Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 46

1. Платная деятельность государственных, муниципальных и негосударственных образовательных организаций, научных организаций и их филиалов в области образования регулируется п. 10 ст. 41 и ст. 45, 46 Закона об образовании , ст. 29 Федерального закона “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, а также постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 “Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг ”; письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 31ю-31нн-40/31-09 “О Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования ”; приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.07.2003. № 2994 “Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования” (зарегистрирован Министерством юстиции российской Федерации 13.08.2003. № 4971); приказом Министерства образования Российской Федерации от 28.07.2003 № 3177 “Об утверждении Примерной формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 5.08.2003. № 4956), другими нормативными правовыми актами и документами.

Порядок осуществления военными образовательными учреждениями высшего профессионального образования Министерства обороны РФ платной деятельности в области образования и в других областях определяется, в частности, приказом Министерства обороны Российской Федерации от 23.01.2004 № 25 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации4.03.2004. № 5609).

2. Согласно п. 1 комментируемой статьи государственные и муниципальные образовательные учреждения вправе оказывать гражданам и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами. К числу платных дополнительных образовательных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями, относятся обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия по углубленному изучению предметов и другие услуги, не предусмотренные образовательными программами и государственными образовательными стандартами (п. 1 ст. 45 Закона об образовании). Требования к оказанию образовательных услуг, в том числе к содержанию образовательных программ, специальных курсов, определяются по соглашению образовательной организации и потребителя и могут быть выше, чем это предусмотрено государственными образовательными стандартами (п. 6 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2001 г. N 505 ).

Согласно п. 4, 6 Правил оказания платных образовательных услуг к платным образовательным услугам, предоставляемым государственными и муниципальными образовательными учреждениями, не относятся: снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации основных образовательных программ; реализация основных общеобразовательных программ, общеобразовательных программ повышенного уровня и направленности общеобразовательными учреждениями (классами) с углубленным изучением отдельных предметов, гимназиями, лицеями, дошкольными образовательными учреждениями в соответствии с их статусом; факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору. Привлечение на эти цели средств потребителей не допускается.

В силу п. 3 ст. 45 Закона об образовании платные дополнительные образовательные услуги государственных (муниципальных) образовательных учреждений не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, изымаются учредителем в его бюджет. Государственное (муниципальное) образовательное учреждение вправе обжаловать указанное действие учредителя в суд.

В отличие от государственных и муниципальных образовательных учреждений негосударственные образовательные организации вправе взимать плату с обучающихся за образовательные услуги, в том числе за обучение в пределах государственных образовательных стандартов.

От платы за дополнительные образовательные услуги следует отличать сборы денежных средств с обучающихся (их родителей, законных представителей) на обеспечение хозяйственных нужд образовательной организации, проведение ремонтных работ, доплату обслуживающему персоналу и учителям –предметникам за проведение уроков в рамках основной образовательной деятельности (Письмо Минобразования России от 19.05.1995. № 724/ 7-16). Не относится к плате за дополнительные образовательные услуги и плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях, которая взимается с родителей (законных представителей) дошкольников на основании п. 31 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677; п. 53 и 54 Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.09.1997 N 1204 (см. решение Верховного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № ГКП402-1399 ; Определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 3.04. 2003. № КАС03-137).

3. Правила оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 5.07.01. № 505) и Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования (Приложение к письму Минобразования России от 1.10.02. № 31ю-31нн-40/31-09) широко используют нормы Закона РФ “ О защите прав потребителей” от 7.02.1992. Однако, указанные Правила и Методические рекомендации рассматривают в качестве потребителя организацию или гражданина, имеющих намерение заказать, либо заказывающих образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающих образовательные услуги лично (п. 2 Правил). Обратимся к тексту преамбулы Закона РФ “ О защите прав потребителей”. “Потребителем, -гласит преамбула, -является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести…услуги исключительно для …нужд…, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности”. Таким образом, субъектный состав лиц, права которых защищены нормами Закона РФ “ О защите прав потребителей”, ограничен. Действие Закона не распространяется на обязательства, возникшие в связи с предоставлением платных образовательных услуг между исполнителем и юридическим лицом-заказчиком; исполнителем и гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, получающим образование для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Например, в соответствии со ст. п. 2 ст. 15 Федерального закона от 7 августа 2001 г. "Об аудиторской деятельности" обязательным условием для получения аттестата аудитора является "наличие документа о высшем экономическом и (или) юридическом образовании, полученном в российских учреждениях высшего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию". Согласно п. 3 ст. 15 данного закона каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат, обязан в течение каждого календарного года начиная с года, следующего за годом получения аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом. Поскольку в ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность рассматривается в качестве предпринимательской, аудитор повышает квалификацию отнюдь не для личных (бытовых )целей, а для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Подобное обязательство, также как и обязательство, возникшее в связи с предоставлением платных образовательных услуг между исполнителем и юридическим лицом-заказчиком, должно регулироваться нормами гл. 39 ГК РФ, а также (в силу ст. 783 ГК РФ) нормами о подряде (параграф 1 гл. 37 ГК РФ). Применение параграфа 2 гл. 37 ГК РФ (“Бытовой подряд”) возможно лишь в том случае, если гражданин-потребитель получает образование в целях удовлетворения бытовых и других личных потребностей (п. 1 ст. 730 ГКРФ). Кроме того, нормы параграфа 2 гл. 37 ГК РФ не подлежат применению в тех случаях, когда образовательная организация не осуществляет предпринимательской деятельности (например, если в соответствии с п. 2 ст. 46 Закона об образовании доход от платной образовательной деятельности полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данной образовательной организации). Кроме того, не относится к предпринимательской деятельности оказание образовательных услуг на льготных условиях (например, по цене ниже затрат на оказание), поскольку такая деятельность не преследует цели извлечения прибыли и не приносит прибыль. В таком случае деятельность образовательной организации должна рассматриваться как благотворительная (ст. 1 Федерального закона “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях”). Таким образом, в случае возникновения обязательств, связанных с предоставлением платных образовательных услуг между исполнителем и юридическим лицом-заказчиком; исполнителем и гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, получающим образование для нужд, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, Правила оказания платных образовательных услуг и Методические рекомендации по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования применяются лишь в той части, в которой они соответствуют вышеуказанным нормам Гражданского кодекса Российской Федерации.

4. По своей правовой природе договор об оказании платных образовательных услуг представляет собой разновидность договора возмездного оказания услуг, урегулированного главой 39 ГКРФ. В силу ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги. По договору возмездного оказания образовательных услуг образовательная организация (исполнитель) обязуется оказать образовательные услуги обучающемуся, прошедшему по конкурсу и обязанному выполнять учебный план, а физическое и (или) юридическое лицо (заказчик) обязуется оплатить эти услуги.

Заслуживает внимания вопрос о правовой квалификации договоров о предоставлении платных образовательных услуг, заключенных между исполнителем и юридическим лицом-заказчиком (например, работодателем, оплачивающим повышение квалификации своих работников). Предметом договора о предоставлении платных образовательных услуг, заключенного между исполнителем и юридическим лицом-заказчиком, является, как правило, обучение работника (участника, члена) юридического лица-заказчика. В Методических рекомендациях по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования указанный договор рассматривается как трехсторонний, в котором работник (член, участник) юридического лица-заказчика выступает наряду с заказчиком и исполнителем в качестве самостоятельной стороны договора (сноска 3 Методических рекомендаций по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования). С такой квалификацией договора о предоставлении платных образовательных услуг работнику трудно согласиться, поскольку данный договор не регулирует взаимоотношения между юридическим лицом-заказчиком и его работником. Действительно, содержание договора составляют, с одной стороны, обязательства заказчика и исполнителя; с другой стороны, обязательства исполнителя и работника. Между тем, круг взаимных прав и обязанностей заказчика и его работника (участника, члена) остается за рамками данного договора.

Представляется, что договор об обучении работника (члена, участника) юридического лица- заказчика следует рассматривать как договор в пользу третьего лица. В качестве третьего лица по такому договору выступает работник (член, участник) юридического лица- заказчика. При этом он, хотя и не является самостоятельной стороной договора, тем не менее обладает рядом прав и несет определенные обязанности. Во-первых, согласно ст. 430 ГК РФ, работник вправе требовать от исполнителя исполнения обязательств в свою пользу. Во-вторых, в соответствии с п. 2 ст. 430 ГК РФ с момента выражения работником намерения воспользоваться своим правом по договору (такое намерение может быть выражено путем конклюдентных действий, -например, работник приступил к учебе ) стороны не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия работника. В-третьих, в силу п. 3 ст. 430 ГК РФ исполнитель в договоре в пользу работника вправе выдвигать против требований работника возражения, которые он мог бы выдвинуть против заказчика (например, исполнитель вправе отказать работнику в предоставлении платных образовательных услуг по причине их неоплаты заказчиком).

Наконец, метод аналогии закона позволяет использовать положения п. 2 ст. 939 ГК РФ, согласно которому третье лицо (работник) вправе, а при некоторых условиях должно выполнять обязанности заказчика, заключившего договор в его пользу.

Следует остановиться на вопросах правовой квалификации договора о предоставлении платных образовательных услуг несовершеннолетним. В Методических рекомендациях договор о предоставлении платных образовательных услуг малолетним обучающимся рассматривается как трехсторонний договор (сноска 3 Методических рекомендаций по заключению договоров для оказания платных образовательных услуг в сфере образования). Очевидно, что наделение малолетних правами самостоятельной стороны по договору противоречит ст. 28 ГК РФ, согласно которой все сделки малолетних, за некоторым исключением, совершают от имени малолетнего его родители (законные представители). Перечень сделок, в которых малолетний ребенок может выступать в качестве самостоятельной стороны, является исчерпывающим; договор о предоставлении платных образовательных услуг в данном перечне не указан.

В этой связи договор о предоставлении платных образовательных услуг малолетним должен быть урегулирован как двусторонний. От договора в пользу третьего лица он будет отличаться отсутствием у потребителя права требовать исполнения договора в свою пользу, а также прочих прав и обязанностей, которыми наделены третьи лица по договору, заключенному в его пользу.

5. Согласно Правилам до заключения договора об оказании платных образовательных услуг образовательная организация (исполнитель) обязана предоставить потребителю достоверную информацию об исполнителе и оказываемых образовательных услугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.

Образовательная организация-исполнитель обязана довести до потребителя (в том числе путем размещения в удобном для обозрения месте) информацию, содержащую следующие сведения:

- наименование и место нахождения (юридический адрес) исполнителя, а также сведения о наличии у него лицензии на право ведения образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации с указанием регистрационного номера, срока действия и органа, их выдавшего;

- уровень и направленность реализуемых основных и дополнительных образовательных программ, формы и сроки их освоения;

- перечень образовательных услуг, стоимость которых включена в основную плату по договору, и перечень дополнительных образовательных услуг, оказываемых с согласия потребителя, порядок их предоставления;

- стоимость образовательных услуг, оказываемых за основную плату по договору, а также стоимость образовательных услуг, оказываемых за дополнительную плату, и порядок их оплаты;

- порядок приема и требования к поступающим;

- форма документа, выдаваемого по окончании обучения.

Филиал, отделение или другое территориально обособленное структурное подразделение образовательной организации предоставляет потребителю также информацию о наличии у него доверенности на осуществление полностью или частично правомочий соответствующей образовательной организации. Способ доведения информации до потребителя ( объявления, буклеты, проспекты, информация на стендах, предоставление информации по требованию заказчика) устанавливается исполнителем самостоятельно, за исключением случаев, когда он определяется законодательством Российской Федерации. При этом исполнитель обязан обеспечить доступность ознакомления с информацией. Информация должна доводиться до потребителя на русском языке и дополнительно, по усмотрению исполнителя, - на государственных языках субъектов Российской Федерации и родных языках народов Российской Федерации.

Образовательная организация-исполнитель обязана также предоставить для ознакомления по требованию потребителя:

- устав образовательной организации, положение о филиале, отделении, другом территориально обособленном структурном подразделении;

- лицензию на осуществление образовательной деятельности и другие документы, регламентирующие организацию образовательного процесса;

- адрес и телефон учредителя (учредителей), органа управления образованием;

- образцы договоров, в том числе об оказании платных дополнительных образовательных услуг;

- основные и дополнительные образовательные программы, стоимость образовательных услуг по которым включается в основную плату по договору;

- дополнительные образовательные программы, специальные курсы, циклы дисциплин и другие дополнительные образовательные услуги, оказываемые за плату только с согласия потребителя;

- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании платных образовательных, в том числе платных дополнительных образовательных, услуг, в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Образовательная организация-исполнитель обязана сообщать потребителю по его просьбе другие относящиеся к договору и соответствующей образовательной услуге сведения.

Важно подчеркнуть, что в случае приема гражданина в образовательную организацию последняя обязана (независимо от наличия соответствующего требования потребителя) ознакомить его с уставом образовательной организации, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательной организации и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса, о чем делается соответствующая запись в приемных документах, которая заверяется личной подписью заказчика (п. 2 ст. 16 Закона об образовании).

6. Согласно п. 14 Правил оказания платных образовательных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505) договор об оказании платных образовательных услуг заключается в письменной форме. Он составляется в двух экземплярах, один из которых находится у образовательной организации (исполнителя), другой - у потребителя.

К существенным условиям договора об оказании платных образовательных услуг относятся, во-первых, условие о предмете (уровень и направленность основных и дополнительных образовательных программ, перечень (виды) образовательных услуг); во-вторых, условие о цене договора (стоимость образовательных услуг и порядок их оплаты); в-третьих, условие о сроках оказания образовательных услуг. При отсутствии соглашения сторон хотя бы по одному из указанных условий договор считается незаключенным (ст. 432 ГК РФ).

В договоре обязательно должны быть указаны также следующие сведения:

- наименование образовательной организации - исполнителя и место ее нахождения (юридический адрес) ;

- фамилия, имя, отчество, телефон и адрес потребителя;

- другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых образовательных услуг.

При заключении договоров об оказании платных образовательных услуг необходимо учесть требования письма Министерства образования Российской Федерации от 19.01.2000 N 14-51-59ин/04 "О соблюдении законодательства о защите прав потребителей при оказании платных образовательных услуг", согласно которым к противоречащим законодательству условиям договора об оказании платных образовательных услуг, в частности, относятся:

- ограничение предусмотренного п. 1 ст. 782 ГК РФ права потребителей на отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг в любое время и без обоснования причин (к числу таких ограничений можно отнести условия, предоставляющие право на расторжение договора исключительно до начала учебного года, устанавливающие длительные сроки предупреждения о расторжении договора, обязательное наличие уважительных причин для расторжения договора и т. п. );

- условие о невозврате сумм, предварительно уплаченных за образовательные услуги, либо о возврате их со значительными удержаниями при отказе от исполнения договора по инициативе потребителя на основании статьи 782 ГК РФ, а также установление штрафа за такой отказ;

- установление отдельной оплаты за пересдачу экзаменов, контрольных работ, зачетов, итоговую аттестацию;

- установление в договорах помимо платы за обучение "безвозмездных единовременных сумм на содержание образовательной организации ";

- установление исключительной подсудности по месту нахождения образовательной организации.

Примерные формы договора на оказание платных образовательных услуг в сфере профессионального образования утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации от 28 июля 2003 г. N 3177; в сфере общего образования- приказом Министерства образования РФ от 10.07.2003. № 2994 “Об утверждении примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования”.

7. Согласно примерной форме договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг общеобразовательными учреждениями (утв. Приказом Министерства образования Российской Федерации от 10.07.2003. № 2994) образовательная организация-исполнитель обязана: организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных договором (дополнительные образовательные услуги оказываются в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми исполнителем) ;обеспечить для проведения занятий помещения, соответствующие санитарным и гигиеническим требованиям, а также оснащение, соответствующее обязательным нормам и правилам, предъявляемым к образовательному процессу; во время оказания дополнительных образовательных услуг проявлять уважение к личности потребителя, оберегать его от всех форм физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия потребителя с учетом его индивидуальных особенностей; сохранить место за потребителем (в системе оказываемых общеобразовательным учреждением дополнительных образовательных услуг) в случае его болезни, лечения, карантина, отпуска родителей, каникул и в других случаях пропуска занятий по уважительным причинам; уведомить заказчика о нецелесообразности оказания потребителю образовательных услуг в объеме, предусмотренном договором, вследствие его индивидуальных особенностей, делающих невозможным или педагогически нецелесообразным оказание данных услуг.

Образовательная организация - исполнитель вправе отказать заказчику и потребителю в заключении договора на новый срок по истечении действия настоящего договора, если заказчик, потребитель в период его действия допускали нарушения, предусмотренные гражданским законодательством и договором и дающие исполнителю право в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора.

Заказчик, в свою очередь, обязан своевременно вносить плату за предоставленные услуги, указанные в договоре; при поступлении потребителя в общеобразовательное учреждение и в процессе его обучения своевременно предоставлять все необходимые документы, предусмотренные уставом данного учреждения; незамедлительно сообщать руководителю исполнителя об изменении контактного телефона и места жительства; извещать руководителя исполнителя об уважительных причинах отсутствия потребителя на занятиях; по просьбе исполнителя приходить для беседы при наличии претензий исполнителя к поведению потребителя или его отношению к получению дополнительных образовательных услуг; проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу исполнителя; возмещать ущерб, причиненный потребителем имуществу исполнителя в соответствии с законодательством; обеспечить потребителя за свой счет предметами, необходимыми для надлежащего исполнения исполнителем обязательств по оказанию дополнительных образовательных услуг, в количестве, соответствующем возрасту и потребностям потребителя; в случае выявления заболевания потребителя (по заключению учреждений здравоохранения либо медицинского персонала исполнителя) освободить потребителя от занятий и принять меры по его выздоровлению; для договора с участием потребителя, не достигшего 14-летнего возраста, обеспечить посещение потребителем занятий согласно учебному расписанию.

Заказчик вправе требовать от образовательной организации-исполнителя предоставления информации по вопросам, касающимся организации и обеспечения надлежащего исполнения услуг, предусмотренных договором, образовательной деятельности исполнителя и перспектив ее развития; об успеваемости, поведении, отношении потребителя к учебе и его способностях в отношении обучения по отдельным предметам учебного плана.

Согласно примерному договору потребитель, достигший четырнадцати лет, обязан посещать занятия, указанные в учебном расписании; выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогами общеобразовательного учреждения; соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу исполнителя и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство; бережно относиться к имуществу исполнителя.

Потребитель вправе обращаться к работникам исполнителя по всем вопросам деятельности образовательного учреждения; получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний и критериях этой оценки; пользоваться имуществом исполнителя, необходимым для обеспечения образовательного процесса, во время занятий, предусмотренных расписанием.

Заказчик и потребитель, надлежащим образом исполнившие свои обязательства по договору, имеют преимущественное право на заключение договора на новый срок по истечении срока действия договора.

8. В соответствии с примерным договором в сфере профессионального образования (утвержден приказом Министерства образования Российской Федерации от 28 июля 2003 г. N 3177) образовательная организация-исполнитель обязана зачислить потребителя, выполнившего установленные уставом и иными локальными нормативными актами исполнителя условия приема; организовать и обеспечить надлежащее исполнение услуг, предусмотренных договором; создать потребителю необходимые условия для освоения выбранной образовательной программы; проявлять уважение к личности потребителя, не допускать физического и психологического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психологического здоровья, эмоционального благополучия потребителя с учетом его индивидуальных особенностей; сохранить место за потребителем в случае пропуска занятий по уважительным причинам; восполнить материал занятий, пройденный за время отсутствия потребителя по уважительной причине, в пределах объема услуг, оказываемых в соответствии с договором.

Образовательная организация -исполнитель вправе самостоятельно осуществлять образовательный процесс, выбирать системы оценок, формы, порядок и периодичность промежуточной аттестации потребителя, применять к нему меры поощрения и налагать взыскания в пределах, предусмотренных уставом исполнителя, а также в соответствии с локальными нормативными актами исполнителя. Исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору лишь при условии полного возмещения заказчику убытков.

Заказчик по договору об оказании платных образовательных услуг в сфере профессионального образования обязан своевременно вносить плату за предоставляемые услуги; при поступлении потребителя в образовательное учреждение

и в процессе его обучения своевременно предоставлять все необходимые документы; извещать исполнителя об уважительных причинах отсутствия потребителя на занятиях; проявлять уважение к научно-педагогическому, инженерно-техническому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу исполнителя; возмещать ущерб, причиненный потребителем имуществу исполнителя, в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечить посещение потребителем занятий согласно учебному расписанию.

Заказчик вправе требовать от образовательной организации-исполнителя предоставления информации по вопросам организации и обеспечения надлежащего

исполнения услуг, предусмотренных договором. Заказчик вправе также получать информацию об успеваемости, поведении, отношении потребителя к учебе в целом и по отдельным предметам учебного плана. Кроме того, договор предусматривает право заказчика отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Договор предусматривает следующие обязанности потребителя : посещать занятия, указанные в учебном расписании; выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогическими работниками исполнителя; соблюдать требования устава исполнителя, правил внутреннего распорядка и иных локальных нормативных актов, соблюдать учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности, проявлять уважение к научно-педагогическому, инженерно-техническому, административно-хозяйственному, учебно-вспомогательному и иному персоналу исполнителя и другим обучающимся, не посягать на их честь и достоинство; бережно относиться к имуществу исполнителя.

Потребитель вправе обращаться к работникам исполнителя по вопросам, касающимся процесса обучения в образовательном учреждении; получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний, умений и навыков, а также о критериях этой оценки; пользоваться имуществом исполнителя, необходимым для осуществления образовательного процесса, во время занятий, предусмотренных расписанием; пользоваться дополнительными образовательными услугами, предоставляемыми исполнителем и не входящими в учебную программу, на основании отдельно заключенного договора; принимать участие в социально-культурных, оздоровительных и других подобных мероприятиях, организованных исполнителем.

Потребитель вправе в любое время расторгнуть договор только с письменного согласия заказчика при условии оплаты заказчиком исполнителю фактически понесенных им расходов.

9. По договору об оказании платных образовательных услуг образовательная организация-исполнитель оказывает образовательные услуги в порядке и в сроки, определенные договором и уставом образовательной организации. Правила оказания платных образовательных услуг относят к обязанностям образовательной организации -исполнителя соблюдение утвержденного ею учебного плана, годового календарного учебного графика и расписания занятий.

Основной обязанностью потребителя по договору об оказании платных образовательных услуг является оплата оказываемых образовательных услуг в порядке и в сроки, указанные в договоре. Потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть выдан документ, подтверждающий оплату образовательных услуг. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, может быть составлена смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или образовательной организации -исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора (п. 17-19 Правил оказания платных образовательных услуг) .

Согласно письму Министерства образования Российской Федерации от 1 октября 2002 г. N 31ю-31ин-40/31-09 односторонний отказ от исполнения договора об оказании платных образовательных услуг возможен только в случаях, предусмотренных законом. В силу п. 1 ст. 782 ГК РФ потребитель вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг (при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов) в любое время и по любым основаниям. От имени потребителя в возрасте от шести до четырнадцати лет договор в любое время может быть расторгнут заказчиком при условии оплаты исполнителю фактически понесенных расходов и услуг, оказанных до момента отказа.

В соответствии с п. 2 ст. 782 ГК РФ право образовательной организации -исполнителя на односторонний отказ от договора о предоставлении платных образовательных услуг обусловлено одним единственным требованием о полном возмещении заказчику убытков. Это означает, что образовательная организация -исполнитель вправе, также как и потребитель, отказаться от предоставления платных образовательных услуг в любое время и по любым основаниям. При этом образовательная организация-исполнитель должна в каждом конкретном случае доказать размер произведенных расходов. В примерной форме договора об оказании платных дополнительных образовательных услуг государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями указаны наиболее характерные основания отказа государственного (муниципального) общеобразовательного учреждения –исполнителя от исполнения договора. К их числу относятся систематическое нарушение потребителем прав и законных интересов других обучающихся и работников исполнителя, расписания занятий; воспрепятствование нормальному осуществлению образовательного процесса. В этих случаях государственное (муниципальное) общеобразовательное учреждение-исполнитель вправе отказаться от договора, если после ее предупреждений потребитель не устранит нарушения. Договор считается расторгнутым со дня письменного уведомления исполнителем заказчика (потребителя) об отказе от исполнения договора. Еще одним основанием отказа исполнителя от исполнения договора является нарушение потребителем сроков оплаты образовательных услуг (п. 7.4-7.5 примерной формы договора).

10. Правила оказания платных образовательных услуг содержат нормы об ответственности образовательной организации -исполнителя, а также потребителя образовательных услуг за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору об оказании платных образовательных услуг.

Ответственность образовательной организации -исполнителя за недостатки оказанных образовательных услуг определяется главой III Закона РФ “О защите прав потребителей”.

В соответствии со ст. 15 данного закона потребитель вправе потребовать в судебном порядке компенсации морального вреда, причиненного ему вследствие нарушения образовательной организацией -исполнителем не только неимущественных прав, но также и имущественных прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Моральный вред подлежит компенсации, если будет установлена вина образовательной организации-исполнителя. Для обоснования требований компенсации морального вреда потребителю следует представить доказательства того, что некачественным оказанием образовательной услуги (или другой причиной нарушения права потребителя) потребителю были причинены физические и нравственные страдания. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно п. 22 Правил оказания платных образовательных услуг при обнаружении недостатков оказанных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами и учебными планами, потребитель вправе по своему выбору потребовать от образовательной организации -исполнителя:

-безвозмездного повторного оказания образовательных услуг, в том числе оказания образовательных услуг в полном объеме в соответствии с образовательными программами, учебными планами и договором;

- соответствующего уменьшения стоимости оказанных образовательных услуг;

- возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Кроме того, согласно п. 3 ст. 723 ГК РФ подлежит применению положение п. 1 ст. 29 Закона РФ “О защите прав потребителей”, в соответствии с которым потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе расторгнуть договор о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Удовлетворение требований потребителя о безвозмездном устранении недостатков, об изготовлении другой вещи или о повторном выполнении работы (оказании услуги) не освобождает исполнителя от ответственности в форме неустойки за нарушение срока окончания выполнения работы (оказания услуги). В соответствии с п. 24 Правил оказания платных образовательных услуг в случае, если образовательная организация -исполнитель своевременно не приступила к оказанию образовательных услуг или если во время оказания образовательных услуг стало очевидным, что оно не будет осуществлено в срок, а также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору:

а) назначить образовательной организации -исполнителю новый срок, в течение которого она должна приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг;

б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от образовательной организации -исполнителя возмещения понесенных расходов;

в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг;

г) расторгнуть договор.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных п. 24 Правил оказания платных образовательных услуг (п. 5 ст. 28 Закона РФ “О защите прав потребителей”). Особого внимания заслуживают нормы п. 2, 3 ст. 781 ГК РФ, устанавливающие специальные правила ответственности сторон в случае невозможности исполнения услуги, согласно которым в случае невозможности исполнения услуг, возникшей по вине заказчика (потребителя), услуги подлежат оплате в полном объеме, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг. В случае, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, заказчик (потребитель) возмещает исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором возмездного оказания услуг.

В этой связи в договоре об оказании платных образовательных услуг следует предусматривать примерный перечень случаев невозможности исполнения образовательной услуги по вине заказчика (потребителя). Например, неявка потребителя на учебное занятие без уважительных причин; нарушение потребителем дисциплины и т. д. Кроме того, в договоре необходимо установить примерный перечень тех случаев невозможности исполнения , за которые ни одна из сторон не отвечает (в частности, стихийное бедствие, болезнь потребителя и т. д. ).

Важно иметь ввиду, что ст. 781 ГК РФ не определяет ответственность исполнителя в случае, когда невозможность исполнения услуги наступила по его вине. Некоторые правоведы считают, что в этом случае исполнитель утрачивает право на получение вознаграждения. Если же он уже получил вознаграждение, то обязан возвратить его заказчику. (Брагинский М. И. Договор подряда и подобные ему договоры. М, 1999 г. С. 251).

Закон РФ “О защите прав потребителей” устанавливает следующие особенности судебной защиты прав потребителей. В соответствии с п. 2 ст. 17 данного Закона иски предъявляются в суд по месту жительства или пребывания истца, или по месту нахождения ответчика-организации, или по месту заключения или исполнения договора.

Право на предъявление исков к исполнителю в защиту прав неопределенного круга потребителей предоставлено :

-федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам), который может предъявить в том числе иск о ликвидации исполнителя за неоднократное или грубое нарушение установленных законом или иным правовым актом прав потребителей;

  • федеральному органу санитарно-эпидемиологического надзора, федеральному органу по охране окружающей среды и природных ресурсов и другим федеральным органам исполнительной власти (их территориальным органам), осуществляющие контроль за качеством и безопасностью работ, услуг- в случае нарушения исполнителями требований к безопасности работ, услуг;

  • органам местного самоуправления;

  • общественным объединениям потребителей (их ассоциациям, союзам).

Согласно п. 6-1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.1994 № 7 в защиту неопределенного круга потребителей могут быть предъявлены лишь требования неимущественного характера (не связанные, в том числе, с взысканием денежных средств), целью которых является признание действий исполнителя противоправными в отношении всех потребителей (как заключивших, так и имеющих намерение заключить договор с данным потребителем) и прекращение таких действий.

В силу п. 3 ст. 17 Закона РФ “О защите прав потребителей” потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), а также иные федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг) (их территориальные органы), органы местного самоуправления, общественные объединения потребителей (их ассоциации, союзы) по искам, предъявляемым в интересах потребителя, группы потребителей, неопределенного круга потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

11. Пытаясь решить проблемы налогообложения образовательных учреждений п. 2 ст. 46 Закона об образовании содержит норму, согласно которой платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения не рассматривается как предпринимательская, если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении.

По мнению ряда правоведов (см., например, Образование в документах. М, 1999 г., № 3, С. 60, 64) приведенная норма п. 2 ст. 46 Закона об образовании с правовой точки зрения вполне оправданна, посколькуплатная образовательная деятельность не относится к предпринимательской в силу того, что лишена самостоятельного характера”, ведь доходы, полученные от этой деятельности, должны реинвестироваться в образовательное учреждение (то есть идут на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса, в том числе на заработную плату, его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении). Это утверждение вызывает сомнение, поскольку определение предпринимательской деятельности, данное в ст. 50 ГК РФ свидетельствует о том, что платная образовательная деятельность представляет собой разновидность предпринимательской деятельности образовательных учреждений. Закон определяет предпринимательскую деятельность как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, имеющими предпринимательскую правоспособность (п. 1 ст. 2 ГК РФ ). Указанные признаки (алеаторный характер, самостоятельность осуществления, направленность на систематическое получение прибыли) характерны и для платной образовательной деятельности. Отсутствие полной самостоятельности в распоряжении доходами не может служить основанием оценки платной образовательной деятельности как непредпринимательской. Требование о реинвестировании доходов от этой деятельности в образовательное учреждение является, по сути, конкретизацией установленного в ст. 50 ГК РФ запрета на распределение прибыли некоммерческих организаций между их участниками. Таким образом, недостаток самостоятельности в решении вопроса о судьбе прибыли присущ всем некоммерческим организациям, а не только образовательным учреждениям в части осуществления платной образовательной деятельности. По этой причине нельзя согласиться с утверждением о том, что платная образовательная деятельность не относится к предпринимательской ввиду своего несамостоятельного характера.

Представляется, что Закон об образовании не должен уклоняться от квалификации платной образовательной деятельности в качестве предпринимательской. Вместе с тем, следует установить надлежащие гарантии изъятия доходов от платной образовательной деятельности из налогооблагаемой базы. Но это уже задача налогового законодательства. Добиваться налоговых льгот путем искажения гражданско-правовой сути платной образовательной деятельности весьма ненадежный путь.