Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 5

Комментируемая статья посвящена гарантиям, которые государство предоставляет в отношении реализации права на образование.

1. Государства гарантирует, что доступ к образованию не может ставиться в зависимость от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

Истоки данной нормы следует искать в Конституции РФ (статье 19), закрепившей, что:

1) все равны перед законом и судом;

2) государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности;

3) мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Законодатель в принципе допускает возможность установления отдельных ограничений по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости, но только в отношении прав граждан на профессиональное образование и только в случае если такое ограничение устанавливается законом.

Так, ограничения по перечисленным признакам могут устанавливаться при поступлении в высшие военные учебные заведения, высшие учебные заведения МВД России, ФСБ России и т.п. Они, как правило, связаны с особыми требованиями к допуску на государственную службу.

Например, в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе»62 подготовку по военно-учетным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования получают граждане только мужского пола, достигшие возраста 17 лет, в том числе учащиеся образовательных учреждений начального профессионального и среднего профессионального образования, в которых такая подготовка является составной частью профессиональной образовательной программы.

2. Право на образование обеспечивается государством путем создания:

а) системы образования, которая представляет собой (ст.8 комментируемого Закона) совокупность взаимодействующих:

- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

- сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

б) социально-экономических условий для получения образования: выплата стипендий, предоставление учебных отпусков, обеспечение местами в общежитиях и интернатах и т.п.

Конкретные виды социальной поддержки определяются в соответствующих статьях законодательства в области образования.

3. Гражданам гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Данная норма воспроизводит положения статьи 43 Конституции и делает при этом важное уточнение, которое в Конституции РФ не содержится. Оно касается права на получение на конкурсной основе высшего и послевузовского профессионального образования: второе высшее и послевузовское образование гражданин не может получить бесплатно, а только по договору, предусматривающему возмещение образовательному учреждению затрат на образование (за исключением случая, предусмотренного п.7 ст.50 Закона об образовании).

Комментируемая норма получила свое развитие в статье 50 Закона об образовании: «Граждане Российской Федерации имеют право на получение впервые бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального образования и на конкурсной основе среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов».

В указанной статье особо оговаривается, что граждане Российской Федерации вправе в установленном порядке неоднократно получать бесплатное профессиональное образование по направлению государственной службы занятости, в случае потери возможности работать по профессии, специальности, в случае профессионального заболевания и (или) инвалидности, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Бесплатность образования означает возмещение государством гражданину расходов (затрат) на получение общего и на конкурсной основе профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, либо непосредственно, либо путем финансирования соответствующего образовательного учреждения.

Общедоступность образования, помимо прочего, обеспечивается применением дистанционных технологий обучения, организацией обучения на дому лиц, которые по медицинским показаниям не могут посещать занятия в образовательном учреждении и т.д.

4. Особые гарантии реализации права на образование государство предоставляет гражданам, нуждающимся в социальной поддержке. К их числу относятся, например, инвалиды, дети-сироты, а также дети, оставшиеся без попечения родителей.

Государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Так, например, в силу пункта 9 статьи 50 комментируемого Закона в образовательных учреждениях содержание и обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), осуществляются на основе полного государственного обеспечения.

Категории граждан, которым предоставляется государственная поддержка при получении образования, порядок и размеры ее предоставления устанавливаются федеральными законами для федеральных государственных образовательных учреждений, законами субъектов Российской Федерации для образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений.

5. Гражданам с отклонениями в развитии создаются условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Так, для детей и подростков с отклонениями в развитии органы управления образованием создают специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), обеспечивающие их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Категории обучающихся, воспитанников, направляемых в указанные образовательные учреждения, а также содержащихся на полном государственном обеспечении, определяются Правительством РФ (п.10 ст.50 комментируемого Закона). К ним относят, например, глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых, слабовидящих и поздноослепших детей, детей с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, для умственно отсталых и других детей с отклонениями в развитии.


Закон определяет условия помещения детей и подростков с отклонениями в развитии в специальные (коррекционные) образовательные учреждения: только с согласия родителей (законных представителей) и только по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (п.10 ст.50 комментируемого Закона).

Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии утверждено постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 №28863.

Для подростков с девиантным (общественно опасным) поведением, достигших возраста 11 лет, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода, создаются специальные учебно-воспитательные учреждения, обеспечивающие их медико-социальную реабилитацию, образование и профессиональную подготовку.

Направление таких подростков в эти образовательные учреждения осуществляется только по решению суда (п.11 ст.50 комментируемого Закона).

Типовое положение о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением утверждено постановлением Правительства РФ от 25 апреля 1995 года №42064.

Для граждан, содержащихся в воспитательно-трудовых и исправительно-трудовых учреждениях, администрацией этих учреждений и органами государственной власти субъектов Российской Федерации создаются условия для получения основного общего и начального профессионального образования, для профессиональной подготовки, а также для самообразования (п.12 ст.50 комментируемого Закона).

Положение о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах было утверждено совместным приказом Минюста России и Минобразования России от 9 февраля 1999 года №31/32165, зарегистрирован Минюстом России 16.02.1999 №1709

6. Государство оказывает содействие в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности.

Так, в соответствии с пунктом 13 статьи 50 комментируемого Закона органы государственной власти и органы управления образованием могут создавать нетиповые образовательные учреждения высшей категории для детей, подростков и молодых людей, проявивших выдающиеся способности.

Категории отбора таких детей, подростков и молодых людей в указанные образовательные учреждения определяются учредителем и доводятся до сведения общественности.

Кроме того, государство может оказывать им содействие посредством предоставления им специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации и стипендии Президента Российской Федерации, включая стипендии для обучения за рубежом.

Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством Российской Федерации и Президентом Российской Федерации.

Так, постановлением Правительства РФ от 6 апреля 1995 года №30966 был учрежден порядок представления кандидатов на назначение специальных государственных стипендий Правительства Российской Федерации для аспирантов и студентов государственных образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования. Размеры же самих стипендий были установлены постановлением Правительства РФ от 31 июля 2001 года №56867. Распоряжением Президента Российской Федерации от 06.09.1993 №613-рп утверждено Положение о стипендиях Президента Российской Федерации68.