Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 18

1. В комментируемой статье закреплён указанный выше дисбаланс ответственности за воспитание и развитие ребёнка между обществом и родителями в сторону последних. Действительно, именно родители являются первыми педагогами и воспитателями ребёнка в раннем детском возрасте. В конечном итоге, влияние родителей при надлежащем исполнении ими своих родительских обязанностей на ребёнка всегда будет неизмеримо выше, чем влияние воспитателей, преподавателей, сверстников и различных социальных групп. Именно такое фактическое положение и закрепил законодатель в норме п.1 комментируемой статьи.

2. Очевидно, что с исчезновением пункта 2 указанной статьи в связи со вступлением в силу Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ126 всю полноту ответственности за воспитание и образование детей раннего детского возраста государство переложило на плечи родителей и муниципальных образований. Поскольку родителям в воспитании детей в указанном возрасте отводится главная роль, то на сеть дошкольных образовательных учреждений возлагаются вспомогательные задачи по воспитанию, охране и укреплению физического и психического здоровья детей раннего детского возраста (речь идёт о детях младше 7 лет).

Дошкольные образовательные учреждения помогают родителям развить в ребёнке индивидуальные способности. В большинстве случаев направление развития задаётся самими родителями исходя из их предпочтений. Кроме того, дошкольные образовательные учреждения призваны предупредить нарушение развития и помочь родителям скорректировать поведение ребёнка в правильном направлении, чтобы заложить основы для дальнейшего формирования его личности

3. В России существуют следующие виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений:

  • детский сад;

  • детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);

  • детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

  • детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

  • детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

  • центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

Основные задачи дошкольного образовательного учреждения состоят в охране жизни и укреплении здоровья детей; обеспечении интеллектуального, личностного и физического развития ребенка; осуществлении необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка; в приобщении детей к общечеловеческим ценностям; организации взаимодействия с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Наряду с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении127 (далее – основное Типовое положение), существует также Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста128. Последнее отражает подход к воспитанию ребёнка младшего возраста, состоящий в плавном переходе от дошкольного воспитания к освоению общеобразовательных программ. Таким образом, подготовка проходит без стресса для ребёнка и по окончании такого образовательного учреждения он готов осваивать общеобразовательную программу основного общего образования. В дошкольных образовательных учреждениях, названия которых включают слова «начальная школа» или «прогимназия», могут обучаться дети от 3 до 10 лет включительно.

Установлена следующая предельная численность детей в группах образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста:

от 3 до 6 лет - 20 воспитанников;

в разновозрастных группах при наличии воспитанников любых трех возрастов (от 3 до 6 лет) - 10 воспитанников;

при наличии в группе воспитанников любых двух возрастов (от 3 до 6 лет) - 20 воспитанников;

в классах - 25 обучающихся.

Подобные ограничения на количество человек в группе установлены и в основном Типовом положении применительно к каждому виду дошкольного образовательного учреждения. Кроме того, в типовых положениях регламентируется режим дня, включая нормы сна и отдыха на свежем воздухе, установленные в соответствии с гигиеническими показателями, питания, установлены требования к минимальной оснащённости помещений дошкольных образовательных учреждений и иные требования, объясняющиеся спецификой задач, возложенных на эти образовательные учреждения. Всё, что не регламентировано типовым положением, может быть дополнительно детализировано в уставе дошкольного образовательного учреждения.

4. Закон об образовании установил, что правоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон. На основе договора и в соответствии со своими уставными целями и задачами дошкольное образовательное учреждение вправе реализовывать дополнительные образовательные программы, а также оказывать дополнительные платные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учётом потребностей семьи в данных дополнительных образовательных услугах. Важно обратить внимание на то, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счёт средств бюджета.

Комментируемая статья регулирует, в том числе, и отношения между органами местного самоуправления и родителями, которые предпочли воспитывать детей дошкольного возраста на дому. При необходимости, органы местного самоуправления обязаны организовать и координировать методическую, диагностическую и консультативную помощь таким семьям.

Примерный устав дошкольного образовательного учреждения, а также примерный договор между дошкольным образовательным учреждением и родителями ребёнка (лицами, их заменяющими), посещающего дошкольное образовательное учреждение в Российской Федерации, можно найти в письме Минобразования России от 30.03.1994 № 212/19-12129.