Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе


ПОСТАНОВЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 06 июня 2014 г. по делу № 4А-400/14

[Приказом управления образования муниципального района руководителю детского сада было приказано прекратить осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ дошкольного образования, а вместо этого осуществлять присмотр и уход за детьми до получения лицензии. Суд признал, что закон разделил функции по предоставлению бесплатного общедоступного дошкольного образования и функции по осуществлению присмотра и ухода за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Деятельность по присмотру и уходу за детьми не является образовательной и право на осуществление данной деятельности не требует получения лицензии.]


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ от 22 мая 2014 г. по делу № 33-2365/2014г.

[Рабочие тетради не предназначены для многократного использования, поскольку ученики работают непосредственно в данных тетрадях. Учебные издания нового поколения - учебник-тетрадь, индивидуальная рабочая тетрадь, книга для самостоятельной работы учащихся, альбом-задачник, тетрадь для творческих заданий и т.п. - следует относить к практикумам. Рабочие тетради являются самостоятельным видом учебного издания (не учебник и не учебное пособие). Их использование в образовательном процессе направлено на качественное преподавание учебной дисциплины, оказание помощи учителю в планировании и подготовке к урокам, повышение методического уровня преподавания. Образовательное учреждение самостоятельно в выборе образовательных программ и используемых в образовательном процессе учебных изданий, заявка на приобретение за счет государственных средств учебной литературы формируется школой с учетом утвержденных перечней, куда рабочие тетради не включены, и их использование в образовательном процессе зависит от усмотрения самого образовательного учреждения. Действующее законодательство не содержит нормы, предусматривающей обеспечение учащегося всем комплексом учебной литературы и вспомогательным материалом. Более того, рабочие тетради не могут использоваться на возвратной основе, являться предметом заказа и входить в состав библиотечного фонда школьной библиотеки. На школу не может быть возложена обязанность обеспечить каждого учащегося рабочими тетрадями.]


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУРГАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 29 апреля 2014 г. по делу № 33-1247/2014

[Закон об образовании оставляет на усмотрение учредителя и не устанавливает определенных параметров и каких-либо ограничений в регулировании учредителем образовательной организации вопросов установления родительской платы, за исключением запрета на включение в родительскую плату расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества данных образовательных организаций. Закон, относя обязанность по созданию условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в муниципальных учреждениях, осуществляющих образовательную деятельность, к полномочиям органов местного самоуправления, реализуемых за счет средств местных бюджетов, не предусматривает права иных участников отношений в сфере образования на получение подобных услуг авансом. Установление срока внесения оплаты имеет своей целью упорядочение поступления денежных средств и обеспечение возможности планирования будущих расходов по организации присмотра и ухода за детьми, что в полной мере согласуется с преследуемыми законом целями и не может нарушать либо ограничивать права граждан на образование.]


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 27 марта 2014 г. по делу № 33-3738/2014

[В соответствии с положениями коллективного договора на предприятии обеспечиваются гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением и успешно обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования, независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, имеющим государственную аккредитацию в соответствии с действующим трудовым законодательством, а также успешно обучающихся в образовательных учреждениях начального профобразования, в вечерних (сменных образовательных) учреждениях. Истец получил среднее профессиональное образование, которое является одним из уровней профессионального образования, получение им высшего образования является следующим уровнем профессионального образования. Следовательно, он имеет право на получение материальной помощи как работник, обучающийся без отрыва от производства и оплачивающий обучение самостоятельно, так как высшее образование работник получает впервые.]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕВЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА от 19 марта 2014 г. № 09АП-2481/2014 по делу № А40-169254/2013

[В целях определения объектов, вблизи которых не допускается продажа алкогольной продукции, критерием отнесения образовательных организаций к таким объектам является наличие лицензии и указание в лицензии адреса, вблизи которого ведется продажа. В случае отсутствия лицензии на образовательную деятельность или отсутствие в лицензии соответствующего адреса продажа алкогольной продукции на территории такой организации не рассматривается как правонарушение.]


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ от 05 марта 2014 г. № 78-АПГ14-2

[В силу принципа светскости образования в государственных, муниципальных образовательных организациях законодательство не предусматривает возможности осуществления общеобразовательного процесса религиозной организацией непосредственно. Вместе с тем образовательные программы общего образования на основании лицензии может реализовывать некоммерческая организация, для которой образовательная деятельность является основным видом деятельности.]


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА от 03 марта 2014 г. по делу №33-1949

[Отчисление студента в связи с переходом с платного отделения на бесплатное с сохранением программы и формы обучения (очной) не является переходом с одной образовательной программы на другую и не может рассматриваться как фактор, прекращающий отсрочку от призыва на военную службу. Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданину один раз на весь период обучения, но не свыше нормативных сроков получения высшего образования по соответствующей программе. С учетом того, что заявитель продолжает обучаться в университете по очной форме обучения, по той образовательной программе (специальности) по которой и обучался ранее, судебная коллегия приходит к выводу о том, что предоставленная ему отсрочка для получения образования (высшего профессионального) действует до истечения срока окончания отсрочки.]


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА от 20 февраля 2014 г. по делу № 33-1753/2014

[Должности "инструктор по вождению" и "мастер производственного обучения" не тождественны, инструктор по вождению не является педагогическим работником, на него не распространяются гарантии и льготы, предусмотренные для лиц данной категории.]


ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА от 10 февраля 2014 г. по делу № 33-904

[Воспитатель детского сада уволена за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей в связи с применением к воспитаннику физического насилия. После окончания дневного сна воспитанник детского сада крепко спал, долго не просыпался. Воспитатель вначале будила его словесно, затем, подойдя к кровати, сдернула с него пододеяльник, причинив ребенку телесные повреждения в виде множественных ссадин в подмышечной области левой руки. Факт применения истицей насилия к своему воспитаннику подтверждается свидетельскими пояснениями воспитателей.]


ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА от 10 февраля 2014 г. № 44г-6

[Одним из элементов организации образовательного процесса является обеспечение доступности общеобразовательного учреждения для учащихся, которая достигается, в том числе, путем подвоза детей в школу и обратно. Деятельность школы по регулярным перевозкам обучающихся осуществляется ответчиком для обеспечения образовательного процесса, т.е. для собственных нужд образовательного учреждения. Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, осуществляемая для обеспечения собственных нужд юридического лица, не подлежит лицензированию.]


РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА от 20 ноября 2013 г. по делу № 5-3618/13

[Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей осуществляет образовательный процесс на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности, которая утратила свое действие. Организация привлечена к административной ответственности за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии). Довод представителя организации о том, что директор только что приступил к исполнению своих обязанностей, что он предпринимает все возможные действия к получению лицензии, что школой получено положительное заключение Роспотребнадзора г. Москвы, подана заявка в орган пожарного надзора, готовиться пакет документа для подачи в лицензионный отдел Департамента образования города Москвы, не имеет юридического значения, поскольку не исключает вины организации в осуществлении образовательной деятельности без лицензии.]


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА от 12 сентября 2013 г. по делу № 11-27996

[Педагогическому работнику при назначении пенсии из специального стажа были неправомерно исключены периоды работы в Новой альтернативной школе-центре "Лучик", и в Автономной некоммерческой образовательной организации "Учебно-воспитательный центр "Лучик", ввиду того, что наименование данных организаций не предусмотрено в списке должностей. Вместе с тем, как отметил суд, действующее законодательство с учетом изменения требований к организационно-правовым формам образовательных учреждений (организаций) не связывают возможность реализации прав, социальных гарантий и льгот педагогических работников только с такими организационно-правовыми формами; пенсия педагогическим работникам подлежит назначению в зависимости от вида осуществляемой ими деятельности, а не исключительно от правового статуса и названия учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях; основанием применения льготного исчисления стажа работы является характер и специфика трудовой деятельности, осуществление определенных трудовых функций, в данном случае функциональных обязанностей педагогического работника, с учетом целей, задач и направлений деятельности учреждений, организаций, в которых они работали.]



Возврат к разделу