Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 26

1. Даже по достижении уровня высшего профессионального образования потребность в образовательных услугах не исчезает, так как в настоящее время карьерный и профессиональный рост не мыслится без непрерывного процесса обучения. Потребности организаций в специалистах по смежным отраслям, находящимся на стыке права и экономики, педагогики и психологии, прикладной математики и вычислительной техники, других смежных отраслей науки и областей знаний приводит к возрастанию спроса на специалистов, в совершенстве владеющих двумя и даже тремя предметами. Кроме того, современный и успешный работник характеризуется высокой мобильностью и постоянной готовностью к восприятию новой информации, знаний и приобретению новых навыков. В пределах каждого уровня профессионального образования основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов.

Дополнительные образовательные программы и дополнительные образовательные услуги реализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества, государства. Законодатель не ограничивает ни перечень видов дополнительного образования, ни перечень форм, в которых это образование может реализовываться. Таким образом, дополнительное образование может реализовываться даже в форме самообразования.

2. Так же, как основные образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, можно и дополнительные образовательные программы подразделить на профессиональные и общеобразовательные.

Дополнительные профессиональные образовательные программы, предусматривающие повышение квалификации, существуют на всех уровнях профессионального образования. Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)155 закреплено, что целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но по общему правилу не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем. Повышение квалификации может быть организовано как в форме краткосрочного тематического обучения по конкретным вопросам производства, так в форме проблемных семинаров с участием многих представителей определённой отрасли экономики или промышленности, и в форме длительного обучения специалистов в определённом работодателем образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности работника.

3. Успешно дополнительное образование реализуется и в общеобразовательных учреждениях, способствуя гармоничному развитию и становлению личности ребёнка и более глубокому пониманию окружающего мира. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей156 предусматривает, что основное предназначение данного образовательного учреждения состоит в развитии мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи данного образовательного учреждения состоят в обеспечении необходимых условий для личностного развития, укреплении здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет; адаптации их к жизни в обществе; формировании общей культуры; организации содержательного досуга.

К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые:

в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;

в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах, школах искусств, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии).

Таким образом, законодатель предусмотрел реализацию образовательных программ дополнительного образования только в образовательных учреждениях. Однако практика показывает, что организации, основная деятельность которых не является образовательной, нуждаются в повышении квалификации своих работников за счёт собственной учебно-материальной базы. Поэтому многие организации получают лицензии на право ведения образовательной деятельности в сфере дополнительного образования в нарушение Закона, но идут на это вынуждено. В связи с этим, созданы все предпосылки для внесения изменений в п. 2 комментируемой статьи, направленные на расширение списка организаций, в которых можно получать дополнительное профессиональное образование.

К дополнительным также относятся программы, реализуемые в ходе индивидуальной педагогической деятельности.

4. Наряду с дополнительными программами обучения предоставляются и дополнительные услуги, которые могут предоставляться в форме внеклассных уроков, индивидуальных занятий педагога или репетитора. Однако Закон об образовании строго запрещает оказывать образовательные услуги вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета.