Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 24

1. В первом пункте комментируемой статьи говорится о полномочиях Федерального Собрания в области высшего и послевузовского образования. Строго говоря, такая формулировка не совсем корректна. По Конституции Российской Федерации самостоятельной компетенцией наделяется не Федеральное Собрание, а его палаты – Государственная Дума и Совет Федерации.

Так, законопроекты вносятся в Государственную Думу и рассматриваются в соответствии с процедурой, закрепленной в Регламенте Государственной Думы. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы (ч.2 ст.105 Конституции Российской Федерации).

В Российской Федерации действуют два наиболее широкие по предмету правового регулирования закона, регламентирующие отношения в сфере образования. Это Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» и комментируемый закон. Эксперты неоднократно высказывали соображения о возможности объединения этих законов и разработке на их основе образовательного кодекса. Оставляя в стороне вопрос о целесообразности такой кодификации, следует отметить, что бесспорно требуется внесение изменений и дополнений в данные законы, точнее сказать разработка их новых редакций, с целью актуализации правового регулирования и устранения внутренних противоречий.

Кроме того, есть несколько федеральных законов, регулирующие отдельные отношения в рассматриваемой области, например федеральные законы от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», от 10 апреля 2000 г. № 51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования» и др.

В комментируемом пункте упоминается о ратификации международных договоров Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном случае речь идет о Конституции Российской Федерации и Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Согласно Конституции ратификация международных договоров Российской Федерации осуществляется в форме федерального закона. По Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» ратификации подлежит ряд международных договоров Российской Федерации. В частности, к ним относятся международные договоры, исполнение которых требует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотренные законом; предметом которых являются основные права и свободы человека и гражданина; об участии Российской Федерации в межгосударственных союзах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий Российской Федерации или устанавливают юридическую обязательность решений их органов для Российской Федерации. Кроме того, подлежат ратификации международные договоры Российской Федерации, при заключении которых стороны условились о последующей ратификации.

Российская Федерация не заключала межгосударственные договоры, регулирующие исключительно вопросы высшего и послевузовского профессионального образования. Об образовании речь идет, к примеру, в ряде договоров РФ о дружбе и сотрудничестве с зарубежными странами.

Например, в Договоре о дружественных отношениях и сотрудничестве между Российской Федерацией и Чешкой Республикой, заключенном в Праге 26 августа 1993 г. сказано о развитии сотрудничества в области образования, культуры и искусства. При этом стороны договорились поощрять сотрудничество между учебными заведениями всех видов и уровней и научно-исследовательскими институтами как посредством обмена учащимися, студентами, преподавателями и научными работниками, так и путем осуществления совместных мероприятий и проектов.

В Договоре о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Таджикистан, подписанном в Москве 25 мая 1993 г., стороны договорились развивать сотрудничество в областях образования, науки и техники, поощрять прямые связи между учебными заведениями, научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими учреждениями, осуществление совместных программ и разработок, в особенности, в приоритетных направлениях и в области передовых технологий. Стороны взаимодействуют и создают благоприятные условия в подготовке кадров, обмене учеными, специалистами, аспирантами и студентами, взаимно признают дипломы об образовании, ученые звания и степени.

Специально вопросам образования посвящены многочисленные межправительственные (например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях, Москва, 1 июля 2003 г.; Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам об обучении вьетнамских граждан в образовательных учреждениях высшего профессионального образования Российской Федерации, Москва, 9 июля 2002 г. и др.) и межведомственные соглашения (например, Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Китайской Народной Республики о сотрудничестве в области образования, Пекин, 9 ноября 2006 г.; Соглашение между Министерством образования и науки Российской Федерации и Министерством образования Словацкой Республики о сотрудничестве в области образования, Москва, 7 ноября 2006 г. и др.).

Федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» применяется в отношении межгосударственных, межправительственных договоров и договоров межведомственного характера независимо от их вида и наименования (договор, соглашение, конвенция, протокол, обмен письмами или нотами, и др.).

2. В наиболее общем виде полномочия Правительства РФ в сфере образования закреплены в Конституции РФ и Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». Так, в соответствии с п. «в» ч.1 ст.114 Конституции РФ Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования. Согласно ст. 17 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» правительство также определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования.

Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства Российской Федерации. Акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Постановления и распоряжения правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

В числе упомянутых в подпункте 4 комментируемого пункта правовых актов Правительства РФ, определяющих функционирование системы высшего и послевузовского профессионального образования, можно назвать Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2007 г. № 116 «Об утверждении правил осуществления контроля и надзора в сфере образования» и др.

В подпункт 5 комментируемого пункта были внесены изменения в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные по вопросам интеграции образования и науки». В действовавшей ранее редакции комментируемого подпункта речь шла об установлении порядка лицензирования деятельности высших учебных заведений, их государственной аккредитации.

Данным законом, в частности, дополнен Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике», и установлено, что научная организация в целях подготовки и переподготовки научных работников и специалистов может осуществлять обучение по образовательным программам дополнительного профессионального образования. В связи с этим потребовалось уточнение полномочия Правительства РФ по лицензированию в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

В соответствии с п. 2 ст.10 комментируемого закона государственные высшие учебные заведения, находящиеся в ведении Российской Федерации создаются, реорганизуются и ликвидируются Правительством Российской Федерации. Такие решения часто оформляются распоряжениями Правительства РФ. Например, в 2006 г. Правительством РФ было принято четыре распоряжения о создании высших учебных заведений (распоряжение Правительства РФ от 28 декабря 2006 г. № 1838-р о создании филиалов федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации»; от 25 декабря 2006 г. № 1819-р о создании федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования «Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний» и «Воронежский институт Федеральной службы исполнения наказаний», от 25 апреля 2006 г. № 576-р о создании на базе факультета менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета структурного подразделения – бизнес-школы – Высшей школы менеджмента; от 1 февраля 2006 г. № 106-р о создании федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации»).

Аналогично решаются вопросы ликвидации (например, постановление Правительства Российской Федерации от 23 октября 2001 г. № 741 «О ликвидации Российской государственной академии труда и занятости Министерства труда и социального развития Российской Федерации», распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2005 г. № 1549-р о ликвидации государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении Росстата и др.) и реорганизации образовательных учреждений (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 1278-р о реорганизации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Байкальский государственный университет экономики и права» (г. Иркутск) и государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Иркутский торгово-экономический колледж» (г. Иркутск) в форме присоединения колледжа к университету с образованием на его основе структурного подразделения и др.).

Подпункт 6.1 комментируемого пункта был введен Федеральным законом от 6 января 2007 г. № 1-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения доступности среднего профессионального и высшего профессионального образования для военнослужащих (граждан), проходящих (проходивших) военную службу по контракту.

По этому закону граждане, проходившие в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенные с военной службы по ряду оснований, предусмотренных ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока военной службы; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями; в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта; по семейным обстоятельствам и др.) принимаются в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования для обучения по образовательным программам высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Если указанные граждане обучаются на подготовительных отделениях федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, определенных Правительством РФ в порядке, установленном законодательством РФ о размещении заказов, впервые после окончания военной службы по контракту, то их обучение осуществляется за счет средств федерального бюджета.

В связи с принятием этого закона Правительство РФ должно определить перечень федеральных государственных высших учебных заведений, в которых осуществляется подготовка указанной категории граждан к вступительным испытаниям.

Порядок разработки, утверждения и введения государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования (подпункт 8 комментируемого пункта) регламентировался Постановлением Правительства РФ от 21 января 2005 г. № 36 «Об утверждении правил разработки, утверждения и введения в действие государственных образовательных стандартов начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования». В связи с внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта (декабрь 2007 г.), очевидно, ожидается принятие Правительством РФ нового нормативного правового акта по данному вопросу.

Подпункты 9 и 10 комментируемого пункта были введены Федеральным законом от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного экзамена».

В соответствии с этим законом при приеме в государственные и муниципальные высшие учебные заведения по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, указанные высшие учебные заведения вправе проводить по предметам, по которым не проводится единый государственный экзамен, дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, результаты которых учитываются наряду с результатами единого государственного экзамена при проведении конкурса. Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности, утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Государственным высшим учебным заведениям может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме по иным направлениям подготовки (специальностям). Перечень указанных высших учебных заведений, при приеме в которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, и направлений подготовки (специальностей) формируется на основании предложений государственных высших учебных заведений. Порядок, критерии отбора и перечень указанных высших учебных заведений и направлений подготовки (специальностей), по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Упомянутые в подпункте 13 комментируемого пункта объединения работодателей действуют в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2002 г. № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей». По данному закону объединение работодателей - это форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и (или) физических лиц). Объединения работодателей могут создаваться по территориальному (региональному, межрегиональному), отраслевому, межотраслевому, территориально-отраслевому признакам.

Объединениям работодателей предоставлено право участвовать в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования, в том числе в разработке федеральных государственных стандартов и федеральных государственных требований к дополнительным профессиональным образовательным программам, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, формировании перечней направлений подготовки (специальностей) профессионального образования, государственной аккредитации образовательных учреждений профессионального образования в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Это положение обусловило необходимость дополнения перечня полномочий Правительства РФ в сфере высшего и послевузовского профессионального образования.

Пункт второй комментируемой статьи изложен таким образом, что перечень полномочий Правительства РФ в сфере высшего и послевузовского образования можно счесть закрытым. Вместе с тем это не так. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в сфере образования и контролирует их деятельность. Речь идет о Министерстве образования и науки, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки, Федеральном агентстве по образованию.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между этими федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о них, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство РФ устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов этих федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей министра образования и науки, а также руководителей Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федерального агентства по образованию, по представлению министра образования и науки.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов.

3. Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования является Министерство образования и науки Российской Федерации. Это министерство действует на основании Положения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 280.

В указанном положении содержится перечень полномочий министерства образования и науки. Например, министерство самостоятельно принимает ряд нормативных правовых актов в сфере высшего образования. К их числу относятся: перечень профессий (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях; положение и порядок создания филиалов федеральных государственных учреждений высшего и среднего профессионального образования; формы документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации; положение о замещении должностей научно-педагогических работников образовательных учреждений высшего профессионального образования; положение об итоговой аттестации выпускников образовательных учреждений; порядок приема всех категорий обучающихся, порядок перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое; и др.

Содержащийся в положении перечень полномочий министерства образования и науки не носит исчерпывающего характера. Министерство осуществляет и иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ. Комментируемый закон относится к числу таких актов.

Ряд упомянутых в комментируемом пункте нормативных правовых актов был принят в предыдущие годы действовавшими в тот период федеральными органами исполнительной власти. Впоследствии эти органы были упразднены или реорганизованы. Некоторые изданные ими акты продолжает действовать. К их числу относятся:

приказ министра образования РФ от 25 марта 2003 г. № 1155 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», приказ министра общего и профессионального образования РФ от 14 октября 1997 г. № 2033 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации» (подпункт 2);

постановление государственного комитета РФ по высшему образованию от 30 ноября 1994 г. № 9 «Об утверждении образцов государственных документов о высшем профессиональном образовании», приказ министра образования РФ от 15 октября 1999 г. № 568 «Об утверждении образца документа о послевузовском профессиональном образовании» (подпункт 7);

приказ министра общего и профессионального образования РФ от 9 января 1997 г. № 15 «Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств» (подпункт 8);

приказ министра общего и профессионального образования от 27 марта 1998 г. № 814 «Об утверждении Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации», приказ министра общего и профессионального образования РФ от 24 февраля 1998 г. № 501 «Об утверждении порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое» (подпункт 14);

приказ министра образования РФ от 26 ноября 2002 г. № 4114 «Об утверждении Положения о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации» (подпункт 21).

Приказами министра образования и науки РФ от 1 декабря 2005 г. № 297 утверждены Типовое положение о филиалах федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования (высших учебных заведений) (подпункт 22); от 24 февраля 2005 г. № 51 Порядок установления федеральным органам исполнительной власти, другим распорядителям федерального бюджета, имеющим в ведении образовательные учреждения профессионального образования, контрольных цифр приема граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета (подпункт 12).

Вместе с тем ряд вопросов еще ждут нормативно-правового регулирования. Речь идет, к примеру, о порядке подтверждения документов государственного образца о высшем или послевузовском профессиональном образовании, об ученых степенях и ученых званиях (подпункт 8), порядке проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в высшие учебные заведения (подпункт 14) и др.

Министр образования и науки РФ издает приказы, имеющие нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности министерства – приказы ненормативного характера. Именно о нормативных приказах идет речь в подпункте 23 комментируемого пункта.

4. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями федеральных органов исполнительной власти по контролю и надзору понимается:

осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Контроль и надзор в сфере образования возложен на Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки (далее – Рособрнадзор) и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в пределах компетенции, установленной Законом Российской Федерации "Об образовании" и Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Рособрнадзор действует на основании положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 300. Эта служба находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования установлены постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. № 116. В сфере высшего образования Рособрнадзор осуществляет контроль и надзор по трем направлениям:

за исполнением законодательства Российской Федерации в области образования, аттестации научных и научно-педагогических кадров;

за качеством образования (в части федеральных компонентов государственных образовательных стандартов) в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования;

за деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений, научных учреждений и иных организаций.

Составная часть функции по контролю и надзору - выдача разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам. К ведению Рособрнадзора относятся лицензирование и государственная аккредитация:

высших учебных заведений по всем реализуемым ими образовательным программам;

научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования по программам послевузовского профессионального образования и программам дополнительного профессионального образования, по которым установлены федеральные государственные требования;

расположенных за пределами территории РФ филиалов высших учебных заведений.

Рособрнадзор рассматривает в установленном порядке вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук и выдает соответствующие аттестаты и дипломы установленного образца, а также рассматривает вопросы лишения (восстановления) указанных ученых званий и степеней.

Порядок деятельности в этой сфере установлен постановлениями правительства РФ от 29 марта 2002 г. № 194 «Об утверждении Положения о порядке присвоения ученых званий» и от 30 января 2002 г. № 74 «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней». Кроме того, Министром образования и науки Российской Федерации изданы приказы от 30 января 2006 г. № 16 «Об утверждении форм аттестатов государственного образца профессора по кафедре и доцента по кафедре» и от 8 мая2007 г. № 136 «Об утверждении административного регламента исполнения федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по присвоению, лишению, восстановлению ученых званий по кафедре». Этим административным регламентом определены сроки и последовательность действий Рособрнадзора при осуществлении полномочий по присвоению, лишению, восстановлению ученых званий по кафедре.

Рособрнадзор выдает разрешения на создание советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), устанавливает их компетенцию и определяет перечни научных специальностей, по которым им предоставляется право приема к защите диссертаций. Нормативная основа этой деятельности определена приказом министра образования и науки Российской Федерации от 9 января 2007 г. № 2 «Об утверждении Положения о Совете по защите докторских и кандидатских диссертаций».

Рособрнадзор подтверждает, признает и устанавливает эквивалентность документов об образовании, ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в Российской Федерации, и выдает соответствующие документы. В этой области действует приказ министра общего и профессионального образования от 9 января 1997 г. № 15 «Об утверждении порядка признания и установления эквивалентности (нострификации) документов иностранных государств об образовании и ученых званиях и форм соответствующих свидетельств».

Министерством образования и науки разработаны два административных регламента, которые определяют процедуры по признанию документов об ученых степенях и ученых званиях. Так, приказом министра образования и науки от 8 декабря 2006 г. № 306 утвержден административный регламент Рособрнадзора по исполнению государственной функции по признанию документов об ученых степенях и ученых званиях по специальности, полученных за рубежом, а изданным в тот же день приказом № 307 – административный регламент по признанию документов об ученых званиях по кафедре, полученных за рубежом.

5. В соответствии со ст.11 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» одним из возможных учредителей образовательных учреждений выступают органы государственной власти.

В связи с этим в РФ действуют высшие учебные заведения, которые обычно называют ведомственными, т.е. вузы, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти. Неоднократно высказывалось соображения необходимость их передачи в ведение Министерства образования и науки РФ. Такая передача позволила бы более целенаправленно осуществлять контроль за исполнением законодательства РФ в области образования, а также за качеством образования.

Вместе с тем федеральные органы исполнительной власти обычно не поддерживают идею такой передачи, аргументируя тем, что «отраслевая» система в наибольшей степени отвечает задачам подготовки специалистов для того или иного органа исполнительной власти, позволяет успешно решать вопросы с организацией практики студентов и трудоустройством выпускников.

Действующая редакция комментируемого пункта была введена Федеральным законом от 26 декабря 2006 г. № 258-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий». Ранее в этом пункте речь шла о том, что разграничение компетенции между федеральным органом управления образованием и иными федеральными органами исполнительной власти устанавливается положениями о соответствующих органах, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Однако ни действовавшую ранее, ни ныне существующую редакцию комментируемого пункта нельзя признать удачными, поскольку в положениях о федеральных органах исполнительной власти нет норм, посвященных разграничению полномочий в отношении высших учебных заведений. Более того, учебные заведения упоминаются в этих положениях крайне редко. Одно из таких немногочисленных упоминаний содержится в Положении о Министерстве иностранных дел Российской Федерации. Так, согласно Положению о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865, МИДу РФ предоставлено право вносить в Правительство Российской Федерации предложения о создании, реорганизации и ликвидации подведомственных организаций, включая учебные заведения для подготовки, переподготовки и повышения профессиональной и языковой квалификации кадров дипломатической службы.

В связи с этим представляется, что комментируемый пункт по сути дела не имеет реального содержания, т.е. является избыточным.