Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 38

Основными мероприятиями, направленными на обеспечение надлежащего качества образовательных услуг, являются аттестация и аккредитация образовательных учреждений, однако, комментируемая статья устанавливает еще одну форму осуществления государственного контроля за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях: Государственной аттестационной службе предоставлено право направлять образовательному учреждению рекламацию на качество образования и(или) несоответствие образования требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта.

Комментируемый закон не содержит определения рекламации, однако из анализа данного акта, а также иных нормативно-правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере образования, можно установить, что под рекламацией, с точки зрения комментируемой статьи, подразумевается документ, направляемый компетентным государственным органом в аккредитованное образовательное учреждение, фиксирующий низкое качество образовательных услуг, предоставляемых этим учреждением или несоответствие данных услуг требованиям соответствующего государственного образовательного стандарта.

Ч.1 комментируемой статьи возлагает полномочия по направлению рекламации образовательному учреждению на Государственную аттестационную службу, однако орган с таким названием до сих пор не создан. До вступления в силу Указа Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»226 его функции выполняли Госинспекция при Минобразовании РФ227 и Аккредитационная коллегия Министерства образования РФ228. В настоящее время, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 №300 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»229 и Постановлением Правительства РФ от 06.04.2004 №159 «Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки»230, полномочия по контролю и надзору в области образования были переданы Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Ни одно из постановлений прямо не упоминает полномочия по направлению рекламации, однако, в настоящее время рассмотрение вопросов по направлению образовательным учреждениям, имеющим государственную аккредитацию, рекламаций на соответствия качества образования требованиям государственного образовательного стандарта находится в компетенции аккредитованной коллегии Рособрнадзора, созданной приказом Рособрнадзора от 24.06.2004 №16.

Ч.2 комментируемой статьи определяет основания для рассмотрения вопроса о направлении рекламации образовательному учреждению. При этом в зависимости от типа образовательного учреждения, выделяются две группы оснований. Применительно к образовательным учреждениям, реализующим общеобразовательные программы, такими основаниями являются решение общего собрания родителей (законных представителей) обучающихся образовательного учреждения или официальное представление отделения государственной аттестационной службы по месту нахождения образовательного учреждения. А для образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы, таким основанием может стать решение общего собрания обучающихся образовательного учреждения либо официальное представление государственной службы занятости населения.

Таким образом, законодательство закрепляет возможность воздействия на образовательные учреждения, оказывающие некачественные образовательные услуги, не только со стороны государственных органов, но и со стороны потребителей услуг – самих обучающихся или их родителей (законных представителей).

Согласно ч.3 комментируемой статьи, требования заявителей о направлении рекламации должно быть рассмотрено высшим органом государственной аттестационной службы в течение одного месяца. По результатам рассмотрения принимается решение о направлении рекламации или об отклонении требований заявителей, которое сообщается заявителям.

Отказ государственной аттестационной службы от направления рекламации может быть обжалован заявителями в суд. Таким образом, результат государственного контроля за качеством образования в аккредитованных образовательных учреждениях может быть зафиксирован не только государственной аттестационной службой в виде рекламации, но и в ходе судебного разбирательства.

Ч.4 комментируемой статьи устанавливает, что если в течение двух лет образовательному учреждению будет направлена повторная рекламация, данное учреждение автоматически лишается государственной аккредитации. Эта же норма дублируется и в п. 17 постановления Правительства РФ от 02.12.1999 №1323 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации высшего учебного заведения»231.

При этом государственная аккредитация утрачивается образовательным учреждением не безвозвратно: она может быть возобновлена. Но закон прямо указывает, что возобновление государственной аккредитации осуществляется в том же порядке, что и ее получение, то есть по сути, аккредитацию необходимо будет получать заново.