Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

Важной материально-технической гарантией реализации права на образование являются печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы.

Наличие печатных и электронных образовательных ресурсов является необходимым условием для ведения образовательной деятельность, что находит свое отражение, например, в Положении о лицензировании образовательной деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966), в соответствии с которым (подп. «е» п. 6) одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является «наличие печатных и электронных образовательных и информационных ресурсов по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам, соответствующих требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам, в соответствии со статьей 18 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"».

В целях обеспечения реализации образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, формируются библиотеки. Под библиотекой в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ «О библиотечном деле»[1] понимается информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающие организованным фондом документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Библиотека образовательной организации должна быть укомплектована печатными изданиями по всем учебным предметам (дисциплинам), в том числе:

учебниками ― учебной литературой, в которой содержится систематическое изложение знаний в определённой области в соответствии с современным уровнем достижений науки, техники и культуры; 

учебными пособиями ― учебными изданиями, которые дополняют или заменяют учебник частично или полностью (учебное пособие, как правило, издается в дополнение к учебнику и может охватывать не всю дисциплину в целом, а лишь один или несколько тем (разделов) учебной программы; учебное пособие актуализирует отдельные устаревшие положения учебника, а также знакомит обучающихся с различными дискуссионными вопросами, существующих в рамках предмета данной учебной дисциплины);

методическими пособиями ― изданиями, предназначенными педагогам для практического применения на практике, в которых основное внимание уделяется методике преподавания; в методическом пособии, наряду с практическими рекомендациями, содержатся также теоретические положения, которые раскрывают различные точки зрения, существующие по данному вопросу в педагогической науке;

периодическими изданиями ― газетами, журналами, альманахами, бюллетенями, иными изданиями, имеющими постоянное название, текущий номер и выходящими в свет не реже одного раза в год (ст. 2 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2124-1 «О средствах массовой информации»[2]).

Современная библиотека представляет собой не только хранилище печатных изданий, но и электронную библиотеку, предоставляющую своим читателям (пользователям) электронные учебники и учебные пособия и иного рода электронную литературу, а также медиатеку, в которой, наряду с фондом книг, учебных и методических пособий, имеется собрание видеофильмов, звукозаписей, различных компьютерных презентаций, а также необходимого технического оборудования для их просмотра и (или) прослушивания.

Электронная (цифровая) библиотека обеспечивает участникам образовательных правоотношений доступ к профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам, а также иным информационным ресурсам.

Государственная политика в сфере образования направлена, среди прочего, на развитие федеральной системы информационных образовательных ресурсов (ФСИОР), которой могут пользоваться участники образовательных правоотношений и которая, в конечном счете, предназначена для повышения доступности качественного образования.

Базовыми функциональными элементами ФСИОР являются[3]:

 информационный портал «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» ― находящаяся в свободном доступе библиотека учебно-методических материалов для студентов и преподавателей (http://window.edu.ru), которая включает в себя интегральный каталог образовательных Интернет-ресурсов: http://window.edu.ru/catalog;

ресурсы и информационные разделы федеральных образовательных порталов: «Российское образование» (www.edu.ru), российский общеобразовательный портал (www.school.edu.ru) и др.;

хранилище единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (www.school-collection.edu.ru);

открытая полнотекстовая библиотека учебных и учебно-методических материалов для общего и профессионального образования (http://window.edu.ru/window/library);

хранилище интерактивных электронных образовательных ресурсов по основным предметам общего образования (http://fcior.edu.ru).

В соответствии с ч. 2 ст. 35 комментируемого Закона обеспечение учебниками и учебными пособиями, а также учебно-методическими материалами, средствами обучения и воспитания организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным образовательным программам, в пределах федеральных государственных образовательных стандартов (образовательных стандартов) осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями в расчете на одного обучающегося по основной образовательной программе устанавливаются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.

Так, например, в соответствии с ФГОС начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»[4]) норма обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями определяется исходя из расчета:

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы начального общего образования;

не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы начального общего образования.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, должно также иметь доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР), в том числе к электронным образовательным ресурсам, размещенным в федеральных и региональных базах данных ЭОР.

Библиотека организации, осуществляющей образовательную деятельность, должна быть укомплектована печатными образовательными ресурсами и ЭОР по всем учебным предметам учебного плана, а также иметь фонд дополнительной литературы. Фонд дополнительной литературы должен включать детскую художественную и научно-популярную литературу, справочно-библиографические и периодические издания, сопровождающие реализацию основной образовательной программы начального общего образования.

В комментируемой статье определен порядок отбора учебных изданий, используемых при реализации образовательных программ.

При реализации образовательных программ дошкольного образования организация, осуществляющая образовательную деятельность, определяет используемые учебные издания с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов, а также примерных образовательных программ дошкольного образования и примерных образовательных программ начального общего образования (ч. 3 ст. 18 комментируемого Закона).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования выбирают учебники из федерального перечня рекомендованных учебников, а учебные пособия — из числа книг, выпущенных организациями, входящими в специальный перечень (ч. 4 ст. 18 комментируемого Закона).

При реализации профессиональных образовательных программ используются учебные издания, определенные самостоятельно организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Законом определены процедуры формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного и среднего общего образования, а также процедуры отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного и среднего общего образования.

Порядок формирования федерального перечня учебников определяется Министерством образования и науки РФ: Приказ Минобрнауки России от 5 сентября 2013 № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»[5].

Утвержденный Минобрнауки России Порядок формирования федерального перечня учебников определяет:

а) структуру федерального перечня учебников;

б) основания и процедуру включения учебников в федеральный перечень учебников;

в) критерии и порядок проведения экспертизы учебников;

г) форму экспертного заключения;

д) основания и порядок исключения учебников из федерального перечня учебников.

Федеральный перечень учебников состоит из трех частей:

1) учебники, рекомендуемые к использованию при реализации обязательной части основной образовательной программы;

2) учебники, рекомендуемые к использованию при реализации части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений;

3) учебники, обеспечивающие учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

В свою очередь,  каждая часть состоит из трех разделов: 1) начальное общее образование; 2) основное общее образование; 3) среднее общее образование. Разделы состоят из подразделов по наименованию предметных областей.

В федеральный перечень  включаются основные сведения об учебнике: наименование учебника; класс; авторы; издатель; адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя (издательства); язык издания; информация об использовании учебника при реализации адаптированных образовательных программ.

Учебник включается только один раз в федеральный перечень учебников.

Действующий федеральный перечень учебников утвержден Приказом Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»[6].

В соответствии с ч. 6 комментируемой статьи федеральный перечень учебников формируется по результатам экспертизы. В него включаются учебники, рекомендованные Научно-методическим советом по учебникам на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной для учебников истории России), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз.

Экспертиза учебника проводится по инициативе правообладателя, лица, обладающего правами на учебник (автора учебника или лица, которому авторские права переданы).

Этнокультурная и региональная экспертиза обязательна для учебников, обеспечивающих учет региональных и этнокультурных особенностей субъектов Российской Федерации, реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов России на родном языке.

В проведении этнокультурной и региональной экспертизы учебников участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Общественную экспертизу учебников проводят некоммерческие организации, чья уставная деятельность направлена на поддержание и развитие российского образования, в уставе которых предусмотрено проведение экспертизы учебных и учебно-методических материалов.

К каждой экспертизе учебника привлекаются не менее трех экспертов, специалистов, обладающих специальными знаниями для проведения экспертизы учебников.

Экспертные организации по результатам проведенных экспертиз оформляют экспертные заключения в соответствии с формами, содержащимися в приложениях к Приказу Минобрнауки России от 5 сентября 2013 г. № 1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

Экспертное заключение должно содержать однозначные выводы по результатам экспертизы. Так, по результатам научной экспертизы эти выводы делаются о том, что:

- издание является учебником;

- наименование учебника соответствует наименованию учебного предмета или предметной области ФГОС соответствующего уровня общего образования;

- в содержании учебника представлены ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты, относящиеся к данной области знаний ФГОС соответствующего уровня образования, отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательной организации на данном уровне образования, отсутствуют недостоверные факты;

- учебник содержит актуальные и современные сведения в соответствующей предметной области, в том числе о передовых достижениях науки и техники, технологий;

- иллюстрационный материал учебника соответствует тексту и дополняет его;

- в учебнике отсутствуют ошибки, опечатки.

Результаты экспертизы, как уже отмечалось, являются основанием для принятия Научно-методическим советом по учебникам решения о включении учебника в федеральный список.

Положение о Научно-методическом совете по учебникам утверждено Приказом Минобрнауки России от 24 февраля 2014 г. № 138 «О Научно-методическом совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации»[7]. В соответствии с этим Положением Научно-методический совет по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации является постоянно действующим совещательным органом, созданным в целях повышения качества учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Совет формируется из представителей Минобрнауки России, представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общероссийских и региональных общественных организаций, некоммерческих организаций, в том числе научных и образовательных организаций.

Основными задачами Совета являются:

анализ материалов, поступивших в Минобрнауки России, для включения учебника в федеральный перечень учебников или исключения учебника из этого перечня;

подготовка предложений руководству Минобрнауки России в форме рекомендаций о включении учебников в федеральный перечень на основании положительных экспертных заключений, а также подготовка предложений по исключению учебников из федерального перечня;

подготовка предложений и рекомендаций по вопросам повышения качества учебников, совершенствования содержания учебников, проведения экспертизы учебников, организации информационно-методического сопровождения экспертизы учебников.

Минобрнауки России размещает на своем официальном сайте информацию о включении учебников в федеральный перечень учебников не реже одного раза в три года.

Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждается также Министерством образования и науки России: Приказ Минобрнауки России от 29 апреля 2015 г. № 450 «О Порядке отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»[8].

Объектом экспертизы в этом случае является печатное и (или) электронное учебное издание, дополняющее либо замещающее частично или полностью учебник: учебные наглядные пособия, рабочие тетради, хрестоматии, практикумы, задачники.

Отбор организаций осуществляется Научно-методическим советом по учебникам, создаваемым Министерством образования и науки Российской Федерации с целью обеспечения повышения качества выпускаемых учебных пособий и соответствия содержания учебных пособий требованиям ФГОС общего образования.

В отборе организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий по родному языку из числа языков народов Российской Федерации и литературе народов России на родном языке, участвуют уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.



[1] СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 2.

[2] Российская газета, № 32, 08.02.1992.

[3] Применение ИКТ в высшем образовании стран СНГ и Балтии: текущее состояние, проблемы и перспективы развития. Аналитический обзор. СПб., 2009. С. 110.

[4] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 12, 22.03.2010.

[5] Российская газета, № 247, 01.11.2013.

[6] Вестник образования», № 11 - 12, июнь, 2014.

[7] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[8] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.08.2015.


Автор - А.Н. Козырин

01 мая 2016 года


Возврат к разделу