Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 19

1. Центральная норма комментируемой статьи содержится в п. 3 и устанавливает обязательность для граждан РФ основного общего образования и государственной (итоговой) аттестации. Из трёх ступеней общего образования обязательными являются начальное общее и основное общее образование. Освоение образовательной программы среднего (полного) общего образования предусматривается исключительно по желанию обучающегося, но даёт существенное преимущество тем, кто твёрдо решил поступать по окончании общеобразовательного учреждения в вуз, поскольку позволяет претендовать на зачисление для освоения сразу программы высшего профессионального образования, минуя два уровня профессионального образования.

Первоначальная редакция п. 2 комментируемой статьи предусматривала свободу усмотрения учредителя относительно возраста, с которого допускается приём граждан и продолжительности их обучения на каждой ступени образования, что закреплялось в уставе общеобразовательного учреждения. Впоследствии Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ130 в п. 2 были внесены изменения, которые справедливо внесли конкретику в вопрос о возрасте, с которого допускается приём детей в образовательные учреждения, реализующие программы начального общего образования. Родители обязаны обеспечить обучение ребёнка по программе начального общего образования при достижении им шести лет шести месяцев, но не позднее достижения ребёнком возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) и с согласия уполномоченных представителей учредителя нижняя граница может сдвигаться в сторону уменьшения, но не верхняя.

2. Поскольку государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования устанавливаются федеральным законом, то и нормативные сроки освоения соответствующих образовательных программ также должны устанавливаться федеральным законом. На освоение каждой из трёх ступеней общего образования отводится определённый срок, который считается достаточным нормально развивающемуся ребёнку для того, чтобы освоить соответствующую образовательную программу и успешно пройти государственную (итоговую) аттестацию в конце второй ступени и в конце третьей ступени. Применительно к начальному общему образованию указанный срок составляет 3-4 года, к основному общему – 6, реже 5 лет, к среднему (полному) общему образованию – 2 года.

Требование об обязательности основного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено им ранее. Эта норма не вполне сочетается с нормой, устанавливающей наиболее поздний срок поступления в образовательное учреждение начального общего образования. Если предположить, что ребёнок начал обучаться в школе с 8 лет, то при нормальном ходе образовательного процесса (3 года – на получение начального общего и 5 лет – на получение основного общего образования) к 15 годам он определённо не успеет освоить образовательную программу основного общего образования.

Рассматривая п.п. 2 и 4 комментируемой статьи во взаимосвязи, нетрудно установить «школьный возраст», то есть период жизни любого жителя России, когда он обязан посещать общеобразовательное учреждение и осваивать программы начального общего и основного общего образования. Этот возраст составляет: от 8 до 15 лет. После исполнения 15 лет обучающийся может оставить общеобразовательное учреждение, не получив основного общего образования, но в таком случае необходимо согласие на это одновременно и его родителей (законных представителей) и местного органа управления образованием. Процедура получения двойного согласия гарантирует, что обучающийся, решивший оставить общеобразовательное учреждение, действительно имеет на это веские основания.

В последнее время предпринимаются попытки ещё более ужесточить процедуру оставления общеобразовательного учреждения обучающимся до получения им основного общего образования. В соответствии с законопроектом № 124018-4, внесённым в ГД РФ 22.12.2004 депутатами ГД РФ Е.Ф. Лаховой, Т.А. Фральцовой, Н.А. Останиной…131 в п. 6 комментируемой статьи предполагается внести изменения и закрепить, что помимо согласия родителей (законных представителей) и местного органа управлением образованием, требуется ещё согласие комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Более того, абсолютно справедливо предусматривается, что комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) обучающегося и местным органом управления образованием в месячный срок принимает меры, обеспечивающие его трудоустройство и (или) продолжение освоения образовательной программы в иной форме получения образования.

В пояснительной записке к данному законопроекту приводятся следующие цифры: «В 2003 году выявлено 16,2 тысячи детей и подростков, не обучавшихся в нарушение закона, при этом 2,2 тысячи из них вообще никогда не учились, 4 тысячи не посещали образовательные учреждения по причине тяжелого материального положения родителей. По данным статистики, за 10 месяцев 2004 года несовершеннолетними или при их соучастии совершено свыше 126 тысяч преступлений - почти 10 процентов всех преступлений, совершенных в стране. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года это на 5% больше». 132 Из этого сделан вывод о необходимости ужесточить процедуру оставления несовершеннолетними обучающимися общеобразовательного учреждения до получения ими основного общего образования.

3. Российское законодательство об образовании устанавливает предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразовательном учреждении по очной форме обучения – восемнадцать лет. Для отдельных категорий обучающихся, в частности, для детей и подростков с отклонениями в развитии; для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста одиннадцати лет; для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях предельный возраст получения основного общего образования может быть увеличен.

Так как в России каждому гарантируется бесплатное получение начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, лица, не успевшие достичь указанного образовательного уровня до исполнения им 18 лет, вправе подать заявление и бесплатно освоить эти образовательные программы в вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении без отрыва от производства. Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении утверждено постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1237133.

4. За совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного учреждения по решению органа управления образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших возраста 14 лет. Решение об исключении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), принимается с согласия органов опеки и попечительства. В случае вынесения подобного решения образовательное учреждение обязано в трёхдневный срок проинформировать органы местного самоуправления.

В течение одного месяца с этого момента органы местного самоуправления совместно с родителями (законными представителями) исключённого принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении.

Приведённая формулировка действующего Закона об образовании довольно груба и не избирательна. Отсутствует привязка правонарушения к негативным последствиям для образовательного процесса в данном образовательном учреждении (нынешняя формулировка означает, что противоправное деяние может быть совершено за много километров от стен школы). Кроме того, в состав нарушения устава образовательного учреждения необоснованно не включён умысел обучающегося. Законопроект № 124018-4 о внесении изменений в комментируемый Закон, устраняет эти шероховатости.

5. Реализуя права обучающихся на дополнительное образование для полного и всестороннего удовлетворения их культурных, духовных, трудовых потребностей общеобразовательные учреждения вправе совместно с предприятиями, учреждениями, организациями проводить профессиональную подготовку обучающихся. Однако для этого, необходимо заключить с обучающимся договор, который бы не страдал пороком волеизъявления обучающегося, иными словами, был заключён при полном осознании сторонами (прежде всего, самим обучающимся и его родителями (законными представителями)) добровольности и необходимости вступления в указанные гражданско-правовые отношения. В таком случае начальная профессиональная подготовка может проводиться в том числе и на платной основе, однако образовательное учреждение должно иметь лицензию (разрешение) на указанный вид деятельности.