Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Источник: OHCHR.ORG



Совет по правам человека

Тридцать пятая сессия

6–23 июня 2017 года

Пункт 3 повестки дня


Резолюция, принятая Советом по правам человека 22 июня 2017 года

                        

35/22.     Обеспечение равного осуществления всеми девочками права на образование

         

Совет по правам человека,

         

руководствуясь принципами и целями Устава Организации Объединенных Наций, 

         

вновь подтверждая право каждого человека на образование, которое закреплено, в частности, во Всеобщей декларации прав человека и других соответствующих международных договорах по правам человека, включая Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенцию о правах ребенка и Конвенцию о правах инвалидов, 

         

ссылаясь на все соответствующие резолюции Совета по правам человека, в частности на резолюцию 32/20 от 1 июля 2016 года,

         

признавая, что полное осуществление права на образование для всех является необходимым условием обеспечения устойчивого развития, и в этой связи

приветствуя Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года[1], включая Цель 4 в области устойчивого развития, касающуюся обеспечения всеохватного и справедливого качественного образования и поощрения возможности обучения на протяжении всей жизни для всех, подчеркивая предусмотренное в ней обязательство по ликвидации гендерного неравенства в сфере образования, и Цель 5, касающуюся обеспечения гендерного равенства и расширения прав и возможностей всех женщин и девочек,

         

ссылаясь на необходимость обеспечения того, чтобы все дети пользовались правом на образование и имели равный доступ к качественным системам развития, ухода и дошкольного обучения для детей младшего возраста, с тем чтобы они были готовы к получению начального образования, необходимость устранения гендерного неравенства в сфере образования к 2030 году, а также необходимость создания и модернизации образовательных учреждений, учитывающих интересы детей, особые нужды инвалидов и гендерные аспекты, и обеспечения безопасной, свободной от насилия и социальных барьеров, доступной и эффективной среды обучения для всех,

         

ссылаясь также на Инчхонскую декларацию «Образование 2030: Обеспечение всеобщего инклюзивного и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни», принятую на Всемирном форуме по вопросам образования 2015 года, который состоялся 19–22 мая 2015 года в Инчхоне, Республика Корея,

         

с признательностью отмечая работу, проводимую всеми соответствующими органами, учреждениями и механизмами системы Организации Объединенных Наций в рамках их соответствующих мандатов, в частности Детским фондом Организации Объединенных Наций и Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Структурой Организации Объединенных Наций по вопросам гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин, Фондом Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Управлением Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, а также усилия организаций и гражданского общества в целях содействия полному и равному осуществлению девочками права на образование,

         

будучи глубоко обеспокоен тем, что гуманитарные кризисы и вооруженные конфликты лишают детей доступа к образованию, и это в особенности касается девочек, у которых в этих условиях в два с половиной раза больше шансов не посещать школу, чем у мальчиков,

         

решительно осуждая нападения и похищения девочек по причине того, что они учатся или желают учиться в школе, выражая сожаление по поводу всех нападений, включая террористические нападения, на учебные заведения, их учащихся и персонал и признавая негативное воздействие таких нападений на постепенную реализацию права на образование, в особенности девочками, и подчеркивая обязательства государств по созданию благоприятной и безопасной обстановки для обеспечения безопасности школ,

         

вновь подтверждая равное право каждого ребенка на получение образования без какой бы то ни было дискриминации и отмечая, что девочки часто сталкиваются с множественными и пересекающимися формами дискриминации,

           

подчеркивая важность вклада парламентариев, национальных правозащитных учреждений и гражданского общества, включая неправительственные организации, в обеспечение равного осуществления права на образование всеми девочками,

         

признавая, что гендерные стереотипы в отношении роли женщин и девочек лежат в основе препятствий для равного осуществления девочками права на качественное образование и что эти стереотипы также закрепляются в школьных учебных программах и материалах,

         

будучи преисполнен решимости обеспечить полное осуществление права на образование и гарантировать признание и осуществление этого права без какой бы то ни было дискриминации,

         

признавая, что право на образование является правом с мультипликативным эффектом, которое открывает перед женщинами и девочками возможность отстаивать свои права человека, включая право на участие в общественной, а также экономической, социальной и культурной жизни и полноценное участие в принятии решений, формирующих общество,

         

1.       с удовлетворением принимает к сведению доклад Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, подготовленный во исполнение резолюции 32/20 Совета по правам человека[2];

         

2.       настоятельно призывает все государства:

         

a)       укреплять и активизировать их усилия по принятию продуманных, конкретных и адресных мер в целях обеспечения в полной мере равного осуществления права на образование всеми девочками и устранения правовых, административных, финансовых, структурных, социальных и культурных барьеров, препятствующих равному осуществлению права на образование всеми девочками, а также обеспечения надлежащим образом недискриминации при приеме девочек и мальчиков в образовательные учреждения на всех уровнях, особенно при разработке политики, программ и выделении ресурсов;

         

b)       укреплять и активизировать их усилия в целях предотвращения и искоренения всех форм насилия в отношении девочек в школе и привлекать к ответственности тех, кто несет ответственность за эти деяния;

         

c)       пересмотреть, отменить и упразднить, сообразно обстоятельствам, законы, политику и практику, которые могут негативно влиять на право всех девочек на образование, включая дискриминационные законы, политику, практику, обычаи, традиции и религиозные соображения, финансовые барьеры, насилие, включая сексуальное насилие в школах, наихудшие формы детского труда и такую пагубную практику, как калечащие операции на женских половых органах, гендерные стереотипы, детские, ранние и принудительные браки и ранние беременности;

         

d)       устранить гендерные стереотипы из всех образовательных процессов, методик и учебных материалов, в том числе посредством проведения периодического обзора и пересмотра содержания школьных программ, учебников, программ и методик преподавания, и включить в школьную программу в качестве обязательного компонента образование в области прав человека, в том числе по вопросам гендерного равенства и недискриминации, и обеспечить, чтобы девочки поощрялись к свободному выбору нетрадиционных сфер обучения;

         

e)       обеспечить адекватный доступ к воде и безопасным, раздельным и качественным санузлам в школах и поощрять надлежащее поведение, связанное с соблюдением гигиенических норм, поскольку школьные системы водоснабжения и санитарии являются важнейшими элементами базового образования;

         

3.       призывает государства уделять повышенное внимание предоставлению девочкам качественного образования, включая ликвидацию отставания в образовании, неформальное обучение и обучение грамоте для тех, кто не получил формального образования, и специальные инициативы по удержанию девочек в школе после завершения начального образования, а также содействовать доступу девушек к профессиональной подготовке и обучению навыкам предпринимательства;

         

4.       рекомендует государствам поддерживать доступ девочек к развитию навыков путем расширения возможностей для получения образования и профессиональной подготовки – от базовых навыков владения цифровыми технологиями до высокого уровня технической квалификации в сфере науки, техники, инженерного дела и математики, а также в сфере информационно-коммуникационных технологий;

         

5.       рекомендует также государствам наращивать инвестиции и международное сотрудничество, с тем чтобы у всех девочек были равные возможности в плане получения бесплатного, равноправного, инклюзивного и качественного дошкольного, начального и среднего образования, в том числе путем расширения масштабов и укрепления, сообразно обстоятельствам, национальных, региональных и международных инициатив, таких как инициатива Организации Объединенных Наций по вопросам образования девочек, Инициатива по работе с детьми, не посещающими школу, Глобальное партнерство в интересах образования и Глобальная программа активизации действий по искоренению детских браков Фонда Организации Объединенных Наций в области народонаселения и Детского фонда Организации Объединенных Наций, а также изучать дополнительные новаторские механизмы, основанные на модели объединения государственных и частных ресурсов, обеспечивая при этом, чтобы все поставщики услуг в сфере образования обладали необходимой квалификацией и надлежащей подготовкой и учитывали должным образом права человека, включая право на образование;

         

6.       рекомендует развивать международное сотрудничество, чтобы дополнять усилия государств по вопросам, касающимся образования, в частности с целью эффективной ликвидации всех форм дискриминации и стереотипов в сфере образования, и поддерживает усилия системы Организации Объединенных Наций в этом отношении;

         

7.       подтверждает важность продолжения разработки и совершенствования стандартов и методологий на национальном, региональном и международном уровнях для улучшения сбора, анализа и распространения гендерной статистики и данных о доступе к образованию, в частности данных о доступе к всеобщему начальному образованию; гендерном разрыве в показателях грамотности среди молодежи; числе детей, не посещающих школу, и т.д.;

         

8.       настоятельно призывает государства поддерживать усилия развивающихся стран, в особенности наименее развитых стран, по постепенной реализации права на образование, в частности обеспечивая право на образование для всех девочек путем выделения надлежащих ресурсов, включая финансовые и технические ресурсы, в поддержку разрабатываемых странами национальных планов в сфере образования;

         

9.       вновь подтверждает важность укрепления диалога между Детским фондом Организации Объединенных Наций, Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры, Специальным докладчиком по вопросу о праве на образование и другими партнерами, работающими над реализацией целей в сфере образования для девочек, с тем чтобы и далее поощрять право девочек на образование в оперативной деятельности системы Организации Объединенных Наций;

         

10.     рекомендует Верховному комиссару и соответствующим мандатариям специальных процедур уделять необходимое внимание обеспечению равного осуществления всеми девочками права на образование при выполнении ими своих мандатов и в своих докладах и прилагать коллективные усилия для его реализации на основе практических и эффективных шагов;

         

11.     постановляет продолжать заниматься этим вопросом.


36-е заседание

22 июня 2017 года

[Принята без голосования.]



                        [1]   Резолюция 70/1 Генеральной Ассамблеи.


                        [2]   A/HRC/35/11.



Дата:  22 июня 2017 г.

Возврат к списку