поддержки и стимулирования открытыми, предоставив возможность установить иные меры социальной поддержки и стимулирования в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, локальных нормативных актах.

3. В соответствии с частью 3 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется право отдельных категорий обучающихся, не имеющих основного общего или среднего общего образования, и их законных представителей на экстернат. К таким категориям законодатель отнес тех, кто проходит обучение: 1) в форме самообразования; 2) в форме семейного образования; 3) по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. Такие обучающиеся имеют право на зачисление в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, для бесплатного прохождения экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию. При этом необходимо отметить, что в системе действующего правового регулирования экстернат не является ни формой получения образования (в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» их две: 1) в организации, осуществляющей образовательную деятельность; 2) вне такой организации, в качестве семейного образования или самообразования), ни формой обучения (в соответствии с частью 2 статьи 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»: 1) очной; 2) очно-заочной; 3) заочной). Фактически, экстернат – это форма прохождения промежуточной и итоговой аттестации в образовательной организации, когда образование было получено в форме семейного образования, самообразования или по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.

4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся вправе посещать мероприятия, проводимые в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и непредусмотренные учебным планом. Порядок такого посещения, устанавливается локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность. Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается. Согласно Письму Роспотребнадзора от 24 июня 2013 года № 01/7100-13-32[12] важнейшим условием привлечения ребенка к труду в образовательном учреждении является наличие добровольного согласия его и его родителей (законных представителей). Данное согласие может быть оформлено в форме отдельного документа (заявления, соглашения, либо условие об этом должно содержаться в договоре между образовательным учреждением и родителями).

5. Согласно части 5 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на участие в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах, созданных в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 12 января 1996 года № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[13], а также на создание общественных объединений обучающихся в установленном федеральным законом порядке. Разъяснения по реализации указанных прав обучающихся приведены в: Письме Рособразования от 19 февраля 2007 года № 231/12-16 «О студенческом самоуправлении»[14] и Письме Минобрнауки России от 10 октября 2006 года № АФ-234/06 «О Примерном положении о студенческом Совете в образовательном учреждении (филиале) высшего профессионального образования»[15].

6. В соответствии с частью 6 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» принуждение обучающихся, воспитанников к вступлению в общественные объединения, в том числе в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений и участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается. Такая норма действующего законодательства об образовании создает правовые ограничения для вовлечения обучающихся без их согласия в общественные объединения, политические партии, акции и кампании с целью недопущения манипулирования их мнением в своих интересах. Подчеркнем, что приведенное законоположение конретизирует нормы части 2 статьи 30 Конституции РФ, согласно которой никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем. Участие в агитационных кампаниях и политических акциях может иметь различные формы, например: распространение листовок, демонстрация плакатов с лозунгами и призывами, участие в шествии. За нарушения приведенных норм Конституции РФ и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ[16] (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность. Так, например, за принуждение к участию в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании правонарушитель привлекается к административной ответственности на основании статьи 5.38 КоАП РФ. За нарушение же или незаконное ограничение предусмотренных законодательством РФ в области образования прав и свобод обучающихся и воспитанников образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод правонарушитель привлекается к административной ответственности на основании статьи 5.57 КоАП РФ.

7. В части 7 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» указывается на право обучающихся, осваивающих основные образовательные программы среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, создавать студенческие отряды, представляющие собой общественные объединения обучающихся, целью деятельности которых является организация временной занятости таких обучающихся, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики. При этом необходимо отметить, что студенческие отряды являются формой самоуправления, так как положения Федерального закона от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» не предусматривают такого вида общественных объединений, как студенческие отряды. Подтверждением приведенного тезиса является регламентация деятельности таких студенческих отрядов актами, принимаемыми органами студенческого самоуправления в соответствии с законодательством об образовании. Дополнительно отметим, что в студенческих отрядах распространена практика, согласно которой обучающиеся работают в таких отрядах по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг.

8. Согласно части 8 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивают обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов стипендиями, жилыми помещениями в общежитиях, интернатах, а также осуществляют другие меры их социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенной нормы следует, что обязанность по предоставлению мер социальной поддержки и стимулирования обучающимся возложена законодателем лишь на бюджетные образовательные организации, расходы которых на реализацию названных мер покрываются за счет бюджетных ассигнований соответствующих бюджетов. Таким образом, у частных образовательных организаций такая обязанность отсутствует. Однако частные образовательные организации вправе предоставлять соответствующие меры социальной поддержки и стимулирования в соответствии со своими учредительными документами и за счет собственных или привлеченных средств.

Меры социальной поддержки и стимулирования, предусмотренные частью 2 комментируемой статьи Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и финансируемые за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, как уже отмечалось, могут дополняться мерами социальной поддержки и стимулирования, которые устанавливаются законами субъектов РФ и, соответственно, финансируются из средств регионального бюджета, актами органов местного самоуправления и, соответственно, финансируются из средств местного бюджета.

Такой же подход отражается и в судебной практике. Так, в Апелляционном определении Судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 12 августа 2014 по делу № 33-31970/14[17] указывается, что «Российская Федерация поддерживает различные формы образования и самообразования, субъекты Российской Федерации в рамках имеющихся полномочий вправе предусмотреть оказание поддержки нуждающимся семьям при их выборе получения образования в семейной форме. Субъектом Российской Федерации может быть введена для таких семей компенсация в качестве меры социальной поддержки. Полномочия по ее предоставлению (включая основания и порядок их предоставления) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках предмета совместного ведения осуществляются самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»)».

Установленные в комментируемой статье гарантии обучающимся конкретизированы в ст. ст. 36, 38–40 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

9. Учредитель и (или) уполномоченный им орган управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивают перевод совершеннолетних обучающихся с их согласия и несовершеннолетних обучающихся с согласия их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности в случае:

1) прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность;

2) аннулирования соответствующей лицензии;

3) лишения организации, осуществляющей образовательную деятельность, государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе;

4) истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе.

Учредитель и (или) уполномоченный им орган управления организации, осуществляющей образовательную деятельность, обеспечивают перевод по заявлению совершеннолетних обучающихся, несовершеннолетних обучающихся по заявлению их родителей (законных представителей) в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным образовательным программам соответствующих уровня и направленности в случае:

1) приостановления действия лицензии организации, осуществляющей образовательную деятельность;

2) приостановления действия государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, полностью;

3) приостановления действия государственной аккредитации организации, осуществляющей образовательную деятельность, в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки.

Порядок и условия осуществления такого перевода устанавливаются Минобрнауки России в:

1) Приказе Минобрнауки России от 28 декабря 2015 г. № 1527 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующего уровня и направленности»[18];

2) Приказе Минобрнауки России от 12 марта 2014 года № 177 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности»[19];

3) Приказ Минобрнауки России от 7 октября 2013 года № 1122 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае приостановления действия лицензии, приостановления действия государственной аккредитации полностью или в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки»[20];

3) Приказ Минобрнауки России от 14 августа 2013 года № 957 «Об утверждении Порядка и условий осуществления перевода лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам, в случае прекращения деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, аннулирования лицензии, лишения организации государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе, истечения срока действия государственной аккредитации по соответствующей образовательной программе»[21].

10. В 2014 году законодатель вновь вернулся к вручению медалей лицам, завершившим освоение образовательных программ среднего общего образования, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию и имеющим итоговые оценки успеваемости «отлично» по всем учебным предметам, изучавшимся в соответствии с учебным планом. Теперь медаль носит название «За особые успехи в учении», а ее образец, описание и порядок выдачи установлены Приказами Минобрнауки России от 23 июня 2014 года № 684 «Об утверждении образца и описания медали «За особые успехи в учении»[22] и от 23 июня 2014 года № 685 «Об утверждении Порядка выдачи медали «За особые успехи в учении»[23].




[1] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[2] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[3] Официальные документы в образовании. № 14. 2014.


[4] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[5] Российская газета. № 142. 03.07.2013.


[6] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[7] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[8] Российская газета. № 109. 16.05.2014.


[9] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[10] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[11] Вести. № 141. 06.12.2013.


[12] Вестник образования. № 16. 2013.


[13] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[14] Официальные документы в образовании. № 8. 2007.


[15] Официальные документы в образовании. № 30. 2006.


[16] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[17] Доступ из СПС «Консультант Плюс».


[18] Российская газета. № 27. 2016.


[19] Российская газета. № 109. 2014.


[20] Российская газета. № 255. 2013.


[21] Российская газета. № 214. 2013.


[22] Российская газета. № 157. 16.07.2014.


[23] Российская газета. № 157. 2014.

Постыляков Сергей Петрович,

Эксперт Научно-учебной лаборатории политических исследований

Национального исследовательского университета

«Высшая школа экономики»

sergey.postylyakov@gmail.com

+7 926 300 29 05


Комментарий по состоянию на 01.06.2016



Возврат к разделу