Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 15

В отличие от объединений юридических лиц в сфере высшего и послевузовского профессионального образования, создаваемых в форме ассоциаций и союзов (см. комментарий к ст. 14), общественные объединения создаются гражданами. Членами общественных объединений могут быть также юридические лица — общественные объединения.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Конституции РФ каждому гарантирует право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Порядок создания и деятельности общественных объединений определен Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»[1]. Статья 5 указанного Федерального закона под общественным объединением понимает добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Статья 7 данного Федерального закона устанавливает перечень организационно-правовых форм, в которых могут создаваться общественные объединения. К ним относятся: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия. Комментируемая статья гарантирует возможность создания общественного объединения в сфере высшего и послевузовского профессионального образования в форме общественной организации.

Общественные организации являются юридическими лицами — некоммерческими организациями. Общественные организации проходят государственную регистрацию в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с особенностями, предусмотренными для государственной регистрации частных некоммерческих организаций, установленными в гл. III Федерального закона «О некоммерческих организациях» (см. комментарий к ст. 10).

Следует отметить, что общественные организации, цели создания которых соответствуют законодательству, вправе осуществлять свою деятельность и без прохождения процедуры государственной регистрации в качестве юридического лица в установленном порядке.

Наибольшее распространение в сфере высшего профессионального образования получили студенческие общественные организации (органы студенческого самоуправления), создаваемые в целях представления и защиты интересов студентов как наименее защищенных участников образовательных правоотношений перед администрацией высшего учебного заведения: студенческие профсоюзы, студенческие советы, студенческие союзы. Право студентов на участие в управлении образовательным учреждением, на свободу информации, на свободное выражение собственных мнений и убеждений, на участие в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений, в том числе через общественные организации и органы управления высших учебных заведений гарантируется п. 4 ст. 50 Закона об образовании, абз. 4 п. 2 ст. 16 комментируемого закона.

По общему правилу ст. 19 Федерального закона «Об общественных объединениях», учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие возраста 18 лет. Исключения установлены для детских и молодежных общественных объединений. Пункт 2 ст. 9 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»[2], предусматривает возможность создания общественных объединений в образовательных учреждениях обучающимися старше восьми лет. Поскольку на первых курсах высших учебных заведений большинство студентов — несовершеннолетние, положения указанного Федерального закона актуальны и для студенческих общественных организаций.

В соответствии с рамочной Концепцией развития студенческого самоуправления в Российской Федерации, принятой на Всероссийском студенческом форуме, проходившем в г. Томске 16 по 19 ноября 2004 г., студенческое самоуправление определяется как инициативная, самостоятельная и под свою ответственность деятельность студентов, направленная на решение важных вопросов жизнедеятельности, развитие социальной активности, поддержку социальных инициатив студенческой молодежи.

В соответствии с указанной Концепцией основными функциями студенческого самоуправления являются:

—представление интересов студенчества данного учреждения профессионального образования вне образовательного учреждения на различных уровнях: межвузовском, местном, региональном, федеральном;

—представление интересов студенчества перед администрацией образовательного учреждения:

вынесение на рассмотрение ученого совета учреждения профессионального образования предложения о поощрении студентов за активную научную, учебную и общественную деятельность,

вынесение на рассмотрение ученого совета учреждения профессионального образования рекомендации о назначении персональных и именных стипендий студентам за высокую успеваемость, активную научную и общественную деятельность,

принятие участие в решении социально-правовых проблем студенческой молодежи,

внесение предложения по совершенствованию учебного процесса и научно-исследовательской работы студенческой молодежи,

подготовка на рассмотрение руководства образовательного учреждения доклады, аналитические записки, рекомендации в пределах своей компетенции,

—разработка, принятие и реализация мер по координации деятельности общественных студенческих формирований, действующих в образовательном учреждении;

—взаимодействие с администрацией, руководителями структурных подразделений образовательного учреждения, осуществление учебной и воспитательной работы со студентами по различным аспектам жизнедеятельности;

—организация социально значимой общественной деятельности студенчества;

—руководство деятельностью органов студенческого самоуправления структурных подразделений образовательного учреждения (факультетов, отделений, курсов, групп, общежитий и т. д.);

—информирование студенчества, администрации, преподавателей, сотрудников учреждения профессионального образования о разнообразных аспектах студенческой жизни и государственной молодежной политики;

—участие в формировании нормативно-правой базы для различных сфер жизнедеятельности студенческой молодежи и активного включения молодежи в социально-значимую деятельность;

—формирование и обучение студенческого актива образовательного учреждения.

Правовые основы студенческого самоуправления закреплены:

—в письме Минобразования России от 2 октября 2002 г. № 15-52-468/15-01-21 «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации»;

—в указе Президента РФ от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики»[3];

—постановлении Верховного совета Российской Федерации от 3 июня 1993 г. № 5090-I «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации»[4];

—федеральной целевой программе «Молодежь России (200—2005 годы)», утвержденной постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2000 г. № 1015[5] и др.

Как отмечается в письме Минобразования России «О развитии студенческого самоуправления в Российской Федерации», студенческое движение Российской Федерации представлено, с одной стороны, общественным движением студентов, с другой стороны, профсоюзным студенческим движением. Принципиальных различий в подходах к деятельности профсоюзных и общественных организаций студентов нет. Однако профсоюзы делают акцент в своей деятельности на решении социальных вопросов студентов, тогда как общественные объединения направляют свои усилия в русло поддержки социально значимых инициатив студенческой молодежи, создания условий для всесторонней самореализации студентов.

Таким образом, субъектами студенческого самоуправления выступают студенческие коллективы (объединения), созданные в группе, на факультете (межфакультетские), в высшем учебном заведении (межвузовские), в муниципальном образовании, на уровне субъекта РФ, на федеральном уровне в следующих формах:

—профсоюзная организация студентов, выполняющая функции органа студенческой самодеятельности, статус которой определяется коллективным договором;

—общественная организация, которой может быть союз студентов данного учебного заведения или отделение городской, областной, общероссийской общественной организации, заключившей договор с учебным заведение;

—орган общественной самодеятельности, выполняющий функции студенческого самоуправления (студенческий совет, студенческий деканат, студенческие научно-производственные отряды, студенческие кафедры, студенческие комитеты, студенческие клубы по интересам и т. д.)

В соответствии с п. 2 комментируемой Статьи, взаимоотношения между администрацией высшего учебного заведения и общественными организациями обучающихся определяются, в частности, договором между ними, который носит характер договора о совместной деятельности (см. комментарий к ст. 14). Представляется необходимым в целях обеспечения выполнения органом студенческого самоуправления своих функций закрепить в договоре следующие права органа студенческого самоуправления:

—запрашивать и получать необходимые информационные документы и аналитические материалы в администрации и структурных подразделениях образовательного учреждения;

—голосовать при решении актуальных проблем жизнедеятельности студенческой молодежи и учебного заведения;

—для руководителей общественного объединения — быть безотлагательно лично принятыми руководителями учебного заведения по вопросам деятельности студенческого самоуправления;

—совместно с администрацией участвовать в распределении и использовании выделяемых образовательному учреждению государственных бюджетных средств, статьи расходов которых (стипендии, дотации на питание, средства, выделяемые на культуру, спорт, отдых, лечение) непосредственно затрагивают интересы студентов.

Обязанность администрации учебного заведения — давать ответы по всем запросам и обращениям студенческого самоуправления, касающимся или непосредственно затрагивающим интересы студентов.

В связи с принятием Федерального закона утратили силу подп. 6—7 комментируемой статьи, которые содержали гарантии государственной поддержки общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего и послевузовского профессионального образования, а также возможность учреждения фондов поддержки и развития высшего и послевузовского профессионального образования в целях поддержки отдельных высших учебных заведений. Соответствующие изменения были внесены и в Федеральный закон от 28 июня1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»[6].

Меры государственной поддержки предоставляются зарегистрированным в установленном законом порядке молодежным объединениям граждан в возрасте до 30 лет, объединившихся на основе общности интересов, а также детским объединениям, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности. Государственная поддержка общероссийских, международных молодежных и детских объединений осуществляется при условии, что объединение является юридическим лицом и действует не менее одного года с момента его государственной регистрации, а в объединении насчитывается не менее 3 тыс. членов. В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», действие данного Закона не распространяется на молодежные и студенческие объединения, являющиеся профессиональными союзами.

В целях поддержки студенческих объединений, развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования приказом Минобрнауки России от 28 апреля 2006 г. № 100[7] утверждено Положение о Совете по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Совет является совещательным органом, его решения носят рекомендательный характер. Председателем Совета является министр образования и науки РФ.

Основными задачами Совета являются:

—совершенствование нормативной правовой базы по вопросам развития студенческого самоуправления в образовательных учреждениях;

—разработка стратегических направлений в области развития студенческого самоуправления;

—совершенствование научно-методического обеспечения развития студенческого самоуправления.

Особым видом общественных объединений в сфере высшего и послевузовского профессионального образования являются профессиональные общественные объединения работников высших учебных заведений. Деятельность профессиональных общественных объединений регулируется Федеральным законом от 12 января 1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»[8]. В соответствии с п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона, профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Каждый, достигший возраста 14 лет и осуществляющий трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется свободно, без предварительного разрешения.

Положения данного Федерального закона распространяются и на студенческие профсоюзы, поскольку в соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона, под работником в целях данного закона понимается не только физическое лицо, работающее в организации на основе трудового договора (контракта), лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, но и лицо, обучающееся в образовательном учреждении начального, среднего или высшего профессионального образования.

В соответствии с п. 1 ст. 8 названного Федерального закона, правоспособность профсоюза в качестве юридического лица возникает с момента его государственной регистрации, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного указанным Федеральным законом специального порядка государственной регистрации профсоюзов. Профсоюзы, их объединения (ассоциации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться. В этом случае они не приобретают прав юридического лица.

Конкретные полномочия и принципы деятельности профсоюзных организаций, созданных в пределах высшего учебного заведения, определяются уставом высшего учебного заведения и коллективным договором, заключаемым по правилам гл. 7 ТК РФ.

Помимо профсоюзных организаций, создаются многочисленные профессиональные общественные организации работников образования, с целью представления и защиты общих интересов членов объединений, выработки совместных решений, направленных на развитие правового положения работников образования в России или в субъекте РФ.

Государственно-общественными объединениями в сфере высшего и послевузовского профессионального образования называют учебно-методические объединения высших учебных заведений, научно-методические, научно-технические и другие советы и комиссии.

Типовое положение об учебно-методическом объединении высших учебных заведений Российской Федерации утверждено приказом Минобразования России от 17 апреля 2001 г. № 1742[9]. В соответствии с п. 1.2 указанного Типового положения основными задачами учебно-методического объединения являются:

—участие в разработке проектов государственных образовательных стандартов и примерных учебных планов;

—координация действий научно-педагогической общественности высших учебных заведений, представителей предприятий, учреждений и организаций в обеспечении качества и развития содержания высшего и послевузовского профессионального образования;

— разработка предложений по структуре отнесенной к его компетенции в области высшего и послевузовского профессионального образования и содержанию основных образовательных программ.

Учебно-методические объединения также участвуют в подготовке и проведении экспертизы проектов документов по вопросам развития высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования. Например, письмом Госкомвуза России от 23 сентября 1994 г. № 10-36-322ин/12[10] «О порядке подготовки заключения УМО при проведении магистерских профессиональных образовательных программ» установлен порядок предоставления учебно-методическими объединениями заключений о возможности введения магистерской подготовки в различных высших учебных заведениях.

Высшее учебное заведение, на базе которого создается учебно-методическое объединение, должно располагать высококвалифицированными научно-педагогическими кадрами, современной учебной базой, и в нем должны реализовываться образовательные программы по большинству направлений подготовки (специальностей) высшего и послевузовского профессионального образования, отнесенных федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием к компетенции данного учебно-методического объединения.

Как следует из п. 3 письма Минобразования России от 26 августа 2003 г. № 14-52-994ин/13 «О деятельности УМО»[11], учебно-методические объединения вправе оказывать платные услуги. Стоимость платных услуг определяется по установленной методике. При этом не допускается взимание платы за документы, разработка которых финансируется из средств федерального бюджета.

До недавнего времени в сфере высшего и послевузовского профессионального образования действовали ряд государственно-общественных объединений, созданных с целью содействия в формировании стратегии развития высшего профессионального образования в части совершенствования структуры и приоритетов подготовки кадров, повышения качества высшего профессионального образования, координации действий федеральных министерств и ведомств, высших учебных заведений, решения вопросов реализации государственного образовательного стандарта и основных образовательных программ высшего профессионального образования, среди них например: Межведомственный экспертный совет по государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования (приказ Минобразования РФ от 7 июня 1999 г. № 11); межведомственный научно-методический совет по экономике и управлению (приказ Минобразования РФ от 3 февраля 2000 г. № 338), Совет по гуманитарному и социально-экономическому образованию (приказ Минобразования РФ от 10 сентября 2001 г. № 3119); Совет по юридическому образованию (приказ Минобразования РФ от 24 июля 2002 г. № 2884) и др. В связи с созданием в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 30 декабря2004 г. № 152[12] «О Совете Министерства образования и науки Российской Федерации по государственным образовательным стандартам профессионального образования» Совета Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования указанные государственно-общественные объединения были расформированы. Полный перечень упраздненных объединений содержится в приказе Минобрнауки РФ от 13 марта 2006 г. № 54 «О неприменении приказов Минобразования России по вопросам государственных общественных объединений»[13].


[1] СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930.

[2] СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3802.

[3] САПП РФ. 1992. № 12. Ст. 924.

[4] Ведомости РФ. 1993. № 25. Ст. 903.

[5] СЗ РФ. 2001. № 2. Ст. 172.

[6] СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2503.

[7] Вестник образования. 2006. № 13—14.

[8] СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148.

[9] Бюллетень Минобразования РФ. 2001. № 7.

[10] Бюллетень Госкомвуза РФ.1994. №11.

[11] Вестник образования России. 2003. № 20.

[12] Документ опубликован не был (см. СПС «КонсультантПлюс»).

[13] Документ опубликован не был (см. «СПС КонсультантПлюс»).