Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 6. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования

В комментируемой статье определяются полномочия федеральных органов государственной власти в сфере образования. Распределение компетенции Российской Федерацией и субъектов Российской Федерации в сфере образования предопределено конституционными нормами, закрепленными в ст. 71―73 Конституции РФ. Полномочия Российской Федерации в сфере образования, закрепленные в соответствии с конституционными предписаниями, реализуются федеральными органами государственной власти – Президентом РФ, Федеральным собранием РФ, Правительством РФ и отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Список полномочий федеральных органов государственной власти в сфере образования, содержащийся в комментируемой статье, является открытым. Он может быть дополнен новыми полномочиями путем внесения соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

1. Разработка и проведение единой государственной политики в сфере образования.

В разработке и проведении единой государственной политики в сфере образования участвуют практически все федеральные органы государственной власти.

Президент РФ реализует свои полномочия в этом направлении в соответствии с предписаниями Конституции РФ. При Президенте РФ создан совещательный орган — Совет при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Он образован в целях обеспечения взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных и образовательных организаций при рассмотрении вопросов, связанных с развитием науки и образования, а также в целях выработки предложений Президенту РФ по актуальным вопросам государственной политики в области научно-технического развития и образования (Указ Президента РФ от 28 июля 2012 г. № 1059 «О Совете при Президенте Российской Федерации по науке и образованию»[1]).

Реализуя свои полномочия в сфере образования, Президент РФ принимает соответствующие Указы (например, Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»[2], Указ Президента РФ от 4 марта 2010 г. № 271 «Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации»[3], Указ Президента РФ от 9 сентября 2008 г. № 1332 «Об утверждении перечня федеральных государственных образовательных организаций высшего образования, которые вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования»[4] и т. д.).

Федеральное Собрание РФ формирует законодательную базу государственной политики в сфере образования, а также осуществляет контрольные полномочия, рассматривая ежегодный доклад Правительства РФ о реализации государственной политики в сфере образования (ч. 2 ст. 3 комментируемого Закона).

Правительство РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 114 Конституции РФ, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки и образования. В развитие данной конституционной нормы в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»[5] предусмотрено (ст. 17), что Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, а также развивает систему бесплатного образования.

Проводником государственной политики в сфере образования выступает Министерство образования и науки Российской Федерации. В Положении о министерстве, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466[6], закреплено (п.1): « Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования <…>». Кроме того, Минобрнауки России проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности (п. 5.4 Положения). Персональную ответственность за выполнение соответствующих полномочий и реализацию государственной политики в сфере образования несет министр образования и науки (п. 8 Положения).

2. Организация предоставления высшего образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение на конкурсной основе бесплатно высшего образования.

На федеральные органы государственной власти возложена функция организации предоставления высшего образования, которая предполагает создание организационно-правовых основ высшего образования, создания организационных, кадровых, материальных и правовых гарантий реализации права на получение высшего образования.

3. Организация предоставления дополнительного профессионального образования в федеральных государственных образовательных организациях.

Организация предоставления дополнительного профессионального образования также возлагается на федеральные государственные органы. В реализации данных полномочий участвуют не только Правительство РФ и федеральные министерства (прежде всего, Минобрнауки России), но и сам глава государства. Президентом РФ издан Указ от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации»[7].

4. Разработка, утверждение и реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, реализация международных программ в сфере образования.

Для решения наиболее важных задач в сфере образования на средне- и долгосрочную перспективу принимаются различного рода программы: Федеральная целевая программа развития образования на 2016―2020 годы (утверждена Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г. № 497[8], Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р[9] и др.

5. Создание, реорганизация, ликвидация федеральных государственных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителя федеральных государственных образовательных организаций.

Данные полномочия могут реализовать:

- Президент РФ (например, Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 г. № 1140 «Об образовании Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»[10], Указ Президента РФ от 11 мая 1998 г. № 528 «О Российской академии правосудия»[11] и др.);

- Правительство РФ (например, Постановление Правительства РФ от 23 декабря 2010 г. № 1109 «О создании федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики»[12], Распоряжение Правительства РФ от 19 декабря 2014 г. № 2625-р <О реорганизации федерального государственного бюджетного военного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Военно-медицинская академия имени С.М. Кирова">[13] и др.);

- Минобрнауки РФ (Приказ Минобрнауки России от 22 июня 2015 г. № 608 «О реорганизации федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Самарский государственный аэрокосмический университет имени академика С. П. Королева (национальный исследовательский университет)" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Самарский государственный университет"»[14], Приказ Минобрнауки России от 24 июля 2015 г. № 759 «О ликвидации филиала федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Российский университет дружбы народов" в г. Белгороде»[15] и т. д.);

- иные федеральные органы власти (Приказ Минздрава России от 29 июня 2000 г. № 232 «О реорганизации Российской медицинской академии последипломного образования Минздрава России»[16], Приказ Министра обороны РФ от 27 мая 2013 № 398 «О создании и ликвидации филиалов федеральных государственных казенных учреждений Министерства обороны Российской Федерации»[17], Приказ Генпрокуратуры РФ от 6 апреля 2007 г. № 44-ш «О создании федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации"»[18] и т. д.).

6. Утверждение федеральных государственных образовательных стандартов, установление федеральных государственных требований.

Соответствующими полномочиями наделяются Минобрнауки России и иные министерства РФ: Приказ Минобрнауки РФ от 16 марта 2011 г. № 1365 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре (адъюнктуре)»[19], Приказ Минкультуры России от 17 мая 2012 № 516 «Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования для обучающихся в форме ассистентуры-стажировки по творческо-исполнительской специальности "Искусство драматургии (по видам)"»[20], Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»[21], Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»[22] и т. д.).

7. Лицензирование отдельных видов образовательной деятельности.

Федеральная власть наделяется полномочиями по лицензированию образовательной деятельности. Лицензирующим органом выступает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в отношении (Рособрнадзор). В соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»[23], Рособрнадзор лицензирует те виды образовательной деятельности, которые в соответствии с комментируемой статьей отнесены к компетенции федеральных органов государственной власти:

- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования. Результаты деятельности по лицензированию оформляются в виде соответствующих приказов Рособрнадзора (например, Приказ Рособрнадзора от 1 августа 2008 г. № 1771 «О повторном лицензировании Московского филиала негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российской международной академии туризма на право осуществления образовательной деятельности»[24]);

- федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской РФ. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 мая 2013 г. № 437 «Об утверждении перечня специальностей, по которым федеральными государственными профессиональными образовательными организациями реализуются образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства»[25] к таким специальностям относятся: картография и геоинформатика, юриспруденция, правоохранительная деятельность и судебная экспертиза, информационная безопасность вычислительных, автоматизированных и телекоммуникационных систем, организация и технология защиты информации, геодезия и дистанционное зондирование, прикладная геодезия и т. д.;

- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях (например, Приказ Рособрнадзора от 30 марта 2005 г. № 771 «О лицензировании государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Российско-Армянского (Славянского) Университета на право осуществления образовательной деятельности по новым для Университета основным образовательным программам высшего профессионального образования», Приказ Рособрнадзора от 10 марта 2006 г. № 588 «О лицензировании Казахстанского филиала Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова на право осуществления образовательной деятельности по новой для филиала университета основной образовательной программе высшего профессионального образования по направлению подготовки с присвоением квалификации по коду 62: 020800 Экология и природопользование»[26] и т. д.);

- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

В остальных случаях лицензирование образовательной деятельности переносится на региональный уровень (субъектов Российской Федерации) и осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.

8. Государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

На федеральном уровне государственную аккредитацию осуществляет Рособрнадзор. Как и в случае с лицензированием на федеральном уровне, Рособрнадзор осуществляет государственную аккредитацию:

а) организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

б) федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства;

в) российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях;

г) иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

В дополнение к этому Рособрнадзор в соответствии с комментируемой статьей получил возможность проводить государственную аккредитацию иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации.

В остальных случаях полномочия по государственной аккредитации (так же, как это происходило с полномочиями по лицензированию) переходят к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.

Рособрнадзор в качестве аккредитационного органа принимает соответствующие приказы. Так, например, в Приказе Рособрнадзора от 7 сентября 2015 г. № 1575 «О государственной аккредитации образовательной деятельности Посольства Российской Федерации в Финляндской Республике»[27] Посольство России в Финляндии было признано прошедшим государственную аккредитацию образовательной деятельности сроком на 12 лет по основным общеобразовательным программам (начального, основного и среднего общего образования).

9. Государственный контроль в сфере образования.

Неотъемлемой частью системы государственного управления в сфере образования является государственный контроль.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки, является 1. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) (Постановление Правительства РФ от 15 июля 2013 г. № 594 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»[28]).

В соответствии со ст. 93 комментируемого Закона государственный контроль в сфере образования включает в себя:

- федеральный государственный контроль качества образования ― деятельность по оценке соответствия содержания и качества подготовки обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам предусмотренных мер;

- федеральный государственный надзор в сфере образования ― деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушения органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок органов и организаций, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и устранению последствий выявленных нарушений таких требований.

Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования не за всеми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а только за теми организациями, в отношении которых Рособрнадзор в соответствии с данной комментируемой статьей наделен полномочиями по осуществлению лицензирования и государственной аккредитации. Иными словами, Рособрнадзор осуществляет федеральный государственный надзор в сфере образования за:

- организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

- федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства;

- российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных организациях;

- иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации.

10. Формирование и ведение федеральных информационных систем, федеральных баз данных в сфере образования.

В соответствии со ст. 98 комментируемого Закона в целях информационного обеспечения управления в системе образования и государственной регламентации образовательной деятельности уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации создаются, формируются и ведутся государственные информационные системы.

Ведение государственных информационных систем осуществляется в соответствии с едиными организационными, методологическими и программно-техническими принципами, обеспечивающими совместимость и взаимодействие этих информационных систем с иными государственными информационными системами и информационно-телекоммуникационными сетями.

Ч. 2 ст. 98 предусмотрено создание федеральной информационной системы обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования. Данная федеральная информационная система формируется в целях информационного обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования.

Организация формирования и ведения федеральной информационной системы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, ― Рособрнадзором. Порядок формирования и ведения федеральной информационной системы установлен Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 31 августа 2013 г. № 755 «О федеральной информационной системе обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования, и приема граждан в образовательные организации для получения среднего профессионального и высшего образования и региональных информационных системах обеспечения проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших основные образовательные программы основного общего и среднего общего образования»[29]).

Для информационного обеспечения государственной аккредитации создается государственная информационная система «Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам», а также обеспечивается использование такой системы, формирование и ведение которой организует Рособрнадзор. Порядок формирования и ведения государственной информационной системы "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам" устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 24 мая 2013 г. № 438 «О государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам"»[30]).

Законодательство предусматривает также формирование в целях обеспечения единства требований к осуществлению государственного надзора в сфере образования и учета его результатов создается государственная информационная система государственного надзора в сфере образования, формирование и ведение которой организует Рособрнадзор. Порядок формирования и ведения данной информационной системы устанавливается Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 719 «О государственной информационной системе государственного надзора в сфере образования»[31]).

В ст. 98 комментируемого Закона предусмотрены также формирование и ведение Рособрнадзором федеральной информационной системы «Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении» (Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. № 729 «О федеральной информационной системе "Федеральный реестр сведений о документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении"»[32]), федеральной информационной системы "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации (Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2013 г. № 797 «О федеральной информационной системе "Федеральный реестр апостилей, проставленных на документах об образовании и (или) о квалификации"»[33]).

11. Установление и присвоение государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования.

При осуществлении правового регулирования отношений в сфере образования должны активно использоваться и такие правовые средства, как стимулы и поощрения. В этой связи федеральные органы государственной власти наделяются полномочиями по установлению и присвоению государственных наград, почетных званий, ведомственных наград и званий работникам системы образования.

Соответствующими полномочиями наделяются Президент РФ, Правительство РФ и Министерство образования и науки РФ.

Президент РФ. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации»[34]государственные награды Российской Федерации являются «высшей формой поощрения граждан Российской Федерации за заслуги в области государственного строительства, экономики, науки, культуры, искусства и просвещения, в укреплении законности, охране здоровья и жизни, защите прав и свобод граждан, воспитании, развитии спорта, за значительный вклад в дело защиты Отечества и обеспечение безопасности государства, за активную благотворительную деятельность и иные заслуги перед государством».

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды государственных наград: а) высшие звания Российской Федерации; б) ордена Российской Федерации; в) знаки отличия Российской Федерации; г) медали Российской Федерации; д) почетные звания Российской Федерации.

Ряд почетных званий непосредственно предназначен для поощрения работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность:

- почетное звание «Народный учитель Российской Федерации» — высшее звание Российской Федерации за выдающиеся заслуги в области педагогики; присваивается учителям, преподавателям и другим работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в развитие отечественного образования, его популяризацию, ученики которых добились высоких результатов в научной, общественной и производственной сферах (Президент РФ издает указ о присвоении почетного звания «Народный учитель Российской Федерации» один раз в год в преддверии празднования Дня учителя (5 октября));

- почетное звание «Заслуженный учитель Российской Федерации» ― присваивается высокопрофессиональным учителям и преподавателям общеобразовательных школ, колледжей, лицеев, гимназий, учреждений начального образования и институтов подготовки и повышения квалификации работников образования за личные заслуги в педагогической деятельности, обеспечивающей получение обучающимися и воспитанниками высококачественного общего образования; в выявлении и развитии индивидуальных способностей обучающихся и воспитанников, раскрытии их научного и творческого потенциала; в подготовке победителей региональных, всероссийских и международных олимпиад;

в научно-методическом и методологическом совершенствовании образовательного процесса и образовательных стандартов, в создании инновационных учебно-методических пособий, программ и авторских методик; в подготовке и переподготовке квалифицированных педагогических кадров;

- почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» присваивается высокопрофессиональным преподавателям, работникам системы высшего, послевузовского профессионального дополнительного образования за личные заслуги в осуществлении высококвалифицированной педагогической и научной деятельности с применением новейших образовательных стандартов и методик, позволяющих повысить процент усвоения образовательного предмета и стимулировать его углубленное изучение учащимися; в разработке новейших методик и методологий преподавания образовательных предметов; в привлечении студентов и аспирантов к активной научно-практической деятельности; в воспитании и подготовке квалифицированных научных и научно-педагогических кадров.

Правительство РФ. В целях развития образования, создания эффективных технологий обучения и совершенствования системы премирования Правительство РФ учредило 10 ежегодных премий Правительства Российской Федерации в области образования в размере 2 млн. рублей каждая. В соответствии с Положением о премиях, утвержденным Постановление Правительства РФ от 28 августа 2013 г. № 744 «О премиях Правительства Российской Федерации в области образования»[35] премии Правительства РФ в области образования присуждаются гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства за достижения по следующим направлениям:

а) внедрение инновационных разработок в сфере образования и осуществление профессиональной педагогической деятельности на высоком уровне, обеспечивающие:

создание эффективных технологий обучения;

проведение научно-практических исследований, результаты которых нашли отражение в научных изданиях и монографиях и оказывают эффективное влияние на развитие системы образования Российской Федерации;

разработку и внедрение авторских программ, методик обучения, форм и методов оценки подготовки обучающихся, воспитанников, способствующих повышению эффективности образовательного процесса и получивших широкое распространение;

б) создание высококачественных учебных изданий для системы образования Российской Федерации.

Министерство образования и науки РФ. В соответствии с подпунктом 10.15 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 июня 2013 г. № 466, министр устанавливает и присваивает ведомственные награды в целях поощрения лиц, работающих в сфере образования и науки, а также иных лиц, принимающих активное участие в развитии и совершенствовании системы образования и науки.

Система ведомственных наград Минобрнауки России определена Приказом Минобрнауки России от 3 июня 2010 г. № 580 «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации»[36] и включает в себя:

- медаль К.Д. Ушинского;

- почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации»;

- почетное звание «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»;

- почетное звание «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»;

- почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»;

- почетное звание «Почетный работник науки и техники Российской Федерации»;

- нагрудный знак «За развитие научно-исследовательской работы студентов»;

- нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»;

- Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации;

- Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации.

Так, например, медалью К. Д. Ушинского награждаются граждане Российской Федерации из числа педагогических работников и деятелей в области педагогических наук (как правило, кандидаты или доктора педагогических наук), внесшие значительный вклад:

- в разработку вопросов теории и истории педагогических наук;

- в совершенствование методов обучения и воспитания подрастающего поколения, культурного и нравственного развития личности;

- в создание учебников, включенных в федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, или имеющих положительную рецензию уполномоченных Министерством образования и науки Российской Федерации государственных учреждений о возможности использования в образовательном процессе в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Система ведомственных наград продолжает совершенствоваться. Приказом Минобрнауки России от 30 января 2014 г. № 68[37] установлена ведомственная награда Министерства образования и науки РФ почетное звание «Почетный работник сферы молодежной политики Российской Федерации».

12. Разработка прогнозов подготовки кадров, требований к подготовке кадров на основе прогноза потребностей рынка труда.

В целях обеспечения функционирования системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения и планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета был издан Приказ Минтруда России № 407, Минобрнауки России № 641 от 30 июня 2015 г. «Об утверждении Положения о системе среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, и методики расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах»[38].

Данным Приказом определен порядок формирования и обеспечения функционирования системы среднесрочного и долгосрочного прогнозирования занятости населения в целях планирования потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях, реализующих образовательные программы среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Целью создания такой системы прогнозирования является снижение дисбаланса между профессионально-квалификационными структурами спроса и предложения рабочей силы на рынке труда путем совершенствования планирования и оптимизации приема на обучение в системе профессионального образования.

Задачами системы прогнозирования являются:

- анализ потребности экономики в трудовых ресурсах;

- мониторинг рынка труда;

- анализ соответствия существующей структуры подготовки кадров по основным профессиональным образовательным программам прогнозу потребности экономики в трудовых ресурсах;

- анализ различных сценариев социально-экономического развития Российской Федерации и способов достижения поставленных целей;

- разработка прогноза баланса трудовых ресурсов, согласованного с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации;

- планирование потребностей в подготовке кадров в образовательных организациях за счет ассигнований федерального бюджета.

Прогнозирование осуществляется на среднесрочную и долгосрочную перспективу. Прогнозирование на среднесрочную перспективу осуществляется в целях оперативного планирования и анализа объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам среднего профессионального и (или) высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

Прогнозирование на долгосрочную перспективу осуществляется в целях выявления приоритетов изменяющегося рынка труда и приведения в соответствие потребностям экономики в трудовых ресурсах структуры подготовки кадров в образовательных организациях, а также для выработки предложений по модернизации системы профессионального образования в соответствии с задачами социально-экономического развития Российской Федерации.

В состав системы прогнозирования входят, во-первых, прогнозирование баланса трудовых ресурсов и, во-вторых, планирование потребности в подготовке кадров в образовательных организациях за счет ассигнований федерального бюджета.

Планирование подготовки кадров в образовательных организациях за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (осуществляется Министерством образования и науки РФ путем определения объема и структуры контрольных цифр приема для обучения по образовательным программам высшего и среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В свою очередь, формирование контрольных цифр приема осуществляется в целях обеспечения кадровых потребностей субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей при условии сохранения устойчивости системы образования и возможностей для ее развития.

Основой для формирования контрольных цифр приема являются:

- прогноз потребностей субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в кадрах на среднесрочную и долгосрочную перспективу, рассчитанный на основе методики расчета на среднесрочную и долгосрочную перспективу потребности субъектов Российской Федерации, отраслей экономики и крупнейших работодателей в профессиональных кадрах;

- демографический прогноз;

- социальные ожидания населения;

- результаты анализа наличия образовательных организаций в каждом из субъектов Российской Федерации,

- ограничения, накладываемые возможностями бюджетной системы и требованиями государственной гарантии на предоставление высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

13. Обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на федеральном уровне.

Мониторинг системы образования (ст. 97 комментируемого Закона) представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Мониторинг включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.

Мониторинг осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, а также в целях выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Порядок осуществления мониторинга системы образования, а также перечень обязательной информации, подлежащей мониторингу, устанавливаются Правительством РФ (Постановление Правительства РФ от 5 августа 2013 г. № 662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»[39]).

На федеральном уровне организация мониторинга системы образования осуществляется Министерством образования и науки РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, а также иными федеральными государственными органами, имеющими в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Показатели мониторинга системы образования и методика их расчета определяются Министерством образования и науки РФ (Приказ Минобрнауки России от 15 января 2014 г. № 14 «Об утверждении показателей мониторинга системы образования»[40], Приказ Минобрнауки России от 11 июня 2014 г. № 657 «Об утверждении методики расчета показателей мониторинга системы образования»[41]).

Минобрнауки России при проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в отношении всех элекментов, составляющих систему образования (ч. 1 ст. 10 комментируемого Закона), вне зависимости от вида, уровня и направленности образовательных программ и организационно-правовых форм организаций, входящих в систему образования, за исключением образовательных организаций федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

Мониторинг образовательных организаций, подведомственных Правительству РФ, осуществляет Министерство образования и науки РФ.

Мониторинг федеральных государственных организаций проводится федеральным государственным органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении этих организаций.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки при проведении мониторинга осуществляет сбор, обработку и анализ информации в части контроля качества образования и выявления нарушения требований законодательства об образовании.

Иные федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении организации, осуществляющие образовательную деятельность, при проведении мониторинга в пределах своей компетенции осуществляют сбор, обработку и анализ информации, установленной Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

По решению федеральных органов государственной власти организационно-техническое и научно-методическое сопровождение мониторинга может осуществляться с привлечением иных организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

14. Создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности Создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Как уже отмечалось выше, перечень полномочий федеральных органов государственной власти является открытым. Он может изменяться путем внесения изменений и дополнений в текст Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Одно из таких дополнений в комментируемый список полномочий было внесено Федеральным законом от 21 июля 2014 г. № 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[42].

Независимая оценка качества образования (ст. 95 комментируемого Закона) направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся, реализации образовательных программ и включает в себя:

- независимую оценку качества подготовки обучающихся;

- независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Независимая оценка качества осуществляется юридическими лицами, выполняющими конкретные виды такой оценки. Федеральные органы государственной власти (Минобрнауки России, Рособрнадзор, иные федеральные министерства, имеющие в своем ведении образовательные организации) используют результаты независимой оценки качества образования. Поступившая в эти органы информация подлежит обязательному рассмотрению в месячный срок и учитывается при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

В свою очередь, на федеральные органы государственной власти возлагается обязанность по созданию условий для проведения независимой оценки качества образования (организационное, техническое, материальное, методическое и т. п. содействие).



[1] СЗ РФ. 2012. № 32. Ст. 4480.

[2] СЗ РФ. 2012. № 19. Ст. 2336.

[3] СЗ РФ. 2010. № 10. Ст. 1057.

[4] СЗ РФ. 2008. № 37. Ст. 4184.

[5] СЗ РФ. 1997. № 51. Ст. 5712.

[6] СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2923.

[7] СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. I). Ст. 203.

[8] СЗ РФ. 2015. № 22. Ст. 3232.

[9] СЗ РФ. 2015. № 23. Ст. 3357.

[10] СЗ РФ. 2010. № 39. Ст. 49 25.

[11] СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2120.

[12] СЗ РФ. 2011. № 3. Ст. 539.

[13] СЗ РФ. 2015. № 1 (ч. 3). Ст. 358.

[14] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[15] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[16] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[17] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[18] Законность. № 5. 2007.

[19] Российская газета, № 103, 17.05.2011.

[20] Российская газета, № 159, 13.07.2012.

[21] Российская газета, № 265, 25.11.2013.

[22] Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 05.02.2015.

[23] СЗ РФ. 2013. № 44. Ст. 5764.

[24] Документ опубликован не был. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[25] СЗ РФ. 2013. № 22. Ст. 2820.

[26] Документы опубликованы не были. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[27] Документ размещен на сайте Рособрнадзора:

http://www.obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_list/Prikaz_Rosobrnadzora_ot_07.09.2015_N1575_O_gosudarstvennoy_akkreditatsii_obrazovatelnoy_deyatelnosti_Posolstva_Rossiyskoy_Federatsii_v_Finlyandskoy_Respublike.pdf

[28] СЗ РФ. 2013. № 29. Ст. 3971.

[29] СЗ РФ. 2013. № 36. Ст. 4583.

[30] СЗ РФ. 2013. № 22. Ст. 2821.

[31] СЗ РФ. 2013. № 34. Ст. 4448.

[32] СЗ РФ. 2013. № 35. Ст. 4515.

[33] СЗ РФ. 2013. № 37. Ст. 4711.

[34] СЗ РФ. 2010. № 37. Ст. 4643.

[35] СЗ РФ. 2013. № 36. Ст. 4579.

[36] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 33, 16.08.2010.

[37] Российская газета, № 62, 19.03.2014.

[38] Администратор образования, № 16, 2015.

[39] СЗ РФ. 2013. № 33. Ст. 4378.

[40] Российская газета, № 62, 19.03.2014.

[41] Российская газета, № 263, 19.11.2014.

[42] СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. I). Ст. 4257.


Автор - А.Н. Козырин

01 мая 2016 года


Возврат к разделу