Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 43

Комментируемая статья в редакции комментируемого закона, вступившей в силу с 1 января 2005 года, значительно отличается от предыдущей редакции. Исчезли нормы, устанавливающие, например, право образовательного учреждения самостоятельно открывать банковские рублевые и валютные счета в кредитных организациях, о том, что не использованные в текущем периоде (году) финансовые средства образовательного учреждения не могут быть изъяты и переходят на следующий период (год), о праве участия образовательного учреждения в уставных фондах, а также о праве образовательного учреждения использовать выделяемое финансирование для извлечения прибыли, то есть не по целевому назначению.

Права образовательных учреждений, основанных на частной собственности, в пределах утвержденного устава, урегулированы гражданским законодательством. Государственные и муниципальные учреждения правом собственности на средства, отраженные на лицевых счетах, открытых в Федеральном казначействе, либо в аналогичном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органе местного самоуправления, не обладают. Данные средства относятся к средствам бюджета, то есть, согласно статьям 214-215 Гражданского кодекса Российской Федерации, входят в состав государственной казны Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или местной казны. Что касается государственного или муниципального учреждения, то оно обладает набором полномочий и обязательств по распоряжению выделенными из бюджета лимитами бюджетных ассигнований и объемами финансирования.

Вышеизложенное иллюстрируется содержанием статьей 215, 216, 243, 254 БК РФ. Кассирами всех распорядителей и получателей средств федерального бюджета, согласно статье 215 БК РФ, являются специально уполномоченные органы исполнительной власти, которые организуют исполнение бюджета на основе принципа единства кассы (статья 216 БК РФ), когда все доходы зачисляются на единый счет бюджета, с которого осуществляются все расходы. При исполнении федерального бюджета осуществление расходов и платежей от имени получателей средств федерального бюджета, то есть федеральных образовательных учреждений, согласно статье 243 БК РФ, осуществляет Федеральное казначейство.

Таким образом, право государственного или муниципального учреждения на самостоятельное осуществление финансово-хозяйственной деятельности ограничено лишь полномочиями по принятию денежных обязательств в соответствии со статьями 225, 250 БК РФ, то есть заключением договоров на поставку товаров, работ и услуг в пределах выделенных им лимитов бюджетных обязательств, составлением платежных документов на их оплату, опять в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования. При этом существует ряд ограничений, касающийся, например, возможности авансирования оплаты товаров, работ и услуг из федерального бюджета, или проведения конкурса при закупках свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда за счет бюджетных средств.

Точно также не может быть реализована норма о том, что закрепленные за государственным или муниципальным образовательным учреждением финансовые средства не подлежат изъятию. Такие средства, будучи учтены на лицевом счете в органе федерального казначейства, либо в аналогичном органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органе местного самоуправления, не находятся в собственности образовательного учреждения и используются в соответствии с назначениями собственника, зафиксированными при выделении соответствующих лимитов бюджетных обязательств в кодах бюджетной классификации. Отступление от таких назначений, во-первых, невозможно, так как текущий контроль за целевым использованием бюджетных средств осуществляется Федеральным казначейством либо аналогичным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, и, во-вторых, является, в соответствии со статьей 289 БК РФ, нецелевым использованием бюджетных средств и карается мерами административной и уголовной ответственности. Такие санкции установлены статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьей 285.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.

В связи с нормой комментируемой статьи о невозможности изъятия у государственного или муниципального образовательного выделенных ему финансовых средств необходимо обратиться к статье 242 БК РФ, согласно которой лимиты бюджетных обязательств прекращают свое действие 31 декабря текущего года и, одновременно, подлежат закрытию все лицевые счета по учету бюджетных средств. Данное правило не распространяется лишь на средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, остаток которых зачисляется на вновь открываемые в новом бюджетном году лицевые счета.