Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Совет ООН по правам человека принял ежегодную резолюцию о праве на образование 






В четверг 5 июля 2018 года Совет ООН по правам человека принял ежегодную резолюцию о праве на образование № 38/9. Резолюция была предложена к рассмотрению Совета делегацией Португалии, которая традиционно спонсирует данную резолюцию. Текст был поддержан 40 странами (см. Список ниже*). 


Как и в предыдущие года, резолюция, направленная на определение последующих действий в связи с самой первой резолюцией Совета о праве на образование 8/4 (2008), традиционно подтверждает право каждого человека на образование, со ссылкой на нормы Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о правах ребенка, Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международной конвенции о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей, Конвенции о правах инвалидов и Конвенции Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры о борьбе с дискриминацией в области образования.


Резолюция ссылается на наиболее важные всемирные политические соглашения, которые влияют на реализацию права на образование, такие как Декларация Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человекаВсемирная программа образования в области прав человекаИнчхонская декларация «Образование 2030: обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни», Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, в том числе Цель 4 устойчивого развития «качественное образование» и другие международные заявления и декларации. 


Резолюция традиционно осуждает милитаризированные атаки на объекты образования, проводит связь между изменением климата и реализацией права на образование, а также отмечает непропорционально большую долю девочек среди детей, не посещающих школу, и другие особенности неполной реализации девочками и женщинами права на образование ввиду, среди прочего, культурных или религиозных причин, заключения брака в раннем возрасте и беременности или по экономическим причинам, когда образование не является бесплатным.


Резолюция далее отмечает роль доступа к новым информационнокоммуникационным технологиям, включая Интернет, в плане содействия реализации права на образование и поощрения инклюзивного качественного образования. Впервые резолюция этого года упоминает важность раннего развития детей дошкольного возраста как основы всей последующей образовательной траектории. 


В этом году основное внимание, вслед за докладом Специального докладчика по вопросу права на образование Кумбу Боли, резолюция уделяет вопросам управления образованием на государственном уровне и призывает государства принимать все возможные меры к полной реализации права на образование, в том числе:


а) пересмотр национальных систем управления образованием, включая законодательство, политические решения, учреждения, административные процедуры и практику, механизмы контроля и отчетности и судебные процедуры, касающиеся права на образование, в соответствии с обязательствами по международному праву в области прав человека и в соответствии с обязательствами, взятыми на себя всеми государствами в рамках целей устойчивого развития;


b) применение принципов прозрачности, подотчетности и недискриминации в национальных и местных управлениях и структурах управления образованием, в частности путем обеспечения доступа общественности к государственным структурам и практике и поддающихся проверке;


c) содействие всестороннему участию в механизмах и процедурах управления образованием, в частности путем содействия включению учителей, родителей и местных органов власти, учащихся и других заинтересованных сторон в систему управления образованием и привлечению их к участию;


d) содействие обучению в области прав человека для всех участников и заинтересованных сторон в системах управления образованием, решение национальных программ образования и подготовки кадров и обеспечение того, чтобы компоненты и процессы управления и управления образованием, включая учебные программы, методы и профессиональную подготовку, несомненно, способствовали укреплению обучения о правах человека;


e) разработка национальных систем мониторинга и оценки для информирования о политике в области образования и оценка того, соответствуют ли системы образования национальным целям, обязательствам в области прав человека и целям устойчивого развития, в частности путем сбора подробных и дезагрегированных данных для оценки того, будут ли целевые группы населения, включая девочек и женщин и членов групп в уязвимых ситуациях, надлежащим образом включены и как они выполняются.




В ходе заседания Португалия, представляя проект резолюции L.13, пояснила, что проект резолюции основан на предыдущих всеобъемлющих резолюциях, принятых Советом по вопросу о реализации права на образование во всем мире, в котором содержится призыв ко всем государствам в полной мере реализовать это право и поощрять ратификацию всех соответствующих конвенций. В нем особое внимание уделяется вопросам управления, направленным на включение основанного на правах человека подхода к праву на образование в национальных администрациях образования в целях обеспечения равного и равного доступа к образованию для всех и обеспечения того, чтобы системы образования отвечали обязательствам в области прав человека и Целям устойчивого развития. Эта цель может быть решена с помощью нескольких мер, таких как обзор систем управления образованием, применение принципов подотчетности и прозрачности во всех структурах управления и разработка механизмов мониторинга.


Затем Совет принял проект резолюции без голосования.


Анализ резолюции с позиции противодействия чрезмерной приватизации в сфере образования опубликован на сайте Инициативы "Права на образование"

 

Мария Смирнова, Женева, 5 июля 2018 г.


* Основные спонсоры резолюции 2018 года о праве на образование: Албания, Андорра, Австралия, Австрия, Азербайджан, Бельгия, Боливия, Босния и Герцеговина, Болгария, Коста-Рика, Хорватия, Кипр, Дания, Эстония, Германия, Греция, Исландия, Ирландия, Италия, Литва, Люксембург, Мадагаскар, Мальдивские Острова, Мальта, Монако, Норвегия, Парагвай, Перу, Португалия, Республика Молдова, Румыния, Словакия, Словения, Испания, Швеция, Таиланд, бывшая югославская Республика Македония, Тунис, Украина и Уругвай.

 


Дата:  5 июля 2018 г.

Возврат к списку