Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 15

1. Для достижения оптимального результата, то есть получения всеми обучающимися по данной образовательной программе подтверждённого образовательного уровня, просто определить содержание образования недостаточно. Основная причина этого состоит в том, что получение образования – процесс длящийся и в некотором смысле во многих случаях определяющий образ жизни обучающегося на годы, в течение которых он будет осваивать конкретную образовательную программу. Кроме того, государство заинтересовано в эффективном образовании, не вредящем психическому и физическому здоровью обучающихся. Немаловажно и то обстоятельство, что в некоторых образовательных программах, в частности, в программах дошкольного, начального общего и основного общего образования очень большую роль играет воспитательный момент, поэтому законодатель устанавливает требования к образовательному процессу так, чтобы получение образования и воспитание обучающихся были достаточно детально регламентированы и проходили под непрерывным контролем со стороны государственных и муниципальных органов, но в особенности, со стороны преподавателей и иных сотрудников самих образовательных учреждений. Образование настолько тесно связано с воспитанием, что в некоторых языках, например в английском, это понятие охватывается одним и тем же словом (education).

Любой процесс представляет собой развитие какого-либо явления, последовательную смену состояний. В данном случае речь идёт о развитии и приобретении навыков и знаний обучающимся, которые необходимо освоить в соответствии с определённой образовательной программой для достижения соответствующего образовательного ценза. В этом процессе активную роль играют преподаватели, которые организуют, направляют и помогают обучающимся осваивать определённую программу, передают обучающимся свой опыт и контролируют образовательный процесс для достижения наилучших результатов в освоении обучающимися определённой программы. Таким образом, участниками образовательного процесса являются обучающиеся и преподаватели, поэтому образовательный процесс охватывается понятием «педагогические отношения».

Образовательный процесс, как и любой другой, можно разделить на этапы или стадии. Критерием, позволяющим различать стадии, выступает близлежащая цель, которая должна быть достигнута для того, чтобы образовательный процесс перешёл в следующую стадию. Обычно выделяют четыре стадии образовательного процесса94:

  1. прием в образовательное учреждение;

  2. собственно, сама реализация образовательной программы - организация и проведение занятий, преподавание учебного материала, приобретение и тренировка навыков;

  3. промежуточный контроль знаний и приобретённых обучающимися навыков;

  4. проведение итоговой аттестации.

Первые три этапа характерны для образования любого вида и уровня, четвёртый является обязательным для II и III ступени общего образования и всех видов профессионального образования.

2. Организационная составляющая образовательного процесса регламентируется самим образовательным учреждением и закрепляется следующими основными документами:

- учебный план;

- годовой календарный учебный график;

- расписание занятий

Эти три документа разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно, а потому относятся к локальным нормативным актам, действующим в каждом конкретном образовательном учреждении. Все три должны приниматься и действовать в любом образовательном учреждении России. Наибольшее значение имеет учебный план.

В учебных планах закрепляется содержание образовательной программы с разбивкой по учебным курсам, дисциплинам и годам обучения. Большинство учебных планов утверждаются на предстоящий учебный год и, как правило, пересматриваются раз в год (рабочие учебные планы). Учебный план, утверждённый на весь период обучения (перспективный план), тоже, как правило, корректируется не чаще, чем раз в год.

Федеральным законом от 25.06.2002 N 71-ФЗ95 в п. 1 комментируемой статьи Закона об образовании было внесено одно небольшое, но весьма существенное изменение, которое несколько уменьшило автономию образовательных учреждений в отношении образовательного процесса. Было установлено, что государственные органы управления образованием обеспечивают разработку базисных учебных планов и примерных программ курсов и дисциплин. В первоначальной редакции Закона об образовании государственные органы управления образованием могли разрабатывать лишь примерные учебные планы, которые могли вовсе не учитываться администрациями образовательных учреждений при разработке учебных планов.

Годовой календарный учебный график или график учебного процесса составляется на учебный год. В нем определяется чередование учебной нагрузки и времени отдыха (каникул) по календарным неделям учебного года. Учебный год в России, как правило, начинается 1 сентября. Исключение составляют, к примеру, средние специальные учебные заведения при организации образовательного процесса в очно-заочной (вечерней) форме обучения, в которых учебный год может начинаться на месяц позже. Продолжительность учебного года неодинакова в зависимости от уровня образовательной программы, которую реализует образовательное учреждение и осваивают обучающиеся.

Базовые параметры годового календарного учебного графика закреплены типовыми положениями об образовательных учреждениях, реализующих соответствующие образовательные программы. Например, учебная нагрузка обучающихся в учреждении начального профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю, а общая продолжительность каникул не может быть менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года96.

Учебный план и годовой учебный график ложатся в основу при составлении расписания занятий. Как правило, расписание занятий составляют на четверть или полугодие в общеобразовательных учреждениях, и на семестр (триместр, модуль) в образовательных учреждениях профессионального образования. При составлении расписания занятий учитывается также количество обучающихся в классах (группах) и наличие преподавателей отдельных предметов и курсов, поскольку в России в настоящее время сохраняется проблема нехватки педагогических кадров как в сфере общего образования, так и профессионального. В связи с этим на первые недели четверти (полугодия, семестра) нередко составляются примерные расписания занятий, которые впоследствии «утрясаются» в течение месяца.

3. Принцип автономии образовательного учреждения в организации учебного процесса закреплён в п. 3 комментируемой статьи. Органы государственной власти, органы управления образованием и органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и учебный график гражданского образовательного учреждения после их утверждения, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Очевидно, что этот принцип ограниченно распространяется на военные образовательные учреждения.

Из принципа автономии образовательного учреждения также вытекает, что оно самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся. В России существует несколько систем оценок качества усвоения учебного материала обучающимися. Самая распространённая – пятибалльная, при которой 1 и 2 балла считаются неудовлетворительной оценкой. Если неудовлетворительная оценка получена на государственной (итоговой) аттестации, это означает невозможность получить документ об образовании.

Помимо пятибалльной системы в образовательных учреждениях профессионального образования всё чаще применяют десятибалльную систему оценок, а также стобалльную. Существуют и гибридные формы, когда наряду с традиционной системой оценок («отлично», «хорошо», «удовлетворительно» – «неудовлетворительно»), применяется десятибалльная система. Основное назначение системы оценок – с одной стороны, организовать контроль за качеством усвоения материала обучающимися, с другой – проверить качество преподавания и профессионализм преподавателя. В образовательных учреждениях профессионального образования к системе оценок, особенно к результатам промежуточной аттестации, часто привязан размер стипендии обучающегося.

Самым закономерным, целесообразным и желательным для обучающегося итогом образовательного процесса является достижение и подтверждение определённого образовательного уровня. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего и всех видов профессионального образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. В конечном счете, итоговая оценка показывает, насколько полно и правильно выпускник усвоил содержание соответствующего государственного образовательного стандарта и насколько его знания соответствуют требованиям этого стандарта. Безусловно, что невыполнение требований к образовательному процессу, в частности, несоблюдение установленных образовательным учреждением сроков прохождения промежуточной аттестации, получение неудовлетворительных оценок, невыполнение иных установленных требований является основанием для не допуска лица к прохождению итоговой аттестации. Это отражает последовательное чередование этапов и объясняется непрерывностью и длительностью образовательного процесса.

Объективный контроль качества подготовки выпускников в соответствии с государственными образовательными стандартами по завершении каждого уровня образования обеспечивается государственной аттестационной службой. Государственная аттестационная служба независима от органов управления образованием и организует научно-методическое обеспечение итоговых аттестаций.

4. Нормальный ход образовательного процесса невозможен без соблюдения обучающимся дисциплины. Только обязательное и безусловное подчинение всех участников образовательного процесса предписаниям, установленным в учебном плане, годовом календарном учебном графике и расписании занятий, является гарантией успешного освоения любой образовательной программы. Вместе с тем, методы обеспечения учебной дисциплины в рамках образовательного процесса, особенно в общеобразовательных учреждениях, обладают своей спецификой, которая объясняется во многом возрастом обучающихся и сильным воспитательным моментом.

Образовательный процесс в целом не в полной мере можно охарактеризовать как трудовую деятельность, поэтому методы воздействия на нарушителя трудовой дисциплины не могут в полном объёме переноситься на нарушителя учебной дисциплины (требований локальных актов образовательного учреждения, регулирующих образовательный процесс). Да и сами нарушения скорее свидетельствуют о том, что нарушитель нуждается в специальном обучении, в особой образовательной программе с иными, более мягкими требованиями, с иными сроками.

Несмотря на это, основные виды дисциплинарных взысканий с необходимыми изменениями можно отобразить и на нарушителей дисциплины, однако при соблюдении общеправового принципа уважения человеческого достоинства обучающегося, воспитанника и преподавателей. При этом законодательно не закреплён предел, не очерчена грань, за которой обычный окрик педагога, выговор, ругательство либо иная мера воздействия на провинившегося считалась бы физическим или психическим насилием. В п. 6 комментируемой статьи лишь установлено, что меры воздействия, относящиеся к методам физического и психического насилия по отношению к обучающимся и воспитанникам не допустимы. При этом представляется целесообразным в этом месте сделать отсылку к уголовному законодательству. Хотя, безусловно, речь идёт не только о преступлении, поэтому, возможно, потребуется дополнительно раскрыть понятия физического и психического насилия применительно к участникам педагогического процесса.

5. Когда речь заходит об образовательном процессе, в первую очередь определяют обязанности обучающихся и права преподавателей. Однако права обучающихся имеют не меньшее значение. Конституционное право человека на образование находит своё воплощение, в том числе, и в правах обучающихся в ходе образовательного процесса. Так, родители и законные представители несовершеннолетних обучающихся, воспитанников должны иметь возможность знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, имеют право на информацию об успеваемости детей.

В некоторых странах, например, в США, право родителей и самого обучающегося знакомиться с досье, которое составляет и ведет на него образовательное учреждение, право родителей на информацию об успеваемости ребёнка гарантируется финансово-правовой ответственностью администрации школьного округа и школы в виде приостановления федеральной финансовой помощи.

6. Документы, подтверждающие определённый образовательный ценз, могут быть утеряны выпускником. В этом случае предусматривается отдельная процедура выдачи дубликатов либо справок при утере аттестатов, дипломов и иных документов об уровне образования. На этот случай, вся информация об успеваемости, оценках, темах исследований должна сохраняться образовательными учреждениями. Кроме того, потенциальными пользователями подобной информации о выпускниках могут быть:

  • образовательные учреждения высшего профессионального образования, места в которых финансируются за счёт бюджетов различного уровня, во избежание многократного получения бесплатного высшего профессионального образования по различным направлениям подготовки;

  • органы управления образованием для ведения статистики в сфере образования;

  • государственные органы, расследующие преступления.

Образовательное учреждение обязано осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, организовать хранение в архивах данных об этих результатах на бумажных и (или) электронных носителях в порядке, утвержденном федеральным (центральным) государственным органом управления образованием.