Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Федеральный центр образовательного законодательства
Rus|Eng  

Комментарий к статье 11

Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста проводится по личным заявлениям граждан на конкурсной основе по результатам ЕГЭ.

Введению ЕГЭ предшествовало проведение эксперимента в течение довольно длительного периода времени. Предпосылками его проведения послужило то, что в условиях экономического расслоения общества весьма актуальной стала проблема устранения неодинаковой мобильности обучающихся и выравнивание возможностей доступа представителей различных групп населения к качественному высшему профессиональному образованию в выбранных образовательных учреждениях, а также назрела необходимость создания новых механизмов контроля качества образования.

Эксперимент по введению ЕГЭ в России стал проводиться начиная с 2001 г. Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2001 г. № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена»[1] определило, что ЕГЭ обеспечивает совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний для поступления в образовательные учреждения высшего профессионального образования.

Первоначально проведение эксперимента планировалось только в 2001—2003 гг.

Положение о проведении единого государственного экзамена было утверждено приказом Минобразования России от 9 апреля 2002 г. № 1306[2]. Согласно указанному Положению перечень участвующих в эксперименте субъектов РФ, федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования (по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции их учредителей) утверждался Минобрнауки России. Перечень учрежденных органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления образовательных учреждений высшего профессионального образования, участвовавших в эксперименте, утверждался органами исполнительной власти субъектов РФ по согласованию с учредителями.

С целью расширения участия образовательных учреждений в эксперименте, а также в целях совершенствования оценки качества среднего (полного) общего образования и повышения доступности высшего профессионального образования Правительство РФ неоднократно принимало решение о продлении проведения эксперимента по введению ЕГЭ. Проведение эксперимента было продлено:

на 2004 г. — постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 725 «О продлении на 2004 год срока проведения эксперимента по введению единого государственного экзамена»[3];

на 2005 г. — постановлением Правительства РФ от 2 марта 2005 г. № 108 «О проведении в 2005 году единого государственного экзамена»[4];

на 2006—2007 гг. — постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2005 г. № 830 «О проведении в 2006—2007 гг. единого государственного экзамена»[5].

Субъекты РФ, участвовавшие в эксперименте по введению ЕГЭ, самостоятельно определяли схему участия в эксперименте, в том числе:

—перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ в субъекте РФ (перечень общеобразовательных предметов, по которым проводится ЕГЭ на территории субъекта РФ, утверждался по представлению соответствующего субъекта РФ);

—возможность сдачи экзаменов выпускниками XI (XII) классов общеобразовательных учреждений при прохождении государственной (итоговой) аттестации по общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ в субъекте РФ:

только в форме ЕГЭ,

в форме ЕГЭ и (или) в традиционной форме;

—перечень муниципальных образований, на территории которых проводится эксперимент по введению ЕГЭ (при условии, что в эксперименте участвуют не все муниципальные образования субъекта Российской Федерации);

—возможность участия в ЕГЭ отдельных категорий выпускников (в том числе, выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений, для которых в соответствии с законодательством РФ об образовании государственная (итоговая) аттестация должна проводиться в обстановке, исключающей влияние негативных факторов на состояние их здоровья, и в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья; выпускников общеобразовательных учреждений, расположенных в труднодоступных и удаленных территориях; выпускников общеобразовательных учреждений прошлых лет; выпускников образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования и т.д.).

Анализ результатов эксперимента свидетельствует о том, что ЕГЭ является достаточно действенным инструментом оценки качества общего образования и в основном обеспечивает отбор поступающих в образовательные учреждения высшего профессионального образования, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы соответствующего уровня.

Основными задачами, решаемыми посредством введения ЕГЭ, являются:

—формирование системы объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений и абитуриентов, поступающих в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования;

—повышение доступности профессионального образования, в первую очередь, для способной молодежи из малообеспеченных семей и отдаленных от вузовских центров мест проживания;

—обеспечение преемственности общего и профессионального образования;

—обеспечение государственного надзора и управления качеством образования на основе независимой оценки подготовки выпускников.

Анализ социальных последствий эксперимента из года в год показывает, что наибольшее количество выпускников, выбирающих государственную (итоговую) аттестацию в форме и по материалам ЕГЭ, проживает в населенных пунктах сельского типа и районных городах (с населением до 100 тыс. чел.). В 2005 году данная категория участников ЕГЭ составила 56% от общего числа. Этот факт подтверждает значимость ЕГЭ как инструмента повышения доступности профессионального образования, и в первую очередь высшего профессионального образования, для абитуриентов, проживающих в местностях, удаленных от мест расположения высших учебных заведений.

Как уже было сказано, ЕГЭ представляет собой, с одной стороны, форму государственной (итоговой) аттестации лиц, освоивших образовательную программу среднего (полного) общего образования, а, с другой стороны, результаты ЕГЭ признаются образовательными учреждениями высшего и среднего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по соответствующим общеобразовательным предметам.

ЕГЭ проводится с использованием заданий стандартизированной формы (контрольных измерительных материалов). И в этом заключается главное отличие ЕГЭ от традиционных экзаменов, поскольку данные контрольно измерительные материалы представляют собой тестовые задания, разделенные на три категории сложности: «а», «в» и «с».

Экзаменационные работы в рамках ЕГЭ оцениваются баллами (по стобалльной системе) и отметками (по пятибалльной системе). Шкала перевода баллов ЕГЭ в 5-балльную систему оценивания ежегодно устанавливается Рособрнадзором по каждому общеобразовательному предмету.

Результаты ЕГЭ отражаются в свидетельстве о результатах ЕГЭ. Данное свидетельство выдается всем лицам, сдававшим ЕГЭ. Свидетельство выдается образовательным учреждением (органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, органом местного самоуправления, осуществляющим полномочия в сфере образования) и в нем проставляются баллы по каждому общеобразовательному предмету, сданному в рамках ЕГЭ.

Форма свидетельства о результатах ЕГЭ утверждена приказом Минобрнауки России от 15 февраля 2008 г. № 55[6].

Следует отметить, что свидетельство о результатах ЕГЭ не подменяет соответствующие документы государственного образца об уровне образования. Помимо свидетельства о результатах ЕГЭ лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования и прошедшим государственную (итоговую) аттестацию в форме ЕГЭ, выдается и документ государственного образца о соответствующем уровне образования.

Законом об образовании установлен срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ до 31 декабря года, следующего за годом его получения. Таким образом, у абитуриента, сдавшего ЕГЭ один раз, имеется еще одна попытка для поступления в высшее учебное заведение: первая в год сдачи ЕГЭ, а вторая на следующий год. Помимо этого, всем лицам, освоившим образовательные программы среднего (полного) общего образования в предыдущие годы, в том числе лицам, у которых срок действия свидетельства о результатах ЕГЭ еще не истек, предоставляется право сдавать ЕГЭ в любой последующий год в период проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся без ограничения. Таким образом, любому гражданину гарантируется возможность реализовать свое конституционное право на конкурсной основе бесплатно получить высшее профессиональное образование.

Лицам, проходившим военную службу по призыву и уволенным с военной службы, при поступлении в государственные и муниципальные высшие учебные заведения предоставляется право использовать результаты ЕГЭ, сданного ими в течение года до призыва на военную службу, в течение года после увольнения с военной службы.

При подаче заявления о приеме поступающие, сдававшие ЕГЭ, кроме установленного перечня документов, представляют по своему усмотрению оригинал или заверенную в установленном порядке копию свидетельства о результатах ЕГЭ. Поступающие, сдававшие ЕГЭ, могут подать документы в один или несколько высших учебных заведений одновременно. Допускается также направление документов по почте (заказным письмом).

В целях обеспечения преемственности перехода к ЕГЭ как к регулярной процедуре законодателем установлен переходный период, предусматривающий поэтапное введение ЕГЭ, которое завершится к 1 января 2009 г. Начиная с 2009 года ЕГЭ будет проводиться в «штатном» режиме уже на всей территории Российской Федерации. Порядок проведения ЕГЭ, а также государственной (итоговой) аттестации выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений и приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования с учетом введения ЕГЭ должен быть определен соответствующими нормативными правовыми актами Минобрнауки России.

При введении ЕГЭ сохраняется многовариантная модель приема в высшие учебные заведения, позволяющая наиболее полным образом реализовать принцип конкурсного отбора при приеме.

При переходе на систему поступления в высшие учебные заведения по результатам ЕГЭ в ряде случаев сохранятся традиционные вступительные испытания. В первую очередь, речь идет о приеме в высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия у поступающих лиц определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, которые нельзя выявить на основе ЕГЭ. При приеме на указанные направления подготовки (специальности) высшие учебные заведения вправе проводить дополнительные вступительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности по предметам, по которым не проводится ЕГЭ. Результаты таких дополнительных испытаний должны учитываться при проведении конкурса наряду с результатами ЕГЭ.

Перечень направлений подготовки (специальностей), по которым при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста могут проводиться указанные дополнительные испытания, утвержден приказом Минобрнауки России от 5 сентября 2008 г. № 256[7]. В указанный перечень вошли, например, следующие направления подготовки (специальности): журналистика, изящные искусства, физическая культура, художественное образование, музыкальное образование, изобразительное искусство, музыкальное искусство и т.д.

Государственным высшим учебным заведениям Правительством РФ также может быть предоставлено право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по иным направлениям подготовки (специальностям), в том числе и по тем общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ.

В соответствии с Правилами отбора государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2008 г. № 294[8], дополнительное вступительное испытание профильной направленности проводится в случае, если конкурс на поступление в высшее учебное заведение на соответствующее направление подготовки (специальность), проводимый на основании результатов ЕГЭ, не обеспечивает возможность отбора лиц, наиболее способных и подготовленных к освоению образовательной программы высшего профессионального образования.

Такие дополнительные вступительные испытания проводятся высшими учебными заведениями по профильным общеобразовательным предметам, соответствующим направлениям подготовки (специальностям). Соответствие профильного общеобразовательного предмета направлению подготовки (специальности) определяется Минобрнауки России.

Право проведения дополнительных вступительных испытаний профильной направленности на одно или несколько направлений подготовки (специальностей) может быть предоставлено высшему учебному заведению, в котором за 2 года, предшествующие году приема:

- число лиц, поступающих в высшее учебное заведение, имеющих высокий результат ЕГЭ по профильному общеобразовательному предмету, превышает не менее чем в 2 раза контрольные цифры приема лиц, обучающихся за счет средств соответствующего бюджета, установленные для высшего учебного заведения на соответствующее направление подготовки (специальность). При этом к лицам, имеющим высокие результаты ЕГЭ, относятся лица, набравшие при его сдаче количество баллов, соответствующее оценке «5» согласно шкале перевода баллов ЕГЭ в 5-балльную систему оценивания, ежегодно устанавливаемой Рособрнадзором по каждому общеобразовательному предмету;

- фактические результаты зачисления лиц на первый курс свидетельствуют о зачислении на соответствующее направление подготовки (специальность) на места в рамках контрольных цифр, оставшиеся после зачисления лиц, имевших право на поступление без экзаменов и вне конкурса в соответствии с законодательством Российской Федерации, только лиц, имевших высокие результаты ЕГЭ по профильному общеобразовательному предмету.

Отбор высших учебных заведений, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности в 2009 - 2010 годах, осуществляется исходя из показателей конкурса на поступление в высшие учебные заведения на соответствующие направления подготовки (специальности) и фактических результатов зачисления лиц на первый курс на соответствующие направления подготовки (специальности) только за один год, предшествующий году приема.

Перечень государственных высших учебных заведений, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности при приеме для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста и направлений подготовки (специальностей), по которым могут проводиться дополнительные вступительные испытания профильной направленности, утверждается Правительством Российской Федерации. Для включения в указанный перечень высшие учебные заведения, имеющие лицензию на право ведения образовательной деятельности и государственную аккредитацию по соответствующей образовательной программе, должны направить в Рособрнадзор свои предложения в срок до 15 сентября года, предшествующего году, в котором будет проводиться прием. Указанные предложения должны быть согласованы с органом государственной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение.

Особый порядок поступления установлен также в отношении государственных высших учебных заведений, обучение в которых связано с поступлением на государственную службу и наличием у граждан допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. К таким высшим учебным заведениям относятся Минобороны России, МВД России, ФСБ России и иных силовых структур. При поступлении в эти образовательные учреждения также могут проводиться дополнительные вступительные испытания, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции учредителя, данный орган также может определять условия зачисления в указанные высшие учебные заведения, это, обусловлено спецификой обучения в указанных образовательных учреждениях. Как правило, такое обучение сопряжено одновременно с прохождением военной службы, что накладывает ряд ограничений на абитуриентов, также к таким абитуриентам предъявляются требования, связанные с состоянием здоровья, уровнем физической подготовки и профессиональной пригодности.

Например, Инструкцией об условиях и порядке приема в военные образовательные учреждения высшего профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации, утвержденной приказом Минобороны России от 24 июля 2006 г. № 280[9], установлено, что профессиональный отбор кандидатов для зачисления в высшие учебные заведения курсантами проводится в целях определения возможности поступающих осваивать соответствующие военные образовательные программы и включает определение годности кандидатов к поступлению в высшее учебное заведение по состоянию здоровья и вступительные испытания. Указанные вступительные испытания помимо оценки уровня общеобразовательной подготовленности кандидатов состоят из определения категории профессиональной пригодности кандидатов на основе их социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования и оценки уровня физической подготовленности кандидатов.

В случае если государственные и муниципальные высшие учебные заведения осуществляют прием абитуриентов для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста не только по результатам ЕГЭ, но и по результатам проводимых в установленном порядке дополнительных вступительных испытаний, то перечень таких дополнительных вступительных испытаний, а также правила их проведения должны быть объявлены такими высшими учебными заведениями не позднее 1 февраля года, в котором будут проводиться соответствующие дополнительные вступительные испытания.

В части, не урегулированной законодательством Российская Федерация, в том числе нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, правила приема граждан в высшие учебные заведения, определяются учредителем и закрепляются в уставе высшего учебного заведения.

Прием в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам магистратуры проводится также на конкурсной основе. При этом правом на участие в конкурсе пользуются лица, успешно завершившие обучение по программам бакалавриата. Порядок приема в магистратуру государственных и муниципальных высших учебных заведений будет устанавливаться Минобрнауки России.

Прием граждан, обучающихся за счет средств федерального бюджета, осуществляется в пределах контрольных цифр. Контрольные цифры приема, а также квоты по целевому приему в высшие учебные заведения, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, устанавливаются ими ежегодно по согласованию с Минобрнауки России.

Контрольные цифры приема обучающихся в высшие учебные заведения субъектов РФ или муниципальных образований за счет средств соответствующих бюджетов определяются в порядке, устанавливаемом соответственно органами исполнительной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления.

Государственное или муниципальное высшее учебное заведение вправе осуществлять сверх финансируемых за счет средств соответствующего бюджета контрольных цифр приема студентов подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами. При этом объем приема указанных студентов подлежит согласованию с органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующее высшее учебное заведение, а общее количество обучающихся в высшем учебном заведении не должно превышать количество, установленное лицензией на право ведения образовательной деятельности.

Порядок приема обучающихся на места с оплатой стоимости обучения по соответствующим договорам физическими и (или) юридическими лицами определяется высшими учебными заведениями самостоятельно.

Комментируемый закон закрепляет целый перечень лиц, пользующихся при условии успешного прохождения вступительных испытаний правом внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные высшие учебные заведения. К ним в частности относятся:

—дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица в возрасте до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

—дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;

—граждане в возрасте до 20 лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте РФ;

—участники боевых действий.

Гражданам, уволенным с военной службы и поступающим в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, на основании рекомендаций командиров воинских частей, также предоставляется право внеконкурсного поступления при условии успешного прохождения вступительных испытаний. Однако, следует обратить внимание на то, что комментируемый Закон ограничивает указанных лиц в выборе высшего учебного заведения, предоставляя им право внеконкурсного поступления только в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, в то время как п. 5 ст. 19 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военно-служащих»[10] гарантирует им право внеконкурсного зачисления в любые государственные высшие заведения при условии успешного прохождения вступительных испытаний.

Гражданам, уволенным с военной службы предоставляется преимущественное право на поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения. Таким же правом пользуются и дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, дети лиц, погибших или умерших вследствие военной травмы либо заболеваний, полученных ими при участии в проведении контртеррористических операций и (или) иных мероприятий по борьбе с терроризмом.

Суть указанного права сводится к тому, что преимущество при поступлении в высшее учебное заведение предоставляется только перед теми лицами, кто по результатам конкурса набрал такие же показатели.

Преимущественное право на поступление в высшие учебные заведения, реализующие военные профессиональные образовательные программы, предоставляется также и гражданам, которым в установленном порядке присвоены спортивный разряд кандидата в мастера спорта, первый спортивный разряд или спортивное звание по военно-прикладному виду спорта, а также гражданам, прошедшим подготовку в военно-патриотических молодежных и детских объединениях.

В отношении победителей и призеров олимпиад школьников, проводимых в соответствии с порядком, утвержденным приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. № 285[11], законом установлен упрощенный порядок приема в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю олимпиады школьников.

В частности, при поступлении в государственные и муниципальные высшие учебные заведения победители и призеры олимпиады школьников по решению образовательного учреждения, в зависимости от уровня олимпиады, имеют право в течение одного года с момента утверждения списков победителей и призеров олимпиады на получение одной из следующих льгот:

- быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов по ЕГЭ по предмету, соответствующему профилю олимпиады;

- быть приравненными к лицам, успешно прошедшим дополнительные вступительные испытания профильной, творческой и (или) профессиональной направленности, предусмотренные комментируемой статьей, по предмету, соответствующему профилю олимпиады, в порядке, определяемом приемной комиссией образовательного учреждения;

- быть зачисленными в образовательное учреждение без вступительных испытаний на направления подготовки (специальности), соответствующие профилю олимпиады.

Победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Минобрнауки России, принимаются без вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по программам бакалавриата и программам подготовки специалиста по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всероссийской олимпиады школьников, международной олимпиады.

Чемпионам Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сур-долимпийских игр законом предоставлено право поступления в государственные и муниципальные высшие учебные заведения для обучения по направлениям подготовки (специальностям) в области физической культуры и спорта без вступительных испытаний.

Пункт 31 комментируемой статьи предоставляет право на внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения при условии успешного прохождения вступительных испытаний лицам, проходившим в течение не менее трех лет военную службу по контракту и уволенным с военной службы. При этом законодатель устанавливает ряд ограничений. Воспользоваться указанным правом могут только граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, СВР России, органах ФСБ России, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами. Это должно обеспечить привлекательность для молодежи военной службы по контракту на должностях рядового и сержантского состава. Кроме того, срок военной службы по контракту на указанных воинских должностях должен составлять не менее трех лет. Такое ограничение направлено на недопущение досрочного расторжения военнослужащими первого контракта о прохождении военной службы, поскольку в соответствии с Федеральным законом от 28 марта1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»[12], с гражданином, поступающим на военную службу на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание солдата, матроса, сержанта, старшины, первый контракт о прохождении военной службы заключается на три года. Данное ограничение заключается в том, что гражданин должен быть уволен с военной службы только по основаниям, предусмотренным подп. «б»—«г» п. 1, подп. «а» п. 2 и п. 3 ст. 51 указанного Федерального закона. К данным основаниям относится увольнение с военной службы:

—по истечении срока военной службы по контракту;

—по состоянию здоровья;

—в связи с организационно-штатными мероприятиями;

—в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении военнослужащего условий контракта;

—по семейным обстоятельствам;

—в связи с наделением военнослужащего полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации;

— в связи с избранием военнослужащего депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления, либо главой муниципального образования.

Увольнение по указанным основаниям возможно только при добросовестном исполнении обязанностей военной службы, и суть данного ограничения сводится к тому, что право на внеконкурсное поступление в высшее учебное заведение не предоставляется гражданам, недобросовестно исполнявшим свои обязанности при прохождении военной службы по контракту.

Помимо права на внеконкурсное поступление в государственные и муниципальные высшие учебные заведения при условии успешного прохождения вступительных испытаний указанной категории граждан также предоставляется право проходить подготовку к вступительным испытаниям в высшие учебные заведения на подготовительных отделениях федеральных государственных высших учебных заведений за счет средств федерального бюджета, в случае если такую подготовку они проходят впервые после окончания военной службы по контракту. Законодатель установил ограничение, согласно которому эти граждане принимаются на указанные подготовительные отделения только при наличии документов об образовании, необходимых для обучения по программам высшего профессионального образования в высших учебных заведениях. Это сделано для того, чтобы исключить подготовку за счет средств федерального бюджета к поступлению в высшие учебные заведения тех граждан, которые не обладают необходимым уровнем образования для обучения по программам высшего профессионального образования.

Порядок отбора федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших в течение не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами, старшинами, и уволенных с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами «б»-«г» пункта 1, подпунктом «а» пункта 2 и пунктом 3 статьи 51 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета утвержден приказом Минобрнауки России от 9 ноября 2007 г. № 302[13].

Отбор высших учебных заведений, на подготовительных отделениях которых будет осуществляться подготовка граждан, проходивших службу по контракту, к вступительным испытаниям за счет средств федерального бюджета проводится 1 раз в 3 года на основании следующих критериев:

- наличия лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам довузовской подготовки;

- наличия благоустроенного общежития;

- соответствия федеральным лицензионным требованиям к условиям осуществления образовательного процесса, позволяющее организовать подготовительное отделение с предельной численностью слушателей не менее 60 человек;

- укомплектованности штатов, позволяющей осуществлять довузовскую подготовку, в том числе углубленную, по общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ;

- обеспеченности образовательного процесса учебной литературой или иными информационными ресурсами и материально-техническим оснащением, позволяющей качественно осуществлять довузовскую подготовку, в том числе углубленную, по общеобразовательным предметам, по которым проводится ЕГЭ, и обеспечивать ими слушателей подготовительного отделения.

Перечень федеральных госудасрвтенных высших учебных заведений, прошедших указанный отбор, утвержден приказом Минобрнауки России от 3 июня 2008 г. № 167[14] и включает в себя 52 высших учебных заведения.

Комментируемая статья устанавливает ряд преимуществ при поступлении в государственные и муниципальные высшие учебные заведения также и лицам, продолжающим проходить военную службу по контракту. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, при условии успешного прохождения вступительных испытаний, пользуются правом внеконкурсного поступления в государственные и муниципальные высшие учебные заведения, а также на подготовительные отделения федеральных государственных высших учебных заведений для обучения за счет средств федерального бюджета с освоением образовательных программ по очно-заочной (вечерней) или заочной форме обучения.

Правила обучения военнослужащих, проходящих военную службу по контракту (за исключением офицеров), в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, утверждены постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2006 г. № 78[15].

Согласно указанным Правилам документом, подтверждающим право военнослужащего на внеконкурсное поступление (при условии получения положительных оценок на вступительных экзаменах) и обучение в государственном и муниципальном высшем учебном заведении, является направление на обучение в государственное и муниципальное образовательное учреждение, выдаваемое командиром воинской части, в которой военнослужащий проходит военную службу. Направления на обучение выдаются военнослужащим, получающим образование соответствующего уровня впервые.

Военнослужащим, поступившим в государственные и муниципальные высшие учебные заведения по направлениям на обучение и отчисленным из них за невыполнение учебного плана по неуважительным причинам, за нарушение устава высшего учебного заведения и (или) правил его внутреннего распорядка, новые направления на обучение могут быть выданы не ранее чем через три года после отчисления.

Порядок выдачи и учета направлений на обучение определяется руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Например, в соответствии с Порядком выдачи и учета направлений на обучение в гражданских образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования и на подготовительных отделениях (курсах) указанных образовательных учреждений военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации (за исключением офицеров), непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, утвержденным приказом Главного управления специальных программ Президента РФ от 8 августа 2006 г. № 17[16] для получения направления на обучение в гражданском образовательном учреждении кандидат на обучение подает по команде рапорт, в котором указывается: наименование гражданского образовательного учреждения, в которое желает поступить кандидат на обучение; срок непрерывной продолжительности военной службы по контракту на дату написания рапорта; имеющееся образование (когда и какое образовательное учреждение закончил); получал (не получал) ранее направление на обучение. К рапорту должна быть приложена копия документа об образовании.

В аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру и интернатуру государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций на конкурсной основе принимаются граждане РФ, имеющие высшее профессиональное образование, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра.

Конкурс при приеме в аспирантуру (адъюнктуру) проводится по результатам вступительных экзаменов. Согласно п. 40 Положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г. № 814[17], поступающие в аспирантуру (адъюнктуру) сдают следующие конкурсные вступительные экзамены:

—специальную дисциплину;

—философию;

—иностранный язык, определяемый образовательным учреждением (научной организацией) и необходимый аспиранту для выполнения диссертационного исследования.

Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе наиболее подготовленных к научной работе и научно-педагогической деятельности.

Обучение в аспирантуре (адъюнктуре) государственных и муниципальных высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций может осуществляться как в очной, так и в заочной форме, при этом обучение в очной форме не может превышать три года, а в заочной форме — четыре года.

Клиническая ординатура является одновременно и формой получения послевузовского профессионального образования и формой непрерывного профессионального образования врачей, проводимого с целью подготовки или переподготовки специалистов отрасли, а также повышения их квалификации.

В соответствии с п. 9 Положения о клинической ординатуре, утвержденного приказом Минздрава России от 17 февраля 1993 г. № 23[18], правила приема в клиническую ординатуру (условия, порядок и сроки приема, количество и формы проведения экзаменационных испытаний, критерии оценок) устанавливаются учреждениями, осуществляющими подготовку врачей в клинической ординатуре, утверждаются решением ученых советов этих учреждений, и должны быть опубликованы не позднее, чем за три месяца до приема документов.

Продолжительность обучения в клинической ординатуре составляет два года. В отдельных случаях в зависимости от специальности подготовки срок обучения в клинической ординатуре может быть увеличен до 5 лет по представлению ученого совета учреждения, осуществляющего подготовку клинических ординаторов.

Интернатура также как и клиническая ординатура представляет собой и форму получения послевузовского профессионального образования и форму первичной годичной послевузовской подготовки, являющейся основанием для занятия лицами, освоившими образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования, соответствующих должностей.

В докторантуру высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций принимаются граждане РФ, имеющие степень кандидата наук. Приказ о зачислении в докторантуру издается на основании заключения соответствующей кафедры (отдела, лаборатории, сектора) и решения ученого совета образовательного учреждения или научно-технического совета научной организации.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок подготовки докторантов не может превышать трех лет.

Прием иностранных граждан в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, научных организаций осуществляется в соответствии с международными договорами и межправительственными соглашениями Российской Федерации, а также по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами.

Постановлением Правительства РФ от 18 июня 2008 г. № 463 «О порядке приема лиц без гражданства в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций»[19] установлено, что прием лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, в аспирантуру (адъюнктуру), ординатуру, интернатуру и докторантуру высших учебных заведений, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций осуществляется в порядке, предусмотренном для граждан РФ.

Пункт 7 комментируемой статьи закрепляет возможность получения высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам высшего профессионального образования. Устанавливая такую возможность, законодатель одновременно установил и ряд ограничений. Допускается получение высшего профессионального образования лишь по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата. Получение высшего профессионального образования по сокращенным программам подготовки специалиста и программам магистратуры не допускается.

Возможность получения высшего профессионального образования по сокращенным или ускоренным программам бакалавриата установлена только для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля, а также по решению ученого совета высшего учебного заведения в порядке, определенном Минобрнауки России, а также может быть установлена для лиц, уровень образования или способности которых являются достаточным основанием для получения высшего профессионального образования по сокращенным или по ускоренным программам.

Условия освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки утверждены приказом Минобразования России от 13 мая 2002 г. № 1725[20]. Согласно указанным Условиям освоение лицами сокращенной или ускоренной программы осуществляется на добровольной основе на основании заявления поступающего или студента. Заявление об обучении по сокращенной программе может быть подано как при подаче документов для поступления в высшее учебное заведение, если оно осуществляет прием для обучения по сокращенным программам, так и после зачисления на освоение основной образовательной программы с полным сроком обучения. Заявление же о желании обучаться по ускоренной программе может быть подано только после прохождения первой промежуточной аттестации в высшем учебном заведении.

Решение о возможности обучения студента по сокращенной или ускоренной программе принимается ученым советом высшего учебного заведения (факультета) и должно быть оформлено соответствующим локальным актом.

В пункте 8 комментируемой статьи закреплены принципы реализации образовательных программ высшего профессионального образования: обеспечение высшим учебным заведением обучающимся необходимых условий для получения качественного образования, запрет на использование антигуманных, а также опасных для жизни или здоровья обучающихся методов обучения.

Одним из основных элементов механизма реализации образовательных программ высшего профессионального образования является учебная и производственная практика, предусмотренная государственными образовательными стандартами высшего и послевузовского профессионального образования. Согласно пункту 9 комментируемой статьи учебная и производственная практика осуществляется на основе договоров между высшими учебными заведениями и предприятиями, учреждениями и организациями, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации независимо от их организационно-правовых форм предоставляют места для прохождения практики студентов высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию. Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования утверждено Приказом Минобразования России от 25 марта 2003 года № 1154[21].

Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и другие. Перечень этапов учебных практик в учебных мастерских по основной образовательной программе высшего профессионального образования определяется вузом.

Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т.п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная практики. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.

Цели и объемы практики, а также требования к ее организации определяются соответствующими государственными образовательными стандартами по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования.

Организация учебной и производственной практик на всех этапах должна быть направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Учебная практика может проводиться в структурных подразделениях высшего учебного заведения или на предприятиях, в учреждениях и организациях. Производственная, в том числе преддипломная, практики студентов проводятся, как правило, на предприятиях, в учреждениях и организациях.

Завершающей стадией реализации образовательных программ высшего профессионального образования является государственная итоговая аттестация (выпускная квалификационная работа, государственный экзамен, диссертация), требования к которой определяются государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Положение об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, утверждено Приказом Минобразования России от 25 марта 2003 г. № 1155 [22].

Целью итоговой государственной аттестации является установление уровня подготовки выпускника высшего учебного заведения к выполнению профессиональных задач и соответствия его подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и компонент образовательного учреждения). Итоговая государственная аттестация выпускников проводится в аккредитованных высших учебных заведениях (и их филиалах) по всем основным образовательным программам высшего профессионального образования, имеющим государственную аккредитацию. К итоговым аттестационным испытаниям, входящим в состав итоговой государственной аттестации, допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлению подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний, входящих в итоговую государственную аттестацию, выпускнику высшего учебного заведения присваивается соответствующая квалификация (степень) и выдается диплом государственного образца о высшем профессиональном образовании.

Лица, обучающиеся в высших учебных заведениях, не имеющих государственной аккредитации, или успешно окончившие их, имеют право на текущую и итоговую государственную аттестацию в высших учебных заведениях, имеющих государственную аккредитацию, на условиях экстерната. Экстернат в государственных и муниципальных высших учебных заведениях осуществляется в порядке, предусмотренном Положением об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации от 14 октября 1997 г. № 2033[23].

Государственная итоговая аттестация при реализации образовательных программ высшего профессионального образования осуществляется путем защиты выпускной квалификационной работы и проведения государственного экзамена.

Конкретный перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний устанавливается государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования в части требований к итоговой государственной аттестации выпускника.

Выпускные квалификационные работы выполняются в формах, соответствующих определенным ступеням высшего профессионального образования: для квалификации (степени) "бакалавр" - в форме бакалаврской работы; для квалификации "дипломированный специалист" - в форме дипломной работы (проекта); для квалификации (степени) "магистр" - в форме магистерской диссертации.

Темы выпускных квалификационных работ определяются высшим учебным заведением. Студенту может предоставляться право выбора темы выпускной квалификационной работы в порядке, установленном высшим учебным заведением, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности ее разработки. Для подготовки выпускной квалификационной работы студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты. Бакалаврские работы могут основываться на обобщении выполненных курсовых работ и проектов и подготавливаться к защите в завершающий период теоретического обучения. Выпускные квалификационные работы, выполненные по завершении основных образовательных программ подготовки специалистов и магистров, подлежат рецензированию. Порядок рецензирования устанавливается высшим учебным заведением.

Условия и сроки выполнения выпускных квалификационных работ устанавливаются ученым советом высшего учебного заведения на основании указанного Положения, соответствующих государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования в части, касающейся требований к итоговой государственной аттестации выпускников, и рекомендаций учебно-методических объединений высших учебных заведений.

Программы государственных экзаменов (по отдельным дисциплинам, итоговый междисциплинарный экзамен по направлениям подготовки (специальностям) и т.п.) и критерии оценки выпускных квалификационных работ утверждаются высшим учебным заведением с учетом рекомендаций учебно-методических объединений вузов. Итоговые аттестационные испытания, входящие в перечень обязательных итоговых аттестационных испытаний, не могут быть заменены оценкой качества освоения образовательных программ путем осуществления текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации студента.

Государственная итоговая аттестация проводится государственными аттестационными комиссиями, которые действуют в течение одного календарного года. Основными функциями государственной аттестационной комиссии являются:

определение соответствия подготовки выпускника требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и уровня его подготовки;

принятие решения о присвоении квалификации (степени) по результатам итоговой государственной аттестации и выдаче выпускнику соответствующего диплома государственного образца о высшем профессиональном образовании;

разработка рекомендаций, направленных на совершенствование подготовки студентов, на основании результатов работы государственной аттестационной комиссии.

Государственную аттестационную комиссию возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность всех экзаменационных комиссий, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Председателем государственной аттестационной комиссии утверждается, как правило, лицо, не работающее в данном высшем учебном заведении, из числа докторов наук, профессоров соответствующего профиля, а при их отсутствии - кандидатов наук или крупных специалистов предприятий, организаций, учреждений, являющихся потребителями кадров данного профиля. При необходимости председатель государственной аттестационной комиссии должен отвечать требованиям, предъявляемым к специалистам, связанным с работами по закрытой тематике. Председатель государственной аттестационной комиссии утверждается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится высшее учебное заведение. Для негосударственных и муниципальных высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, а также государственных высших учебных заведений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, председатели государственных аттестационных комиссий утверждаются Минобрнауки России по представлению учредителя (учредителей). Председатель государственной аттестационной комиссии может возглавлять одну из экзаменационных комиссий и принимать участие в работе любой из них на правах ее члена.

Для проведения итоговой государственной аттестации в высшем учебном заведении, филиале вуза ректором высшего учебного заведения формируются (после утверждения председателя государственной аттестационной комиссии) государственные аттестационные комиссии по каждой основной образовательной программе высшего профессионального образования.

Государственная аттестационная комиссия по основной образовательной программе высшего профессионального образования состоит из экзаменационных комиссий по видам итоговых аттестационных испытаний, предусмотренных государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. По решению ученого совета высшего учебного заведения по итоговым аттестационным испытаниям может быть сформировано несколько экзаменационных комиссий, а также организовано несколько государственных аттестационных комиссий по одной основной образовательной программе высшего профессионального образования.

В состав государственной аттестационной комиссии филиала вуза в качестве заместителя председателя входит представитель высшего учебного заведения.

Экзаменационные комиссии формируются из профессорско-преподавательского состава и научных работников выпускающего высшего учебного заведения, а также лиц, приглашаемых из сторонних организаций: специалистов предприятий, учреждений и организаций - потребителей кадров данного профиля, ведущих преподавателей и научных работников других высших учебных заведений. Председатели экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний являются заместителями председателя государственной аттестационной комиссии. Состав экзаменационных комиссий по отдельным видам итоговых аттестационных испытаний утверждается ректором высшего учебного заведения.

Защита выпускной квалификационной работы (за исключением работ по закрытой тематике) проводится на открытом заседании экзаменационной комиссии с участием не менее двух третей ее состава. Процедура приема государственных экзаменов устанавливается высшим учебным заведением (кроме случаев, где это устанавливается федеральным органом управления образованием, в ведении которого находится высшее учебное заведение). Результаты любого из видов аттестационных испытаний, включенных в итоговую государственную аттестацию, определяются оценками "отлично", "хорошо", "удовлетворительно", "неудовлетворительно" и объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний экзаменационных комиссий. К защите выпускной квалификационной работы допускается лицо, успешно завершившее в полном объеме освоение основной образовательной программы по направлениям подготовки (специальности) высшего профессионального образования, разработанной высшим учебным заведением в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и успешно прошедшее все другие виды итоговых аттестационных испытаний.

Решение о присвоении выпускнику квалификации (степени) по направлению подготовки (специальности) и выдаче диплома о высшем профессиональном образовании государственного образца принимает государственная аттестационная комиссия по положительным результатам итоговой государственной аттестации, оформленным протоколами экзаменационных комиссий. Решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий принимаются на закрытых заседаниях простым большинством голосов членов комиссий, участвующих в заседании, при обязательном присутствии председателя комиссии или его заместителя. При равном числе голосов председатель комиссии (или заменяющий его заместитель председателя комиссии) обладает правом решающего голоса. Все решения государственной аттестационной и экзаменационных комиссий оформляются протоколами.

Лицам, завершившим освоение основной образовательной программы и не подтвердившим соответствие подготовки требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования при прохождении одного или нескольких итоговых аттестационных испытаний, при восстановлении в вузе назначаются повторные итоговые аттестационные испытания в порядке, определяемом высшим учебным заведением. Повторное прохождение итоговых аттестационных испытаний, как правило, назначается не ранее чем через три месяца и не более чем через пять лет после прохождения итоговой государственной аттестации впервые. Повторные итоговые аттестационные испытания не могут назначаться высшим учебным заведением более двух раз.

Лицам, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других исключительных случаях, документально подтвержденных), должна быть предоставлена возможность пройти итоговые аттестационные испытания без отчисления из вуза. Дополнительные заседания государственных аттестационных комиссий организуются в установленные высшим учебным заведением сроки, но не позднее четырех месяцев после подачи заявления лицом, не проходившим итоговых аттестационных испытаний по уважительной причине.

Отчеты о работе государственных аттестационных комиссий заслушиваются на ученом совете высшего учебного заведения и вместе с рекомендациями о совершенствовании качества профессиональной подготовки специалистов представляются учредителю в двухмесячный срок после завершения итоговой государственной аттестации. Протоколы итоговой государственной аттестации выпускников хранятся в архиве высшего учебного заведения.


[1] СЗ РФ. 2001. № 9. Ст. 859.

[2] БНА. 2002. № 20.

[3] СЗ РФ. 2003. № 49. Ст. 4778.

[4] СЗ РФ. 2005. № 10. Ст. 849.

[5] СЗ РФ. 2006. № 2. Ст.197.

[6] Российская газета. 2008. 14 март.

[7] Российская газета. 2008. 1 окт.

[8] СЗ РФ. 2008. № 17. Ст. 1888.

[9] БНА. 2006. № 43.

[10] СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.

[11] Российская газета. 2007. 1 дек.

[12] СЗ РФ. 1998. № 13. ст. 1475.

[13] БНА. 2007. № 51.

[14] Бюллетень «Официальные документы в образовании». 2008. № 18.

[15] СЗ РФ. 2006. № 7. Ст. 789.

[16] БНА. 2006. № 40.

[17] БНА. 1998. № 20.

[18] БНА РФ. 1993. № 6.

[19] СЗ РФ. 2008. № 25 ст. 2992.

[20] БНА. 2002. № 38.

[21] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 37.

[22] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2003. № 33.

[23] Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 1997. № 23.