Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 14

1. Как уже отмечалось ранее, содержание образования определяется многими факторами, в числе которых и направленность государственной образовательной политики, и уровень социально-экономического развития страны, и задачи, которые стоят перед обществом. В комментируемой статье в общем виде определены основные параметры, которым должно соответствовать содержание образования того или иного уровня.

Содержание образования любого уровня должно быть нацелено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, в целом способствовать нормальному, не кризисному развитию общества, становлению и укреплению правового государства. Это особенно актуально в условиях многонационального государства, каким является Россия. Содержание образования отражено в образовательных программах.

2. Образование вносит решающий вклад в социализацию личности, цементирует общество. Содержание российского образования направлено на то, чтобы уровень образования, по крайней мере, большинства членов общества был сравнительно высоким. Причём за основной критерий или образец, на который ориентировано образование в России, принимается мировой уровень общей и профессиональной культуры общества. Кроме того, содержание образования не может не соотноситься с современным уровнем научно-технического прогресса и современными знаниями человечества об окружающем мире.

3.Современное российское общество не развивается изолированно от внешнего мира, поэтому ещё одна функция содержания образования заключается в обеспечении интеграции личности в национальную и мировую культуру. Такая интеграция невозможна не только без определённого уровня знаний, но и без обладания на приемлемом уровне коммуникативными способностями. В этой связи особое место в образовательных программах практически всех уровней отводится изучению иностранных языков.

Образование формирует не просто человека как личность, но человека-гражданина. Поскольку правовое государство (функция содержания образования, указанная выше) не может существовать вне гражданского общества, законодатель намеренно вводит такой важный ориентир, как интеграцию гражданина в современное ему общество. Такая интеграция осуществляется не только посредством устойчивой политико-правовой связи человека и государства, но и посредством связи людей между собой через общее историко-культурное и языковое пространство. Один из аспектов социально-ориентированного поведения человека состоит в стремлении совершенствовать окружающий мир, общество, а не только себя самого.

4. Образование населения тесно связано со многими показателями экономического развития страны, в частности, с уровнем занятости. Государство заинтересовано в высокой занятости населения, а высокая занятость не мыслится без учёта потребностей экономики в специалистах. Ориентация национальной экономики, например топливно-сырьевая или обслуживающая, в значительной мере отражается на содержании профессиональных образовательных программ.

Именно образовательная программа является формой, в которой определяется содержание образования. Вне зависимости от потребностей экономики, право выбора специальности остаётся за человеком. Когда выбор сделан, профессиональное образование должно вести к присвоению обучающемуся квалификации и получению им профессии в отведённые сроки. Здесь важно отметить, что общество и государство не заинтересованы в том, чтобы отведённые сроки получения образования определённого уровня сдвигались против нормативно установленных либо лицо, которое обучается по определённой образовательной программе, прерывало своё обучение.

5. Любое образовательное учреждение наряду с основными образовательными программами, вправе (то есть, это определяется самим образовательным учреждением) реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги на договорной основе. Необходимость углублённого изучения отдельных предметов в настоящее время обусловлена, прежде всего, нестыковками общеобразовательных и профессиональных образовательных программ. Не секрет, что уровень образования, предоставляемый образовательными программами среднего (полного) общего образования во многих случаях объективно не позволяет рассчитывать выпускнику без углублённой подготовки на успешную сдачу вступительных экзаменов в вуз. П. 6 комментируемой статьи ограничивает право усмотрения образовательного учреждения в части обучения по дополнительным образовательным программам уставными целями и задачами.

6. В комментируемой статье законодатель особо оговаривает случай факультативного обучения курсу военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях. Этот курс имеет особое значение применительно к обороноспособности государства, поэтому регламентируется особо. Закреплено, что обучение граждан военной подготовке может проводиться только на факультативной основе. Вместе с тем, буквальное толкование п. 7 ст. 14 Закона об образовании не позволяет сделать однозначный вывод о том, с чьего согласия допускается такое обучение – только при наличии согласия законных представителей обучающегося либо же вместе с родительским требуется ещё и согласие самого обучающегося. Наиболее оптимальной представляется следующая формулировка: «…с согласия обучающихся и их родителей (законных представителей)». Необходимо также отметить, что при обсуждении законопроекта в Правительстве РФ, были предложения исключить указанную норму.

7. Постоянным спутником образования была, есть и будет культура, поэтому в п. 8 ст. 14 Закона об образовании прямо указано, что при реализации образовательной программы образовательное учреждение должно пользоваться возможностями учреждений культуры.