Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Отнесение Конституцией РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72) общих вопросов образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предполагает необходимость уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[1] (п. 2 ст. 26. 3) установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (они были перечислены в комментарии к ст. 7 Закона).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования уточнены в комментируемом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации об образовании (например, статья 4 «Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере образования» Закона Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»[2]).

К таким полномочиям отнесены:

- разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 г. № 698-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области "Основные направления развития образования и науки" до 2020 года"»[3], Постановление Правительства Республики Ингушетия от 18 декабря 2012 г. № 280 «О республиканской целевой программе "Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2013 - 2017 годы"»[4];

- создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации (например, Постановление правительства Еврейской автономной области от 4 февраля 2014 г. № 25-пп «О Порядке согласования создания филиалов государственных образовательных организаций на территории Еврейской автономной области»[5], Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г. № 6 «О "Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов"»[6], Постановление правительства Тульской области от 27 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, находящейся в ведении Тульской области, муниципальной образовательной организации»[7]);

- обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Свердловской области от 2 апреля 2014 г. № 278-ПП «Об утверждении порядков расчета объемов (размеров) субвенций, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»[8], Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 565-пп «Об утверждении нормативов расходов и порядка перечисления местным бюджетам субвенций из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, дошкольных группах образовательных организаций»[9]);

- организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 25 февраля 2014 г. № 331 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай государственной услуги по предоставлению информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Алтай»[10]);

- создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2014 г. № 94 «О среднем размере родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях Республики Адыгея и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования»[11]);

- финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Ростовской области от 6 марта 2014 г. № 149 «О порядке определения объема и предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям и субсидий частным общеобразовательным организациям»[12], Постановление Правительства Красноярского края от 3 апреля 2014 г. № 119-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным образовательным организациям на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, расположенным на территории Красноярского края»[13]);

- организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (например, Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 августа 2014 г. № 362 «Об утверждении Порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета»[14], Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 16 января 2015 г. № 30 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся в средних профессиональных образовательных организациях Республики Калмыкия»[15], Постановление Правительства Магаданской области от 15 мая 2014 г. № 402-пп «Об утверждении норматива формирования стипендиального фонда и порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения по программам среднего профессионального образования, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и других форм денежных выплат»[16]);

- организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Амурской области от 15 мая 2014 г. № 285 «О Правилах предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов на предоставление грантов общеобразовательным организациям на дополнительное образование детей по программам изучения традиционных промыслов коренных малочисленных народов»[17], Постановление Администрации Ярославской области от 19 апреля 2006 г. № 76-а «О нормативе бюджетного финансирования предоставления услуг по дополнительному образованию детей»[18]);

- организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства Республики Тыва от 11 декабря 2014 г. № 572 «Об утверждении Положения о порядке и условиях направления на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности, некоторых категорий граждан»[19], Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 № 1099 «Об утверждении Положения об организации в Республике Татарстан опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами, на 2014 —2020 годы»[20]);

- организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ (например, Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 г. № 1115 «Об утверждении порядка обеспечения в Республике Татарстан муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Республики Татарстан учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ»[21]);

- обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Ленинградской области от 19 июня 2014 г. № 251 «Об обеспечении осуществления мониторинга в системе образования Ленинградской области»[22], Приказ минобразования Нижегородской области от 25 сентября 2014 г. № 2073 «О проведении мониторинга системы образования Нижегородской области»[23]);

- организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (например, Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 2 сентября 2014 г. № 4664 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Алтайского края»[24], Приказ Департамента образования Ивановской области от 5 марта 2013 г. № 311-о «Об утверждении Административного регламента оказания государственной услуги "Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации"»[25];

- создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (например, Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 18 октября 2013 г. № 6275 «Об утверждении порядка проведения независимой оценки качества работы государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования и науки Краснодарского края»[26], Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 августа 2015 г. № 239 «О независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[27].

Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, установленный в комментируемой статье, не является закрытым. Он может изменяться и дополняться через внесение соответствующих поправок и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Последний раз такая поправка вносилась Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[28].

В части 2 комментируемой статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

Так, в Постановлении Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2014 г. № 104-п «Об установлении дополнительного финансового обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам»[29] установлено, что дополнительное финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета осуществляется в форме предоставления субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области на мероприятия по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам в порядке, предусмотренном Правительством Оренбургской области.

В качестве уполномоченного органа на предоставление субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области определено министерство образования Оренбургской области.

Методические рекомендации о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования детей утверждены Минобрнауки России 1 июля 2014 г. № ВК-103/09вн)[30].

В ч. 3 комментируемой статьи закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации. Данная норма федерального закона воспроизводится в региональных законах об образовании. Так в ст. 6 «Полномочия Правительства Республики Хакасия в сфере образования» Закона Республики Хакасия от 5 июля 2013 г. № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»[31] установлено: «Правительство Республики Хакасия вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования Республики Хакасия».



[1] СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

[2] Официальный Интернет-портал правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 03.07.2013.

[3]Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.01.2015.

[4] Ингушетия, № 194-195, 20.12.2012.

[5] Биробиджанская звезда, № 10, 07.02.2014.

[6] Владимирские ведомости, № 72-73, 25.02.2005.

[7] Официальный портал правительства Тульской области http://www.tularegion.ru/laws, 29.01.2014.

[8] Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 11.04.2014.

[9] Официальный сайт Губернатора и Правительства Белгородской области http://www.belregion.ru, 16.01.2014.

[10] Официальный портал Республики Алтай http://www.altai-republic.ru, 27.02.2014.

[11] Официальный Интернет-сайт исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея http://www.adygheya.ru, 30.04.2014.

[12] Собрание правовых актов Ростовской области, № 3, 16.04.2014, ст. 358.

[13] Официальный интернет-портал правовой информации Красноярского края : http://www.zakon.krskstate.ru, 10.04.2014.

[14] Официальный Интернет-портал Правительства Республики Бурятия www.egov-buryatia.ru, 06.08.2014.

[15] Вестник правовых актов Правительства Республики Калмыкия и органов исполнительной власти Республики Калмыкия, № 4, 07.02.2015.

[16] Магаданская правда, № 40(20692), 20.05.2014.

[17] Амурская правда, № 93, 24.05.2014.

[18] Губернские вести, N 31, 16.05.2006.

[19] Официальный портал Республики Тыва http://gov.tuva.ru, 13.12.2014.

[20] Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, 07.02.2014, № 10, ст. 0235.

[21] Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти, 07.02.2014, № 10, ст. 0244.

[22] Официальный интернет-портал Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru, 23.06.2014.

[23] Нижегородская правда, № 125(25874), 29.11.2014.

[24] Сборник законодательства Алтайского края", № 221, ч. 2, сентябрь, 2014, с. 143.

[25] Собрание законодательства Ивановской области, 09.04.2013, № 13(632).

[26] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[27] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[28] СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть I). Ст. 4257.

[29] Оренбуржье, № 31, 27.02.2014.

[30] Документ опубликован. Доступ из СПС Консультант Плюс.

[31] Вестник Хакасии, № 47, 08.07.2013.


Автор - А.Н. Козырин

01 мая 2016 года


Возврат к разделу