ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ОБ ОБРАЗОВАНИИ Информационный портал
 

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

Определяя структуру системы образования, законодатель указал среди прочих составляющих ее элементов «организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования» (п. 4 ч. 1 ст. 10). К ним относятся, в частности, перечисленные в ч. 1 комментируемой статьи организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

Данный сегмент системы образования призван обеспечить интеграцию образования и науки, которая нацелена на развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

Интеграция образования и науки может осуществляться в различных формах, в том числе в форме:

привлечения образовательными организациями работников научных организаций для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

осуществления образовательными и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

создания на базе образовательных организаций научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность (Приказ Минобрнауки России от 6 марта 2013 г. № 160 «Об утверждении Порядка создания в образовательных организациях, реализующих образовательные программы высшего образования, научными организациями и иными организациями, осуществляющими научную (научно-исследовательскую) деятельность, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность»[1] и т. д.

Кроме того, организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, призваны установить самую тесную связь образования с практикой — с рынком труда, работодателями. Такая связь образования с практикой гарантирует востребованность выпускников образовательных организаций на рынке труда, содействует повышению конкурентоспособности самой образовательной организации, ее эффективности.

К организациям, осуществляющим обеспечение образовательной деятельности, законодатель относит:

научно-исследовательские организации – создаются для проведения научных исследований (как фундаментальных, продуцирующих новые знания независимо от перспектив их применения, так и прикладных, нацеленных на получение новых знаний преимущественно для достижения практических целей и решения конкретных задач) и осуществления опытно-конструкторских разработок — комплекса работ по разработке конструкторской и технологической документации на опытный образец, по изготовлению и испытаниям опытного образца изделия, выполняемых по конкретному техническому заданию;

проектные организации — создаются для решения, как правило, конкретной задачи, создания уникальных продуктов, услуг; они объединяют в своем составе квалифицированных сотрудников для осуществления сложного проекта в установленные сроки, с заданным уровнем качества и в рамках установленной сметы;

конструкторские бюро — организация, занимающаяся конструированием продукции или её составных частей; нередко представляет собой структурное подразделение производственной или проектной организации;

учебно-опытные хозяйства — площадка для практического обучения студентов-аграриев, повышения квалификации и переподготовки кадров в агропромышленном комплексе; деятельность учхозов нацелена на: создание и развитие эффективного агробизнеса; формирование и функционирование на современном уровне базы учебной и производственной практики будущих специалистов АПК; организация проведения научных исследований при пилотировании инноваций в отрасли сельского хозяйства в соответствии с региональными условиями; создание условий для устойчивого развития сельских территорий[2];

опытные станции — научно-производственные и образовательные площадки для решения значимых научных и прикладных задач при помощи постановки опытов; используются в сельскохозяйственной, ветеринарной науке и образовании — разработка приемов выращивания высоких и устойчивых урожаев сельскохозяйственных культур, опыты в области селекции и семеноводства, животноводства и ветеринарии и т. п. (полевые опытные станции, селекционные опытные станции ,ветеринарные опытные станции, садоводческие опытные станции и т. д.).

Заметим, что приведенный в комментируемой статье перечень организаций, осуществляющих обеспечение образовательной деятельности, не является исчерпывающим. Его можно продолжить, добавив к нему, например, учебные лесничества, клинические базы образовательных организаций медицинского образования и др.

Особое внимание в комментируемой статье уделено учебно-методическим объединениям (УМО) — им посвящены три из четырех частей статьи 19.

На законодательном уровне определены:

а) цели создания УМО: участие педагогических, научных работников, представителей работодателей в разработке федеральных государственных образовательных стандартов, примерных образовательных программ, координации действий организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в обеспечении качества и развития содержания образования;

б) состав УМО: педагогические работники, научные работники и другие работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и иных организаций, действующих в системе образования, в том числе представители работодателей

в) порядок формирования и деятельности УМО:

- формируются на основе принципа добровольного членства;

- создаются федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования;

- осуществляют свою деятельность в соответствии с положениями об УМО, утвержденными органами, которыми УМО были учреждены.

Типовые положения об УМО в системе образования утверждаются Министерством образования и науки РФ:

- Приказ Минобрнауки России от 15 октября 2014 г. № 1322 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе общего образования»[3];

- Приказ Минобрнауки России от 18 мая 2015 г. № 505 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе высшего образования»[4];

- Приказ Минобрнауки России от 16 июля 2015 г. № 726 «Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе среднего профессионального образования»[5].

Положения об УМО принимаются Минобрнауки России и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Например: Приказ Минобрнауки России от 25 марта 2015 г. № 277 «О федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию»[6], Распоряжение Министерства образования Московской области от 20 апреля 2015 г. № 13 «Об учебно-методическом объединении в системе общего образования в Московской области»[7], Приказ комитета образования Еврейской автономной области от 7 августа 2015 г. № 431 «Об утверждении положения об областном учебно-методическом объединении по общему образованию»[8], Приказ Минобрнауки Хабаровского края от 11 июня 2015 г. № 18 «О создании Хабаровского учебно-методического объединения в системе общего образования»[9] и т. д.

Соответствующими нормативными правовыми актами утверждаются положения об УМО и их составы.

В положении об УМО определяются срок полномочий УМО, его состав, порядок ротации членов УМО, механизм взаимодействия УМО государственными органами, осуществляющими управление в сфере образования, государственными органами, направления деятельности и т. д.

Так, в Положении о федеральном учебно-методическом объединении по общему образованию определены права УМО:

- распространять информацию о своей деятельности;

- вносить в Минобрнауки России предложения по вопросам государственной политики и нормативного правового регулирования в сфере образования, содержания образования, кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности;

- участвовать в выработке решений Минобрнауки России по вопросам деятельности системы общего образования;

- участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов и иных документов по вопросам образования;

- оказывать информационные, консультационные и экспертные услуги в сфере своей деятельности.

В Положении закреплены основные направления деятельности федерального УМО. Оно готовит предложения в Минобрнауки России по проектам ФГОС, участвует в разработке этих проектов, осуществляет методическое сопровождение реализации ФГОС; разрабатывает примерные программы, взаимодействует по этим вопросам с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, религиозными организациями, обеспечивает научно-методическое и учебно-методическое сопровождение примерных программ. В части государственной аккредитации образовательной деятельности, государственного контроля (надзора) в сфере образования УМО проводит мониторинг реализации ФГОС по результатам государственной аккредитации образовательной деятельности, участвует в разработке контрольно-измерительных материалов для оценки знаний, умений, навыков и уровня сформированности компетенций обучающихся. Кроме того, УМО участвует в разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам образования, а также профессиональных стандартов.

Федеральное УМО проводит конференции, семинары, совещания и иные мероприятия по вопросам совершенствования образования, олимпиады и конкурсы.



[1] Российская газета, № 169, 02.08.2013.

[2] Подробнее см.: Можаев Е. Е., Гиненский Р. В. К вопросу о роли учебно-опытных хозяйств в развитии аграрной сферы экономики России. Доступ: http://edu.rgazu.ru/file.php/1/vestnik_rgazu/data/20140519154439/13.pdf

[3] Российская газета, № 290, 19.12.2014.

[4] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.06.2015.

[5] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 12.08.2015.

[6] Официальные документы в образовании, № 15, 2015.

[7] Официальный сайт Министерства образования Московской области http://mo.mosreg.ru, 19.05.2015.

[8] Сетевое издание «Сборник правовых актов Еврейской автономной области и иной официальной информации»: http://npa79.eao.ru, 17.08.2015.

[9] Официальный интернет-портал нормативных правовых актов Хабаровского края http://laws.khv.gov.ru, 17.06.2015.


Автор - А.Н. Козырин
01 мая 2016 года


Возврат к разделу



Модуль блогов не установлен.