Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В комментируемом законе впервые в истории российского законодательства об образовании появляется отдельная статья, объединяющая основные понятия образовательного права и дающие этим понятиям исчерпывающие определения. До этого ни в Законе РФ «Об образовании», ни в Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не содержалось статей – глоссариев основной терминологии, используемой при правовом регулировании отношений в сфере образования.

Комментируемая статья объединяет 34 термина, используемых в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и законодательстве об образовании, и дает им определение, позволяя тем самым упорядочить на терминологическом уровне процессы правотворчества и правоприменения в сфере образования.

Появление в Законе об образовании статьи-глоссария с точки зрения юридической техники представляет собой несомненный шаг вперед. Унификация терминологического аппарата законодательства об образовании позволяет в правотворчестве добиться единообразия нормативно-правового лексикона на всех трех уровнях законодательства об образовании —федеральном, региональном (акты, принимаемые в субъектах Российской Федерации) и муниципальном (муниципальные акты, регулирующие отношения в области образования). В правоприменении такая унификация позволяет избежать так называемых скрытых коллизий, то есть таких столкновений правовых норм, содержащихся в различных нормативных актах, которые происходят из-за различного понимания одних и тех же терминов. Комментируемая статья Федерального закона об образовании сразу же стала особо востребованной в правоприменительной деятельности. На определения понятий, используемых в Федеральном законе об образовании, стали часто ссылаться суды в мотивировочной части своих решений (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 13 мая 2015 г. № 56-АПГ15-17 < Об оставлении без изменения решения Приморского краевого суда от 29.12.2014, которым было частично удовлетворено заявление о признании недействующими в части приложений 1 и 2 к Закону Приморского края от 19 декабря 2013 г. № 327-КЗ "О субвенциях на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях Приморского края">, Определение Верховного Суда РФ от 5 марта 2014 г. № 78-АПГ14-2 < О ликвидации некоммерческой местной религиозной организации>[1] и т. д.).

Иные термины законодательства об образовании, не упомянутые в ст. 2 Федерального закона об образовании, используются в тех значениях, которые определены в других источниках образовательного права (международных договорах Российской Федерации, российских законодательных и подзаконных актах).

Развитию глоссария современного образовательного права активно способствует Министерство науки и образования РФ. В его правовых актах появляются новые определения терминов и понятий, используемых для правового регулирования отношений в сфере образования (см., например, письмо Минобрнауки России от 24 сентября 2014 г. № 08-1346 «О направлении методических рекомендаций по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня»[2]).

Термины административного, гражданского, бюджетного и других отраслей российского законодательства, используемые в законодательстве об образовании, применяются в том значении, в котором они используются в соответствующих отраслях законодательства. Например, используемые в ст. 99 Федерального закона об образовании («Особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования») термины «бюджетные ассигнования» и «государственные (муниципальные) услуги» понимаются так, как они определены в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ.

Следует также отметить, что Федеральный закон об образовании содержит ряд терминологических новелл: вводятся новые понятия, ранее не использовавшиеся в законодательстве об образовании, а отдельные понятия используются в новом или измененном смысле (например, «образовательная организация», «организация, осуществляющая обучение», «организации, осуществляющие образовательную деятельность»; «участники образовательных отношений» и «участники отношений в сфере образования» и т. д.



[1] Документы опубликованы не были. Доступ из СПС КонсультантПлюс.

[2] Официальные документы в образовании. № 29, октябрь, 2014.


Автор - А.Н. Козырин
01 мая 2016 года


Возврат к разделу