Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 9

1. Образовательная программа представляет собой перечень требований (предметов, навыков, знаний, объёма учебной нагрузки и т.д.), которые необходимо соблюсти для получения образования определённого уровня. Эти требования полностью основаны на государственном образовательном стандарте соответствующего уровня и не могут быть мягче, чем предусмотренные стандартом.

За 9 лет существования комментируемая статья не претерпела никаких изменений. В Российской Федерации существуют 2 вида образовательных программ: общеобразовательные и профессиональные. В зависимости от вида существенным образом различаются структура и содержание образовательной программы, требования к организации учебного процесса, типы учреждений, которые реализуют образовательную программу данного уровня, государственные и локальные органы, ответственные за реализацию образовательной программы и многое другое.

Независимо от вида все образовательные программы в России подразделяются на основные и дополнительные. Главное отличие состоит в том, что у дополнительных образовательных программ нет стандартов. Задачей этих программ, как правило, является более полное удовлетворение разнообразных образовательных потребностей личности.

Содержание образовательной программы того или иного уровня зависит не только от адресата данной программы (возраста обучающегося, его психического развития, состояния здоровья), но и от государственной образовательной политики, которая во многом отражает уровень социально-экономического развития общества и государства. Содержание профессиональных программ в большей степени, чем общеобразовательных, зависит от такого фактора, как спрос на рынке труда на специалистов определённого профиля. Указанное различие определяется разницей в предназначении общеобразовательных и профессиональных программ.

2. Общеобразовательные программы представляют собой систему знаний, умений и навыков, овладение которыми обеспечивает всестороннее развитие и воспитание личности, необходимое для полноценной жизнедеятельности в современном обществе. Предполагается, что овладев общеобразовательной программой в полном объёме, человек будет способен самостоятельно жить в обществе и в состоянии сделать осознанный выбор профессиональной образовательной программы.

Преемственность между образовательными программами разного вида и уровня обеспечивает институт образовательного ценза (уровня образования). Это не означает, что у каждой образовательной программы есть «нижняя» граница. Государственные образовательные стандарты соответствующего уровня определяют обязательный минимум содержания каждой основной образовательной либо основной профессиональной образовательной программы.

Подобно государственным образовательным стандартам образовательная программа состоит из 3 компонентов. Первый, федеральный компонент, является фундаментом образовательного пространства России и включается во все образовательные программы данного уровня. Например, любая основная общеобразовательная программа, реализуемая в России, предполагает изучение русского языка, литературы, математики химии, физики.

Для успешного освоения основной образовательной программы, как общеобразовательной, так и профессиональной, обучающийся обязан в полном объёме изучить все обязательные предметы, которые составляют ядро соответствующей программы.

Однако процесс обучения ограничивается нормативным сроком, и если обучающийся в него не укладывается, он считается неуспевающим и рассматривается как нуждающийся в специальной (коррективной) образовательной программе. Определённые Законом об образовании или Типовым положением об образовательном учреждении нормативные сроки освоения основных образовательных программ в государственных и муниципальных образовательных учреждениях должны распространяться и на негосударственные образовательные учреждения, хотя в Законе об образовании прямо на это не указывается, - есть только общее положение, закреплённое в абз.3 п. 3 ст. 12 Закона, о том, что действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории России независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.