Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 27. Структура образовательной организации

Комментарий к статье 27


Принцип автономии образовательной организации реализуется в том числе в самостоятельности образовательной организации в формировании своей структуры. Эта самостоятельность может быть ограничена только нормами, содержащимися в федеральном законе (например, по вопросам создания, реорганизации и ликвидации филиалов).

Структура образовательной организации определяется учредителем с учетом сформировавшихся образовательных традиций, особенностей конкретной образовательной организации. Структура образовательной организации закрепляется в ее уставе. Так, например, в Уставе НИУ "Высшая школа экономики" (утвержден Постановлением Правительства РФ от 28 февраля 2009 г. N 184 <350>) закреплено (п. 8), что университет самостоятельно формирует свою организационную структуру, за исключением создания, реорганизации и ликвидации филиалов. Там же установлено, что университет имеет филиалы, факультеты, кафедры, техникумы, колледжи, научно-исследовательские подразделения, лаборатории, институты, центры, аспирантуру, докторантуру, подразделение дополнительного профессионального образования и подразделение внеучебной и воспитательной работы, подготовительные отделения и курсы, управления, отделы, подразделения социальной инфраструктуры, общежития, культурные центры, профессорскую гостиницу и другие структурные подразделения.

--------------------------------

<350> СЗ РФ. 2009. N 10. Ст. 1230.

Структура образовательной организации не является чем-то неизменным, она может развиваться и меняться в направлении ее оптимизации. В вопросах структуры традиционные подходы соседствуют с поиском новых решений.

Наиболее динамичные структурные преобразования происходят в настоящее время в высшем образовании. Существенное влияние на них оказывает присоединение России к Болонскому процессу и формирование единого европейского пространства высшего образования. Наряду с такими традиционными структурными подразделениями организаций высшего образования, как факультеты и кафедры, появляются школы и департаменты.

Наличие в структуре образовательной организации различных структурных подразделений связано как с типом самой образовательной организации, так и с уровнем, видом и направленностью реализуемых образовательных программ, формой обучения и режимом пребывания обучающихся и т.д.

Законодательство не содержит универсального определения структурного подразделения организации. Исходя из сложившейся практики, под структурными подразделениями организаций принято считать их части, обособленные по территориальному или функциональному признаку. Так, в соответствии со ст. 55 ГК РФ филиалом или представительством юридического лица является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, при этом филиал осуществляет все функции головной организации или их часть, а представительство может только представлять интересы организации и осуществлять их защиту. При этом под другой местностью, по мнению судебных органов, следует понимать местность за пределами административно-территориальных границ соответствующего населенного пункта (например, часть третья п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Содержащийся в комментируемой статье перечень структурных подразделений образовательной организации является открытым. В нем наряду с общераспространенными структурными подразделениями (отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, библиотеки, подготовительные отделения и курсы, лаборатории, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, спортивные клубы, общежития и т.д.), присутствуют специфические структурные подразделения, характерные только для отдельных образовательных организаций (конструкторские бюро, учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные театры, интернаты).

В соответствии с ч. 3 комментируемой статьи профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования могут создаваться кафедры и иные структурные подразделения, обеспечивающие практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы.

Такие кафедры создаются в целях совершенствования качества образования путем использования в образовательной деятельности результатов научно-исследовательских работ, новых знаний и достижений науки и техники, расширения исследовательского принципа обучения и научной составляющей образовательной деятельности, в том числе привлечения обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, кадрового обеспечения научных исследований.

Порядок создания таких кафедр утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 марта 2013 г. N 159 "Об утверждении Порядка создания образовательными организациями, реализующими образовательные программы высшего образования, в научных организациях и иных организациях, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность" <351>, а также Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 августа 2013 г. № 958 «Об утверждении Порядка создания профессиональными образовательными органзиациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы».[1]

--------------------------------

<351> Российская газета. 25.07.2013. N 161.

Статус, функции и полномочия структурных подразделений определяются положениями о них.

Структурные подразделения образовательной организации, в том числе филиалы и представительства, не являются юридическими лицами и действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, утвержденного в порядке, установленном уставом образовательной организации (ч. 4 комментируемой статьи).

Особенности структуры МГУ и СПбГУ закреплены в ст. 3 Федерального закона от 10 ноября 2009 г. N 259-ФЗ "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" <352>: в МГУ и в СПбГУ входят филиалы, представительства, факультеты и иные структурные подразделения без прав юридического лица. В научно-образовательный комплекс МГУ и в научно-образовательный комплекс СПбГУ в соответствии с их уставами могут входить юридические лица, в том числе институты.

--------------------------------

<352> СЗ РФ. 2009. N 46. Ст. 5418.

Особое внимание в комментируемой статье уделено филиалам и представительствам, поскольку именно эти структурные подразделения образовательной организации подробнее, чем остальные структурные подразделения, урегулированы законодателем.

Филиалы и представительства образовательной организации создаются и ликвидируются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом об образовании.

В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительством является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения, которое представляет интересы юридического лица и осуществляет их защиту. В той же статье Гражданского кодекса РФ филиал определяется как обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

Из определения представительства, содержащегося в Гражданском кодексе, становится понятной запретительная норма, содержащаяся в ч. 4 комментируемой статьи, в соответствии с которой осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации запрещается (функции представительства сводятся исключительно к представлению интересов образовательной организации: в представительстве осуществляется прием и выдача документов, заключение договоров, осуществляется информирование о работе образовательной организации и т.д.).

Несоблюдение запрета на осуществление образовательной деятельности в представительстве образовательной организации влечет за собой административно-правовую ответственность. В соответствии со ст. 19.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение установленных законодательством об образовании требований к ведению образовательной деятельности, выразившееся в ведении образовательной деятельности представительствами образовательных организаций, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, а на юридических лиц - от 100 тысяч до 200 тысяч рублей.

В соответствии со ст. 55 Гражданского кодекса РФ представительства и филиалы не являются юридическими лицами (такая же норма, как уже отмечалось, содержится в ч. 4 комментируемой статьи). Они наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений. Представительства и филиалы должны быть указаны в Едином государственном реестре юридических лиц. Руководители представительств и филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности.

О наличии представительств и филиалов указывается в учредительных документах создавшего их юридического лица, а сами филиалы и представительства действуют на основании устава образовательной организации и положения о соответствующем структурном подразделении, которое утверждается в порядке, установленном уставом образовательной организации.

Если представительство образовательной организации открывается и закрывается образовательной организацией (ч. 9 комментируемой статьи), создание и ликвидация филиала образовательной организации происходят по усложненным процедурам.

Во-первых, филиалы федеральных государственных образовательных организаций высшего образования создаются и ликвидируются учредителем по согласованию с Минобрнауки России.

Во-вторых, создание филиалов государственных образовательных организаций, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, а также муниципальных образовательных организаций на территории другого субъекта Российской Федерации или территории другого муниципального образования осуществляется по согласованию соответственно с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, по месту нахождения создаваемого филиала.

Порядок такого согласования определяется соответствующими нормативными правовыми актами. Например, Приказ Комитета по образованию и науке Администрации Волгоградской области от 21 января 2011 г. N 100 "Об утверждении Порядка согласования создания и ликвидации филиалов государственных бюджетных образовательных организаций, подведомственных комитету образования и науки Волгоградской области, открытия или закрытия их представительств" <353>, Постановление правительства Еврейской автономной области от 4 февраля 2014 г. N 25-пп "О Порядке согласования создания филиалов государственных образовательных организаций на территории Еврейской автономной области" <354>, Постановление администрации Тамбовской области от 21 октября 2013 г. N 1179 "Об утверждении Порядка согласования открытия филиалов образовательных организаций высшего образования на территории Тамбовской области" <355>.

--------------------------------

<353> Волгоградская правда. 02.02.2011. N 18.

<354> Биробиджанская звезда. 07.02.2014. N 10.

<355> Тамбовская жизнь. 25.10.2013. N 86 (1426).

В-третьих, принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления решения о ликвидации филиала государственной и (или) муниципальной дошкольной образовательной организации либо общеобразовательной организации осуществляется только на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22 комментируемого Закона; см. комментарий к ст. 22).

В-четвертых, принятие решения о ликвидации филиала муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельской местности, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22 комментируемого Закона; см. комментарий к ст. 22).

Образовательные организации могут создавать свои филиалы и представительства на территории иностранного государства. В этом случае создание или ликвидация филиала либо представительства образовательной организации на территории иностранного государства осуществляется в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиала или представительства, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. Законодатель отмечает, что финансово-хозяйственная деятельность образовательной организации по месту нахождения ее филиала или представительства, расположенных на территории иностранного государства, осуществляется в соответствии с законодательством данного иностранного государства.

В ч. 12 комментируемой статьи закреплена норма, в соответствии с которой в государственных и муниципальных образовательных организациях создание и деятельность политических партий, религиозных организаций не допускаются.

Представляется, что помещение данной нормы в статью, посвященную структуре образовательной организации, вряд ли можно считать оптимальным решением.

Данная норма является, по сути, одним из принципов государственной политики в сфере образования. Заметим, что в Законе 1993 г. "Об образовании" эта норма была включена в статью 1, посвященную государственной политике в области образования.

Запрет на создание и деятельность политических партий и религиозных организаций в государственных и муниципальных образовательных организациях в целом соответствует Конституции РФ (ст. ст. 11, 14, 28, 29) и направлен на исключение влияния указанных структур на содержание и порядок деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций в целях защиты конституционных прав обучающихся.

Комментируемый запрет не распространяется на частные образовательные организации (даже в том случае, если такая образовательная организация имеет государственную аккредитацию).

Комментируемая норма не исключает для педагогов, иных работников государственных и муниципальных образовательных организаций и органов управления образованием возможность входить в организационные структуры политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений) индивидуально.




[1] Российская газета. № 211. 20.09.2013.



Автор - Козырин А.Н., проф., д.ю.н.
По состоянию на 01 августа 2106 года

Возврат к разделу