Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Источник: OHCHR.ORG



Расширение возможностей детей-инвалидов
по осуществлению своих прав человека, в том числе посредством инклюзивного образования


Доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека



Резюме

В настоящем докладе, представленном в соответствии с резолюцией 37/20 Совета по правам человека, Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека представляет обзор нормативно-правовой базы и практических мер, направленных на расширение возможностей детей-инвалидов. Верховный комиссар уделяет основное внимание расширению возможностей детей-инвалидов посредством их участия и инклюзивного образования, анализируя способы развития у детей навыков принятия решений на личном и общественном уровне, их интегрирования в жизнь общины и обеспечения их защиты от злоупотреблений, эксплуатации и насилия. Верховный комиссар завершает доклад рядом рекомендаций, призванных помочь государствам в деле расширения возможностей детей-инвалидов по осуществлению своих прав человека.

 


         I.    Введение

1.  В своей резолюции 37/20 Совет по правам человека просил Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека подготовить доклад по теме «Расширение возможностей детей-инвалидов по осуществлению своих прав человека, в том числе посредством инклюзивного образования» и представить его Совету на его сороковой сессии в качестве источника информации для проведения ежегодного однодневного совещания о правах ребенка.

2.  Дети-инвалиды имеют те же права, что и все дети, и расширение их возможностей зависит от реализации этих прав. В различных культурах и регионах самостоятельность ребенка как члена семьи, общины и общества зачастую не находит должного признания и понимания или вообще не принимается в расчет как несущественная. Дети-инвалиды сталкиваются с целым рядом взаимосвязанных препятствий на пути осуществления и реализации своих прав, в том числе по признаку пола, возраста, инвалидности, цвета кожи, расы, этнического или социального происхождения и религии. С самого рождения дети-инвалиды сталкиваются с более высоким риском не быть зарегистрированными и учтенными, лишиться образования и равных возможностей для игр и участия в жизни местного сообщества. По сравнению с другими детьми, они чаще оказываются в специализированных учреждениях и подвергаются насилию в этих учреждениях, а также дома, в школе и в общине в целом. Нарушения прав, которым подвергаются дети-инвалиды, усугубляются препятствиями, с которыми они сталкиваются при попытке отстоять свои права, включая право на участие, право на выражение мнений, право быть заслушанными в процессе принятия решений и право на доступ к правосудию.

3.  Хотя понятие «расширение возможностей» и не определено в международном праве прав человека, существует общепринятое понимание, что этот термин охватывает широкий круг мер, направленных на достижение человеком самоопределения и полноценного участия в жизни общества. Расширение возможностей означает предоставление каждому человеку возможности воспользоваться присущей ему способностью самостоятельно устраивать свою жизнь и жизнь своего местного сообщества. Речь также идет о предупреждении и искоренении мер и практики, приводящих к ослаблению, игнорированию или отрицанию этой способности. В настоящем докладе Верховный комиссар рассматривает вопрос о расширении возможностей детей-инвалидов с точки зрения поддержки и укрепления их самостоятельности, а также наделения их такими навыками и знаниями и создания для них таких условий, которые позволили бы им самостоятельно определять направление линии своей жизни и жизни своего местного сообщества, особенно в процессе осуществления ими своих прав и в затрагивающих их вопросах.

4.  Прочная нормативно-правовая и политическая база, углубление понимания прав детей-инвалидов и расширение осведомленности о них, а также внедрение передовой практики в области вовлечения в жизнь общества и участия – все это может помочь расширить возможности детей-инвалидов для осуществления ими своих прав в полном объеме и наравне с другими детьми. Охват таких детей системой образования является одним из важнейших элементов расширения их возможностей и залогом их активного участия в жизни общества и в принятии затрагивающих их решений и мер политики. Возможности детей-инвалидов могут быть расширены с помощью общесистемных мер, направленных на искоренение дискриминации и вредных стереотипов, защиту их от насилия и злоупотреблений, обеспечение их права жить в своем местном сообществе при поддержке семьи и обеспечение эффективного мониторинга, подотчетности и доступа к правосудию. 

5.  При подготовке настоящего доклада Управление Верховного комиссара направило вербальную ноту всем государствам-членам с просьбой представить свои материалы. Управление получило письменные материалы от 25 государств. Оно также получило материалы от ряда организаций гражданского общества, учреждений Организации Объединенных Наций и других международных организаций, включая Детский фонд Организации Объединенных Наций (ЮНИСЕФ), а также Специального представителя Генерального секретаря по вопросу о детях и вооруженных конфликтах[1].

       II.    Расширение возможностей посредством обеспечения участия

6.  Расширение возможностей и принятие решений являются взаимоусиливающими процессами. Участие человека в принятии решений, касающихся его собственной жизни и жизни его общины, способствует укреплению его самостоятельности и расширению его возможностей. В то же время благоприятные условия, способствующие расширению возможностей и осуществлению прав, служат дальнейшему расширению участия в процессе принятия решений. Участие представляет собой текущий процесс, включающий в себя обмен информацией и диалог между детьми и взрослыми, в основе которого лежит взаимное уважение и в рамках которого дети могут выяснить, в какой степени их мнения и мнения взрослых принимаются во внимание и влияют на результаты таких процессов[2]. Конструктивное участие детей-инвалидов во всех вопросах, затрагивающих их жизнь, имеет основополагающее значение для осуществления их прав и, следовательно, должно занимать центральное место в усилиях по расширению их возможностей[3]. Это помогает детям приобретать новые способности, навыки и знания, они начинают ставить перед собой более амбициозные цели и верить в собственные силы. Это также ведет к признанию со стороны носителей обязанностей того, что дети-инвалиды являются правообладателями, которые имеют право играть активную роль в жизни своей общины и общества в целом[4]. Участие является сквозной концепцией, т. е. как отдельным правом, так и принципом, лежащим в основе осуществления всех прав человека детей-инвалидов.

          A.     Нормативно-правовая база

7.  Конвенцией о правах ребенка и Конвенцией о правах инвалидов заложена прочная нормативная основа для полного и эффективного участия детей-инвалидов в принятии любых затрагивающих их интересы решений, независимо от того, касаются ли они их лично или непосредственно, во всех сферах, включая доступ к уходу, образованию, здравоохранению, играм или любым другим аспектам их жизни, или они связаны с политикой в целом, затрагивающей интересы всех детей – как детей-инвалидов, так и детей, не имеющих инвалидности. Согласно статье 12 Конвенции о правах ребенка, государства-участники обеспечивают ребенку, способному сформулировать свои собственные взгляды, право свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с возрастом и зрелостью ребенка. Это право укрепляет положение ребенка как активного участника процесса поощрения, защиты и мониторинга его прав. Комитет по правам ребенка истолковал право быть заслушанным в соответствии со статьей 12 как одну из основополагающих ценностей и один из общих принципов Конвенции наряду с правом на недискриминацию, правом на жизнь и развитие, а также с принципом уделения первоочередного внимания наилучшему обеспечению интересов ребенка[5]

8.  В Конвенции о правах инвалидов содержится положение, опирающееся на статью 12 Конвенции о правах ребенка, согласно которому государства обеспечивают, чтобы дети-инвалиды имели право свободно выражать по всем затрагивающим их вопросам свои взгляды, которые получают должную весомость, соответствующую их возрасту и зрелости, наравне с другими детьми и получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту, в реализации этого права. Конвенция о правах инвалидов отличается от Конвенции о правах ребенка тем, что в ней не говорится о способности ребенка формировать свои взгляды как об условии, необходимом для осуществления им права быть заслушанным. Отсутствие такого условия отражает представление о том, что за всеми детьми, вне зависимости от их возраста и способа общения, должна признаваться способность формировать собственное мнение и при соответствующей поддержке делиться им. Как было впоследствии подчеркнуто Комитетом по правам ребенка, юный возраст или инвалидность ребенка не лишают его права выражать свои взгляды и не уменьшают веса, придаваемого взглядам ребенка при определении его интересов[6].

9.  Таким образом, Конвенцией о правах ребенка подтверждается обязательство государств признавать и уважать развивающиеся способности детей-инвалидов и оказывать поддержку в укреплении их потенциала, с тем чтобы они могли принимать независимые решения. В своем замечании общего порядка № 20 (2016) об осуществлении прав ребенка в подростковом возрасте Комитет по правам ребенка призвал предоставить подросткам-инвалидам возможности для поддержки принятия решений, с тем чтобы облегчить активное участие во всех касающихся их вопросах. Управление и руководство должны осуществляться с учетом интересов детей, посредством диалога и примеров, способами, повышающими способность детей младшего возраста осуществлять свои права, в том числе их права на участие в жизни общества[7]. В этой связи в статье 7 Конвенции закреплено четкое требование, согласно которому детям-инвалидам должна оказываться помощь, соответствующая их инвалидности и возрасту, с тем чтобы они могли реализовать свое право быть заслушанными.

10.К конкретным средствам поддержки и приспособления, которые могут потребоваться детям-инвалидам, относятся, в частности, сурдоперевод, простой для чтения и понимания формат, шрифт Брайля, система передачи информации при помощи тактильных сигналов, коммуникационное программное обеспечение, технология преобразования жестов в речь и карманные персональные компьютеры. Необходимо также признавать и уважать невербальные формы общения, включая игру, язык тела, выражение лица, рисунки и живопись. Например, художественное самовыражение успешно используется для изучения перспектив детей-инвалидов, которые не общаются с помощью речи. Для создания соответствующего метода коммуникации может потребоваться время, как, например, в случае детей с аутизмом или множественными нарушениями, общение с которыми может быть облегчено с помощью специальных средств. 

11.Требование о привлечении ребенка к решению всех затрагивающих его вопросов должно толковаться расширительно[8]. Необходимо интересоваться мнением ребенка и учитывать его во всех затрагивающих его решениях и разбирательствах, а его право быть заслушанным должно последовательно соблюдаться всеми заинтересованными сторонами, включая родителей, учителей, воспитателей, медицинских работников, социальных работников, администраторов, судей, адвокатов, парламентариев и т. д. Это особенно важно в тех областях, где дети-инвалиды чаще подвергаются нарушениям прав человека, например в связи с осуществлением, в частности, их прав на семью, проживание и интеграцию в общество, свободу от злоупотреблений, эксплуатации и насилия, а также на доступ к правосудию и инклюзивному образованию.

           B.     Предоставление детям-инвалидам возможности самостоятельно принимать решения, касающиеся их жизни

12.Дети-инвалиды должны иметь право голоса в отношении того, где и с кем они хотят жить. Они должны иметь возможность конструктивно участвовать в принятии любых решений, касающихся механизмов ухода за ними, включая процедуры, касающиеся разлучения с родителями или помещения в учреждения альтернативного ухода[9]. В своем замечании общего порядка № 7 (2018) об участии инвалидов, включая детей-инвалидов, через представляющие их организации в осуществлении и мониторинге Конвенции Комитет по правам инвалидов рекомендовал государствам обеспечить проведение консультаций с детьми-инвалидами и их активное привлечение к принятию всех планов и стратегий и для осуществления последующих действий и мониторинга при реализации права на самостоятельный образ жизни в обществе. Кроме того, семейное законодательство и политика должны включать положения о поддержке и просвещении родителей детей-инвалидов в отношении их ответственности за привлечение детей к принятию затрагивающих их решений.

13.Расширение возможностей подразумевает, что дети-инвалиды приобретают конкретные навыки, которые, как правило, не приобретаются в семье, где нет опыта жизни с нарушениями. Кроме того, в общинах, где проживают дети-инвалиды, может не быть носителей знаний о том, какие потребности возникают в результате особых нарушений, и дети могут нуждаться в специальной подготовке для удовлетворения своих повседневных потребностей. Умение управлять своим телом с учетом его особенностей, не испытывая стыда, имеет основополагающее значение для укрепления самостоятельности и самоуважения ребенка-инвалида. Дети должны иметь возможность научиться этому, с тем чтобы приобрести самостоятельность и в полной мере участвовать в жизни общества. 

14.Для детей-инвалидов понимание того, как функционирует их организм, и приобретение навыков, необходимых для того, чтобы заботиться о себе, имеет последствия, которые не ограничиваются их социальной интеграцией и развитием. Например, информация о гендерном насилии может быть заниженной, когда инвалиды юного возраста не знают, где пролегают границы интимной близости, и, следовательно, не сообщают, когда эти границы нарушаются против их воли. С детьми-инвалидами часто обращаются, как с детьми после достижения ими совершеннолетия, в силу чего они нередко становятся жертвами сексуальных посягательств в семье и специальных учреждениях. Чаще других объектами таких действий становятся дети с умственными и психосоциальными нарушениями. Половое воспитание помогает детям познать собственный организм, а также формирует у них уверенность в себе, которая необходима для определения своих границ, и помогает предотвратить насилие и облегчить их здоровый переход от детства к подростковому периоду и взрослой жизни.

          C.     Участие детей-инвалидов в принятии затрагивающих их решений 

15.Все дети, включая детей-инвалидов, имеют право на участие в принятии государственных решений и мер, затрагивающих их жизнь[10]. Как Комитет по правам ребенка, так и Комитет по правам инвалидов подчеркивают, что нет никаких ограничений в отношении сферы охвата процедуры заслушивания ребенка[11]. Это должно распространяться не только на вопросы, «связанные с инвалидностью» (такие, например, как деинституционализация, пособия по инвалидности, услуги личного помощника, требования доступности или политика разумного приспособления), но и на вопросы, касающиеся всех детей (например, поддержки семьи и вспомогательных служб, образования и здравоохранения, доступа к правосудию, социальной и экологической защиты, городского планирования, распределения государственного бюджета, транспорта и школьной инфраструктуры). В пункте 3 статьи 4 Конвенции о правах инвалидов прямо говорится об обязанности государств «тесно консультироваться с инвалидами, включая детей-инвалидов, и активно привлекать их через представляющие их организации» при разработке и применении законодательства и стратегий и в рамках других процессов принятия решений по касающимся их вопросам.

16.Комитет по правам инвалидов пояснил, что «представительными организациями» являются организации, которые возглавляются инвалидами и в которых инвалиды же осуществляют руководство и управление. Они включают в себя организации и инициативы детей и молодых людей с инвалидностью, которые имеют очень важное значение для участия детей в общественной жизни и жизни местного сообщества и для их права быть заслушанными и их свободы выражения мнений и ассоциации[12]. Комитет подчеркнул, что взрослые призваны играть ключевую и поддерживающую роль в содействии формированию условий, позволяющих детям-инвалидам и молодежи с инвалидностью формально или неформально создавать свои собственные организации и инициативы и действовать в их рамках. Государство несет ответственность за создание благоприятных условий для создания и функционирования возглавляемых детьми организаций, в том числе путем увеличения государственных ассигнований на деятельность, необходимую для выполнения ими своей роли в соответствии с Конвенцией[13]. Такой контекст должен позволять детям безопасно формировать свое мнение и выражать его, не боясь критики и наказания. Особое внимание в этой связи следует уделять охвату наиболее маргинализованных групп и девочек-инвалидов, а также групп или организаций, представляющих конкретные группы инвалидов.

17.Многие государства уже применяют накопленный в этой области передовой опыт. Так, в своем представлении Многонациональное Государство Боливия пояснило, что Министерство образования этой страны координирует взаимодействие с организациями, возглавляемыми инвалидами, с тем чтобы они принимали более активное участие в жизни местного сообщества, были лучше представлены и разделяли бремя ответственности. Для этого были созданы советы, призванные содействовать участию лиц с инвалидностью в решении затрагивающих их вопросов в координации с ассоциациями родителей детей-инвалидов. Омбудсмены также играют важную роль в поддержке участия детей и подростков с инвалидностью в процессе принятия решений на муниципальном уровне. 

18.В своем представлении Дания описала то, каким образом Датский совет по делам инвалидов поддерживает кампании, направленные на повышение осведомленности и поощрение уважения прав инвалидов. Законом о социальном обслуживании предусматривается, что муниципалитеты в сотрудничестве с родителями должны привлекать детей или молодых людей с физическими или психическими нарушениями здоровья к процессу выявления их потребностей с учетом их взглядов, возраста и зрелости, а также их наилучших интересов. На портале для социальных работников, разработанном с целью усиления поддержки, оказываемой муниципалитетами детям-инвалидам, хранится соответствующая информация о детях-инвалидах, в том числе их собственные мнения по тем или иным вопросам.

      III.    Основные составляющие благоприятной среды

          A.     Проживание в местном сообществе и вовлеченность в него

19.Семья может быть одним из основных проводников ребенка в мир широких прав и возможностей. Важность воспитания в благоприятной семейной среде для полного и гармоничного развития личности ребенка подчеркивается на протяжении всей Конвенции о правах ребенка и Конвенции о правах инвалидов[14]. Статья 23 Конвенции о правах инвалидов гарантирует равные права детей-инвалидов в отношении семейной жизни и устанавливает обязанность государства с самого начала снабжать детей-инвалидов и их семьи всесторонней информацией, услугами и поддержкой для недопущения сокрытия детей-инвалидов, их оставления, уклонения от ухода за ними и их сегрегации (пункт 3). Эта же статья запрещает разлучать ребенка с его родителями против их воли, за исключением случаев, когда такое разлучение необходимо в высших интересах ребенка, а также разлучать ребенка с родителями по причине инвалидности либо самого ребенка, либо одного или обоих родителей (пункт 4), и предусматривает, что в случае, когда ближайшие родственники не в состоянии обеспечить уход за ребенком-инвалидом, должны прилагаться все усилия к тому, чтобы был организован альтернативный уход за счет привлечения более дальних родственников, а при отсутствии такой возможности – за счет создания семейных условий для проживания ребенка в местном сообществе (пункт 5). Стандарты четко показывают, что в случае детей в основе права на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество лежит право расти в семье и что семьям должна предоставляться вся необходимая информация, должно осуществляться их консультирование и должна оказываться поддержка, с тем чтобы они могли в свою очередь оказывать поддержку своему ребенку и создавать условия жизни, необходимые для его оптимального развития[15]. Оказание такой поддержки должно осуществляться с учетом прав и развивающихся способностей детей, а также того, что по мере взросления они начинают вносить все больший вклад в собственное благополучие[16].

20.Несмотря на то, что во многих странах сохраняется практика помещения детей-инвалидов в специализированные учреждения[17], согласно статье 19 Конвенции о правах инвалидов все инвалиды имеют право жить в обычных местах проживания, при равных с другими людьми вариантах выбора, и должны иметь возможность выбирать наравне с другими людьми свое место жительства и то, где и с кем проживать. Помещение детей-инвалидов в специализированные учреждения повышает риск нарушения их прав по многим признакам и само по себе является ущемляющей практикой, препятствующей их интеграции в местное сообщество и участию в его жизни. Комитет по правам инвалидов, в частности, подчеркивает, что дети с умственными недостатками, аутизмом и психосоциальными нарушениями подвержены большему риску помещения в специализированные учреждения, что нередко происходит на основе рекомендации медицинского работника. Многочисленные примеры доказывают, что пребывание в специализированных учреждениях наносит вред развитию и благополучию ребенка. У детей, воспитывающихся в специализированных учреждениях, наблюдается задержка в развитии, особенно в раннем детстве, и им наносится потенциально необратимый психологический ущерб, в частности вследствие бесчувственного отношения. Дети, помещенные в специализированные учреждения, подвергаются гораздо большему риску психологического, физического и сексуального насилия. Кроме того, помещение детей в специализированные учреждения является одним из наиболее серьезных препятствий на пути к инклюзивному образованию.

21.Статья 19 Конвенции о правах инвалидов предусматривает право инвалидов на самостоятельный образ жизни и вовлеченность в местное сообщество, что исключает их сегрегацию и помещение в специальные учреждения для целей ухода или лечения. Комитет по правам инвалидов неоднократно отмечал, что деинституционализация является приоритетной задачей. Он также подчеркивал, что государства должны иметь стратегию и конкретный план действий по деинституционализации, предусматривающие закрытие таких учреждений, а также системные преобразования, ведущие к созданию инклюзивных служб поддержки на уровне общин[18]. Эти стратегии должны носить межсекторальный характер и охватывать министерства социального обеспечения, социальной защиты, здравоохранения, образования и финансов, с тем чтобы были созданы последовательные и надежно функционирующие на уровне общин и семей услуги. По тем же соображениям государства должны вовлекать в эту работу всех субъектов, проводя подготовку и просветительские кампании не только среди общинных и социальных работников, но и среди медиков и педагогов, с тем чтобы ответственность по отношению к детям-инвалидам формировалась на уровне всей общины.

22.Взаимодействие с общиной является необходимым элементом расширения возможностей. Ребенок растет не в вакууме; дети раскрывают свой потенциал тогда, когда они вовлечены в жизнь местного сообщества, а для этого они должны соприкасаться с разными контекстами и ощущать свою принадлежность к общине. Не следует изображать школу как единственный контекст; занятия спортом, поддержка со стороны сверстников и общение с ними также являются видами деятельности и контекстом, которые способствуют вовлечению детей в жизнь местного сообщества и расширению их возможностей.

23.Несмотря на сохраняющуюся практику помещения детей-инвалидов в специализированные учреждения, в ряде стран предпринимаются целенаправленные усилия по деинституционализации. В своем представлении Хорватия описала свой план деинституционализации и трансформации учреждений социального ухода и других организаций, представляющий собой национальную стратегию деинституционализации и преобразования учреждений ухода, в частности путем расширения спектра услуг для детей с нарушениями развития вне учреждений ухода и поддержки их полной интеграции в жизнь местного сообщества путем обеспечения наличия необходимых услуг. Для содействия интеграции детей с нарушениями развития был разработан целый ряд услуг, оказываемых на уровне местного сообщества. К ним относятся организованное жилье с поддержкой, консультирование и другие услуги, предоставляемые мобильными группами, а также услуги психосоциальной поддержки и быстрого реагирования и помощи, призванные содействовать интеграции детей-инвалидов в систему образования. Стратегия включает в себя специализированную подготовку ассистентов учителя и усилия по расширению участия детей-инвалидов в жизни местного сообщества с помощью спорта, а также развитие доступной среды, в частности для занятий спортом.

24.В представлении Румынии говорится, что Национальное управление по защите прав ребенка и усыновлению реализует в настоящее время проект по разработке планов деинституционализации детей, лишенных родительского ухода, и их передачи на воспитание в местные учреждения по уходу с целью продолжить деинституционализацию детей, в том числе детей-инвалидов. В рамках проекта оказывается поддержка усилиям местных властей по закрытию учреждений и развитию в рамках системы социальной защиты альтернативных услуг для детей. Дети-инвалиды привлекаются к оценке деятельности, осуществляемой в рамках проекта, и их мнение учитывается при закрытии центров размещения, в которых они проживают. 

25.В Швеции в целях поощрения всестороннего участия детей-инвалидов в жизни общества и обеспечения их равенства все учреждения интернатного типа были постепенно упразднены и заменены альтернативными формами общинной финансовой поддержки и адресными услугами, разработанными для того, чтобы дети-инвалиды могли проживать самостоятельно. Помимо регулярной финансовой поддержки, оказываемой в рамках системы социального страхования, Фёрсекрингскассан (служба соцстраха) осуществляет адресное социальное страхование родителей детей-инвалидов.

           B.     Свобода от злоупотреблений, эксплуатации и насилия

26.Дети-инвалиды сталкиваются с повышенным риском злоупотреблений, эксплуатации и насилия как в мирное время, так и в чрезвычайных гуманитарных ситуациях. Это объясняется рядом факторов, включая широко распространенные предрассудки и дискриминацию, отсутствие доступной информации или поддержки в том, что касается прав и доступной помощи, а также отсутствие правоспособности и доступа к правосудию. В результате возникает порочный круг безнаказанности за причинение вреда, что лишает детей-инвалидов прав и возможностей и препятствует их участию в жизни сообщества и осуществлению ими своих прав. 

27.Статистических данных по этому вопросу по-прежнему мало, и они не систематизированы, но имеются обширные свидетельства того, что женщины-инвалиды и девочки-инвалиды чаще подвергаются насилию, включая сексуальное насилие[19]. Дети с психосоциальными или умственными расстройствами относятся к числу наиболее уязвимых групп населения: они в пять раз чаще становятся жертвами сексуального насилия, чем их сверстники, у которых нет инвалидности[20]. Девочки-инвалиды находятся в особенно уязвимом положении, поскольку они часто становятся объектами насилия и вредной практики, принятых в семьях, общинах и учреждениях. Во многих странах девочки-инвалиды подвергаются большей опасности стать жертвой детоубийства и уязвимы для других перекрестных форм риска, связанных с их положением или идентичностью, например когда они находятся в специализированных учреждениях, в зоне конфликта, являются мигрантами или альбиносами[21]

28.В некоторых случаях девочки-инвалиды и мальчики-инвалиды подвергаются, не давая на то согласия, «коррекции», лечению или травматичным или жестоким процедурам со стороны семьи, опекунов или персонала специализированных учреждений; к числу таких процедур относятся, например, электросудорожная терапия, психохирургия, экспериментальные методы выведения ртути из организма, суровые режимы корректировки поведения (включая обвертывания для аутистов), кондуктивное обучение для детей с ДЦП и вытягивание конечностей при задержке роста. Могут также приниматься меры по прекращению сексуального и репродуктивного развития девочек, когда, например, проводится лечение, призванное вызвать задержку роста, производится принудительная стерилизация или осуществляется принудительная контрацепция, которые нарушают право на здоровье, право на семью, защиту личной и физической неприкосновенности и на защиту от насилия, жестокого обращения и эксплуатации. Такое вмешательство носит инвазивный, болезненный и необратимый характер и может быть равнозначно пыткам или жестокому обращению, особенно в случае их принудительного применения (А/73/161, пункт 41). Кроме того, такая практика по своей природе ограничивает возможности и права, а также нарушает принципы уважения развивающихся способностей детей-инвалидов и уважения права детей-инвалидов сохранять свою индивидуальность, которые предусмотрены пунктом h) статьи 3 Конвенции о правах инвалидов.

29.     В статье 16 Конвенции содержится требование к государствам принимать все надлежащие законодательные, административные, социальные и просветительные меры для защиты инвалидов как дома, так и вне его от всех форм эксплуатации, насилия и надругательства, в том числе от тех их аспектов, которые имеют гендерную подоплеку, а также отдельный призыв к принятию законодательства, ориентированного на женщин и детей, для обеспечения того, чтобы случаи эксплуатации, насилия и надругательства в отношении инвалидов выявлялись, расследовались и в надлежащих случаях преследовались[22]. В своей общей рекомендации № 35 Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин призвал государства внедрить в целях предотвращения новых и потенциальных актов насилия надлежащие и доступные механизмы защиты, а также устранить барьеры для жертв из числа инвалидов,[23]и принять меры для обеспечения того, чтобы они имели доступ к услугам и информации, включая «горячие линии», приюты, службы оказания помощи потерпевшим и механизмы подачи сообщений о нарушении и жалоб 
(см. CEDAW/C/FIN/CO/7, пункт 33; CEDAW/C/KEN/CO/8, пункты 23 и 47, и CEDAW/C/ARG/CO/7, пункт 21). Кроме того, должен быть назначен независимый орган, уполномоченный осуществлять наблюдение в отношении услуг и объектов для детей-инвалидов и взрослых инвалидов, включая учреждения (пункт 3 статьи 16), и должны собираться статистические данные о жертвах насилия (как погибших, так и выживших) в разбивке по необходимым показателям в целях улучшения разработки стратегий по предотвращению насилия в отношении инвалидов и об их защите 
(см. CRPD/C/HTI/CO/1, пункт31, иCRPD/C/MNE/CO/1, пункт33).

30.Дети с ограниченными возможностями также в большей степени подвержены издевательствам в школе и за ее пределами. Издевательства могут принимать разную форму: это может быть насилие, а также равнодушие и поведение, когда ребенка нарочно не замечают. Дети-инвалиды особенно уязвимы к издевательствам в условиях сегрегации, например дома, в специальных школах или детских садах. Хотя от издевательств страдают не только дети-инвалиды, в сегрегированных и общеобразовательных школах среда может дополнительно располагать к этому. Все дети должны цениться как люди, и инклюзивная система образования должна поощрять разнообразие во всех его проявлениях, в том числе если речь идет об инвалидах. 

          C.     Доступ к правосудию

31.     Доступ к правосудию и наличие эффективных средств правовой защиты позволяют детям-инвалидам получать возмещение и компенсацию за нарушения их прав человека. Хотя в большинстве случаев вероятность восстановления ситуации, существовавшей на момент до совершения нарушения, мала, сами по себе обращение за правосудием и достижение признания факта причинения вреда представляют собой проявление самостоятельности и могут рассматриваться как расширение возможностей конкретного человека, а также его семьи и местного сообщества. Однако большинство детей, и в частности детей-инвалидов, не имеют никакой возможности обратиться в суд. Системы и службы государственного управления и правосудия не предполагают признания прав детей и их самостоятельности, а также их уникального опыта и взглядов[24]. Детям-инвалидам сложно сообщить о нарушении своих прав и обратиться за помощью, если у них нет доступной информации или контакта с внешним миром. Они могут не знать, что обладают правами, не знать, чтоэти права влекут за собой и как сообщать о нарушении, подавать жалобу или добиваться правосудия. 

32.Пункт 2 статьи 12 Конвенции о правах ребенка эксплицитно наделяет детей правом быть заслушанными в ходе любого затрагивающего их судебного или административного разбирательства. В своем замечании общего порядка № 10 (2007) о правах детей в рамках отправления правосудия в отношении несовершеннолетних Комитет по правам ребенка подчеркнул, что для обеспечения доступа к правосудию для детей, включая детей-инвалидов, необходимо принять различные коррективы. Например, соответствующие возрасту процессуальные коррективы могут потребовать, в частности, изменения процедур и практики судебных заседаний, конкретных условий и соответствующей возрасту помощи. В соответствии со статьей 13 Конвенции о правах инвалидов государства – участники Конвенции должны обеспечить инвалидам эффективный доступ к правосудию и их участие в этом процессе наравне с другими, в том числе предусматривая надлежащие процессуальные и соответствующие возрасту коррективы. По мнению Комитета по правам инвалидов, следует внести изменения в законодательство для обеспечения процессуальных коррективов, соответствующих возрасту и нарушению (см. CRPD/C/DEU/CO/1, пункт 28), с тем чтобы все дети-инвалиды имели доступ к правосудию и могли выражать свое мнение при определении их наилучших интересов 
(см. CRPD/C/MEX/CO/1, пункт 26). 

33.Для того чтобы это стало возможным, соответствующие механизмы должны предусматривать доступные, инклюзивные, конфиденциальные и учитывающие гендерные факторы процедуры для обеспечения участия детей-инвалидов наравне с другими и их свободы выражать свое мнение без риска повторной виктимизации или страха перед репрессалиями[25].

34.Отсутствие доступной, учитывающей интересы ребенка информации и информационно-просветительских кампаний, посвященных правам детей, ограничивает возможности детей-инвалидов в плане отстаивания своих прав и привлечения государства и других субъектов к ответственности. Изучение своих прав, приобретение навыков участия, расширение опыта по сбору и применению информации, участие в диалоге с другими и понимание ответственности государства – все это обязательные составляющие, необходимые для формирования активной гражданской позиции[26]. Кроме того, помогать разобраться в системе подачи жалоб и обращения в судебные органы детям-инвалидам могут организации гражданского общества и национальные правозащитные учреждения; так, в Турции в период с 2014 по 2016 год было проведено 24 региональных семинара, направленных на укрепление потенциала гражданского общества и расширение диалога между государственным сектором и организациями гражданского общества, в частности теми из них, которые отстаивают права инвалидов, включая детей-инвалидов. Эта инициатива была дополнена национальными кампаниями по повышению осведомленности общественности о правах инвалидов, в рамках которых были также выпущены три учебных мультипликационных фильма. 

          D.     Информационно-просветительская работа

35.Дискриминация в отношении детей-инвалидов может подпитываться широко распространенными предрассудками и негативными стереотипами в отношении их нарушений здоровья, а также других факторов, таких как половая принадлежность и возраст. Предрассудки о том, что дети-инвалиды прокляты и приносят несчастье семье и общине, занимаются колдовством, необучаемы и являются бременем для общества, являются непосредственной причиной сегрегации таких детей и их помещения в специализированные учреждения и делают их особенно уязвимыми в отношении насилия, злоупотреблений, издевательств и эксплуатации. 

36.В целях борьбы с дискриминацией статья 8 Конвенции о правах инвалидов призывает государства укреплять уважение прав и достоинства инвалидов и вести борьбу со стереотипами, предрассудками и вредными обычаями в отношении инвалидов, в том числе на почве половой принадлежности и возраста, во всех сферах жизни. Следует проводить просветительские кампании в целях поощрения позитивных представлений об инвалидах и более глубокого понимания их обществом, а также признания их навыков и вклада. Кроме того, следует проводить учебные и другие информационные программы для просвещения детей-инвалидов и других лиц о правах инвалидов в качестве одного из ключевых средств изменения отношения к ним. Кампании и учебные программы должны быть направлены на повышение осведомленности о рисках, с которыми сталкиваются дети-инвалиды, и на разрушение принятых в обществе и культуре, но ущемляющих их права убеждений о детях-инвалидах, включая предрассудки, связанные с конкретными нарушениями, например с альбинизмом, умственными нарушениями, аутизмом или психосоциальными расстройствами.

37.Так, в Норвегии для решения проблем, связанных с насилием в отношении детей, включая детей-инвалидов, и надругательствами над ними, был разработан План по активизации борьбы с насилием и злоупотреблениями (2017–2021 годы). В этой связи правительство взяло на себя обязательство осуществлять более эффективное информирование детей, находящихся в группе повышенного риска в плане насилия, в особенности детей-инвалидов. В частности, оно создало цифровой ресурс «Jeg Vet» («Яй вэт»), предназначенный для просвещения детей, в том числе детей-инвалидов, в отношении их права на защиту от насилия. Кроме того, Управлением по делам детей, молодежи и семьи были опубликованы руководящие принципы и общедоступная информация о том, как раскрывать информацию о насилии и сексуальных надругательствах в отношении детей-инвалидов и бороться с ними.

38.На Мальте действует Программа профессиональной ориентации и перехода, которая призвана расширять права и возможности детей-инвалидов путем формирования среди них понимания, что они могут и должны получать высшее образование наравне с другими студентами. Были приняты конкретные меры, направленные на оказание им поддержки в получении высшего образования в целях сокращения числа детей-инвалидов, бросающих школу. Программа включает профессионально-техническую подготовку и профориентацию для детей и молодых людей с инвалидностью, а также усилия по их интеграции в систему общего образования. Учащимся с инвалидностью предлагается недельная стажировка, призванная познакомить их с миром труда, а также упражнение по выбору профессии, в ходе которого учащиеся получают индивидуальные рекомендации, позволяющие им определиться со своими интересами, способностями и карьерными перспективами. 

      IV.    Расширение возможностей посредством инклюзивного образования

39.Право детей-инвалидов на инклюзивное образование закреплено как в Конвенции о правах ребенка, так и в Конвенции о правах инвалидов. Статья 28 Конвенции о правах ребенка требует, чтобы образование, включая бесплатное обязательное начальное и доступное среднее образование, предоставлялось каждому ребенку на основе равенства возможностей. Это положение следует рассматривать в совокупности со статьей 2, которая запрещает дискриминацию по любому признаку, включая инвалидность, и статьей 23, которая требует оказания поддержки детям-инвалидам, с тем чтобы они могли иметь эффективный доступ к образованию и профессиональной подготовке и получать их[27]. Статьей 24 Конвенции о правах инвалидов гарантируется право на образование, причем отмечается и усиливается его инклюзивный характер, поскольку данная статья обязывает государства обеспечивать инклюзивность системы образования на всех уровнях, т. е. инклюзивное, качественное и бесплатное как начальное, так и среднее образование в местах проживания, и запрещает исключение детей-инвалидов из общей системы образования по причине инвалидности. 

          A.     Инклюзивное образование как право, имеющее эффект мультипликатора

40.Инклюзивное образование расширяет возможности детей-инвалидов, поскольку дает им умения, знания и навыки, необходимые для полноценного осуществления ими своих прав человека и всестороннего участия в жизни общества на протяжении всего детства, а затем и во взрослой жизни. Эффект расширения возможностей в сфере образования подчеркивается в статье 29 Конвенции о правах ребенка, в которой определены цели образования и его центральная роль в реализации прав. В своем замечании общего порядка № 1 (2001) о целях образования Комитет по правам ребенка пояснил, что понятие «образование» в том смысле, в каком оно толкуется в статье 29, выходит далеко за рамки формального школьного образования и охватывает широкий круг жизненных ситуаций и процессов познания, которые позволяют детям как индивидуально, так и в коллективе развивать свою личность, таланты и способности и жить полноценной и приносящей удовлетворение жизнью в обществе. Концепция расширения возможностей инвалидов посредством образования также отражена в статье 24 Конвенции о правах инвалидов, которая предусматривает в качестве целей инклюзивного образования наделение инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества и развитие их личности, талантов и способностей в самом полном объеме. 

41.Таким образом, право на инклюзивное образование имеет эффект мультипликатора. В своем замечании общего порядка № 4 (2016) о праве на инклюзивное образование Комитет по правам инвалидов пояснил, что инклюзивное образование следует понимать как средство реализации других прав человека, и в частности, как основное средство, с помощью которого инвалиды могут покончить с нищетой, обрести возможность полноправного участия в жизни своих общин и получить защиту от эксплуатации. Оно также является основным средством достижения цели формирования инклюзивного общества[28]. В то же время, когда доступ к инклюзивному образованию закрыт, последствия этого в плане сокращения возможностей выходят за рамки права на образование. Например, отсутствие инклюзивного образования является одной из основных причин помещения детей-инвалидов в специализированные учреждения, при этом за неимением инклюзивных школ по месту проживания родители часто вынуждены помещать своих детей в учреждения, руководствуясь ошибочным ожиданием, что там они получат хотя бы какое-то образование. 

           B.     Осуществление права на образование 

42.Инклюзивность образования – это больше, чем средство искоренения сегрегации. Инклюзивное образование предполагает «обязательство создавать школы, где уважают и ценят разнообразие, а также стремятся прививать детям принципы демократии и набор ценностей и убеждений, воплощающих в себе равенство и социальную справедливость, с тем чтобы все дети могли принимать участие в процессе обучения и познания»[29]. В своем замечании общего порядка № 4 Комитет по правам инвалидов отметил, что инклюзивное образование не означает помещение детей-инвалидов в существующие общеобразовательные учреждения в ожидании, что они адаптируются к унифицированным требования таких заведений; это скорее процесс системных преобразований, включающих в себя изменение и корректировку содержания, методики, подходов, структур и стратегий в сфере образования в целях преодоления барьеров, с тем чтобы предоставить всем учащимся соответствующего возраста равные возможности получения образования на основе активного участия и создать условия, которые в наибольшей степени отвечают их потребностям и предпочтениям. При инклюзивном образовании за каждым ребенком признается способность к обучению.

1.            Нормативно-правовая и политическая база

43.Для осуществления права на инклюзивное образование необходимо, чтобы государства создали всеобъемлющую и согласованную нормативно-правовую и политическую базу, которой бы был обеспечен недискриминационный подход и предусмотрен процесс постепенного превращения общей системы образования в инклюзивную систему[30]. Для обеспечения недискриминационного подхода в законодательстве и стратегиях должно содержаться «положение о недопущении отказа», запрещающее отказ в приеме в общеобразовательные школы и гарантирующее непрерывность образования. В качестве антидискриминационной меры такое положение должно незамедлительно вступить в силу и быть усилено и дополнено положением о разумном приспособлении для инвалидов. Следует прекратить практику проведения освидетельствования нарушений при приеме в школу и внедрить практику оценки потребностей в поддержке для обеспечения активного участия ребенка в учебном процессе в общеобразовательной школе. 

            2.     Трансформация системы образования

44.Для обеспечения инклюзивного образования требуется, чтобы вся система образования была доступной, а организационная культура в школах – преобразована таким образом, чтобы охватывать всех учащихся, в том числе нуждающихся в большей поддержке. Процесс преобразований, направленных на создание полностью инклюзивных систем, может опираться на учебную программу, адаптированную к положению учащихся с инвалидностью и других учащихся. По мере того, как на смену системе образования, основанной на сегрегации учащихся, начнет постепенно приходить система инклюзивного образования, ресурсы, направляемые в настоящее время на организацию специального обучения, должны быть перенаправлены в систему общего образования. Это означает инвестирование в подготовку кадров и предоставление поддержки, доступных материалов и технологических средств. 

            3.     Подготовка кадров

45.Систему инклюзивного образования не удастся построить, если учителя будут недостаточно осведомлены об ее преимуществах, будут придерживаться не аргументированных или устаревших взглядов относительно возможностей и потребностей детей-инвалидов в плане обучения или не будут иметь опыта работы с любыми учащимися – как с инвалидностью, так и без нее. Учителя же, считающие своим долгом учить любых детей и имеющие педагогические навыки работы в условиях, когда учащиеся представляют собой неоднородную группу, играют важнейшую роль в расширении возможностей детей-инвалидов таким образом, чтобы они могли получить всю возможную пользу от образования. Как на начальных этапах учебной подготовки, так и в рамках повышения квалификации все преподаватели, работающие в учреждениях дошкольного, начального, среднего, высшего и профессионально-технического образования, должны обучаться основным компетенциям и ценностям, которые необходимы для работы в инклюзивной образовательной среде. Подготовка преподавателей должна включать в себя обучение тому, как следует оценивать преимущества и потребности учащихся, а сами преподаватели в свою очередь должны адаптировать соответствующим образом свои учебные программы и методику. Кроме того, в рамках подготовки преподаватели должны обучаться тесному сотрудничеству с другими специалистами, работе с родителями, использованию имеющихся технологических средств для поддержки обучения и отслеживанию результатов использования внедренных методик. В качестве одной из приоритетных задач государствам следует инвестировать средства в наем и непрерывное обучение учителей-инвалидов и оказывать им необходимую поддержку, поскольку такие преподаватели дают учащимся уникальные знания и навыки, помогают устранить барьеры и подают важный пример учащимся-инвалидам.

            4.     Гендерное равенство

46.Особое внимание следует уделять обеспечению полного доступа к инклюзивному образованию для девочек-инвалидов, которые часто сталкиваются с дополнительными препятствиями, обусловленными перекрестной дискриминацией и социальной изоляцией. В случае отказа родителей отдавать девочку-инвалида в школу государство обязано принять меры для защиты права ребенка на образование, в том числе путем преодоления стереотипа о малой важности получения девочками образования[31]. Действительность говорит сама за себя: женщины-инвалиды имеют гораздо более низкий уровень грамотности и занятости по сравнению как с женщинами, так и с мужчинами в целом и даже по сравнению с мужчинами-инвалидами в частности[32]. Кроме того, девочки-инвалиды находятся в группе особого риска с точки зрения насилия и надругательств в учебных заведениях, в том числе сексуального насилия[33]. Государства должны принимать специальные меры, направленные на предотвращение гендерного насилия в учебных заведениях и бороться с гендерными стереотипами. Такие меры должны включать в себя устранение негативных гендерных стереотипов из школьных учебников и учебных программ[34].

            5.     Распределение ресурсов

47.Создание инклюзивной системы образования невозможно без выделения надлежащих финансовых ресурсов. Так, например, в Ирландии почти 19% от общего бюджета на образование выделяется на дополнительную поддержку детей, в том числе детей-инвалидов. За счет этих средств оплачиваются должности ассистентов учителя и учителей, ведущих вспомогательные занятия/дефектологов, а также подготовка и повышение квалификации педагогического состава, ассистивные технологические средства, перевозка школьников до и из школ и модернизация школьных зданий. В то же время важно подчеркнуть, что инклюзивное образование не обязательно требует крупных инвестиций за счет средств государственного бюджета, особенно в долгосрочном плане. Опыт показывает, что поддержание параллельно и раздельно существующих сегрегированных систем образования оказывается более дорогостоящей и менее устойчивой моделью по сравнению с инклюзивной системой образования. Совместная работа учащихся, участие родителей в учебном процессе, решение учителями возникающих проблем и их взаимная поддержка доказали свою эффективность. Некоторые из наиболее новаторских решений в области инклюзивного образования были внедрены в странах с низким уровнем дохода, таких как Вьетнам, Йемен, Лаосская Народно-Демократическая Республика, Лесото, Марокко и Уганда[35].

            6.     Сбор и дезагрегирование данных

48.Для понимания пробелов и выявления тех, кто оказался забыт, статья 31 Конвенции о правах инвалидов требует от государств собирать информацию и дезагрегировать данные в целях выявления и устранения препятствий, с которыми сталкиваются дети-инвалиды[36]. Целями в области устойчивого развития подтверждается обязательство государств предоставлять высококачественные, актуальные и достоверные данные, дезагрегированные по разным характеристикам, включая гендерную принадлежность, возраст и инвалидность (задача 17.18). Требуются различные виды квалитативных и квантитативных данных, в том числе информация о типах инвалидности, существующих барьерах и оказываемой поддержке, а также о воздействии на жизнь семьи. Требуется также, в частности, дезагрегированная информация по областям, рассматриваемым в настоящем докладе, таким как информационно-просветительская деятельность, принятие решений, доступ к правосудию, защита от злоупотреблений и эксплуатации и инклюзивное образование. 

            7.     Чрезвычайные гуманитарные ситуации

49.В условиях чрезвычайной гуманитарной ситуации у детей-инвалидов меньше по сравнению с другими детьми шансов получить доступ к гуманитарной помощи, например к продовольствию и медикаментам, или к образованию[37], при этом в лагерях для беженцев девочки-инвалиды реже посещают школу, чем мальчики-инвалиды[38]. Комитет по правам инвалидов признал, что ситуации вооруженного конфликта, чрезвычайные гуманитарные ситуации и стихийные бедствия оказывают несоизмеримо значительное воздействие на права детей-инвалидов и призвал государства-участники принять в рамках гуманитарного реагирования инклюзивные стратегии уменьшения опасности бедствий (см. CRPD/C/NPL/CO/1, пункт 20, и CRPD/C/OMN/CO/1, пункт 24). Обеспечение доступа детей-инвалидов к гуманитарной помощи должно быть приоритетной задачей, и в условиях чрезвычайных гуманитарных ситуаций они должны иметь равный по сравнению с другими детьми доступ к инклюзивному образованию. Все управляющие структуры в лагерях и поселениях, разворачиваемых в чрезвычайных ситуациях, должны учитывать их взгляды и положение.

50.В контексте обучения, вне зависимости от того, организовано ли оно в качестве временной меры или осуществляется на более постоянной основе в условиях затяжного кризиса, детям-инвалидам должно быть гарантировано право на образование на основе равенства с другими детьми. Кроме того, должны приниматься меры для обеспечения безопасности и доступности обучения для девочек-инвалидов, причем не только в классе, но и по пути в школу и из нее. Учащиеся-инвалиды не должны лишаться доступа к учебным заведениям на том основании, что их эвакуация в чрезвычайных ситуациях будет невозможной и им должно быть обеспечено разумное приспособление[39].

       V.    Выводы и рекомендации

51.Дети-инвалиды имеют те же права, что и все дети, и расширение их возможностей имеет ключевое значение для реализации этих прав.Вместе с тем при осуществлении этих прав и получении доступа к ним они зачастую сталкиваются с серьезными препятствиями, такими как предрассудки и стереотипы, связанные с их возрастом, гендерной принадлежностью, инвалидностью и другими факторами.Международное право прав человека, в частности Конвенция о правах ребенка и Конвенция о правах инвалидов, представляет собой прочную базу для расширения возможностей детей-инвалидов с помощью широкого спектра мер, направленных на укрепление процесса принятия как личных, так и общественно значимых решений, обеспечение их полной интеграции в систему образования и в местное сообщество, их защиту от злоупотреблений, эксплуатации и насилия, повышение уровня информированности и обеспечение их доступа к правосудию.Государства должны выполнять эти обязательства в целях содействия расширению возможностей детей-инвалидов и обеспечения их полноценного участия в жизни общества.

52.В свете вышеизложенных выводов Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека рекомендует государствам и другим заинтересованным сторонам:

       а)         признать и осуществлять на основе законодательства и стратегических документов право детей-инвалидов быть услышанными, вне зависимости от их инвалидности, возраста или способа коммуникации, по всем вопросам, затрагивающим их жизнь, а также при принятии государственных решений, в том числе в условиях чрезвычайных гуманитарных ситуаций, и обеспечить доступность и предоставление информации и поддержки таким образом, чтобы обеспечивалось уважение их развивающихся способностей и укреплялась их независимость в принятии решений;

       b)         ввести в законодательство, стратегии и бюджет право на инклюзивное образование и осуществлять его, обеспечивая при этом равный доступ детей-инвалидов к обычным школам, в том числе посредством применения политики недопущения отказа в приеме в школу,посредством индивидуальных учебных планов,обеспечения разумного приспособления,доступности образовательной инфраструктуры и материалов,предоставления адаптированных учебных материалов, ассистивных устройств, информационно-коммуникационных средств и поддержки,обеспечения дву- и многоязычности в образовательных учреждениях,организации преподавания языков жестов, культуры глухих и образования в области прав человека,осуществления обязательного и систематического повышения квалификации всех учителей, в том числе преподающих основные предметы,а также найма в любые школы учителей-инвалидов;

       c)          активно привлекать детей-инвалидов и представляющие их организации к решению всех затрагивающих их вопросов путем принятия стратегий по обеспечению их участия в процессе принятия решений, предполагающих оказание им поддержки с учетом инвалидности и возраста,обеспечения доступности всех процедур, помещений и сообщений, имеющих отношение к процессу принятия государственных решений, и осуществления разумного приспособления,а также оказания поддержки в создании представительных организаций детей-инвалидов, в частности организаций детей с умственными или психосоциальными нарушениями, занимающихся самоадвокацией, и организаций девочек-инвалидов;

       d)         принять стратегию и план действий в области деинституционализации, предполагающие системные преобразования, включая оказание услуг поддержки на базе местного сообщества и сетей взаимовыручки, оказывающих поддержку семьям в целях осуществления права детей-инвалидов расти в своих семьях или в семейной обстановке и на участие и вовлеченность в жизнь местного сообщества;

       e)          запретить – с применением эффективных санкций к нарушителям – в отношении детей-инвалидов насилие, злоупотребления и эксплуатацию, в том числе все виды вредной практики, которые нарушают их неприкосновенность, достоинство и право на сохранение своей индивидуальности, включая право на здоровье и на охрану сексуального и репродуктивного здоровья;

       f)          обеспечить наличие надлежащих и доступных механизмов защиты в целях предупреждения и пресечения жестокого обращения, насилия и эксплуатации, таких как доступ к информации, «горячие линии», приюты, службы по оказанию поддержки потерпевшим и механизмы подачи сообщенийо нарушении и жалоб,а также создать независимый орган, которому было бы поручено следить за службами и учреждениями для детей-инвалидов, в том числе специальными учреждениями, на основе дезагрегированных данных о жертвах и пострадавших от насилия;

       g)         принять незамедлительные меры для обеспечения девочкам и мальчикам с инвалидностью доступа к доступным, инклюзивным, конфиденциальным и учитывающим гендерную специфику механизмам правовой защиты, гарантируя процессуальное и соответствующее возрасту приспособление для обеспечения их эффективного прямого и косвенного участия, в том числе в качестве свидетелей, на всех этапах судебного процесса,а также осуществлять систематическую подготовку по вопросам прав детей-инвалидов с разумным приспособлением и поддержкой сотрудников судебных органов, социальных служб, учреждений здравоохранения и образования;

       h)         в консультации с детьми-инвалидами и представляющими их организациями проводить местные и общенациональные информационно-просветительские кампании, направленные на преодоление стереотипов и формирование их положительного образа в качестве равноправных и активных членов общества, а также на повышение осведомленности и информированности общественности о правах детей-инвалидов, включая их право на образование;

       i)          совместно с детьми-инвалидами и представляющими их организациями осуществлять контроль и оценку, исследование, систематический сбор и публикацию доступных данных по всем секторам с разбивкой по полу и инвалидности, а также другим критериям в целях разработки эффективных стратегий и программ для расширения их возможностей;

       j)          осуществлять транспарентное и коллегиальное составление бюджета с участием детей-инвалидов и определить конкретные статьи бюджета для обеспечения защиты детей-инвалидов в условиях чрезвычайных гуманитарных ситуаций, стихийных бедствий или экономического спада;

       k)         содействовать расширению возможностей детей-инвалидов и реализации их прав, а также их участию и полной интеграции в общество в контексте международного сотрудничества и осуществлении мер, направленных на достижение Целей в области устойчивого развития.

                                   



                       *   В связи с обстоятельствами, не зависящими от органа, представившего настоящий доклад, было решено опубликовать его после стандартной даты опубликования.


                        [1]   См.www.ohchr.org/EN/Issues/Children/ThematicReports/Pages/ChildrenWithDisabilities.aspx.


                        [2]   Комитет по правам ребенка, замечание общего порядка № 12 (2009 год) о праве ребенка быть заслушанным, пункт 3. 


                        [3]   Комитет по правам инвалидов, замечание общего порядка № 7, пункты 24–26, 33 и 74.


                        [4]   Там же, пункты 24−26 и 74. 


                        [5]   Комитет по правам ребенка, замечание общего порядка № 12, пункт 2.


                        [6]   Там же, пункт 21.


                        [7]   Комитет по правам ребенка, замечание общего порядка № 5, пункт 17.


                        [8]   Комитет по правам ребенка, замечание общего порядка № 12, пункты 26 и 27. 


                        [9]   Там же, пункты 53, 54 и 97. 


                       [10]   Комитет по правам ребенка, замечание общего порядка № 12, пункт 87.


                       [11]   Там же, пункт 32.


                       [12]   Комитет по правам инвалидов, замечание общего порядка № 7, пункт 12 f).


                       [13]   См. CRPD/C/GAB/CO/1, пункт 9; CRPD/C/KEN/CO/1, пункт 8; CRPD/C/AUS/CO/1, пункт 13, и CRPD/C/HUN/CO/1, пункт 14.


                       [14]   См. преамбулу к Конвенции о правах ребенка, а также преамбулу к Конвенции о правах инвалидов и статьи 5, 9 и 18 последней. 


                       [15]   См. Комитет по правам инвалидов, замечание общего порядка № 5, пункты 37, 67, 75 и 87, а также Комитет по правам ребенка, замечание общего порядка № 20, пункт 50.


                       [16]   Комитет по правам ребенка, замечание общего порядка № 20, пункт 50.


                       [17]   UNICEF, Children and Young People with Disabilities, Fact Sheet, May 2013, p. 24. См. такжедокладЮНИСЕФотмая2013 годаThe State of the World’s Children Report 2013: Children with Disabilities(«Положениедетейвмире: детисинвалидностью»), стр. 42 английскоготекста, иОсновнойдокладОрганизацииОбъединенныхНаций2018 годаповопросаминвалидностииразвитияRealization of the Sustainable Development Goals by, for and with Persons with Disabilities(«Реализацияцелейвобластиустойчивогоразвитияинвалидами, вихинтересахиприихучастии»), стр. 247 английскоготекста.


                       [18]   См. Комитет по правам инвалидов, замечание общего порядка № 5.


                       [19]   Организация Объединенных Наций, Основной доклад ООН, стр. 290–294 английского текста.


                       [20]   Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), доклад «Violence against adults and children with disabilities» («Насилие в отношении взрослых и детей с инвалидностью»), доступен на английском языке по адресу www.who.int/disabilities/violence/en.


                       [21]   Совместная общая рекомендация № 31 Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин/замечание общего порядка № 18 Комитета по правам ребенка по вредной практике, пункт 9.


                       [22]   Это положение дополняется статьей 19 Конвенции о правах ребенка, замечанием общего порядка № 13 (2011) Комитета по правам ребенка о праве ребенка на свободу от всех форм насилия, общей рекомендацией № 35 (2017) Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин о гендерном насилии в отношении женщин с изменениями, внесенными общей рекомендацией № 19, а также их совместной рекомендацией общего порядка № 31/
замечанием общего порядка № 18, в которых каждый из комитетов подчеркнул необходимость принятия целенаправленных мер по предупреждению и пресечению насилия в отношении детей-инвалидов.


                       [23]   Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, общая рекомендация № 35, подпункт b) пункта 40.


                       [24]   UNICEF, Children’s Equitable Access to Justice: Central and Eastern Europe and Central Asia, 2015, p. 118.


                       [25]   Ibid.


                       [26]   UNICEF, Take Us Seriously! Engaging Children with Disabilities in Decisions Affecting their Lives, June 2013, p. 10.


                       [27]   См. также Комитет по правам ребенка, замечание общего порядка № 20, пункты 68 и 70.


                       [28]   В пункте 85 своего замечания общего порядка № 7 (2018) об участии инвалидов, включая детей-инвалидов, через представляющие их организации в осуществлении и мониторинге Конвенции Комитет дополнительно признал важность инклюзивного образования для осуществления права на участие. 


                       [29]   The right of children with disabilities to education: a rights-based approach to inclusive education, Position Paper, UNICEF, 2012, p. 8.


                       [30]   Комитет по правам инвалидов, замечание общего порядка № 4, пункт 63.


                       [31]   Там же, пункты 39 и 46. 


                       [32]   См. Организация Объединенных Наций, Основной доклад Организации Объединенных Наций, стр. 137–138 английского текста.


                       [33]   Комитет по правам инвалидов, замечание общего порядка № 4, пункт 51. 


                       [34]   Тамже, пункт46.


                       [35]   Peter Mittler, Overcoming Exclusion: Social Justice through Education(London, Routledge, 2013).


                       [36]   Также согласно рекомендации Комитета по правам ребенка, изложенной в его замечаниях общего порядка № 5 и № 9; см. также CRC/C/ERI/CO/4, пункт 20; CRC/C/HND/CO/4-5, 
пункт 16; CRC/C/GHA/CO/3-5, пункт 16; CRC/C/MEX/CO/4-5, пункт 46, и CRC/C/NDL/CO/4, пункт 17.


                       [37]   См. UNICEF, Guidance: Including children with disabilities in humanitarian action, p. 13.


                       [38]   См. Women’s Refugee Commission, Disabilities among Refugees and Conflict-Affected Populations, 2008.


                       [39]  Комитет по правам инвалидов, замечание общего порядка № 4, пункт 14.




Дата:  15 марта 2019 г.

Возврат к списку