Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Источник: OHCRH.ORG



Совет по правам человека

Тридцать шестая сессия

11–29 сентября 2017 года

Пункт 3 повестки дня


Резолюция, принятая Советом по правам человека 28 сентября 2017 года

                   

36/12.    Всемирная программа образования в области прав человека

         

Совет по правам человека,

         

ссылаясь на Всеобщую декларацию прав человека, международные пакты о правах человека и другие соответствующие международные договоры о правах человека, 

         

вновь подтверждая сформулированный на Всемирной конференции по правам человека, состоявшейся в Вене в 1993 году, призыв ко всем государствам и учреждениям включать вопросы прав человека, гуманитарного права, демократии и верховенства закона в программы всех учебных заведений и сделанное на ней заявление о том, что образование в области прав человека должно включать вопросы обеспечения мира, демократии, развития и социальной справедливости, как об этом говорится в международных и региональных договорах о правах человека, ради достижения общего понимания и осведомленности в интересах укрепления всеобщей приверженности правам человека, 

         

вновь подтверждая также, что все права человека имеют универсальный, неделимый, взаимозависимый и взаимосвязанный характер и что международное сообщество должно относиться к правам человека глобально, на справедливой и равной основе, с одинаковым подходом и вниманием, и что при всей необходимости учитывать значение национальных и региональных особенностей и различий исторического, культурного и религиозного характера долг государств, независимо от их политических, экономических и культурных систем, состоит в том, чтобы поощрять и защищать все права человека и основные свободы, 

         

ссылаясь на резолюцию Генеральной Ассамблеи 59/113A от 10 декабря 2004 года, в которой Ассамблея провозгласила Всемирную программу образования в области прав человека в качестве международных усилий под эгидой Организации Объединенных Наций в целях содействия внедрению образования в области прав человека во всех секторах, и на все предыдущие резолюции Совета по правам человека об образовании и подготовке в области прав человека, 

         

вновь подтверждая Декларацию Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека, принятую Генеральной Ассамблеей в ее резолюции 66/137 от 19 декабря 2011 года, и то, что государства в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах обязаны обеспечивать, чтобы система образования была направлена на укрепление уважения к правам человека и основным свободам, и что каждый человек и каждый орган общества должен стремиться путем просвещения и образования содействовать уважению прав человека и основных свобод, 

         

ссылаясь на Итоговый документ Всемирного саммита 2005 года, в котором главы государств и правительств заявили, что поддерживают усилия по развитию образования и обучения в области прав человека на всех уровнях, в том числе путем реализации Всемирной программы образования в области прав человека с учетом конкретных обстоятельств, и призвали все государства разрабатывать инициативы в этой области, 

         

ссылаясь также на то, что Всемирная программа представляет собой постоянно реализуемую инициативу, строящуюся на основе последовательных этапов, в целях содействия осуществлению программ образования в области прав человека во всех секторах и что государства должны продолжать реализацию предыдущих этапов, принимая при этом необходимые меры для реализации текущего этапа, 

         

будучи убежденным в том, что образование в области прав человека представляет собой длительный и продолжающийся всю жизнь процесс, в рамках которого все люди учатся проявлять терпимость и уважать достоинство других и овладевать средствами и методами обеспечения этого уважения в любом обществе, 

         

вновь подтверждая ту конструктивную роль, которую играют национальные правозащитные учреждения, в частности в качестве консультативных структур при компетентных органах, в распространении информации о правах человека и в просветительской деятельности в области прав человека, и их роль в предотвращении и устранении нарушений прав человека,

         

считая, что образование и подготовка в области прав человека имеют огромное значение для эффективного осуществления прав человека и основных свобод и в значительной степени способствуют поощрению равенства, предотвращению конфликтов и нарушений и ущемлений прав человека и активизации широкого участия и демократических процессов в интересах формирования обществ, в которых ценятся и уважаются все люди без какой-либо дискриминации или различия, например по признаку расовой принадлежности, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного или сословного положения или иного статуса, 

         

ссылаясь на резолюцию Генеральной Ассамблеи 70/254 от 12 февраля 2016 года и принимая к сведению План действий Генерального секретаря по предупреждению воинствующего экстремизма, в котором образование и подготовка в области прав человека определены в качестве стратегии предупреждения и искоренения воинствующего экстремизма, 

         

приветствуя принятие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, включая задачу 7 ее Цели 4, и Рамочной программы действий по образованию на период до 2030 года и подтверждая взаимосвязи и комплексный характер всех целей и задач в области устойчивого развития, 

         

1.       с удовлетворением принимает к сведению среднесрочный доклад о ходе работы по осуществлению третьего этапа Всемирной программы образования в области прав человека, подготовленный Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека[1];

         

2.       с удовлетворением отмечает инициативы всех соответствующих заинтересованных сторон по осуществлению третьего этапа Всемирной программы;

         

3.       приветствует проведение обсуждения в формате дискуссионной группы высокого уровня по теме «Осуществление Декларации Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека: оптимальные виды практики и трудности», которое состоялось 14 сентября 2016 года, и краткий доклад о его работе, подготовленный Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека[2];

         

4.       рекомендует государствам и всем другим заинтересованным сторонам активизировать осуществление всех этапов Всемирной программы образования в области прав человека; 

         

5.       приветствует усилия Управления Верховного комиссара, Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры и го-сударств-членов в деле содействия образованию и подготовке в области прав человека на глобальном уровне, в том числе путем поощрения национального осуществления Всемирной программы образования в области прав человека, методологической и учебной поддержки, укрепления потенциала и технической помощи; 

         

6.       настоятельно призывает Верховного комиссара и Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры активизировать взаимодействие с государствами по их просьбе в целях укрепления их потенциала в деле образования и подготовки в области прав человека; 

         

7.       вновь заявляет о необходимости укрепления международного сотрудничества и координации, с тем чтобы содействовать продвижению образования и подготовки в области прав человека в качестве необходимого инструмента поощрения и защиты прав человека, и рекомендует государствам оказывать в ответ на соответствующие просьбы техническую помощь странам, желающим реализовать на национальном уровне планы действий, принятые в контексте Всемирной программы образования в области прав человека; 

         

8.       признает, что принятие Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, задача 7 Цели 4 которой конкретно предусматривает образование в области прав человека, открывает возможность для поощрения образования в области прав человека в соответствии с Декларацией Организации Объединенных Наций об образовании и подготовке в области прав человека и другими существующими глобальными планами действий, включая Всемирную программу образования в области прав человека, координируемую Управлением Верховного комиссара, и программу «Воспитание в духе глобальной гражданственности» Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, а также другие региональные и национальные инициативы в этой области, и подчеркивает необходимость поощрения синергизма между ними;

         

9.       признает также, что Всемирная программа образования в области прав человека может способствовать осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, и призывает Управление Верховного комиссара, в сотрудничестве с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, продолжать оказывать поддержку государствам в их усилиях по осуществлению Повестки дня на период до 2030 года, включая задачу 7 ее Цели 4; 

         

10.     просит Управление Верховного комиссара запросить мнения государств, национальных правозащитных учреждений, организаций гражданского общества и других соответствующих заинтересованных сторон в отношении целевых секторов, приоритетных областей или тематических вопросов, касающихся прав человека, для четвертого этапа Всемирной программы с учетом возможного синергизма с Повесткой дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и другими соответствующими инициативами по вопросам образования и подготовки в области прав человека, и представить Совету по правам человека доклад по этому вопросу на его тридцать девятой сессии.


39-е заседание

28 сентября 2017 года

[Принята без голосования.]



                        [1]  A/HRC/36/24.


                        [2]  A/HRC/35/6.



Дата:  28 сентября 2017 г.

Возврат к списку