Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

В комментируемой статье определены предмет регулирования законодательства об образовании, а также структура Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Одним из проявлений того, как осуществляется государственное управление в сфере образования, является правовое регулирование отношений, возникающих в этой сфере. Предмет правового регулирования позволяет установить круг общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе осуществления государственного управления.

Определение предмета правового регулирования позволяет не только более точно идентифицировать нормативно-правовой массив в сфере образования, но и установить границы между смежными отраслями российского законодательства.

Предмет правового регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и формируемого на его основе законодательства об образовании очерчивает спектр регулируемых общественных отношений. В конечном счете, предмет регулирования Федерального закона об образовании позволяет установить применимость правовых норм, содержащихся в комментируемом Федеральном законе, для регулирования конкретных видов общественных отношений.

При определении предмета законодательства об образовании в целом и комментируемого Закона в частности законодателем используется понятие «отношения в сфере образования».

Важной особенностью подхода законодателя к регулированию отношений в сфере образования является то, что предмет Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и формируемого в соответствии с ним законодательства об образовании составляют не только собственно сами образовательные отношения (то есть общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ), но и общественные отношения, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Такой подход к определению предмета законодательства об образовании позволяет, наряду с определением правовых границ конституционного права каждого на образование, регламентировать весь комплекс отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование, а также закрепить государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования и создания необходимых условий для реализации права на образование.

В этой связи следует отметить, что к определению понятия «отношения в сфере образования» законодатель в комментируемом Законе обращается фактически дважды — в ст. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в ст. 2 этого же Закона, в которой дает определение основных понятий, используемых в законодательстве об образовании, в том числе «образование» (п. 1) и «отношения в сфере образования» (п. 30).

Расширительный подход к определению объекта правового регулирования, не ограничивающий предмет законодательства об образовании собственно образовательными отношениями, но включающий в него разнообразные отношения, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование (экономические, трудовые, организационные и т.д.), повлиял на структуру Федерального закона об образовании и содержание всего законодательства об образовании.

Как это предусмотрено в части 2 комментируемой статьи, Федеральным законом об образовании установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации.

Устанавливая правовые основы образования, Федеральный закон об образовании формирует в соответствии к положениями Конституции РФ и международными договорами РФ нормативно-правовую базу для регулирования отношений в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В Законе определены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (с. 3), а также зафиксированы (ст. 4) цели такого правового регулирования:

- установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

- создание условий развития системы образования;

- защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Там же (ст. 4 Закона) закреплены и основные задачи правового регулирования отношений в сфере образования:

- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

- создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

- создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

- определение правового положения участников отношений в сфере образования;

- создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

- разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Устанавливая организационные основы образования, Федеральный закон об образовании закрепляет порядок управления как отдельной образовательной организацией, так и всей образовательной системой (главы 1, 2 и 12 комментируемого Закона): полномочия в сфере образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственная регламентация образовательной деятельности, лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования и т. д.

Наконец, установление экономических основ образования в Федеральном законе об образовании осуществляется через предписания, содержащиеся в главе 13 «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования». Законодательство об образовании определяет особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования (ст. 99), использование в этих целях контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований (ст. 100), устанавливает порядок осуществления образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц (ст. 101), образовательного кредитования ст. 104), создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (ст. 103) и т. д.

Осуществляя регулятивную функцию, образовательное право определяет правовое положение участников отношений в сфере образования через закрепление их прав, обязанностей и ответственности: правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность, — в главе 3 Закона об образовании; обучающихся, их родителей и законных представителей — в главе 4; педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в главе 5; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования — в главе 1 и т. д.


Автор - А.Н. Козырин

01 мая 2016 года


Возврат к разделу