Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  


Июньский выпуск бюллетеня Инициативы "Право на образование" 





Источник: Right to Education Initiative 

Перевод с английского: Смирнова М. В.



ООН: Совет по правам человека принял резолюции о праве на образование


© Erica Murphy 2017


На 35-й сессии Совета ООН по правам человека (СПЧ) государства подтвердили свою приверженность праву на образование, приняв резолюции о праве на образование и о праве девочек на образование.


Резолюция о праве на образование, предложенная Португалией и спонсируемая 37 государствами, приветствует последний доклад Специального докладчика ООН по вопросу о праве на образование г.-жи Кумбу Боли в области неформального образования, который она представила на заседании КПЧ 6 июня 2017 года. Последующий интерактивный диалог Между государствами можно посмотреть здесь и здесь.


Примечательно, что резолюция в очередной раз призывает государства «создать такую нормативную базу для организаций, реализующих образовательные услуги, в том числе тех, которые действуют независимо или в партнерстве с государствами, которая бы отвечала целям устранения негативных последствий коммерциализации образования». Резолюция также включает новый элемент, который побуждает государства оценивать качество образования, «в том числе посредством независимых оценок», поскольку за последние месяцы неоднократно возникали препятствия независимой проверке частных школ. Для получения дополнительной информации предлагаем ознакомиться с пресс-релизом о резолюции, одобренной 17 организациями гражданского общества со всего мира.


Резолюция о праве на образование девочек, предложенная Объединенными Арабскими Эмиратами и поддержанная 18 государствами, была принята КПЧ 19 июня 2017 года. В резолюции отмечается недавний доклад о праве на образование девочек, подготовленный Управлением Верховного комиссара ООН по правам человека.


Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам: Принятие процедуры последующих действий и новое замечание общего характера 


Тем временем во дворце Вильсона проходила 61-я сессия Комитета ООН по экономическим, социальным и культурным правам, на которой рассматривались вопросы осуществления экономических, социальных и культурных прав в Пакистане, Шри-Ланке, Австралии, Уругвае, Лихтенштейне и Нидерландах.


В ходе сессии Комитет принял обновленную процедуру наблюдения за выполнениями заключительных замечаний (follow-up procedure). Эта процедура позволяет Комитету оценить меры, принятые государством для выполнения ключевых рекомендаций Комитета.


В дополнение к своим надзорным обязанностям Комитет также опубликовал актуальное замечание общего порядка по выполнению государственных обязательств в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах в контексте предпринимательской деятельности.


Здесь можно ознакомиться с обзором новостей о праве на образование 35-й сессии Совета по правам человека и 61-й сессии Комитета по экономическим, социальным и культурным правам.


Обновленная страница: Право на инклюзивное образование


На обновленной странице, посвященной праву на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, размещена информация о праве на инклюзивное образование. Обновленная версия страницы теперь включает разъяснения ключевых положений Конвенции о правах инвалидов (CRPD), таких как «недискриминация» и «разумное удовлетворение потребностей». Также на странице отражена информация из недавнего общего замечания Комитета по вопросам инклюзивного образования.


Гондурас: Группы гражданского общества требуют прекратить криминализацию студентов


Более 90 организаций гражданского общества, а также отдельные гражданские лица призвали Национальный автономный университет Гондураса (UNAH) незамедлительно возобновить диалог с университетским студенческим движением, чтобы прийти к мирному разрешению сложившейся продолжительной кризисной ситуации. В ходе кризиса были введены многочисленные ограничение прав учащихся, в том числе права на свободу собраний и выражения мнений и права на образование.



Суд в Индии определил, что дети, страдающие от ВИЧ, не должны подвергаться дискриминации в сфере образования 


В мае 2017 года Верховный суд Индии постановил, что детям, живущим с ВИЧ или иным способом пострадавших от ВИЧ, должен быть предоставлен особый статус, в частности, они должны быть определены в качестве «детей, принадлежащих к обездоленной группе» в соответствии с Законом о праве детей на бесплатное и обязательное образование 2009 года. 



Судебная практика. Оплата труда учителей и новаторский подход к исполнению судебных решений в Южной Африке 


Инициатива «Право на образование» в сотрудничестве с «Уайт энд Кейс» и группой «Адвокаты   - за международное развитие» публикуют серию кратких обзоров по ключевым вопросам права на образование из различных судов по всему миру.


Дело месяца - решение южноафриканского суда по делу Линксайд и другие против министра базового образования и других («Linkside II»). В данном деле Верховный суд Восточно-Капской  провинции постановил, что Национальный департамент базового образования  нарушил свои конституционные и законодательные обязанности в отношении обеспечения базового образования, управления и финансирования государственных школ. Поводом для возбуждения дела послужил отказ Департамента назначить преподавателей на вакантные должности в школах-заявителях. Согласившись с заявителями по всем пунктам, судья Робертсон обязал Департамент возместить школам-заявителям выплаты, произведенные в отношении школьных инструкторов. Суд также обязал принять на работу на временной основе школьных преподавателей, работающих на вакантных должностях. В данном инновационном решении Суд также поручил Департаменту назначить ответственного за мониторинг выполнения требований об осуществлении платежей.



Новости одной строкой


  • Доступ к образованию. Возмущение закрытием школ (Daily News)
  • Детские браки. Губернатор Нью-Йорка подписывает закон, запрещающий ранние детские браки (HRW)
  • Зимбабве: Детские браки опустошают школы Мбира (The Herald)
  • Образование в чрезвычайных ситуациях. Украденное образование в Ираке (Фотограф Diego Ibarra Sánchez)
  • Глобальная коалиция по защите образования от нападений: Ботсвана становится 66-й страной, одобрившей Декларацию о безопасных школах (protectingeducation.com)
  • Неудовлетворительные школы в Пакистане (HRW)
  • Озеро Чад: поколение детей, не получивших образования (Miltech)
  • Финансирование образования. Руанда: группы гражданского общества хотят увеличить бюджетные ассигнования на образование (The New Times)
  • Всемирный образовательный блог ЮНЕСКО: доля помощи, выделяемой на образование, сокращается уже шестой год подряд (UNESCO)
  • Всемирный образовательный блог ЮНЕСКО: настоятельная необходимость в инвестициях в дошкольное образование (UNESCO)
  • Богатые страны сокращают финансовую помощь в области образования, и африканские дети пострадают сильнее всего (Quartz Africa)
  • Образование для девочек. Гражданское общество отвечает борьбой на действия консервативных групп по искоренению гендерного равенства в перуанском образовательном стандарте (campaignforeducation.org
  • Африка: Сделать доступ девочек к образованию реальностью (HRW)
  • Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека об осуществлении равного права на образование каждой девушкой (OHCHR)
  • Танзания: Перекресток - Девочкам не следует отказывать в праве на образование (The Citizen)
  • Высшее образование. Япония рассматривает вопрос о введении конституционного права на бесплатное высшее образование (Nikkei Asian Review)
  • Всемирный образовательный блог ЮНЕСКО: как открыть двери для высшего образования для всех -  посмотрите на состояние Нью-Йорка (UNESCO)
  • Судебная защита права на образование. Рабочая группа ESCR-Net по стратегическим судебным разбирательствам: ключевые предложения в отношении последующей деятельности в связи с мнениями, опубликованными договорными органами ООН по правам человека (ESCR-Net)
  • Южная Африка: студенты-геи чувствуют себя невидимыми. Пришло время осветить их проблемы (The Conversation)
  • Обучение на протяжении всей жизни с точки зрения социальной справедливости (UNESCO)
  • Мигранты и беженцы. Дети-мигранты лишены образования (HRW)
  • Турция: Препятствия в получении образовании для лиц, ищущих убежище (HRW)
  • Детям из Квебека, не имеющим документов, необходимо право на образование, говорят активисты (Montreal Gazette)
  • Неформальное образование. Специальный докладчик по вопросу о праве на образование доложила об осуществлении права на образование посредством неформального образования (SRed)
  • Лица с ограниченными возможностями. Полина Хэнсон ошибается - нам нужно включать детей с инвалидностью в обычные классы (The Conversation)
  • Инклюзивное образование: обязательное условие для детей с ограниченными возможностями (The Himalayan Times)
  • Приватизация. Непредвиденный результат приватизации школ в Либерии: голодные студенты (Norrag)
  • Планы Южно-Африканской Республики в отношении введения государственно-частного партнерства в образовании требуют здорового скептицизма (AllAfrica)
  • Религиозное образование. Южноафриканская комиссия по правам человека приветствует решение суда, поощряющее религиозное разнообразие в школах (SAHRC)
  • Сегрегация. Балканское переходное правосудие: ученики бросают вызов этнически раздельному образованию в Боснии (BTJ)
  • Цель 4 устойчивого развития до 2030 года: Руководство от ЮНЕСКО (UNESCO)
  • Сокращение глобальной бедности посредством всеобщего начального и среднего образования (UNESCO)
  • Всемирная бедность может быть сокращена более чем наполовину, если все взрослые закончат среднюю школу (UNESCO)
  • Образование учителей (Norrag)
  • Комитет Организации Объединенных Наций по экономическим, социальным и культурным правам: Замечание общего порядка № 24 о государственных обязательствах по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах в контексте предпринимательской деятельности (OHCHR)
  • Совет ООН по правам человека: резолюция A/HRC/35/L.2 о праве на образование (OHCHR)
  • Генеральный секретарь ООН: г-жа Вирджиния Гамба из Аргентины назначена Специальным представителем Генерального секретаря по вопросу о детях в вооруженных конфликтах (UNSG)

------



Инициатива "Право на Образование" - партнерство ряда неправительственных организаций, чья деятельность связана с продвижением и защитой права на образование. Консорциум был создан в 2000 году первым Специальным докладчиком ООН по вопросу о праве на образование, Катариной Томашевски и вновь запущен в 2008 году в качестве совместной инициативы. В настоящее время проект поддерживается ActionAid International, Amnesty International, Global Campaign for Education, Save the Children и Human Rights Watch.


В качестве своей миссии проект видит содействие мобилизации права на образование и укрепление механизмов защиты, а также выработку связей между такими дисциплинами как права человека, образование и развитие.


На сайте проекта систематизированы существующие международные механизмы защиты права на образование, которые могут быть использованы участниками образовательных отношений в повседневной деятельности.




Дата:  30 июня 2017 г.

Возврат к списку